Анализ стихотворения С. Есенина "Свищет ветер,серебряный ветер..."
статья по литературе по теме
Статья посвящена анализу образного строя и языка есенинского стихотворения , в котором лирический герой размышляет о жизни, о ее изменчивости и быстротечности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_poeticheskogo_teksta_esenina.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения С. Есенина
«Свищет ветер, серебряный ветер…»
В поэтической стране, где живет автор, все есенинское. Каждое стихотворение – только деталь общей картины. Е.Винокуров
Исходя из сказанного, попытаюсь прочесть стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…», которое С.Есенин написал в 1925 году, году его воскресения и году смерти поэта. Несомненно, он с тревогой и болью переживал ломку старого уклада жизни. В его стихах появляются грустные ноты… Поэт мечется в поисках решения тех вопросов, которые перед ним ставит жизнь. Лишь постепенно тревога в его стихах ослабевает, Есенин признается в спокойном отношении к былому, все больше верит в будущее и живет настоящим.
Пристальнее вглядываюсь и вдумываюсь в образный строй этого стихотворения, в его язык, чтобы понять, почему считается, что создано оно мастером слова.
Стихотворение «Свищет ветер, серебряный ветер…», как мне кажется, является примером так называемой медитативной лирики с элементом риторического обращения. Но можно сказать, что это и стихотворение – раздумье с философской основой. Передо мной размышления лирического героя о жизни, о ее изменчивости и быстротечности. Звучит мотив смирения, но и мотив возрождения к новой жизни.
Лирический герой в стихотворении – «тень» поэта. Его можно даже отождествлять с автором. Всем известно, что биография С.Есенина, естественность и исповедальная открытость его душевного мира лежит в основе каждого произведения поэта. Герой есенинского стихотворения постоянно заявляет о себе, его образ на первом месте: «…Я не жалею», « Я не печален», « Я уж взволнован», «Я скачу…». Синонимом «Я» лирического героя является «Я» поэта. В этом «Я» – его личное отношение к происходящему, состояние его души. Местоимение «я» в стихотворении употребляется вместе с глаголами настоящего времени. Это, по-моему, говорит о том, что и мысли, и чувства героя - в действии, в настоящем. Для Есенина жизнь – это, конечно же, действие, личное действие. В образе героя проскальзывает ощущение кровной, смертной связи со всем живым на свете. Он открыт миру, благодарно его принимает.
В основе сюжета – душевные переживания лирического героя. Стихотворение начинается стремительно. Об этом говорит глагол «свищет». Зимняя пора. Дует ветер, поднимая снежную метель. В первой строфе стихотворения – картина зимней природы. Пейзаж у Есенина внутренний - это пейзаж души лирического героя. Природа у Есенина тоже живая, и у нее с человеком общий дом – Земля - и одна судьба.
Разыгравшаяся стихия – метель, ветер – в стихотворении является символом перемен и в природе, и в человеческой душе, ведь люди – дети природы. Всепоглощающая связь природы с человеком отражена, как мне думается, особенно в этом стихотворении.
Образ метели, снежной непогоды часто встречается в творчестве Есенина позднего периода.
Снежная пурга символизирует буйство человеческих чувств. Но эти чувства, по-моему, связаны и с мотивом утраты, горького сожаления о совершенных ошибках. Картина зимней природы и образ лирического героя сливаются воедино. Кажется, что зима своим снежным покрывалом скрыла всю ту черноту, которая омрачала душу. Лирический герой пытается осмыслить происходящее, поверить в будущее. «Серебряный ветер»… Поэт употребляет эпитет «серебряный», может быть, потому, что мелкие снежинки, крупинки снега взмывают в воздух из-за резких порывов ветра и блестят, искрятся на солнце как серебро.
Цветовая гамма есенинского стихотворения способствует передаче тончайших состояний человеческой души. Серебряный цвет близок к белому, а белый цвет - цвет новизны и чистоты, чистоты в природе и в душе лирического героя.
Снежный шелест и шум… Я слышу его, а помогает мне поэт. Он умело пользуется одним из поэтических приемов усиления выразительности речи, одним из видов звукоподражания – аллитерацией, которую использует во второй строке первой строфы: «В шелковом шелесте снежного шума…». Это экспрессивный центр стихотворения, он чудесно влияет на мысли и чувства и помогает представить прекрасную, очаровывающую картину зимы.
Звуковое воздействие дополняется блистательными метафорическими эпитетами «шелковый шелест», «снежный шум». Снежный покров уподобляется шелку, а снежное покрывало, подобное шелковому, так же шелестит.
Звуковое воздействие на читателя оказывают фигуры поэтического синтаксиса - анафоры, которые усиливают эмоциональное впечатление: «В шелковом шелесте… \В первый раз…», а также «Я уж взволнован…\ Я уже в ней…».
Особенно в первой строфе в звуковом составе преобладают гласные «е» и «и», которые являются ассонансом в стихотворении и придают ему определенный ритм, ритм обновления и перемен. Слова «живые», они «взлетают» как серебряный ветер.
Звуки «е» и «и» – высокие. Они употребляются поэтом, чтобы показать оптимистическое настроение героя. Он возродился, его мысли обновились. Мне кажется, что эти гласные поднимают на еще более высокий уровень экспрессивность произведения. Гласные звуки автор использует и в последней строфе, где призывает читателя:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете…
Вернусь к началу стихотворения… Возможно, есенинский герой сидит у окна, смотря на эту разыгравшуюся непогоду, рассуждает о своей жизни, о том, чем сейчас полна его душа, вспоминает о прошлом.
Чувства бурлят и свищут, как порывы ветра. Образ ветра в стихотворении символизирует стихию, которая разыгралась и в народной жизни. Это и образ свободы мысли лирического героя. Он замечает в себе что- то новое, ранее ему неведомое.
«… Так я еще никогда не думал», - восклицает он. Будто бы в нем что-то умерло, но и одновременно родилось новое отношение к жизни и к ее ценностям. Может быть, лишь в этот миг, видя снежную метель, слыша её шум, он в первый раз это замечает и подвергается своеобразному воскрешению, обретает новую веру в смысл жизни.
Те композиционные приёмы и та поэтика, которыми владеет автор, помогают понять происходящее в человеческой душе.
Как мне кажется, в этом стихотворении поэт использует «олицетворение наоборот». Состояние природы отождествляется с состоянием человека.
Стихотворение написано дольником на дактилической основе, рифма перекрёстная, неточная женская, что создаёт особенность его звучания. Большую роль играют ударения, придающие стихотворению определённый ритм, помогают автору сконцентрировать внимание читателя на словах, имеющих смысловую нагрузку: «Жить нужно легче, жить нужно проще…».
Ритм стиха приобретает своеобразный жизнеутверждающий характер из-за частых пропусков слогов. Поэт мастерски пользуется пропусками отдельных слов, тем самым придаёт фразе дополнительный динамизм:
В первый раз я в себе заметил -
Так я ещё никогда не думал…
Предпочтение из всех частей речи Есенин отдаёт глаголу. Первое слово стихотворения – глагол несовершенного вида - «свищет». Поэт с самого начала строит своё стихотворение на действии. Движение ветра – это и стремительные перемены в жизни. Ещё не всё закончилось, жизнь продолжается.
Эта мысль подтверждается одним из приемов поэтического синтаксиса – бессоюзием. Бессоюзие – один из самых удачных приёмов для передачи стремительности событий жизни и явлений природы. Конец стихотворения – это тоже призыв к действию.
Поэтом применяются частые повторы слов. Они мотивируются лирическими переживаниями и мыслями героя: «полюбилась», «счастье», «удача», «жить нужно» – все эти слова повторяются, именно на них заостряет внимание Есенин. Повторы роднят есенинские строки с народной песней.
Стихотворение имеет стройную композицию, которая служит яркому выражению глубокого психологического содержания.
В начале стихотворения автор вводит тему, которую в дальнейшем и развивает. Мне кажется, что его слова: «Так я ещё никогда не думал…» – это своеобразный тезис, выражение определённой мысли лирического героя, на которой строится всё стихотворение. Ветер перемен принёс новое: признание ценности жизни, её быстротечности. Герой пытается поймать каждый миг этой жизни на земле, он словно преодолел свою грусть и растерянность… Колесо истории не повернуть назад. Нет ни следа печальным вчерашним размышлениям: «Я не жалею, и я не печален…» - восклицает он, возвращается к родным привычным ощущениям. Несмотря на то, что на окошках гнилая сырость, он всё равно верит в лучшее. «Гнилая сырость олицетворяется, по-моему, с негативными сторонами жизни. Эпитет «гнилая» поэт использует для того, чтобы передать ощущение от тех былых тёмных и мерзких отпечатках в душе, которые уходят или уже ушли в прошлое. Им он долгое время пытался сопротивляться всеми силами, а сейчас приходит смирение. Ему «полюбилась» новая жизнь. Герой понимает, что всё прошлое должно отступить на второй план и уйти из его души, освободив место каким-то другим, более светлым идеалам и ценностям. И это происходит потому, что жизнь есенинский герой начинает видеть под другим углом зрения. Он пытается просто и прямо воспринимать всё, искренне любить жизнь в прямом смысле этого слова, как в самом начале, может, ещё в детстве или ранней юности, когда человек просто живёт и искренне радуется миру. Лишь с годами он всё глубже и глубже погрязает в болото каких-то навязанных ему жизнью законов, противоестественных человеческой природе и придуманных самими же людьми. Поэт и его лирический герой заново влюбляются в жизнь, помня при этом прошлое.
Их отныне волнуют обычные человеческие радости. Они научились принимать жизнь такой, какая она есть:
Взглянет ли женщина с тихой улыбкой –
Я уж взволнован. Какие плечи!
«Тихая улыбка» – этот эпитет Есенин использует недаром. Наверно, поэт хочет сказать о мягкости и женственности, которая покоряет его. Эта улыбка вдохновляет, а подёргивание плеч, природная женская красота – волнует и восхищает. Поэт ценит живую красоту. Красота в его понимании вечна, это что-то земное.
Герой радуется русской тройке – символу России, его России, его отечества, которое он продолжает безумно любить, чтит русский народ, его национальный характер! Может быть, есенинский герой мысленно уносится вдаль вместе с тройкой по «зыбкой дороге далече». Поэт использует архаизм «далече» для того, чтобы показать связь времен. Основу же поэтической лексики Есенина составляют общеупотребительные слова. Интересен эпитет «зыбкая». Что хочет сказать поэт? Почему называет дорогу «зыбкой». Может этот эпитет говорит об изменчивости, неустойчивости выбранного пути. А может герой чувствует какую-то неуверенность в будущем…. Субъективное время у Есенина выражается через движение сквозных образов. В данном случае это «тройка», «дорога», «земля». Образ дороги очень важен для есенинского творчества. В стихотворении «Свищет ветер, серебряный ветер…», по-моему, дорога символизирует жизненный путь героя и его страны из прошлого в будущее.
В произведении поэт пользуется также одним из распространенных приемов поэтического синтаксиса – инверсией: «дорогой зыбкой», «землей любимой», «счастье людское»… Этот прием помогает поэту обратить внимание читателя на ключевые, особо значимые слова, которые способствуют раскрытию авторского замысла, а также участвуют в создании стихотворной рифмы.
Четвертая и пятая строфы стихотворения – это обращение восклицательного характера. Поэт подводит итог своему разговору с читателем и делится мыслями о том, что для него есть счастье и удача в жизни. Есенин, переживший свое «увядание» пришел к осознанию мимолетности и невозвратимости жизни. Он, как и его предшественник - Пушкин, благословляет быстротечную, но прекрасную жизнь. Возможно, автор приходит к выводу, что человек должен вместо тягостных раздумий и переживаний по поводу несправедливости и пороков окружающего мира понапрасну не ронять слезы, так как каждый раз эти слезы уносят драгоценные минуты жизни. Какой-то миг удачи ускользает, а его можно было поймать, использовать для улучшения своей жизни и жизни других людей. Для Есенина смысл бытия не только в наслаждениях, но и в любви к людям и ко всему живому на земле. Земля создана и существует для счастливой людской жизни.
Образ Земли у поэта – всеобъемлющий. Это место, где живут люди, а, умирая, уходят в землю эту…
В четвертой строфе автор использует синтаксическую несогласованность частей предложения – анаколуф - как средство выразительности для усиления глубины своей мысли. В жизни все лучшие мгновения пролетают слишком быстро. Если наступают трудные дни и минуты, то человек думает об удаче.
Я уже сказала, что композиция есенинского стихотворения подчинена его содержанию, Поэт использует своеобразные ступени развития темы, а начало и конец связаны друг с другом. Эта связь имеет форму кольца. В конце произведения, в пятой строфе, Есенин возвращается к начально заданной теме. Время не уходит бесследно! Прошлое живет в настоящем, а из этого двойного сплава вырастает будущее. Автор поэтически соединяет, сливает краткий миг человеческой жизни с вечным потоком истории…
Композиционное кольцо придает стихотворению завершенность, законченность по смыслу и форме, т.к. заданной теме подводится итог. Своеобразием этого произведения является изменение второй части этого кольца. Движение мысли лирического героя обоснованно приводит к определенному выводу - ответу на поставленную проблему. Поэт, зрелый поэт, глубоко осмысливает многие жизненные ситуации, старается разобраться в своих переживаниях. В конце стихотворения Есенин объясняет:
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер
Поэт использует метафору, оживляет образ ветра, отождествляет с человеком, тем самым показывая, что движения ветра так же стремительны, как и жизнь. Причинное наречие «почему» нельзя здесь считать случайным. Оно, несомненно, сознательно и мотивируется особенностями жизненной судьбы поэта, своеобразием его миропонимания и отношений с людьми. Герой Есенина понимает, что главные ценности в жизни не должны отступать на второй план и приходит к осознанию того, что в жизни возможно и смирение, и борьба. Человеку надо жить, принимая все, что ему дается. Это закон жизни, закон христианской морали. Есенин ведь недаром использует просторечное слово «обалдев». Он хочет, чтобы его мысли были доступны каждому читателю. Человек может и должен жить так же вольно и быть раскрепощенным, как обалдевший от свободы «серебряный ветер», который со всей мощью и свистом поглощает природную стихию. Есенин, по – моему, хочет сказать, что острая борьба в его душе привела не к отрицанию жизни, а к ее утверждению и принятию.
Для поэта жизнь – это уже счастье. Можно предположить, что разговор поэта и читателя окончен…. Но, снова прикасаясь к есенинским строкам, ощущаешь новизну мыслей и чувств… Есенин правдив в своем творчестве и перед своей совестью. Он признает ошибки и радуется всему тому, что его окружает. Но самое главное, он любит Родину и людей, живущих на этой прекрасной Земле!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.
Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)
Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...