Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ И ВОДА- НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»
рабочая программа (5 класс) на тему

Ондар Чейнеш Борисовна
  • сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5a-_azbuka_uyuta.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительное  направление

«СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ И ВОДА- НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»

Пояснительная записка

Нормативно-правовой базой занятий спортивно-оздоровительного направления  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;

- План внеурочной деятельности в 5А классе  МБОУ «Гимназия №5 г. Кызыла Республики Тыва»

- Серия «Стандарты второго поколения»  «Организация внеурочной деятельности школьников:  методический конструктор»  П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение,  2010 год

Программа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» по спортивно-оздоровительному направлению  предназначена  для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её классными руководителями,  занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 13 лет, составлена  в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана  на проведение  1 часа в неделю. Данная программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребёнка этого возраста.

   Реализация внеурочной деятельности  – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.

  Новизна заключается в формировании  установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Актуальность программы  в современных условиях очень важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Здоровье  ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 16-17 лет этой  средой  является школа, так как более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В  дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут  приводить к постепенной утрате человеком того запаса  «прочности», которое принято называть «здоровье».

Цели:

- создать условия для реализации программы спортивно-оздоровительного направления на основе  здоровьесберегающей деятельности;

- обеспечить возможность сохранения здоровьяучащихся в период обучения в гимназии;

- научить их быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического
  • сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
  • развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.
  • сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.

воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.

Методическое обеспечение программы

 включает в себя описание:

-форм занятий: игра, беседа, конкурс, соревнование, экскурсия, викторина, диагностика, выезды  на природу;

-методов организаций:  метод  коллективной  творческой  деятельности (КТД), метод игры (игры отбираются учителями в соответствии с поставленной целью), методы состязательности ( распространяется на все сферы творческой деятельности), защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная);

-формы подведение итогов: соревнования, спортивные праздники, конкурсы рисунков, фотовыставки, компьютерные презентации;

-техническое обеспечение: спортивный зал или спортивная площадка, спортивный инвентарь, ТСО.

Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма учащихся. В ней уделено внимание развитию координации движений, правильной осанки учащихся.

Возраст детей.

 Программа обучения рассчитана на детей в возрасте от 10 -13 лет.

Срок реализации- 1 год.

Место предмета в учебном плане

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу , 35 часов в год.

Формами проведения занятий являются  теоретические, комбинированные, практические занятия.

Форма организации образовательного процесса – групповая.

Прогнозируемые результаты

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; 

-развитие творческой активности каждого ребёнка.

Метапредметные результаты:

-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-улучшение психологической и социальной комфортности в едином государственном пространстве. 

Предметные:    

-укрепление здоровья воспитанников;

-укрепление связи между семьёй и гимназией;

-организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

-организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований;

-соблюдение требований по технике безопасности в местах проведения мероприятий.

Учебно-тематический план

Разделы тем

Всего часов

Теория

Практи-

ка

1

Что могут солнце, воздух и вода?

1

1

2

Туристический слёт

4

4

6

Режим дня

1

1

7

Безопасная дорога в гимназию

1

1

8

Выезд на аржаан с родителями

4

4

13

Как сохранить улыбку красивой.

1

1

14

Подвижные игры

1

1

15

«Рабочие инструменты» человека.

1

1

16

Зачем человеку кожа. Если кожа повреждена.

1

1

17

Надёжная защита организма

1

1

18

Подвижные игры в «Центре Азии»

2

2

20

Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи.

1

1

21

Сон – лучшее лекарство

1

1

22

Какое настроение?

1

1

23

Я пришёл из школы

1

1

24

Подвижные игры. Выезд на природу с родителями.

4

4

28

Вредные привычки. Я выбираю ЗОЖ.

1

1

29

Подвижные игры

1

1

30

Скелет – наша опора

1

1

31

Осанка – стройная спина

1

1

32

Если хочешь быть здоров …

1

1

33

Правила безопасности на воде. Осторожно- гололед!

1

1

1

Подвижные игры. Веселые старты

2

2

32-35

Фотовыставка  и представление родителям  «В здоровом теле - здоровый дух!»

1

1

                                                                                                                                             Список литературы, используемой учителем:                               1.Анастасова Л.П., Иванова Н.В. Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без   опасностей. Первые шаги к самостоятельности».  2011г.

2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана – граф». 2002.- 205с.

3. Сайкина Е.Г., Фирильева Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004 год)            

4.Соловьёв Г.М., Соловьёва Н.И. Программа: «Культура здорового образа жизни.»(Издательство: ИЛЕКСА, 2009 год )

Пояснительная записка                                                                                  Нормативно-правовой базой занятий духовно-нравственного направления

направления  «Азбука уюта» являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;

- План внеурочной деятельности в 5А классе  МБОУ «Гимназия №5 г. Кызыла Республики Тыва»

- Серия «Стандарты второго поколения»  «Организация внеурочной деятельности школьников:  методический конструктор»  П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение,  2010 год.

Данная программа  учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности  учащихся среднего школьного  возраста.
Общественно полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития школьника.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для гимназии, класса, охраны природы, самообслуживания.
Общественно-полезный труд школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.
Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Учащиеся  должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы.

Цель программы:

- создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе приобщения учащихся  ценностям культуры труда;

- формирование у учащихся навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, классный кабинет и пространства гимназии; бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей учащихся  в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания и природоохранного поведения.


Задачи программы:

-формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

-формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

- экологизация быта и семейных традиций.

Содержание программы

  1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей и классного руководителя. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
  2. Сельскохозяйственный труд - выращивание цветочно-декоративных растений в классном кабинете и дома. Охрана зелёных насаждений и уход за ними.
  1. Шефская работа — забота о малышах, престарелых людях, ветеранах и детях Великой отечественной войны и локальных войн. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь  заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах.

4Трудовые акции - изготовление  поделок. Техническое моделирование. Работа с природным материалом, цветной бумагой, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.

Возраст детей

 Программа обучения рассчитана на детей в возрасте от 10 -13 лет.

Срок реализации- 1 год.

Место предмета в учебном плане

Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.

Формами проведения занятий являются  теоретические, комбинированные, практические занятия

Форма организации образовательного процесса – групповая.

В основу занятий  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Результаты первого уровня:

-приобретение учащимися представлений об основах уюта, о различных профессиях, связанных с этой сферой человеческой жизни;

- приобретение общего представления об истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремёсел в быту;

- -приобретение школьниками  опыта творческой и трудовой деятельности;

- приобретение знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

Результаты 2 уровня:

- воспитание чувства сопереживания к товарищам;

- развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;

-развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и общественно –полезных задач в зависимости от конкретных условий;

- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и творческого образования детей: углубление и расширение способности технически правильно выполнять действия.

Результаты 3 уровня:

-приобретение опыта бесконфликтного общения;

- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в деятельности на межличностное общение в повседневной жизни;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

Прогнозируемы результаты

По окончании занятий у  учащихся должны сформироваться следующие качества:

  • бережное отношение  к окружающему миру,
  • положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
  • умения применять навыки взаимопомощи,
  • формировать самостоятельность,
  • навыки работы в коллективе;
  • умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
  • подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

        

Форма подведения итогов : Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка фотоальбомов.

Учебно-тематический план

Разделы тем

Всего

часов

Теория

Практика

1

 Беседа «Кто для нас трудится в гимназии».

1

1

2

 Экскурсия по гимназии. Знакомство с обслуживающим персоналом

 и наблюдение за трудовой деятельностью людей.

1

1

3

 Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с обслуживающим персоналом

и наблюдение за трудовой деятельностью людей.

1

1

4

 Экскурсия в столовую. Знакомство с работниками столовой,

наблюдение за трудовой деятельностью людей.

1

1

5

 Коллективная работа «Я - дежурный по классу».

1

1

6

  Коллективная работа «Я - дежурный по гимназии».

1

1

7

 Экскурсия на пришкольный участок «Цветы в нашей жизни».

 Наблюдение за оформлением школьных клумб.

1

1

8-9

Оформление классного уголка

2

1

1

10

 Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем.

1

1

11

 Конкурс  «Самые аккуратные школьные принадлежности».

1

1

12

 «Книжкина больничка».

1

1

13

 Экскурсия в мед.кабинет. Знакомство с мед.сестрой и врачом.

1

1

14

 Операция «Послушная метёлка» (субботник)

1

1

15

 Акция «Новогодний сюрприз для одноклассников».

1

1

16

 Новогодняя игрушка «Шарики-фонарики».

Украшение рекреаций и кабинетов.

1

1

17

 Акция «Покормите птиц зимой».

1

1

18

 Коллективная работа «Кого называют трудолюбивым?»

 (подбор пословиц о    труде).

1

1

19

 Операция «Мой класс».

1

1

20

 Уход за комнатными растениями (правильный полив и уход).

1

1

22

 Уход за комнатными растениями своего дома. Фотовыставка.

1

1

23

 Конкурс «Самое аккуратное рабочее место».

1

1

24

Встреча с выпускниками гимназии

1

1

25

 Рисование на тему «Наши мамы и папы на работе».

 Оформление выставки работ.

1

1

26

 Оформление стенгазеты «Мамин день»\ «Папин день»

1

1

27

 Операция «Чистая школа».

1

1

28

 Акция «Книжки - малышкам».

 Сбор и изготовление книжек-раскладушек.

1

1

29

 Акция «Покормите птиц весной».

1

1

30

 Коллективная работа «Кто что умеет делать».

Фотовыставка.

1

1

31

 Акция «Красивая гимназия»(отработка)

1

1

32

 Экскурсия к родителям на предприятие.

1

1

33

 Операция «Мой класс».

1

1

34-35

Фотоотчёт и представление родителям «Наши достижения».

2

1

1

Список литературы

  1. Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
  2. Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
  3. Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.
  4. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии)

обобщающий урок в интегрированном виде ( химия, физика, география,биология), который проводится в виде игры. Этот урок можно проводить в конце четверти или как мероприятие в декаде естественных наук. ...

Методическая разработка урока в 6 классе: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»  Форма проведения: деловая игра (6 класс)....

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

Классный час для 6 класса по здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...

6 класс. КВН "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Данная разработка подходит для урока-обобщения по темам "Атмосфера", "Гидросфера" в 6 классе...

Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Спортивно-оздоровительное мероприятие разработано для организации досуга в летних пришкольных лагерях...

Спортивный досуг: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Способствовать сохранению, укреплению здоровья воспитанников, организация досугов...