Спецкурс по теме "Серебряный век". Введение.
элективный курс (литература, 11 класс) по теме
Данная работа поможет учителя при подготовке по сложнейшей теме в литературе "Серебряный век". Даётся понятие "золотой век", "серебряный век". Выделяется плеяда поэтов, относящихся к серебряному веку. Рассматриваются филосовские течения этого периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speckurs_po_literature.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Спецкурс по литературе
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
Занятие 1.
Введение.
Поэзия «серебряного века» - сложное и интересное явление конца XIX - начала XX в.
Выражения «золотой век», «серебряный век» восходят к античной литературе: «Трудам и дням» Гесиода (древнегреческий поэт VIII—VII век до н. э.), «Метаморфозам» Овидия (римский поэт 43 г. до н.э. – 18 г. н.э.). Гесиод, в частности, полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным» веком.
Применительно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению Т.А. Вяземского «Три века поэтов», в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом» веке.
В современной же историко-литературной традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым», а рубеж XIX - XX веков – «серебряным веком» русской поэзии.
М. Шаповалов так определяет этот период в развитии русской культуры: «Поэты «серебряного века», наследуя традиции Пушкина, вносили то новое, что диктовало время». Есть поэты, чьи имена однозначно входят в круг поэтов «серебряного века» - К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый, Вяч. Иванов. А. Блок. И. Анненский. И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.
Свой вклад в поэзию «серебряного века» внесли крестьянские поэты – Н. Клюев, С. Есенин, а также поэты, не примкнувшие ни к каким группировкам – И. Бунин, Мих. Кузмин, Владислав Ходасевич, М.Цветаева.
Как «золотой век» немыслим без философских и социально-политических битв, без 1812 года и 1825 года, без триумфа в снежной России немецкой философии романтизма, так и поэзию «серебряного века» невозможно представить вне истории.
Это была эпоха русско-японской войны, трагедии на Ходынском поле, потрясения 1905 – 1907 годов. Даже на страницах самых интимных стихов выплескивались отголоски бурных событий.
Это была эпоха пробуждения и сильного подъема самостоятельной философской мысли в России: появление различных поэтических направлений (символизм, акмеизм, футуризм, натурализм, имажинизм).
Особенностью творчества художников является то, что её ореол создавали самые разные писатели и поэты, нередко различные по своим творческим принципам, но всех их объединяло главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде.
Поэзия «серебряного века» выработала принципиально новую концепцию человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира.
Для осознания процессов, происходивших в истории русской культуры рубежа веков, важное значение имеет знакомство с трудами философов, чье мировоззрение повлияло на литературный процесс этого периода.
Разочарование в народнической, рационалистической философии, материализме в целом, привлекло внимание поэтов к идеалистической философии Шопенгауэра, Ницше (ницшеанская теория сверхчеловека), русских философов начала века – Л. Шестова, Вл. Соловьева (соловьевская теория богочеловека), Ник. Бердяева, В. Розанова.
Символом их веры стала личность – ценная сама по себе, а не как средство исторического прогресса, личность, утверждающая себя в противостоянии враждебному миру.
Для многих поэтов «серебряного века» характерен интерес к нюансам переживаний, тайникам человеческой души, глубокий психологизм.
Огромное влияние на становление поэтов оказал В. Соловьев. В основе его философской концепции лежала идея религиозного преображения действительности.
Надежды на возможное переустройство мира философ связывал с духовным его обновлением (революция духа), с Новым Пришествием.
Главное место в его учении занимает образ Жены, облаченной в Солнце, воплощение красоты, добра и справедливости, дарующей миру нового Бога.
Еще один философ, чье мировоззрение и мироощущение оказали воздействие на русскую культуру в целом и литературу в частности, - Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 г.г.)
Он создает свою философию истории, философию культуры, философию религии, развивает философию человека.
Как религиозный философ, как романтик – максималист, он считает, что без высшего божественного ориентира материалисты не создадут свободной общественности с личностью в Центре.
Насильничество, властолюбие, идопоклонство он предвидит и в государстве «социалистическом». И заранее призывает преодолеть духовный кризис, ориентироваться в жизни на «новый универсализм», «религиозную соборность».
Вывод:
XX век – век грандиозных социально-исторических потрясений. Создавалась новая, неизвестная XIX веку концепция мира и человека в этом мире.
Искусство XX века вплотную подошло к мысли о том, что далеко не всё в жизни и деятельности человека определяется сферой его сознания, что имеются области, недоступные аналитическому проникновению, но которые подчас решающим образом воздействуют на поведение героя и систему его размышлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
План-конспект открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"
План-конспект открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011". Участникам занятия предлагалось познакомиться с новым видом декоративно-пр...
Презентация открытого занятия "Выжигание по ткани. Введение в программу"
Данная презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках конкурса педагогического мастерства "Педагог-внешкольник Москвы-2011"...
Инновационный проект: "Методическая поддержка и сопровождение введения комплексных курсов ОРКиСЭ и ОДНКа в условиях введения ФГОС в ОУ САО на базе тьюторского центра в БОУ г. Омска Гимназия № 12»
Научный, культурный, духовно-нравственный потенциал России зависит от качества подготовки специалистов, людей, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные и задачи, видеть перспек...
Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.
На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...
Введение задач с жизненно-практическим содержанием в образовательный процесс в условиях введения ФГОС ОО
При использовании задач с жизненно-практическим содержанием на уроке математике, их условие и требование должны быть доступны учащимся, исходить из имеющихся у них знаний, опираться на них и на жизнен...
Выступление на педагогическом совете по теме «Введение ФГОС ООО – основное направление ОУ. Критерии готовности к введению ФГОС ООО»
Доклад на заседании педагогического совета школы....