Романс в пьесе А. Н. Островского
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Пыхтина Татьяна Васильевна

Заключительный урок в системе уроков по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А. Н. Островский14.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Пыхтина Т. В.

Класс: 10

Предмет: литература

Тема: Роль романса в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Цели: Показать важную роль романса в раскрытии характера главной героини, в понимании глубины конфликта пьесы

Технологии: работа в группах, интеграция, инсценирование

Сопутствующие материалы: мультимедийный проектор, портрет А. Н. Островского

Ход урока

  1. Слово учителя
  2. Постановка проблемного вопроса:  Можно ли представить себе пьесу «Бесприданница» без музыки, звучащей в ней?

- Чего лишится пьеса, если убрать из нее романс?

- Согласны ли вы с мнением литературоведа А. Штейна о том, что пьесу «Бесприданница» можно сравнить со старинным русским романсом?

  1. Первая группа учащихся делает сообщение о жанровой специфике романса.

- Романс как поэтически-музыкальное единство.

- Тема любви как главная и единственная тема романса.

- Время и пространство в романсе.

  1. Вторая группа учащихся представляет инсценировку фрагмента из 12 явления 3 действия (диалог Ларисы и Паратова).

Остальным учащимся дается задание оценить игру актеров и ответить на вопрос: Почему Лариса решается ехать с Паратовым?

  1. Третья группа учащихся представляет инсценировку 11 явления 3 действия (особое внимание обращается на пение Ларисы и на реакцию слушателей).

  1. Четвертая группа учащихся делает сообщение о романсе, который Лариса поет в пьесе (романс М. Глинки на стихи Е. Баратынского «Не искушай меня без нужды»).

  1. Пятая группа учащихся рассказывает о том, что впоследствии Лариса в 11 явлении будет петь другие романсы (имеется в виду романс «Нет, не любил он», который ввела в спектакль В. Ф. Комиссаржевская и который прозвучал также в знаменитом фильме Протазанова, и романс «А напоследок я скажу» из фильма Э. Рязанова).

  1. После совместного обсуждения учащиеся делают вывод о том, что романс играет очень важную роль в раскрытии характера Ларисы в понимании причин ее трагедии. Также без романса невозможно разобраться в сути конфликта пьесы.

  1. Заключительное слово учителя. Задание на перспективу: в каких еще произведениях русской литературы звучат романсы? Какова их роль в данных произведениях?

  1. Рефлексия.

Урок прошел успешно. Поставленные цели были достигнуты. Учащимся оказалась близка и интересна тема любви в пьесе Островского, что определило активность их работы на уроке, эмоциональность и взволнованность их ответов. С большим вниманием учащиеся слушали романсы в исполнении своих одноклассников. Кстати, именно исполнение вокальных партий нужно признать наиболее удачным в уроке. Менее удались инсценировки, что объясняется нервным напряжением и смущением учеников, исполняющие роли Ларисы и Паратова. Перспективное задание позволит учащимся расширить свой кругозор и в области литературы, и в области музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

  Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...

Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

Зачёт по пьесе А. Н. Островского "Гроза"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса....

Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

Тест по литературе для обучающихся 10 класса по пьесе А.Н.Островского «Гроза»...