Неделя русского языка и литературы
методическая разработка по литературе на тему

Сайфутдинова Айсылу Назиповна

Внеклассная работа по предмету. Материал для проведения Недели русского языка и литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_russkogo_yazyka.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Большетиганской СОШ

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

Сайфутдинова Айсылу Назиповна

2012-13 уч.г.

Программа:

Первый день. В мире сказок.

Второй день. Брейн-ринг по теме «Имя существительное»

Третий день. Литературно-научная викторина.

Четвертый день. Словесные игры.

Пятый день. Конкурс стенгазет.

В мире сказок.( для учащихся 5-6 классов)

Цели:

1. Воспитывать интерес к чтению, любознательность.

2. Совершенствовать устную речь учащихся, умение работать в коллективе.

3. Развивать мыслительную деятельность учащихся.

Правила игры: участвуют 2 команды, за каждый правильный ответ команда получает 1 очко. Команды награждаются Дипломами 1-ой и 2-ой степени.

1 тур. Загадки про сказочных героев.

Бедняжка я и замарашка,  

К золе привыкла и печам.

Мне днем бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, не плачу, я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу,

 И всех жалею и люблю. ( Золушка)

В его руках от счастья ключ,

И потому он так везуч!

На голове его колпак,

 Но околпачен будет враг,

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слез!

Его повсюду узнают!

Героя нашего зовут…( Буратино)

Живу я всех выше,

 На солнечной крыше,

Там домик хорошенький мой.

На чашечку чаю

Я вас приглашаю,

Варенье несите с собой. (Карлсон)

Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

Ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка)

Мастер он колоть дрова,

Рыбок уважает.

Хоть и дурья голова,

Печь его катает. (Емеля)

У кого ты не спроси-

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян, то дурак, а звать…( Иван)

Без носков и без чулок,

Без ботинок и сапог

По траве катиться мог

В детской сказке …(Колобок)

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегуррочка)

2 тур. Сказки  в вопросах

  1. Кто самый лучший знаток и рассказчик сказок?  (Бабушка)
  2. Чем сказки похожи друг на друга? (побеждает добро)
  3. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  4. Какое сказочное животное поселилось вторым в сказочном теремке? (Лягушка-квакушка)
  5. Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством.  («Колобок»)
  6. Из какого оружия стреляли царевичи в сказке «Царевна-лягушка»? ( Из лука)
  7. Какое настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)
  8. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапка-невидимка)
  9. Кто подарил Буратино азбуку? (Папа Карло)
  10. Какой весенний месяц подарил колечко героине сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Апрель)
  11. Назовите «рабочее место» кота ученого. (Дуб)
  12. Кем князю Гвидону приходился царь Салтан в пушкинской  сказке? (Отцом)

 

3 тур. Сказочный тест.

  1. В каком государстве жили герои многих русских сказок?

А.двунадесятом.

Б.тридевятом.

В. Доисторическом

Г. Поднебесном.

  1. Что из этого является непременной принадлежностью феи?

А. посох

Б. помело

В. Волшебная палочка

Г. Шапка-невидимка

  1. Сколько зверей так и не пробовали Колобка, пока его не съела Лиса?

А. один

Б. два

В. Три

Г. Четыре

  1. Какая русская сказка существует?

А. «Утки-аисты»

Б. «Куры-индейки»

 В. «Гуси-лебеди»

Г. «Орлы-соколы»

  1. Где хранится смерть Кощея?

А. в коконе

Б. в личинке

В. В яйце

Г. В икринке

  1. Что сделал с лягушачьей кожей Иван –царевич?

А. бросил в печь

Б. сшил кошелек

В. Забросил в болото

Г. Изрубил на мелкие кусочки

  1. Где рос аленький цветочек?

А. в лесу

Б. на лугу

В. В саду

Г. В оранжерее

  1. Назовите кличку собачки из сказки «Репка»

А. Каштанка

Б. Жучка

В. Артемон

Г. Дереза

  1. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил?

А. Снегурочку

Б. Золушку

В. Падчерицу

Г. Царевну-лягушку

  1. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе?

А. в кувшине

Б. в тарелке

В. В миске

Г. В блюдце

4 тур. Домашнее задание : инсценировка сказки

Подведение итогов.

Брейн-ринг по теме «Имя существительное»

Оборудование: словари, портреты языковедов, диапроектор.

Правила игры: в каждом туре игра идет до трех очков. Время размышления одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет признана команда, одержавшая победу в последнем туре.  

Вопросы для игры.

  1. Превратите  слово «мел» в мелкое место, «угол»- в топливо, «шест»- в число.
  2. Как называют жителей Пскова, Уфы, Томска, Курска, Тулы? (псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки)
  3. Назовите суффиксы, которые образуют только существительные.

(-тель, -ник, -ск, -к.)

          4. Являются ли однокоренными слова гимн, гимнаст, гимназия, гимнастерка?

         5. Существительные – самые частотные слова. Сколько существительных приходится на каждые сто слов в предложении в среднем? (около 40)

         6. случайно ли совпадение первого слога в словах «компот» и «композитор»? Аргументируйте свою точку зрения.

         7. Три слова  в каждом ряду можно объединить по какому-то языковому признаку. Назовите его и вычеркните лишнее слово.

          А) владелец, кормилец, страдалец, наглец;

         Б) взгляд, взлом, взнос, взор;

         В)   время, лицо, наклонение, спряжение.

         8. определите существительные несклоняемые, которые могут сочетаться с прилагательными разного рода:

кофе, колибри, пианино, кольраби, депо, пальто, эму, фламинго. (кофе, колибри)

        9. Являются ли этимологически родственными слова пятка и пятно? (Да)

        10.Определите, для каких слов дано правильное этимологическое объяснение, а для каких ошибочное.

А) Раздолье- место, которое из-за его широты можно разделить на много долей.

Б) Соловей- птица носит такое название, потому что поет всегда в одиночку, соло.

        11. Укажите существительное женского рода: шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рояль.

         12. Назовите способ образования существительных: ввоз, вылет, перелет, запись, разбег.

         13. Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и увеличительными от данных: дом, таракан, кулак.

    14. станция «Аппетитная» просит вас записать сложные слова.

(соковарка, овощерезка…)

15. Станция «Литературная» просит вас записать сложные слова. (баснописец, летописец…)

Подведение итогов.

Литературно-научная викторина.

1 станция. Математика.

Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: « Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»?  ( А.С. Пушкину)

В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и нота. А каков третий ключ? (Цифра)

Дочь какого великого английского поэта считается первым в мире программистом и почему? ( Ада Лавлейс- дочь лорда Д.Г. Байрона. В честь нее получил название язык программирования АДА.)

Какая русская мера длины дала название двум сборникам стихов М.И. Цветаевой? (Верста. Сборники «Версты I», «Версты II», 1921-22гг.)

В повести И.С. Тургенева «Муму» сказано, что Герасим был «двенадцать вершков роста». Один вершок примерно  равен 4,4 см. Получается , что рост Герасима был около 53 см, а это противоречит описанию могучей фигуры героя в повести. Разве у писателя было плохо с математикой? ( Нет. Во времена И.С. Тургенева указывалось, на сколько вершков человеческий рост превышает 2 аршина.1 аршин равен71 см, рост Герасима- 195 см.)

Какой прозаический жанр является средним арифметическим рассказа и романа? (Повесть)

Как, запомнив год рождения Л.Н. Толстого (1828) , легко запомнить день и месяц его рождения? (28,8,1828)

По какой номинации рекордсменом среди писателей с результатом 27000 является Л.Н. Толстой, а на втором месте А.С. Пушкин с результатом 24000? (по запасу используемых слов)

Кто выше: сказочный россиянин-коротышка Мужичок-с-ноготок или Дюймовочка? ( Дюймовочка, ведь ее рост 2,54 см, что больше размера ноготка.)

Сколько лет спала Спящая красавица из сказки Шарля Перро?(100)

Сколько раз старик выходил на берег моря в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? (6)

Сколько зубов у Бабы Яги? (1)

Сколько (по словам Н.В. Гоголя) бед в России? (2- дураки и дороги)

Сколько человек тянуло репку? (3)

 2 станция. География.

Какое явление природы стало плохим предзнаменованием для героев «Слова о полку Игореве»? (солнечное затмение)

Какой географический объект в русском фольклоре называется Буяном? (Остров)

Какой обычный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту и компас? (Клубок ниток)

По какой стране путешествуют бременские музыканты? ( по Германии, Бремен- город и земля в Германии)

А.С. Пушкин писал:

Надо мной в лазури ясной

Светит звездочка одна.

Справа-запад темно-красный,

Слева-бледная луна.

На какую сторону горизонта был обращен взор поэта? ( На юг)

Кто из пушкинских персонажей делал змея из географической карты? (Петр Гринев, «Капитанская дочка»)

В каком русском городе родился М.Ю. Лермонтов? (в Москве)

Название какого минерала вошло в название повести А.И. Куприна? ( гранат, «Гранатовый браслет»)

Какое природное явление заставило деда Мазая спасать зайцев? ( половодье)

Кто написал «Сказки об Италии»? ( А.М.Горький)

3 станция. Биология

Какие литературные жанры почти немыслимы без животных и растений? (Басня, сказка)

Какие 2 рыбы, обитающие в разных сказках, исполняют желания поймавших их людей? ( золотая рыбка, щука)

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...