И помнит вся Россия про день Бородина
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Сценарий урока литературы в 5 классе с электронным приложением по творчеству М.Ю. Лермонтова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravosud_n.a.doc | 149 КБ |
prezentatsiya1.pdf | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 78»
_______________ О.В.Королева
«_____» _______________2018 г.
Конспект
урока литературы по теме
«… И ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ ПРО ДЕНЬ БОРОДИНА...»
с электронным сопровождением
для обучающихся 5 класса
Автор:
учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ №78»
Н.А. Правосуд__________________
Направление: Среднее общее образование
Номинация: Образовательно-воспитательное мероприятие
Северск - 2018 г.
Аннотация.
Современный мир требует новаторских подходов в обучении. Использование различных технологий позволяет сделать урок запоминающимся, динамичным, ярким и неординарным. Компьютерные демонстрации, презентации, видеоряды и т.д. становятся неотъемлемой частью практически каждого современного урока, давая возможность педагогу творчески подходить к процессу обучения.
Данный урок в программе 5 класса входит в раздел «Русская литература IXI века» и знакомит с творчеством М. Ю. Лермонтова, нацеливает обучающихся на понимание исторической основы стихотворения, а также на его героическую направленность.
Тема данного урока – «…И помнит вся Россия про день Бородина…» – отражает авторское отношение к изображаемому событию.
Цель урока заключается в изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Задачи способствуют достижению поставленной цели и направлены на:
- выявление особенностей композиции произведения;
- формирование творческого воображения обучающихся через прием «устного рисования»;
- формирование навыка построения связной монологической речи;
- развитие умения осуществлять рефлексивную деятельность, обобщать полученные данные и делать выводы.
Актуальность сценария определяется тем, что он составлен с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее по тексту – РКМЧП) и информационно-коммуникационных технологий (далее по тексту – ИКТ).
Использование большого количества иллюстративного материала помогает детям развить умение видеть за строками стихов чувства, переживания, реальные события, а эпизоды из фильма позволяют почувствовать настроение эпохи.
В плане урока можно проследить несколько видов учебной деятельности, чередование письменной и устной форм работы.
Урок подготовлен с использованием методов сохранения здоровья, что актуально и значимо в процессе обучения.
Использование медиа-техники проходит в рамках допустимых норм, позволяя сделать урок современным, эмоциональным, интересным.
Новизна урока состоит в том, что через использование технологий РКМЧП, ИКТ у обучающихся развиваются способности выражать собственное мнение, умение его аргументировать, работать и размышлять самостоятельно, выслушивать другие версии, критически относиться к источнику информации.
Данная разработка может быть адресована как молодым и малоопытным педагогам, так и преподавателям со стажем в качестве обмена опыта работы.
Сценарий урока литературы в 5 классе с электронным приложением
по творчеству М.Ю. Лермонтова
«…И помнит вся Россия про день Бородина…»
Автор: Правосуд Наталья Анатольевна.
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №78» г. Северск
Электронная почта образовательного учреждения: sosch78@yandex.ru
Электронная почта автора: natalprav@tambo.ru
Предмет – литература.
Класс- 5 .
Время реализации урока – 45 минут.
Тип урока: изучение нового материала с использованием приемов технологии РКМЧП, ИКТ и здоровьесберегающих технологий.
Цель: изучить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Оборудование:
- Фонохрестоматийная запись стихотворения.
- Фильм «Война и мир», режиссер С. Бондарчук (эпизод «Бородинское сражение»).
- Презентация Power Point.
Методические приемы.
- Беседа по вопросам.
- Выразительное чтение.
- Мозговой штурм.
- Прием ассоциаций.
- Прием «Ромашка Блума».
- Прием «Устное рисование»
- Работа с таблицей.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Методы, приемы | Формы работы | Результат | Время |
1 | Организацион-ный момент. | Создание доброжелательной атмосферы через приветствие педагогом учеников. | Совместная деятельность педагога и обучающихся (ученики эмоционально настраиваются на урок). | Положительный настрой на восприятие урока. | 1 - 2 мин |
2 | Стадия вызова. Создание проблемной ситуации. | Мозговой штурм. Ассоциации. Проблемный вопрос. | Фронтальная. Индивидуальная. | Сформулированная тема урока. Сообщение цели и задач урока. | 7 - 8 мин |
3 | Стадия осмысления (первичная) | Фонохрестоматий-ная запись с видеопросмотром. «Ромашка Блума». Беседа. | Совместная деятельность учителя и обучающихся. Индивидуальная работа детей. | Сформулирован-ные аргументы. Ответы на вопросы по тексту. | 8 мин |
Динамическая пауза. | 2 - 3 мин | ||||
Стадия осмысления (вторичная) | 13 - 15 мин | ||||
4 | Подведение итогов. | Беседа. | Коллективная. | Обобщение и систематизация знаний. | 2 мин |
5 | Стадия рефлексии. | Беседа. Составление таблицы. | Индивидуальная. | Удовлетворенность результатами труда. | 6 - 7 мин |
6 | Оценивание деятельности обучающихся, комментирова-ние оценок учителем. | Беседа. | Индивидуальная, совместная деятельность педагога и обучающихся. | Оценивание результатов своей деятельности. | 1 мин |
7 | Домашнее задание (по выбору). | 1.Выразительное чтение стихотворения или наизусть (по выбору). 2.Составить план этапов сражения. 3.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию). | Индивидуальная. | Оценивание домашнего задания на следующем уроке. | 2 мин |
МЕДИАПРОДУКТ
- Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
- Структура презентации:
№
| Структурные элементы | Время | № слайда |
1 | Организационный момент. | 1 минута | № 1 |
2 | Стадия вызова. | 7-8 минут | № 1 - 10 |
3 | Стадия осмысления (первичная). | 8 минут | № 11 |
4 | Динамическая пауза. | 2 минуты | |
5 | Стадия осмысления (вторичная). | 13-15 минут | № 12-29 |
6 | Подведение итогов. | 2 минуты | |
7 | Стадия рефлексии. | 6-7 минуты | |
8 | Домашнее задание (по выбору). | 2 минуты | № 30 |
9 | Литература | № 31 |
III. Содержание кадров:
№ 1. Стихотворение В. Степанова «Поле Славы».
№ 2 - 3. Тема урока.
№ 4 - 10. Иллюстрации к исторической справке.
№ 11. Видеоряд.
№ 12 - 23. Словарная работа.
№ 24 - 29. Иллюстрации к беседе по содержанию произведения.
№ 30. Домашнее задание.
№ 31. Список литературы.
Ход урока:
- Организационный момент. (1 слайд)
- Стадия вызова.
«Мозговой штурм»
Работа над отрывком стихотворением В. Степанова «Поле Славы».
Поле Славы.
Бородино… Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас,
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.
И пусть давно растаял в поднебесье
Той битвы дым, той битвы пушек гром –
Мы до сих пор о ней слагаем песни,
О наших предках память бережём.
Прием «Ассоциации».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить с вами на сегодняшнем уроке? Аргументируйте ответ.
- Ребята, кому и зачем, на ваш взгляд, нужна была эта война? Вспомните, в каком году она началась и закончилась?
- Можем ли мы гордиться победой в этой войне?
- Сегодня мы с вами будем говорить о войне 1812 г. Мы увидим ее глазами старого солдата, и поможет нам в этом стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (2 слайд). Ведь каждый год наша страна отмечает годовщину со дня победы в этой войне (3 слайд).
- Запишите в тетрадь тему нашего урока.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово война? Запишите 2 – 3 варианта.
- Как вы думаете, что сегодня нового мы можем узнать на уроке литературы? Запишите в тетрадь ваши догадки. В конце урока посмотрим, кто оказался ближе к сюжету стихотворения.
Историческая справка о начале Отечественной войны 1812 г. (заранее подготовленное сообщение ученика).
12.06.1812 г. наполеоновская армия вторглась в Россию. 2 месяца продолжалось отступление наших войск (4 слайд). Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона (5 слайд), который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на скорую победу, богатую добычу и громкую славу.
Во главе русской армии становится генерал Кутузов (6 слайд). Накануне сражения в русской армии отслужили молебен и с крестным ходом понесли вокруг войск чудотворную икону Смоленской Божьей Матери (7 слайд). Солдаты понимали, что в этом сражении решается судьба Москвы, а значит и России (8, 9 слайды).
Один из очевидцев так описывал это сражение: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…”.
Рассказ учителя:
М.Лермонтов рос в атмосфере «священных преданий» об этом событии: с детства слышал рассказы от мужичков – участников войны, бабушка с гордостью рассказывала о своих родных братьях Афанасии и Дмитрии, прославившихся в сражении. Вот этих простых, но отважных героев и воспевает в своем стихотворении поэт, которое он написал в 1837г, к 25-летию сражения (10 слайд).
Сегодня на уроке мы с вами раскроем мир чувств и мыслей простых солдат, отстоявших Родину, постараемся ответить на вопросы, кто такой настоящий герой, какой ценой завоевана победа и на многие другие.
- Стадия осмысления.
Запись фонохрестоматии, сопровождаемая показом эпизодов битвы под Бородиным из х/ф «Война и мир» (11 слайд).
Первичное осмысление. Беседа по содержанию:
- О каком событии рассказывается в этом стихотворении?
- Что вы испытали, слушая стихотворение? Понравилось ли вам произведение?
- Какое чувство пытался предать поэт?
- Что особенно запомнилось в стихотворении? Те слова-ассоциации, которые вы записали в тетрадь, нашли отражение в стихотворении?
- Как вы думаете, почему современный читатель, обращаясь к минувшим дням и событиям, испытывает волнение?
Динамическая пауза.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
Вторичное осмысление.
Чтение стихотворения обучающимися по строфам с комментированием незнакомых слов учителем, а также теми учениками, которые знают или предполагают значение этих слов.
Словарная работа (12 – 23 слайды).
редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя (13 слайд);
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; (14 слайд);
бивак – расположение войск для отдыха под открытым небом (15 слайд);
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи (16 слайд);
рожден был хватом – настоящий командир (17 слайд);
двинулись, как тучи – огромные полчища солдат (18 слайд);
улан, драгун – солдаты конных полков (19, 20 слайды);
булат – оружие из особо прочной булатной стали (21 слайд);
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле (22 слайд);
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь – враги (23 слайд).
Прием «Ромашка Блума». Беседа (24 - 29 слайды).
- Простые вопросы.
- Кто является действующим лицом в стихотворении?
- Какими вы представили их? (устное рисование) Посмотрите на слайд. Совпало ли ваше представление с иллюстрациями? (24 слайд).
- Обратите внимание на то, что стихотворение разбито на несколько частей, в каждой по 7 строк. Эти столбики называются строфой. Рассмотрим первую строфу. Из каких предложений она состоит? Что мы узнали из нее? (разговаривают старый и молодой солдаты). Как называется разговор двух и более людей (диалог), а разговор одного человека? (монолог).
- Уточняющие вопросы.
- Кто рассказывает о сражении? Кем служил тогда старый солдат? (артиллеристом) (25 слайд).
- Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или много лет?
- Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве? Вспомните из курса истории, сколько раньше, в19 веке, длилась служба в армии? (25 лет).
- Сейчас 1837г, прошло 25 лет, значит, старый солдат начинал служить в 1812г и был очевидцем тех событий. Прочитайте в стихотворении слова, которые он говорит молодому солдату:
«Да были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя!
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля,
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!»
- Интерпретационные вопросы.
- Почему молодые солдаты хотят узнать о сражении под Москвой?
- Почему упрекает новобранец ветерана? Прав ли он?
- Скажите, зачем понадобилось М. Лермонтову построить стихотворение таким образом, чтобы включить в него и диалог, и монолог? Сколько строф отведено диалогу? (1). Как вы думаете, почему монолог занимает все остальные строфы?
- Почему автор доверяет повествование о событиях тех лет ветерану?
- С каких слов и почему, на ваш взгляд, начинает свой рассказ –повествование ветеран? О чем он сожалеет? Как понимаете выражение «нынешнее племя»?
- Почему старый солдат говорит молодому солдату: «Богатыри – не вы…»?
- Почему солдат, рассказывая о событиях прошлого, постоянно вместо «я» употребляет «мы»?
- Давайте обратимся к тексту произведения и поговорим о настроении и чувствах солдатах того времени. Чем были «возмущены старики»? Что такое штык?
- Почему солдат называет противника «брат мусью»? С какой интонацией произнесена эта фраза?
- Чего хотели солдаты? Почему ждали картечи?
- Чем занимаются солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает рассказчик?
- Оценочные вопросы.
- Какими словами передает рассказчик начало сражения? Перечислите глаголы движения.
- С помощью каких слов предается стремительность движения, звуки, грохот боя?
- Посмотрите на репродукции «Бородинской панорамы» Франца Рубо. Какие строки стихотворения соответствуют тому, что изобразил художник на репродукциях? (26, 27 слайды)
- С каким чувством рассказывает старый солдат о своих товарищах? Подтвердите текстом. Почему сравнивает с богатырями?
- Зачитайте строфы, в которых говорится о чертах русских солдат.
Могучее, лихое племя
Уж мы пойдем ломить стеною…
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Полковник наш рожден был хватом!
Слуга царю, отец солдатом…
Ребята! Не Москва ль за нами?
Как наши братья умирали,
И умереть мы обещали
И клятву верности сдержали…
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русской бой удалый
Наш рукопашный бой.
- С какой интонацией звучат эти слова? Аргументируйте ответ.
- Какие строчки повторяются в тексте? (Уж постоим мы головою за родину свою!). Зачем автор использует этот прием повторения? (28 слайд).
- Так какой он, настоящий солдат?
- Каким представляете себе ветерана после нашей беседы? Сможете ли вы что – то добавить к ранее сказанному (устное рисование). А теперь посмотрите на репродукцию картины П.Заболотского. Каким изобразил художник ветерана? (29 слайд).
- Творческие вопросы.
- Как вы думаете, каково отношение автора к воинскому подвигу?
- Что же хотел сказать автор этим произведением?
- Как вы думаете, как звучало бы стихотворение, если бы оно не было построено в форме диалога? Изменилась бы тональность, идея стихотворения?
- Подведение итогов урока.
- В чем особенность построения стихотворения?
- К какой знаменательной дате написано это произведение?
- Сколько лет прошло со дня Бородинского сражения?
- Какими вы увидели солдат времен Великой Отечественной войны 1812г?
- Так кто же он, герой Отечественной войны 1812г?
- Какой ценой завоевана эта победа?
- Согласны ли вы, что празднование победы в этой войне, которое отмечает наша страна каждый год – знаменательная дата?
- Стадия «Рефлексия».
- Возвратимся еще раз к вопросу, который я задала вам в начале урока: может ли победа в этой войне являться предметом гордости нашего народа?
- Посмотрите записи в тетради. Совпали ли ваши догадки относительно темы нашего урока?
Работа над таблицей.
Меня поразило | |
Я узнал (а) | |
Мне запомнились строки |
Ученики работают над таблицей, далее 3-5 обучающихся озвучивают свои записи – наблюдения.
6. Оценивание своей деятельности самими обучающимися, комментирование их работы учителем, выставление отметок.
- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Над чем стоит поработать, чтобы в дальнейшем ваша деятельность была лучше и качественнее?
- Домашнее задание. (30 слайд)
- Выразительное чтение стихотворения или наизусть (по выбору).
- Письменно в тетради составить план этапов сражения.
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).
Список литературы (31 слайд)
- И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой / По городам, по станам. Виртуальный путеводитель для интеллигентных людей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kraeved1147.ru/muzey-borodinskaya-panorama (дата обращения: 19.10.2017 г.) – Загл. с экрана.
- Использование технологии РКМЧП: пособие для учителей. – Томск : Издательский центр «ТОИПКРО», – 2008 г. – 35 с.
- Картины, посвященные Бородинской битве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://statehistory.ru/3341/Kartiny--posvyashchyennye-Borodinskoy-bitve (дата обращения: 21.10.2017г.) – Загл. с экрана.
- Коровина, В. Я. Учебник литературы для 5 класса с аудиоприложением / под ред. В. Я. Коровиной. – М. : «Просвещение», 2011. – 358 с.
- Мемориал Отечественной войны 1812 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1812db.simvolika.org/ (дата обращения: 17.11.2017) – Загл. с экрана.
- Музей – панорама «Бородинская битва» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.1812panorama.ru (дата обращения: 17.11.2017) – Загл. с экрана.
- Поэтический сборник: Поэтическая библиотека школьника / Составитель, предисловие, комментарии и словарь Л. Г. Фризмана. – М. : Детская литература, 1984. – 159 с.
- Рубо, Ф. Галерея произведений (77 изображений) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cultobzor.ru/2015/01/francois-roubaud-gallery/3 (дата обращения: 17.11.2017) – Загл. с экрана.
- Степанов, В. Поле Славы. / В.Степанов // Мурзилка. – Выпуск 8. 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://murzilka.org/izba-chitalnya/archive/2012/vypusk-8/pole-slavy (дата обращения: 18.10.2017) – Загл. с экрана.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"
Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается пре...
Презентация "Недаром помнит вся Россия про день Бородина!"
Презентация к уроку литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино" в 6-ом классе. ...
Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....
Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...