Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_10_klass.doc | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе
№ урока | Дата проведения | Тема урока. Основное содержание | Учебно-познавательная компетенция | Информационная компетенция |
1-2 | 4, 5.09. | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Художественный мир Н. М. Карамзина. «История государства Российского». Художественное своеобразие повести «Бедная Лиза». | Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям. | Владение монологической и диалогической речью |
3 | 5.09 | Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. «Переводы-перевыражения» и их роль в становлении и развитии русского романтизма. | ||
4 | 8.09 | Вершины русской литературы первой четверти 19 века, предопределившие развитие словесности на новом этапе. Батюшков и Жуковский как родоначальники романтической школы. | ||
5 | 8.09 | Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Баллада «Светлана». | ||
6 | 11.09 | Художественный мир Крылова. Поэтика крыловской басни. | ||
7 | 12.09 | Жизненный и творческий путь А. С. Грибоедова. «Горе от ума». История создания. Своеобразие произведения. | ||
8-9 | 12.09 15.09 | Век минувший». Фамусов и фамусовская Москва. «Век нынешний». Образ Чацкого. | ||
10 | 15.09 | Актуальность комедии. Жизнь произведения. «Горе от ума» в комментариях. | ||
11 | 18.09 | Зачетный урок по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | ||
12-13 | 19.09 19.09 | Творческий практикум Р/р Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова | ||
14 | 22.09 | А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
15 | 22.09 | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
16 | 25.09 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любо-вию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
17 | 26.09 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти» | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
18-19 | 26.09 29.09 | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». | Знать о художественных открытиях Пушкина. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
20 | 29.09 | Р/р Творческий практикум. Доклад «Жанр… в лирике А.С.Пушкина», самостоятельная интерпретация лирического текста (сочинение в любом жанре), реферат на самостоятельно сформулированную тему. | ||
21 | 2.10 | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции. Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I. | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках |
22-23 | 3.10 3.10 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | ||
24 | 6.10 | «Евгений Онегин». Повторение и углубление изученного. Творческая история романа. Своеобразие жанра, «Энциклопедичность». | ||
25 | 6.10 | Название романа и проблема героя в художественном мире произведения | ||
26-27 | 9.10 10.10 | Автор и его герои, авторская позиция. Нравственная и философская проблематика. Герои романа и герои русской литературы. | ||
28-29 | 10.10 13.10 | Своеобразие композиции. Внесюжетные элементы и их роль. Тематика лирических отступлений. «Онегинская строфа». | ||
30 | 13.10 | Р/р Творческий практикум. Исследовательская работа, дискуссия на одну из предложенных тем. | ||
31 | 16.10 | Тест по творчеству А. С. Пушкина. | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. |
32-33 | 17.10 17.10 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реализм в творчестве поэта | Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций. | Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках. |
34 | 20.10 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ; | ||
35 | 20.10 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание» | ||
36-37 | 23.10 24.10 | Философские мотивы лирики Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» | ||
38 | 24.10 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. | ||
39 | 27.10 | История создания романа «Герои нашего времени». Жанровое своеобразие романа. Особенности лермонтовского психологизма. | ||
40-41 | 27.10 6.11 | Реалистическое и романтическое начала в романе. Сюжетно-композиционные особенности романа «Герои нашего времени». | ||
42-43 | 7.11 7.11 | Образ Печорина. Печорин в системе художественных образов романа. Автор и его герой. | ||
44 | 10.11 | Тема героя и времени и своеобразие ее решения. | ||
45 | 10.11 | Глубина нравственной проблематики в романе | ||
46 | 13.11 | Повесть «Фаталист» как кульминация проблемы судьбы. | ||
47-48 | 14.11 14.11 | Р/р Творческий практикум. Литературно-критическое эссе. | ||
49 | 17.11 | Проверочная работа по лирике Лермонтова. | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. |
50-51 | 17.11 20.11 | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород» | Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь анализировать прозаическое произведение | Свободная работа с текстом и дополнительной литературой. |
52-53 | Семинар 21.11 21.11 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | | ||
54 | 24.11 | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | ||
55 | 24.11 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | ||
56 | 27.11 | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | ||
57-58 | 28.11 28.11 | «Мертвые души». История создания и публикации. Эволюция замысла поэмы. Смысл названия, проблема жанра. Сюжетно-композиционные особенности, «сквозные» образы. | ||
59-60 | 1.12 1.12 | Система художественных образов поэмы. Способы создания характеров, идейно-художественные функции детали. Особое место образов Плюшкина и Чичикова. | ||
61 | Город в изображении Гоголя. Место «Повести о капитане Копейкине» в структуре поэмы. | |||
62-63 | Своеобразие повествовательной манеры. Единство сатирического и лирического начал в поэме как воплощение авторского замысла. | |||
64 | Образ автора и основные средства его создания. Тема Родины в поэме. | |||
65 | Проверочная работа по творчеству Н. В. Гоголя | Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи. | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |
66-67 | Лекция | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы | Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»,религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг. Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности | Поиск информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов для систематизации информации. |
68 | И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика | Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души). Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
69-70 | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову | Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа.
| Уметь развёрнуть обосновывать рассуждения, приводить доказательства | |
71 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | |||
72 | Семинар «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | |||
73 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского. Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
74-75 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия | Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения; составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа. Уметь делать выписки из литературоведческих статей | Уметь развёрнуто обосновывать суждения , приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику. | |
76 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | |||
77 | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | |||
78 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» | |||
79-80 | Драма Островского «Бесприданница». Нравы «хозяев жизни» новой формации. | |||
81 | Трагедия Ларисы Огудаловой. | |||
82 | Проверочный тест по творчеству А.Н.Островского | |||
83 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе | Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений. Уметь делать сообщения. | Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
84 | И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственную и философскую проблематику романа | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
85 | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя | Уметь анализировать текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
86-87 | Конфликт между «отцами» и «детьми» в романе «Отцы и дети» | Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию. | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, владение основными видами публичных выступлений | |
88 | Любовь в романе «Отцы и дети» | |||
89-90 | Практикум. Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению | |||
91 | «Отцы и дети» - «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме | |||
92-93 | Обзорное знакомство с романом «Дворянское гнездо» | |||
94 | Творческий практикум. Семинар «Гений меры» (по творчеству И.С.Тургенева) | |||
95 | Резервный урок | |||
96-97 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | Знать о романтической литературе XIX в., её представителях, об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об изоб-выраз. средствах их произведений; о философском характере лирики поэта. Уметь анализировать стихотворение в единстве формы и содержания, определять авторский стиль | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов и КТ для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | |
98 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | |||
99 | Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») | |||
100 | Творческий практикум. Самостоятельное исследование, составление поэтической антологии. | |||
101 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | Знать о глубоком психологизме лирики Фета, об изобразительно-выразительных средствах его произведений. Уметь анализировать стихотворения | Поиск нужной информации по заданной теме в различных источниках, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | |
102-103 | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | |||
104 | Творческий практикум. Сочинение-эссе, самостоятельная подборка стихотворений, «представляющих» поэта | |||
105 | ВЧ .А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | Знать основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Уметь анализировать стихотворное произведение. | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Создание собственного текста. | |
106 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. | Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
107 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | |||
108 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. | |||
109 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | |||
110 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмарка». | Знать историю создания поэмы; о проблеме нравственного идеала счастья, нравственного долга, греха, покаяния. Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
111-112 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | |||
113 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | |||
114-115 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству ' Н. А. Некрасова | |||
116 | Творческий практикум. Интерпретация поэтического текста в любом жанре. Эссе «Некрасов сегодня». | |||
117-118 | Обзор творчества Н.Г.Чернышевского | |||
119 | М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
120-121 | Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | |||
122 | Семинар «Сказки для детей изрядного возраста» | |||
123 | Художественный мир Ф.М.Достоевского. Достоевский и нигилизм. Достоевский и христианство. | |||
124-125 | «Преступление и наказание. Воплощение замысла писателя. Особенности повествовательной манеры. Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие. | |||
126 | Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. | |||
127 | Нравственно-философская проблематика. | |||
128-129 | Система художественных образов. Раскольников и его теория. | |||
130 | Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа. | |||
131 | Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох. | |||
132 | Обзорное знакомство с романом «Идиот» | |||
133-134 | Творческий практикум «По страницам романов Ф.М.Достоевского» | |||
135 | Тестовая работа по творчеству Ф.М.Достоевского | |||
136 | Л. Н. Тол стой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
137-138 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | Знать историю создания и смысл названия романа. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи. | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
139-140 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей; видеть приём «диалектики души» в изображении П. Безухова; анализировать эпизод; давать сравнительную характеристику Болконского и Безухова | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
141 | Женские образы в романе «Война и мир» | Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини. Уметь желать мультимедийную презентацию «Любимые героини Л.Толстого» | Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. | |
142-143 | Семья Ростовых и семья Болконских | Уметь давать сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских, видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя. Уметь анализировать эпизод. | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
144-145 | Тема народа в романе «Война и мир» | Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
146 | Кутузов и Наполеон | Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, давать сравнительную характеристику героев; анализировать эпизод. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
147-148 | Семинар «Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа». Подготовка к домашнему сочинению | |||
149 | «Мысль народная» в романе | |||
150 | Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. | |||
151 | «Диалектика души» и проблема свободной воли в романе. | |||
152-153 | Практикум. Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к сочинению | |||
154-155 | Творческий практикум. Сочинение-исследование в разных жанрах | |||
156-157 | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании | Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев | Свободная работа со стихотворными текстами. Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
158 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | |||
159 | ВЧ. «Леди Макбет Мценского уезда» | |||
160 | А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | Знать жизненный и творческий путь, идейную и эстетическую позицию Чехова, основную проблематику, своеобразие мастерства писателя. Уметь выявлять основную идею рассказов. Уметь анализировать рассказ | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
161-162 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказе «Дом с мезонином», уметь анализировать рассказ | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
163 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. | ||
164 | Особенности драматургии А. П. Чехова | Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни» | Поиск информации по заданной теме. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
165 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время. | Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики. | |
166-167 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | |||
168 | Тестовая работа по творчеству А.П.Чехова | |||
169 | Художественный мир западноевропейской литературы 19 века. | |||
170 | Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье». | Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
171 | Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». | Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. | |
172 |
| Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | Знать особенности поэтического языка Рембо. Уметь раскрывать особенности поэтики. | Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Владение навыками создания собственного текста. |
173 | Творческий практикум. Итоговая творческая работа «Мое постижение героя (книги)». | |||
174-175 | Итоговая читательская конференция |
Контроль уровня обученности
В качестве контрольно-измерительных материалов используются вопросы задания из книг:
1. Т.Г. Кучина, А.В. Леденёв. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001.- 224с.
2. Тесты. 9-11кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/ Авт.-сост. И.М. Михайлова. - 2-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 112с.
Творческие работы (сочинения)
По творчеству А. Н. Островского
- Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)
2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)
3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".
4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)
5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)
6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».
7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)
По творчеству И. С. Тургенева
- Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.
3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)
По творчеству Ф. И. Тютчева
- Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)
2. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.)
3. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)
4. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).
5. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?
6. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.
7. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.
По творчеству Н. А. Некрасова
- Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).
- Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
- Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
- Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
- "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).
- Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".
- Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
- Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?
- Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
По творчеству Ф. М. Достоевского
- "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).
- «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
- "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).
- Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
- В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)
По творчеству Л. Н. Толстого
- Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
- "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).
- Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
- "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).
- Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
- "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).
- "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
- "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).
- Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)
- Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").
- Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)
18. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)
20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)
По творчеству А. П. Чехова
- Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.
- «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).
- «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).
- «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)
- Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».
К о н т р о л ь н а я р а б о т а п о т е м е
« Л и т е р а т у р а в т о р о й п о л о в и н ы X I X в е к а »
ВАРИАНТ 1.
Часть 1.
А1. Автор статьи «Луч света в темном царстве»
А) Н.А.Добролюбов
Б) Н.Г. Чернышевский
В) В.Г. Белинский
Г) Д.И. Писарев
А2. В финале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Дуня Раскольникова вышла замуж за
А) Свидригайлова
Б) Лужина
В) Разумихина
Г) Лебезятникова
А3. Какого драматурга принято называть «Колумбом Замоскворечья»?
А) А.П. Чехова
Б) Н.В. Гоголя
В) А.Н. Островского
Г) А.С. Грибоедова
А4. Кто из героев А.Н. Островского мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него у англичан миллион и обеспечить работой всех нуждающихся?
А) Борис
Б) Кудряш
В) Кулигин
Г) Шапкин
А5. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» неотделимы от образа
А) Пьера Безухова
Б) Андрея Болконского
В) Платона Каратаева
Г) Кутузова
А6. О ком следующие слова: «Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот – никогда <…> не приклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! Его сердце не подкупишь ничем; на него всюду и везде можно положиться»?
А) о Базарове
Б) об Обломове
В) о Раскольникове
Г) о Чацком
А7. Героем-резонером в драме А.Н. Островского «Гроза» является
А) Тихон
Б) Борис
В) Кулигин
Г) Дикой
А8. Эта героиня романа Ф.М. Достоевского говорила Раскольникову: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять, да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».
А) Соня Мармеладова
Б) Катерина Ивановна
В) кухарка Настасья
Г) Поленька
А9. В третьей главе поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - «Пьяная ночь» - с Павлушей Веретенниковым спорит
А) Ермил Гирин
Б) Савелий
В) Яким Нагой
Г) Оболт-Оболдуев
А10. Описание какой героини романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» приведено ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, все беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными детскими пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах»?
А) Фенечки
Б) Кукшиной
В) Анны Сергеевны Одинцовой
Г) Кати Одинцовой
А11. В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает выкупить мельницу
А) Павлуше Веретенникову
Б) Ермилу Гирину
В) купцу Алтынникову
Г) Савелию
А12. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я, убил!»?
А) Соня Мармеладова
Б) Разумихин
В) Лужин
Г) Свидригайлов
А13. Портрет какого героя русской литературы приведен ниже: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно. Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы. Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца»?
А) Обломова
Б) Чичикова
В) Базарова
Г) Штольца
Часть 2.
В1. Заключительная часть художественного произведения, где рассказывается о судьбе героев после изображенных событий.
В2. Назовите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему «маленького человека».
В3. Как называется одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
В4. Как называется образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление?
В5. Какому герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» соответствует следующее описание: «Вся фигура… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые»?
В6. Как называется персонаж, прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Народные истоки в характере Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).
С1.2. Что, по-вашему, послужило причиной духовного возрождения Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)?
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
- А теперь повторяю тебе на прощанье… потому что обманываться нечего: мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь… ты поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяк. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно – нам других подавай: нам других ломать надо! Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич – э волоту, как выражался мой родитель.
- Ты навсегда прощаешься со мной, Евгений? – печально промолвил Аркадий, - и у тебя нет других слов для меня?
Базаров почесал у себя в затылке.
- Есть, Аркадий, есть у меня другие слова, только я их не выскажу, потому что это романтизм, - это значит: рассыропиться. А ты поскорее женись; да своим гнездом обзаведись, да наделай детей побольше. Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой. Эге! Я вижу лошади готовы. Пора. Со всеми я простился… Ну что ж? Обняться, что ли?
Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз.
С2.2. Прочитайте стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали…». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Сияла ночь. Лунной был полон сад; лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердце у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и воли нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
ВАРИАНТ 2.
Часть 1.
А1. Первым художественным произведением, принесшим славу Ф.М. Достоевскому, стал
А) роман «Преступление и наказание»
Б) роман «Идиот»
В) роман «Бедные люди»
Г) роман «Униженные и оскорбленные»
А2. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался с замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен – он не мог не нравится. Он начал проявляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил?
А) о Сильвил, герое повести А.С. Пушкина «Выстрел».
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
В) о Печерине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
А3. Поводом дуэли Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым послужило
А) ухаживание Базарова за Фенечкой
Б) оскорбление, нанесенное Базаровым Павлу Петровичу
В) несходство в политических взглядов
Г) старание Базарова поссорить Аркадия с родственниками
А4. Кто из русских писателей был приговорен к смертной казни, замененной прямо на эшафоте каторгой?
А) А.Н. Радищев
Б) Ф.М. Достоевский
В) А.С. Грибоедов
Г) М.Е. Салтыков-Щедрин
А5. Критическая статья Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» посвящена
А) комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Б) пьесе А.Н. Островского «Гроза»
В) комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Г) пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»
А6. Среди семи странников – героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не было
А) Ермила
Б) Пахома
В) Прова
Г) Митродора
А7. Княжна Мария Болконская, героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир»,выходит замуж за
А) Пьера Безухова
Б) Николая Ростова
В) Федора Долохова
Г) Василия Денисова
А8. Свидеие, назначенное доктору Старцеву, герою рассказа А.П. Чехова «Ионыч», должно было состояться
А) в лесу
Б) в церкви
В) на кладбище
Г) в театре
А9. Вину Раскольникова принял на себя
А) маляр Микола
Б) Лебезятников
В) Разумихин
Г) Свидригайлов
А10. О ком из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» следующие слова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоростков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда сами искренним образом служат»?
А) о Свидригайлове
Б) о Раскольникове
В) о Мармеладове
Г) о Лебезятникове
А11. Портрет какого героя русской литературы приводится ниже: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока»?
А) Манилова
Б) Обломова
В) Чичикова
Г) Раскольникова
А12. Какой герой русской литературы произносит следующий монолог: «… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить»?
А) Башмачкин
Б) Девушкин
В) Вырин
Г) Карандышев
А13. Первый опубликованный рассказ И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника» назывался
А) «Бежин луг»
Б) «Хорь и Калиныч»
В) «Гамлет Щигровского уезда»
Г) «Бирюк»
Часть 2.
В1. Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина?»
В2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображенным жизненным явлениям.
В3. Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц.
В4. Назовите автора поэм «Мороз, Красный нос», «Тишина», «Русские женщины», «Рыцарь на час».
В5. Назовите критика, так оценивающего характер Катерины, героини пьесы А.Н. Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
В6. Авторские пояснения в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые им.
Часть 3.
Выберите ОДНО из заданий С1.1, или С1.2. Запишите сначала полный номер выбранного задания, а затем развернутый ответ на него. Обоснуйте свои суждения и оценки, обращаясь (по памяти) к содержанию произведения. В своем ответе (с опорой на знание текста произведения) объясните мотивы поведения, характеры и взаимоотношения персонажей. При необходимости раскройте роль художественных средств в изображении героев и событий. |
С1.1. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто победит (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)?
С1.2. Чем, по-вашему, отличаются «толпа» от «народа»? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Для выполнения задания С2 выберите ОДНО из двух предложенных заданий С2.1 или С2.2. Запишите номер выбранного задания и развернутый ответ на него: раскройте общий смысл предложенного вам текста, суть характеров, мотивы поведения и отношения персонажей или чувства и настроения лирического героя; определите роль художественных средств изображения. |
С2.1. Прочитайте фрагмент пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
П и щ и к. Что на торгах? Рассказывайте же!
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Продан вишневый сад?
Л о п а х и н. Продан.
Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Кто купил?
Л о п а х и н. Я купил.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голове помутилось, говорить не могу… (Смеется.) Пришли мы на торги, там уже Дериганов. У Леонида Андреевича было только пятьдесят тысяч, а Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти… Ну, кончилось. Сверх долга я надавал ему девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи, вишневый сад мой! Скажи мне, что я пьян, не в своем уме, что все это мне представляется… (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется… Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности… (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уже не хозяйка здесь… (Звенит ключами.) Ну да, все равно.
С2.2. Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium». Дайте свое истолкование и оценку произведения.
Silentium
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!..
1830
БИБЛИОГРАФИЯ:
- П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.
- О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999, 400 с.
- П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991, 191 с.
- И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995, -256 с.
- Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997, 192 с.
- М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960, 195 с.
- «Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.
- «Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983, 223 с.
- Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. – М.: Просвещение, 2007
- А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975, 96 с.
- В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с.
- Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №7.
- «Программа вступительных экзаменов и рекомендации для абитуриентов (филологический факультет)». Курган, издательство Курганского государственного университета, 1999, 51 с.
- «Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». М., «Мнемозина», 1999, 62 с.
- Проектирование рабочей программы по учебному предмету. Курган, 2006, 35 с.
- М.А.Рыбникова. «Очерки по методике литературного чтения». М., «Просвещение», 1985, 288 с.
- Сборник «Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы» (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979,
- Г.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование», 1998, 256 с.
- «Совершенствование преподавания литературы в школе» (под редакцией Г.И.Беленького). М., «Просвещение», 1986, с.191.
- В.Я.Стоюнин «О преподавании русской литературы», 1864.
- В.Ю.Троицкий. «О гуманитарной концепции общего среднего образования». "Литература в школе", 1991, №3, 69-72 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39 с.
- В.А.Чалмаев. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», 2002, №№ 4-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной
Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...
Тематическое планирование уроков литературы 10 класс программа Г.И.Беленького
Тематическое планирование уроков литературы в 10 классе по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького, 5-е издание, М. Просвещение 2008 (5 ч...