Краткий терминологический словарик для анализа поэтических произведений
методическая разработка по литературе по теме

Разработанный краткий  словарь терминов   для анализа поэтических произведений предназначен для учащихся. В нем даны основные литературные термины, необходимые для анализа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткий терминологический словарик для анализа поэтического текста

       При анализе  лирических  произведений  учащиеся должны владеть   теоретическими знаниями, т.е. терминологией, необходимой для анализа поэтического текста. С этой целью  учитель  должен обязательно ввести   следующие  термины и прокомментировать их. Ниже я предлагаю  словарь литературоведческих  терминов для учащихся  для анализа  стихотворения. Курсивом даны  «рабочие »понятия с учетом возрастных особенностей учащихся.  

  1.  Лирика (от греч. Lyra- лира- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один   из  трех  родов  литературы.                                                                Цель  - изображение человеческой личности  в переживаниях и раздумьях.              Предмет  лирического произведения - внутренний мир человека; мысли  и чувства .                                                                                               Содержание – субъективный  внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества (М.Мещерякова,  Я.В.Темиз  «Теория литературы»   из  справочного пособия  «Литература  в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.18).                                               Лирика –один из  родов литературы, предметом изображения которого является внутренний мир человека. Основная форма- стихотворная.
  2. Лирический герой - это условный  образ  человека  в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Он содержит в себе обобщение. ( С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.,Просвещение,1989г – С. 80-81).                                                         Лирический герой-  условный  образ поэта в лирике.
  3. Мотив- образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей. ( П.Э.Лион, Н.М.Лохова «Литература»,М., «Дрофа»,1999г с.10 )                                                                                                               Мотив – это образ  предмета, явления,состояния.
  4. Настроение -  эмоциональное состояние лирического героя.                                   Настроение- эмоции.
  5. Сравнение- один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их сходству. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина,  А.Б.Есин идр. «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».М.,Дрофа,2000. С.448.)                                        Сравнение –это сопоставление одного предмета или явления другому.
  6. Эпитет – художественно-образное определение какого-либо предмета или явления. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр. « Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы». М.,Дрофа,2000. С.455).                                           Эпитет- образное определение.
  7. Олицетворение – разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ. (Там же. С.430) Олицетворение –это перенос человеческих свойств на е неодушевленные  предметы и явления.
  8. Оксюморон -  сочетание противоположных по  значению слов.   (М.Мещерякова, Я.В.Темиз  «Теория литературы» из  справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.61).                                                                                            Оксюморон- сочетание несочетаемого. 
  9. Метафора -  вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.М.,Дрофа,2000. С.426).                                       Метафора- перенос значения  с одного понятия на другое на основе сходства.
  10. Метонимия – указание на отдельное явление, за которым предполагаются остальные; сближение явлений по сходству. ).   (М.Мещерякова, Я.В.Темиз  «Теория литературы» из  справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.62). Метонимия- перенос значения с одного понятия на другое на основе смежности.
  11. Символ-  особый художественный образ. вид иносказания. Образ символ многозначен.  . (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр  «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».М.,Дрофа,2000. С.445)

Символ- многозначный образ.

  1. Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. (М.Мещерякова, Я.В.Темиз  «Теория литературы» из  справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.68).
  2. Анафора- единоначатие ( Там же. С. 68)                                                                               Анафора – одинаковое начало стихотворных строчек.
  3. Эпифора – единство  концовок (Там же. С.68)                                                                   Эпифора- одинаковая концовка стихотворных строчек.
  4. Размер стихотворный (метр стихотворный)– определенный повторяющий ритм стихотворения. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»М.,Дрофа,2000. С.426)

Размер стихотворный – определенный ритм стихотворения.

  1. Звукопись-  художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых  имитирует в тексте звуки реального мира. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»М.,Дрофа,2000. С.414).                                                                                                  Звукопись- подбор  звуков.
  2.  Аллитерация – повторение  одинаковых  согласных звуков.                                                                     (М.Мещерякова, Я.В.Темиз  «Теория литературы» из  справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.137).                                                                    Аллитерация-  повтор одинаковых согласных звуков.
  3.    Ассонанс- многократное повторение однородных гласных.    (М.Мещерякова, Я.В.Темиз  «Теория литературы» из  справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.141).                                                                                                                Ассонанс – повтор  одинаковых гласных звуков.
  4.   Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов.       (М.Мещерякова, Я.В.Темиз  «Теория литературы» из  справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.139).                                                            Антитеза-противопоставление.
  5.     Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк.  (М.Мещерякова, Я.В.Темиз  «Теория литературы» из  справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.189).
  6.    Рифмовка- расположение рифмующихся строк в стихе. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»М.,Дрофа,2000. С.442 )
  7. Строфа- повторяющаяся  группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм.      (М.Мещерякова, Я.В.Темиз  «Теория литературы» из  справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.199).                                         Строфа- сочетание стихов, объединенные рифмой и представляющие ритмическое и синтаксическое целое.
  8.  Ямб- двусложный размер, где ударение приходится на четные -  2-й,4-й,6-й,8-й и.т.д. –слоги. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.232..).               
  9.   Хорей -   двусложный размер, где ударение приходится на нечетные -  1-й,3-й, 5-й,7-й и.т.д. –слоги. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.216.)               

Чтобы  учащиеся  хорошо запомнили трехсложные размеры, я  предлагаю запомнить слово «ДАМА». Буква «Д»-дактиль, ударение  падает на первый слог, «АМ» -амфибрахий, ударение – на второй слог, «А»-  анапест, ударение- на третий слог. Таким образом учащиеся легко запоминают  трехсложные размеры,  и у них не возникают  трудности   в определении   ударения. И                                                                                                                                                              

  1.  Дактиль- трехсложный размер, где ударения падают  на 1,4,7,10 и.т.д. слоги.  (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы».                     М.: «Просвещение», 1989г. С.12.).               
  2.  Амфибрахий - трехсложный размер, где ударения падают  на 2,5,8,11 и.т.д. слоги.  (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.41.). 
  3.  Анапест -      трехсложный размер, где ударения падают  на 3,6,9,12 и.т.д. слоги.  (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.14.). 
  4. Стопа – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер. Это сочетание ударного и безударного (или более) слогов. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы».М.: «Просвещение», 1989г. С.186.).
  5. Ритм- повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей.    (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.155.).                                                 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая лаборатория: обучение анализу поэтического произведения

Статья представляет собой подробную запись "Мастер-класса", целью которого является демонстрация приёмов организации творческой лаборатории по комплексному анализу текста на уроках литературы. Автор и...

Рекомендации к анализу поэтического произведения

Часто на уроках литературы, а также на олимпиадах по литературе ученики получают задание: проанализировать стихотворение. Данные рекомендации позволят учащимся  это задание выполнить грамотно....

Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"

Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"...

Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.

Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....

Алгоритм анализа поэтического произведения

Данный алгоритм позволит ученику самостоятельно выполнить анализ произведения и болле полно его осмыслить...

Краткий анализ литературных произведений. Подготовка к ОГЭ по литературе.

В данном материале даётся краткий анализ литературных произведений, изученных в рамках школьной программы....


 

Комментарии

Изучение теории литературы начинается с 5класса, но учащиеся не всегда запоминают те или иные понятия.Данный краткий словарик можно размножить и использовать как справочный мариал на уроках литературы в 5-11классах.

Изучение теории литературы начинается с 5класса, но учащиеся не всегда запоминают те или иные понятия.Данный краткий словарик можно размножить и использовать как справочный мариал на уроках литературы в 5-11классах.

Изучение теории литературы начинается с 5класса, но учащиеся не всегда запоминают те или иные понятия.Данный краткий словарик можно размножить и использовать как справочный мариал на уроках литературы в 5-11классах.