Урок-конференция
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Файзетдинова Миннур Гарафутдиновна

Урок-конференция по произведениям В.Астафьева    «Царь-рыба», Б.Васильева « Не стреляйте белых лебедей», Ч.Айтматова « Плаха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkoe_soderzhanie_romana_takovo.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок-конференция по произведениям В.Астафьева    «Царь-рыба», Б.Васильева « Не стреляйте белых лебедей», Ч.Айтматова « Плаха».

                           

Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе, формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся.

 Оборудование: эмблема урока , портреты писателей, презентация по содержанию урока, презентация « Экологическое воспитание в школе»

Эпиграф к уроку: «Человек, сила твоя велика. Распорядись ею мудро, иначе погибнешь!»

               

                                          Ход урока

1.Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Сегодняшняя наша читательская конференция посвящается теме человека и природы в произведениях русских писателей. И мне хотелось бы открыть ее словами В.И. Вернадского: « Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно. Человек настоящего времени представляет из себя геологическую силу…». Эти строчки я прочитал неслучайно. Проблема экологии выходит сейчас на первый план. Многочисленные факты свидетельствуют , что человек вступил в сложный конфликт с природой. В защиту природы поднялись самые гуманные люди нашего общества.Среди них есть и писатели, которые бьют тревогу в своих произведениях, призывая людей быть благоразумными по отношению к природе. Некоторые из них присутствуют сегодня на нашем уроке- конференции: В. Астафьев, Ч.Айтматов. Б Васильев. А также приглашены Зоолог, Биолог. Эколог,  юные натуралисты

Ученица: Недавно на уроке литературы мы прочитали роман в.Астафьева « Царь-рыба».

Краткое содержание романа таково: Браконьер Игнатьич на Енисее поймал огромную рыбу- осетра. Но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил. Запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь- рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался  от добычи. В конце рыба освобождается и уходит. Нам бы хотелось узнать об истории создания вашего произведения.

 В.П. Астафьев:  Государство серьезно заботится о сохранении уникальных природных богатств: создаются заповедники, создаются правила обращения с природой. На карте заповедников России можно увидеть и созданный в Туруханском районе заповедник на Енисее. Люди не боясь нарушают гармонию между собой и природой. Их нельзя останавливать и юридическими законами.Свою боль за природу я пытался выразить в этом романе и повлиять на поступки земляков, призывать их к милосердию, чуткости.

Учитель: Спасибо, Виктор Петрович. Ребята, давайте немного обсудим произведение. Первый вопрос: Чем вызвана опасная работа Игнатьича?

Ответы учащихся:  Опасная работа Игнатьича вызвана не стремлением избыть голод. Обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и « братьев наших меньших»

 Учитель: Как относится герой к своей жертве?

Ответы учащихся: -Называет рыбу Царь-рыбой; -«Уходи!»- дубасит рыбину по башке;   -Уговаривает рыбу скорее умереть:   « Ну.что тебе! Все равно околеешь»; Отвращение к рыбе: « Почему же я раньше не замечал. Какая это отвратная рыба на вид!...все-все отвратно. Тошнотно, похабно!)какие символические картины встретились в романе?

Ответы учащихся: Царь-рыба и сам является олицетворением жадности, она кажется уже оборотнем; « Иди . рыба, иди! » -говорит Игнатьич в конце. Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит и самой жизни от погубления человеком.

Учитель: Виктор Петрович, как же вы выразили свое отношение к главному герою?

Астафьев:В опасности в нем пробудилась человечность и тогда Игнатьич думает о себе и о многих себе подобных . Цитирую : «Из-за нее . из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой клятой»

 Учитель: Итак , ребята, идея романа в чем заключается?

Ответы учащихся:

-Протест против хищничества.

-Вмешиваясь в жизнь природы , грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление.

-Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть,

 и к себе самому.

- Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение.

Председатель читательской конференции: Великий немецкий поэт И.В.Гете сказал: « Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них».Нам только остается согласиться с ним. Давайте послушаем зоолога.

 Зоолог: « Самый страшный зверь на Земле»- так гласит надпись на клетке при входе в один из западноевропейских заповедников. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь, он видит самого себя: за решеткой установлено зеркало. Так ли безосновательно эта надпись? К сожалению , нет. за последние 1000 лет человеком истреблено более 140 видов птиц и более 100 видов млекопитающих. Осетр- один из занесенных в Красную книгу рыб. В пределах  РТ после образования в 1956 г. Куйбышевского водохранилища осетр ( а в наших водах встречается всего 2 вида осетровых: белуга и осетр русский) стал редким , единичным.  Отрицательно повлияло на распространение осетра и регулирование стоков Волги. Однако известен случай – в феврале 1983 г. в районе устья р. Камы был пойман самец белуги массой 207 кг. Но в последние 10-летие в уловах не встречается. Восстановление запасов возможно лишь за счет искусственного воспроизводства и пропуска производителей на нерест.

 Председатель конференции: Продолжим наш разговор по повести Б.Васильева « Не стреляйте белых лебедей». Сначала послушаем нашего орнитолога:

Орнитолог:  Традиция почитания лебедей своим возникновением восходит, видимо, к эпохе древнейшего язычества и распространена она практически среди всех народов Евразии.  В одной из легенд говорится, что когда-то  именно лебедь был птичьим царем. Лебединые пары соединяются на много лет . Издревле у русских считалось страшным грехом убить величественную птицу. Считалось, что страшная кара постигнет не только виновника убийства птиц, но и весь его род.

На территории РТ распространены несколько видов лебедей: лебедь – шипун:  Нижнекамском, Куйбышевском водохранилищах, Мензелинском и Чистопольском районах ; лебедь-кликун: за последние 10 лет зарегистрирован в Атнинском, Верхнеуслонском, Елабужском, Зеленодольском, Лениногорском, Нижнекамском районах. Занесен В Красную книгу РТ. Охраняется на территории Природно-Заповедным фондом РТ.

Ученица: Уважаемый Борис Львович, мы рады видеть вас в нашей школе. В этом году мы продолжили знакомство с  вашим творчеством . « Не стреляйте в белых лебедей» по тематике отличается от ваших ранее написанных произведении. Скажите, пожалуйста, что заставило вас , городского жителя. обратиться к теме экологии?

Б.Л.Васильев: Милые мои читатели! Повесть лишь внешней темой отличается, а в другом, и более важном, в нравственной направленности перекликается со многими моими произведениями. С другой стороны на момент написания повести проблема сохранения окружающей природы встала со всей своей остротой: разнообразие животных , растений так ослабло, что каждый неравнодушный должен был задуматься. Сильно беспокоило хищническое отношение  к природе, нравственное падение людей.

Председатель конференции (Учитель): Ознакомьте кратким содержанием повести нашей конференции.

Ученик: Жил в селе Егор Полушкин, односельчане и жена звали его бедоносцем. Все, за что он ни брался: любая работа или дело, - кончалось недоразумением. Наделенный талантом истинного  художника, со своим собственным взглядом на жизнь, Егор был совершенно не похож на односельчан. Практичных и рассудительных. После долгих поисков , он наконец, находит свое призвание- работу лесничего. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается – в лес приходят браконьеры…В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, вступившийся за доверенную ему охрану природы.

Учитель: Кто из героев представляет будущее поколение? Что вы можете сказать о нем?

Ученик: Колька- так называет автор сына Егора. В этом он как бы выражает любовь не только отца , но и свою.                

Коля и сам очень любит отца и искренне радуется , когда отец находит работу по душе, с удовольствием начинает помогать ему. Вот например он сочиняет стихи-правила поведения в лесу:

 Граждане туристы, чтобы было чисто,

 Не палите в лесу множество костров.

Вы найдите лучше. Где дровишек куча

И кострище сделано лесником.

Я- муравей, я- житель лесной

И дом мой стоит под высокой сосной

Ты мимо пройди и не трогай его .

 Нам больше не надо от вас ничего.

Председатель конференции (учитель):  Бедственное положение экологической среды давно является одной из актуальнейших проблем современных писателей.   Ч. Айтматов  в своем романе « Плаха» тоже обращается к этой проблеме.

 Ч.Айтматов: Да, верно, этот роман-призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе .

Ученица: Когда я читала « Плаху», не могла удержаться от слез . Мне было очень жалко Акбары и Ташчайнара, волков, которые были вынуждены покинуть степь, как только люди устроили там охоту на сайгаков, во время которой погибли их волчата. Пара волков ушла ближе к горам , к озеру , но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера .Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь , что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл и из норы в горах человек А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их.

Ученик: Меня волновала судьба молодого Авдия Каллистратова, корреспондента газеты. Он тоже -борец за нравственные законы как в обществе,  так и в природе. Он раскрывается перед читателями как сильная личность и тогда, когда пытается уговаривать молодых ребят, почти мальчишек, бросить опасный промысел -сбор анаши в Моюнкумских степей-(его бросили с поезда), и тогда , когда пытался уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту на сайгаков ( Его связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве ).Интересно то, что Авдия не люди пожалели, а волчица Акбара, которую он увидел за несколько мгновений до своей смерти.

Ученица: Чингиз Торегулович,  сюжет  романа имеет ли  реальную  основу?

Ч.Айтматов: Да , имеет . На территориях Республики Киргизии, Каракалпакстана, Казахстана исполнение закона об охране и использовании животного мира грубо нарушалось. Десятилетиями в использовании природных ресурсов здесь складывалась нездоровая обстановка вседозволенности. Госпромприрода этих республик не мог организовать охрану сайгаков, господствовали браконьеры. В настоящее время на данных территориях численность самцов сайгаков составляет менее 0,5 % и,если не остановить их истребление в ближайшее время ,это приведет к утрате данного вида животных.  Вот что является реальной основой  сюжетной линии романа.

Председатель читательской конференции ( учитель): экологические катастроф происходят чуть ли не каждый день в разных концах земного шара . Давайте послушаем наших юных экологов.

Первый эколог: Природа – единое целое, сложный организм. Между звеньями которого- почвой. Водой. Воздухом. Животным и растительным миром- наблюдается равновесие. Воздействие на одно звено отражается в той или иной степени на других. Например. При крушении танкеров нефть выливается . угрожая не только морю, но и его обитателям. Она влияет на многие звенья природного комплекса. Что влечет бедствия за тысячи километров от источника загрязнения .

Второй эколог: Пленка нефти, покрывающая морскую поверхность . препятствует испарению воды. Вследствие чего выпадает меньше дождей, что ведет к засухе. Тысячи диких птиц ежегодно гибнут. Попадая в разлитую

На поверхности воды нефть, гибнут косяки рыб, дельфины, киты, выбрасываются на берег.

     Возможно и сейчас, когда идет наша конференция, пятна мазута и нефти плавают по морям и океанам, загрязняя и отравляя все живое.

Третий эколог: Да,  верно. За последние месяцы только сколько крупных экологических катастроф произошло в  мире. Одна из них хорошо известно всем – в Мексиканском заливе. 

         20 апреля 2010 года на буровой установке Deepwater Horizon в Мексиканском заливе, эксплуатируемой британской компанией «ВР», произошло возгорание. Столб пламени был виден с берега в 80 км от места катастрофы. Пожар, который бушевал в море три дня, унес  жизни 11 нефтяников. 23 апреля платформа затонула, и начался неконтролируемый выброс нефти в океан. По данным Национального управления по океаническим и атмосферным исследованиям, ежедневно в залив попадает более 210 тыс. галлонов нефти. За три недели с момента взрыва  было сделано много попыток сократить масштабы катастрофы. В море разбрызгивались нефтяные дисперсанты, возводились сдерживающие боны, строились защитные барьеры, проводились контролируемые сжигания нефти, на морское дно опускали специальные устройства в попытке устранить утечку. Однако все эти попытки не увенчались успехом. Количество выливающейся в море нефти проследить очень трудно, эксперты оценивают объемы катастрофы в 5000 баррелей нефти (а может и больше), которые продолжаются выливаться в залив каждый день. И хотя последствия катастрофы пока не видны у берегов, проблема остается, по словам президента США, «беспрецедентной природной катастрофой». Не способствует улучшению ситуации и погода, ведь волнующееся море сносит защитные боны.

Орнитолог: В штате Луизиана  Америки, который является территорией для массовой миграции птиц, под угрозой оказалась колония ржанок."Здесь гнездятся несколько видов, которые прилетают сюда каждый год для выведения птенцов. Они устраивают гнезда прямо на берегу, и выращивают свое потомство", - говорит президент неправительственной организации "Национальная федерация дикой природы" Ларри Швайгер.Биолог обеспокоен будущим птичьих стай. Нефтяное пятно повлияет на пищевую цепочку, последствия непредсказуемы. На пляже уже была обнаружена погибшая птица, но подтверждения, что причиной смерти стала нефть, пока не получено. В устье реки Миссисипи найдено так же большое количество мертвых медуз и 30 погибших черепах
Председатель читательской конференции ( учитель): Ребята, а какую работу в защите окружающей природы вы ведете? Участвуете ли в экологических субботниках ?

Юный натуралист:    ( на экране идет презентация « Экологическая деятельность учащихся Сиренькинской школы») Учащиеся нашей школы активно и с большим энтузиазмом  участвуют в экологических мероприятиях. С ранней весны мы  начинаем работу – очистку школьной  территории, прилегающую к ней территорию. Также  с удовольствием включаемся в работу по благоустройству своего села: убираем зимний мусор, по улицам, по обочинам дороги, сажаем деревья, цветы . 10 класс- подшефный родника       «Нарспи» ухаживает и старается содержать в чистоте вокруг родника. Ведь наша родниковая вода очень вкусная. И поэтому многие проезжие останавливаются возле родника « Нарспи»  утолить свою жажду.

     Юный натуралист: Участвуем в Международных акциях « Спасти и сохранить» . В прошлом году в операции « Ландыш» учащимися 5 класса было посажено в пришкольном участке около 300 корней ландышей. В этом году Республиканская акция древонасаждений, посвященная к Победе в Великой Отечественной войне и проведенная 30 апреля, нам позволило посадить 65 корней разного дерева и кустарников на территории села и школы деревья .

         Зима – испытателное время года для наших пернатых друзей. Особенно заботятся о них младшеклассники: вместе с родителями они мастерят кормушки , приносят и развешивают на деревьях и наблюдают за птицами,  которые прилетают на подкормку. Весной о домиках для скворцов беспокоятся старшеклассники: с каждым годом увеличивается число скворечников и по дворам и на пришкольном участке.

         На уроках биологии учимся узнавать растений, берем советы   по сохранению видов, произрастающих в цветниках, в садах, разьясняем правила сбора декоративно- лекарственных растений( ландыш, подснежник)

        Экологические мероприятия,  проводимые в стенах нашей школы, помогают нам развивать свое экологическое образование, которое сегодня очень важно для каждого человека общества.

 Председатель конференции ( учитель): Сегодня мы рассматривали произведения , в которых поднимается  одна из актуальнейших проблем-проблема экологии.  И убедились , что они созданы не выдумкой, а  их история тесно связана нашей повседневной жизнью, нашим поведением по отношению к природе. Жизнь у каждого живого существа одна, самая дорогая , что есть у нас. А  жизнь наша зависит от экологии окружающего нас мира. Так давайте беречь ее, нашу жизнь! Я благодарю всех наших участников за их интересные рассказы. Напоследок я хочу вам прочитать стихотворение Сергея Викулова:

Три клада у Природы есть:

ВОДА,ЗЕМЛЯ и ВОЗДУХ- три ее основы.

Какая бы ни грянула беда-

Целы они-

 Все возродится снова.

Но если…

Впрочем , в наш жестокий век

 Понятно всем,

Что если значит.

О человек!

 Природа-мать ни рек

 И не морей от глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых небес…

Цени ее доверие , Природы!

Не обмани его!

И в темный лес

Входи, как в храм под мраморные своды.

 

    Сиренькинская СОШ Альметьевского муниципального района

                       Урок- конференция

          « Не стреляйте в белых лебедей!»

 ( по произведениям В. Астафьева « Царь-рыба»,

Б.Васильева « Не стреляйте в белых лебедей»,

Ч. Айтматова « Плаха»)

                                                   

                                                    Проводила учительница русского языка

                                                      Файзетдинова Миннур Гарафутдинова

                                          Сиренькино-2010г

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

урок истории в 11 классе. Урок-конференция «Столыпин: палач или спаситель России?»

На уроке были заявлены следующие цели:Изучить реформы, проведенные Столыпиным в начале 20 века в России и выяснить роль преобразований в истории развития российского государства.Определить, какие урок...

Конспект урока - конференции по географии в 10 классе по теме: "Урбанизация". Презентация учителя к уроку.

Форма проведения урок - конференция с использованием игровой, ИКТ технологий и технологии проблемного обучения....

Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).

Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....