Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ И ВОДА- НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»
рабочая программа (5 класс) на тему
- сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5a-_azbuka_uyuta.docx | 47.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное направление
«СОЛНЦЕ,ВОЗДУХ И ВОДА- НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»
Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой занятий спортивно-оздоровительного направления «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
- План внеурочной деятельности в 5А классе МБОУ «Гимназия №5 г. Кызыла Республики Тыва»
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год
Программа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» по спортивно-оздоровительному направлению предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её классными руководителями, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 13 лет, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Данная программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребёнка этого возраста.
Реализация внеурочной деятельности – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
Новизна заключается в формировании установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Актуальность программы в современных условиях очень важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса «прочности», которое принято называть «здоровье».
Цели:
- создать условия для реализации программы спортивно-оздоровительного направления на основе здоровьесберегающей деятельности;
- обеспечить возможность сохранения здоровьяучащихся в период обучения в гимназии;
- научить их быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- сформировать элементарные представления о единстве различных видов здоровья: физического, нравственного, социально – психологического
- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
- развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.
- сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания.
воспитывать стремление к здоровому образу жизни, отвращение к вредным привычкам.
Методическое обеспечение программы
включает в себя описание:
-форм занятий: игра, беседа, конкурс, соревнование, экскурсия, викторина, диагностика, выезды на природу;
-методов организаций: метод коллективной творческой деятельности (КТД), метод игры (игры отбираются учителями в соответствии с поставленной целью), методы состязательности ( распространяется на все сферы творческой деятельности), защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная);
-формы подведение итогов: соревнования, спортивные праздники, конкурсы рисунков, фотовыставки, компьютерные презентации;
-техническое обеспечение: спортивный зал или спортивная площадка, спортивный инвентарь, ТСО.
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма учащихся. В ней уделено внимание развитию координации движений, правильной осанки учащихся.
Возраст детей.
Программа обучения рассчитана на детей в возрасте от 10 -13 лет.
Срок реализации- 1 год.
Место предмета в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу , 35 часов в год.
Формами проведения занятий являются теоретические, комбинированные, практические занятия.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-развитие творческой активности каждого ребёнка.
Метапредметные результаты:
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином государственном пространстве.
Предметные:
-укрепление здоровья воспитанников;
-укрепление связи между семьёй и гимназией;
-организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
-организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований;
-соблюдение требований по технике безопасности в местах проведения мероприятий.
Учебно-тематический план
Разделы тем | Всего часов | Теория | Практи- ка | ||||
1 | Что могут солнце, воздух и вода? | 1 | 1 | ||||
2 | Туристический слёт | 4 | 4 | ||||
6 | Режим дня | 1 | 1 | ||||
7 | Безопасная дорога в гимназию | 1 | 1 | ||||
8 | Выезд на аржаан с родителями | 4 | 4 | ||||
13 | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | 1 | ||||
14 | Подвижные игры | 1 | 1 | ||||
15 | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | 1 | ||||
16 | Зачем человеку кожа. Если кожа повреждена. | 1 | 1 | ||||
17 | Надёжная защита организма | 1 | 1 | ||||
18 | Подвижные игры в «Центре Азии» | 2 | 2 | ||||
20 | Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. | 1 | 1 | ||||
21 | Сон – лучшее лекарство | 1 | 1 | ||||
22 | Какое настроение? | 1 | 1 | ||||
23 | Я пришёл из школы | 1 | 1 | ||||
24 | Подвижные игры. Выезд на природу с родителями. | 4 | 4 | ||||
28 | Вредные привычки. Я выбираю ЗОЖ. | 1 | 1 | ||||
29 | Подвижные игры | 1 | 1 | ||||
30 | Скелет – наша опора | 1 | 1 | ||||
31 | Осанка – стройная спина | 1 | 1 | ||||
32 | Если хочешь быть здоров … | 1 | 1 | ||||
33 | Правила безопасности на воде. Осторожно- гололед! | 1 | 1 | ||||
1 | Подвижные игры. Веселые старты | 2 | 2 | ||||
32-35 | Фотовыставка и представление родителям «В здоровом теле - здоровый дух!» | 1 | 1 |
Список литературы, используемой учителем: 1.Анастасова Л.П., Иванова Н.В. Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности». 2011г.
2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана – граф». 2002.- 205с.
3. Сайкина Е.Г., Фирильева Ж.Е. «Физкульт – привет минуткам и паузам!» (Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2004 год)
4.Соловьёв Г.М., Соловьёва Н.И. Программа: «Культура здорового образа жизни.»(Издательство: ИЛЕКСА, 2009 год )
Пояснительная записка Нормативно-правовой базой занятий духовно-нравственного направления
направления «Азбука уюта» являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года,
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года №189;
- План внеурочной деятельности в 5А классе МБОУ «Гимназия №5 г. Кызыла Республики Тыва»
- Серия «Стандарты второго поколения» «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор» П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение, 2010 год.
Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.
Общественно полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития школьника.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для гимназии, класса, охраны природы, самообслуживания.
Общественно-полезный труд школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.
Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Учащиеся должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы.
Цель программы:
- создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе приобщения учащихся ценностям культуры труда;
- формирование у учащихся навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, классный кабинет и пространства гимназии; бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей учащихся в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания и природоохранного поведения.
Задачи программы:
-формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
-формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- экологизация быта и семейных традиций.
Содержание программы
- Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Помощь родителям в уборке жилища. Выполнение разных поручений родителей и классного руководителя. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
- Сельскохозяйственный труд - выращивание цветочно-декоративных растений в классном кабинете и дома. Охрана зелёных насаждений и уход за ними.
- Шефская работа — забота о малышах, престарелых людях, ветеранах и детях Великой отечественной войны и локальных войн. Шефство над детским садом, над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Забота о птицах и домашних питомцах.
4. Трудовые акции - изготовление поделок. Техническое моделирование. Работа с природным материалом, цветной бумагой, картоном, мягкой проволокой и деревом. Рисование. Выполнение презентаций на заданную тему. Проведение акции.
Возраст детей
Программа обучения рассчитана на детей в возрасте от 10 -13 лет.
Срок реализации- 1 год.
Место предмета в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год.
Формами проведения занятий являются теоретические, комбинированные, практические занятия
Форма организации образовательного процесса – групповая.
В основу занятий положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня:
-приобретение учащимися представлений об основах уюта, о различных профессиях, связанных с этой сферой человеческой жизни;
- приобретение общего представления об истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремёсел в быту;
- -приобретение школьниками опыта творческой и трудовой деятельности;
- приобретение знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе.
Результаты 2 уровня:
- воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
-развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и общественно –полезных задач в зависимости от конкретных условий;
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и творческого образования детей: углубление и расширение способности технически правильно выполнять действия.
Результаты 3 уровня:
-приобретение опыта бесконфликтного общения;
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в деятельности на межличностное общение в повседневной жизни;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Прогнозируемы результаты
По окончании занятий у учащихся должны сформироваться следующие качества:
- бережное отношение к окружающему миру,
- положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
- умения применять навыки взаимопомощи,
- формировать самостоятельность,
- навыки работы в коллективе;
- умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
- подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
Форма подведения итогов : Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка фотоальбомов.
Учебно-тематический план
Список литературы
- Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
- Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
- Кобзарь Б.С. Учебно - воспитательный процесс в школах.
- Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья" (интегрированный урок по физике, биологии, химии, географии)
обобщающий урок в интегрированном виде ( химия, физика, география,биология), который проводится в виде игры. Этот урок можно проводить в конце четверти или как мероприятие в декаде естественных наук. ...
Методическая разработка урока в 6 классе: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Тема урока: Создание газеты «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» Форма проведения: деловая игра (6 класс)....
Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
Классный час для 6 класса по здоровому образу жизни....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике: Игра-путешествие « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»
Проблема здоровья детей сегодня, как никогда актуальна. Наша школа в течение нескольких лет работает над технологией внедрения здоровьесберегающих элементов в образовательную работу, созданием е...
6 класс. КВН "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Данная разработка подходит для урока-обобщения по темам "Атмосфера", "Гидросфера" в 6 классе...
Сценарий спортивно-оздоровительного мероприятия "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Спортивно-оздоровительное мероприятие разработано для организации досуга в летних пришкольных лагерях...
Спортивный досуг: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Способствовать сохранению, укреплению здоровья воспитанников, организация досугов...