Романс в пьесе А. Н. Островского
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Заключительный урок в системе уроков по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
А. Н. Островский | 14.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Пыхтина Т. В.
Класс: 10
Предмет: литература
Тема: Роль романса в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
Цели: Показать важную роль романса в раскрытии характера главной героини, в понимании глубины конфликта пьесы
Технологии: работа в группах, интеграция, инсценирование
Сопутствующие материалы: мультимедийный проектор, портрет А. Н. Островского
Ход урока
- Слово учителя
- Постановка проблемного вопроса: Можно ли представить себе пьесу «Бесприданница» без музыки, звучащей в ней?
- Чего лишится пьеса, если убрать из нее романс?
- Согласны ли вы с мнением литературоведа А. Штейна о том, что пьесу «Бесприданница» можно сравнить со старинным русским романсом?
- Первая группа учащихся делает сообщение о жанровой специфике романса.
- Романс как поэтически-музыкальное единство.
- Тема любви как главная и единственная тема романса.
- Время и пространство в романсе.
- Вторая группа учащихся представляет инсценировку фрагмента из 12 явления 3 действия (диалог Ларисы и Паратова).
Остальным учащимся дается задание оценить игру актеров и ответить на вопрос: Почему Лариса решается ехать с Паратовым?
- Третья группа учащихся представляет инсценировку 11 явления 3 действия (особое внимание обращается на пение Ларисы и на реакцию слушателей).
- Четвертая группа учащихся делает сообщение о романсе, который Лариса поет в пьесе (романс М. Глинки на стихи Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды»).
- Пятая группа учащихся рассказывает о том, что впоследствии Лариса в 11 явлении будет петь другие романсы (имеется в виду романс «Нет, не любил он», который ввела в спектакль В. Ф. Комиссаржевская и который прозвучал также в знаменитом фильме Протазанова, и романс «А напоследок я скажу» из фильма Э. Рязанова).
- После совместного обсуждения учащиеся делают вывод о том, что романс играет очень важную роль в раскрытии характера Ларисы в понимании причин ее трагедии. Также без романса невозможно разобраться в сути конфликта пьесы.
- Заключительное слово учителя. Задание на перспективу: в каких еще произведениях русской литературы звучат романсы? Какова их роль в данных произведениях?
- Рефлексия.
Урок прошел успешно. Поставленные цели были достигнуты. Учащимся оказалась близка и интересна тема любви в пьесе Островского, что определило активность их работы на уроке, эмоциональность и взволнованность их ответов. С большим вниманием учащиеся слушали романсы в исполнении своих одноклассников. Кстати, именно исполнение вокальных партий нужно признать наиболее удачным в уроке. Менее удались инсценировки, что объясняется нервным напряжением и смущением учеников, исполняющие роли Ларисы и Паратова. Перспективное задание позволит учащимся расширить свой кругозор и в области литературы, и в области музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...
Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"
Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...
Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"
Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...
Зачёт по пьесе А. Н. Островского "Гроза"
Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса....
Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...
«Чайки над мачтами с криками вьются…» Экранизация как интерпретация литературного произведения (на примере художественного фильма Э. Рязанова «Жестокий романс» и пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»)
Межрегиональная научно-исследовательская конференция культурологической направленности «Литература. Читатель. Время»...
Урок - аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...