Воспоминнания ветерана Живу как будто в двух измерениях
методическая разработка по литературе по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospominnaniya_veterana_zhivu_kak_budto_v_dvuh_izmereniyah.doc | 845.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Грищенко Александр Михайлович, участник Великой Отечественной войны. Воевал на Белорусском фронте механиком- водителем танковых войск.
Награды за военные заслуги: Орден Великой Отечественной войны I степени, орден Красной звезды, медаль «За победу над Германией».
Награды за трудовые успехи: знак «Отличник народного просвещения», заслуженный учитель РСФСР, грамота Министерства просвещения, медаль «Ветеран труда»
Живу будто в двух измереньях
Иногда у меня возникает мысль, что моя жизнь состоит из двух жизней. Одна – это война и все, что с нею связано. Жизнь долгая и памятная, вошедшая в плоть и кровь. И все остальные годы, быстро промелькнувшие. А их уже, ох, как немало. 7 ноября этого года мне исполнится 84 года. А война во мне осталась осколками в кости, и болью ноющей старой раны. Многое уже забылось, но некоторые страницы жизни вспоминаются, будто это было вчера.
Война
Я родился в селе Подкопаевка Корочанского района Курской области. В 1941 году окончил 8 классов школы, мне было 15 лет, на фронт не взяли. Пережил оккупацию города, еще более усилившую желание пойти на фронт. В 16 лет был призван в ряды Красной Армии. Служил в городском полку в Муроме. По отбору был направлен в 15 учебный танковый полк по специальности механик-водитель танковых войск. Окончил учебу, и в звании старшего сержанта отбыл на фронт.
Я попал на 1 Белорусский фронт, которым командовал маршал СССР Г.К. Жуков. В середине января началась Висло - Одерская операция. На врага обрушился удар огромной силы. Наступавшие танки проходили по 40-50 км в сутки. К концу января 1945 года наши войска вышли на Одер. До Берлина -60-70 км. А вот войска 2-го Белорусского фронта (командующий Рокоссовский К.К.), которые шли справа, отстали на 15 км, поэтому правый фланг у Жукова был неприкрытым.
Немцы в Померании, прилегающей к Балтийскому морю (от устья реки Одер до устья Вислы), создали огромную группировку войск «Висла» в 44 дивизии. В их составе была и 3-я танковая армия. Возникла серьезная угроза тылам фронта Жукова. Замысел немцев разгадали. По приказу Сталина Жуков остановил движение на Берлин и 5 армий направил против группировки «Висла». В составе пяти армий было и две танковых. Немцы отчаянно сопротивлялись. Целый месяц пришлось затратить на уничтожение группировки. Вот в этой бойне мне и пришлось быть, уничтожать врага, видеть кровь фашистов и переживать утрату своих боевых товарищей. В моем взводе было 5 машин СУ-76. Из них 3 сгорели, одна была полностью разбита. В этих боях я был тяжело ранен в правую ногу, левую травмировало. В полевом госпитале извлекли крупный осколок, мелкие осколки до сих пор дают знать о себе. Наложили гипс на обе ноги и до половины груди. Два месяца лежал в госпитале г. Медзь. Сняли гипс, поставили шины и оправили в госпиталь г. Череповца. Лечился там 5 месяцев. В конце августа вернулся домой с костылем.
Война продолжает жить во мне осколками ранения и, несмотря ни на что, светлым воспоминанием о юности, о людях, с которыми прошел по войне, и о том, как мы любили Родину, как верили в Победу. Я теперь как живой памятник давно отшумевшей войны.
После войны
Учился в Корочанском педагогическом училище, затем поступил в Курский педагогический институт на исторический факультет. В 1951 году закончил институт с красным дипломом.
С 1951-1954 работал преподавателем в Корочанском педагогическом училище. В 1953 году стал членом КПСС. В 1954 году переехал в Губкин. Работал завучем и директором школы №1.
Из всех отработанных в школе лет мне больше всего запомнились годы, отданные школе № 6, куда я был назначен заместителем директора. Там я трудился 25 лет, с 1962 года. Директором школы в то время был Власов В.Г.. Школа была большая, более 1300 учащихся. Много было второгодников- переростков (каждый 7-ой учащийся), дисциплина плохая, дежурство формальное.
Предстояло создать сплоченный педагогический коллектив учителей и учащихся. В сентябре на педсовете проанализировали состояние школьных дел и приняли меры по улучшению управления: определили ответственных, установили отчетность и контроль. Для побуждения учащихся к учению была разработана система мотивации учения. Меры принимались как общешкольного характера, так и по классам, отрядам. В школе был изготовлен стенд, который висел в коридоре. На нем после каждой четверти вывешивалась информация по каждому классу и параллелям, кто окончил четверть на «4» и «5», кто- с одной «3». Стенд не просто стоял, он молчаливо работал. Дети в течение 10-15 дней толпились у стенда, обсуждали результаты, сравнивали с соседним классом.
Наши старания принесли свои результаты.
Работа пионерской организации была лучшей в городе. Вожатыми в то время были Кислова А.А., Герасимова В.И., ныне директор МОУ «ООШ №4». У нее был большой опыт работы с детьми, она знала содержание работы и обладала организаторскими способностями.
В школе велось производственное обучение по следующим специальностям: столяры- плотники, слесари- сборщики, пионервожатые, продавцы. Старшеклассники повзрослели (им было по 18 лет) физически и нравственно. Не было легкомыслия в учебе и отношениях между собой. В становлении пионерской жизни несомненная заслуга девочек- вожатых. Их обучением занимался я, Павлова Л.П. и вожатые. Я ездил на семинары в Центральный Дом пионеров в Москве, привозил литературу для обучения, знакомился с работой образцовых школ. Нам удалось создать пионерский кукольный театр с полным набором необходимых для представления масок.
По моей инициативе в школу передали духовой оркестр (списанный). Директор говорил: «Дело хорошее, да не потянут дети. Дело трудное». Я нашел учителя в Старом Осколе, который приезжал и обучал детей духовому искусству. Через год 1 мая мы вышли на демонстрацию под звуки духового оркестра.
Был создан ученический хор. Создание хора способствовало сплочению учащихся. В хоре было 150-180 человек. Для исполнения песни приходилось строиться в три ряда.
В жизни учащихся 1-7 классов (октябрята, пионеры) красочными, воспитывающими были «Парады песни и строя» Проводили парады в канун Дня Советской Армии. Учились ходить строем, с песнями. Командовал парадом учитель физической культуры Ковех И.В..
Именно в нашей школе раньше других была создана кабинетная система. Директор школы решал хозяйственные вопросы, руководил оформлением школы. Было создано 11 кабинетов, установлено 9 киноаппаратов, в каждом классе была создана фильмотека. Кабинет астрономии был доступным для всех школ.
Первыми в городе мы создали исторический музей. Руководил музеем учитель истории Алексенко Н.П.. Он собирал материалы и описывал действия 305 дивизии, освобождавшей наши места и Белгород.
После окончания учебного года предусматривалось проведение туристических походов. Учителя сначала сомневались в их необходимости. Приходилось убеждать, зато потом все были довольны.
Прошло несколько лет, и школа стала лучшей в городе, потому что мы жили как одна большая дружная семья.
Я желаю современным педагогам внедрять в обучение лучшие традиции прошлых лет, воспитывать у школьников патриотизм, коллективизм, любить детей и понимать их, быть им верными друзьями и наставниками.
Воспоминания педагога- ветерана Великой
Отечественной войны Грищенко А.М.
записала Прасолова О.В.
МОУ «Лицей №5»
Воспоминания педагога- ветерана Великой Отечественной войны
Грищенко Александра Михайловича
Выполнила:
учащаяся 6 «А» класса МОУ «Лицей №5»
Кислова Анастасия
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Прасолова О.В.
г. Губкин, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В двух измереньях
Конспект урока - концерта, посвящённого жизни и творчеству поэта Ю. Друниной....
"Девять лет, а как будто вчера..."
сценарий выпускного вечера девятиклассников...
Конспект занятия по здоровьесбережению: "Кто придумал, будто ночью, темной ночью надо спать..."
Урок в начальной школе. Цель и задачи урока: привлечь внимание детей к величайшему природному дару – сну, выявить причины, ведущие к расстройству здорового сна, учить законам крепкого и спокойно...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...
Сценарий праздника Последний звонок для девятиклассников 2017 года «Девять лет, а как будто вчера…»
Сценарий праздника Последний звонок для девятиклассников 2017 года «Девять лет, а как будто вчера…»...
урок литературы в10классе на тему: "Мне говорят:пиши о Родине,- как будто можно...не о ней?"
Разработка урока о русской поэзии, поэтах......