Краткий терминологический словарик для анализа поэтических произведений
методическая разработка по литературе по теме
Разработанный краткий словарь терминов для анализа поэтических произведений предназначен для учащихся. В нем даны основные литературные термины, необходимые для анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkiy_terminologicheskiy_slovarik_dlya_analiza_poeticheskogo_proizvedeniya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткий терминологический словарик для анализа поэтического текста
При анализе лирических произведений учащиеся должны владеть теоретическими знаниями, т.е. терминологией, необходимой для анализа поэтического текста. С этой целью учитель должен обязательно ввести следующие термины и прокомментировать их. Ниже я предлагаю словарь литературоведческих терминов для учащихся для анализа стихотворения. Курсивом даны «рабочие »понятия с учетом возрастных особенностей учащихся.
- Лирика (от греч. Lyra- лира- музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературы. Цель - изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Предмет лирического произведения - внутренний мир человека; мысли и чувства . Содержание – субъективный внутренний мир поэта и духовная жизнь человечества (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.18). Лирика –один из родов литературы, предметом изображения которого является внутренний мир человека. Основная форма- стихотворная.
- Лирический герой - это условный образ человека в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Он содержит в себе обобщение. ( С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.,Просвещение,1989г – С. 80-81). Лирический герой- условный образ поэта в лирике.
- Мотив- образ, повторяющийся в одном произведении или во многих произведениях одного или нескольких писателей. ( П.Э.Лион, Н.М.Лохова «Литература»,М., «Дрофа»,1999г с.10 ) Мотив – это образ предмета, явления,состояния.
- Настроение - эмоциональное состояние лирического героя. Настроение- эмоции.
- Сравнение- один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их сходству. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр. «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».М.,Дрофа,2000. С.448.) Сравнение –это сопоставление одного предмета или явления другому.
- Эпитет – художественно-образное определение какого-либо предмета или явления. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр. « Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы». М.,Дрофа,2000. С.455). Эпитет- образное определение.
- Олицетворение – разновидность метафоры, при которой явления природы, неодушевленные предметы наделяются свойствами живых существ. (Там же. С.430) Олицетворение –это перенос человеческих свойств на е неодушевленные предметы и явления.
- Оксюморон - сочетание противоположных по значению слов. (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.61). Оксюморон- сочетание несочетаемого.
- Метафора - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.М.,Дрофа,2000. С.426). Метафора- перенос значения с одного понятия на другое на основе сходства.
- Метонимия – указание на отдельное явление, за которым предполагаются остальные; сближение явлений по сходству. ). (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.62). Метонимия- перенос значения с одного понятия на другое на основе смежности.
- Символ- особый художественный образ. вид иносказания. Образ символ многозначен. . (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».М.,Дрофа,2000. С.445)
Символ- многозначный образ.
- Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.68).
- Анафора- единоначатие ( Там же. С. 68) Анафора – одинаковое начало стихотворных строчек.
- Эпифора – единство концовок (Там же. С.68) Эпифора- одинаковая концовка стихотворных строчек.
- Размер стихотворный (метр стихотворный)– определенный повторяющий ритм стихотворения. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»М.,Дрофа,2000. С.426)
Размер стихотворный – определенный ритм стихотворения.
- Звукопись- художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, сочетание которых имитирует в тексте звуки реального мира. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»М.,Дрофа,2000. С.414). Звукопись- подбор звуков.
- Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков. (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.137). Аллитерация- повтор одинаковых согласных звуков.
- Ассонанс- многократное повторение однородных гласных. (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.141). Ассонанс – повтор одинаковых гласных звуков.
- Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов. (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.139). Антитеза-противопоставление.
- Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк. (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.189).
- Рифмовка- расположение рифмующихся строк в стихе. (Э.Л.Безносов, Е.Л.Ерохина, А.Б.Есин идр «Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»М.,Дрофа,2000. С.442 )
- Строфа- повторяющаяся группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм. (М.Мещерякова, Я.В.Темиз «Теория литературы» из справочного пособия «Литература в таблицах и схемах». М., Рольф, 2001. С.199). Строфа- сочетание стихов, объединенные рифмой и представляющие ритмическое и синтаксическое целое.
- Ямб- двусложный размер, где ударение приходится на четные - 2-й,4-й,6-й,8-й и.т.д. –слоги. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.232..).
- Хорей - двусложный размер, где ударение приходится на нечетные - 1-й,3-й, 5-й,7-й и.т.д. –слоги. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.216.)
Чтобы учащиеся хорошо запомнили трехсложные размеры, я предлагаю запомнить слово «ДАМА». Буква «Д»-дактиль, ударение падает на первый слог, «АМ» -амфибрахий, ударение – на второй слог, «А»- анапест, ударение- на третий слог. Таким образом учащиеся легко запоминают трехсложные размеры, и у них не возникают трудности в определении ударения. И
- Дактиль- трехсложный размер, где ударения падают на 1,4,7,10 и.т.д. слоги. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.12.).
- Амфибрахий - трехсложный размер, где ударения падают на 2,5,8,11 и.т.д. слоги. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.41.).
- Анапест - трехсложный размер, где ударения падают на 3,6,9,12 и.т.д. слоги. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.14.).
- Стопа – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер. Это сочетание ударного и безударного (или более) слогов. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы».М.: «Просвещение», 1989г. С.186.).
- Ритм- повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей. (С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. «Литература: справочные материалы». М.: «Просвещение», 1989г. С.155.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ поэтического текста как одна из успешных предпосылок самореализации творческих поэтических способностей одаренных детей
Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы....
Творческая лаборатория: обучение анализу поэтического произведения
Статья представляет собой подробную запись "Мастер-класса", целью которого является демонстрация приёмов организации творческой лаборатории по комплексному анализу текста на уроках литературы. Автор и...
Рекомендации к анализу поэтического произведения
Часто на уроках литературы, а также на олимпиадах по литературе ученики получают задание: проанализировать стихотворение. Данные рекомендации позволят учащимся это задание выполнить грамотно....
Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"
Урок литературы в 8 классе "Обучение анализу поэтического произведения"...
Различные способы интеграции Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Опыт анализа поэтического произведения.
Различные способы интеграции. Урок развития речи по литературе в 10 классе. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Есть в осени первоначальной..." Опыт анализа поэтического произведения....
Алгоритм анализа поэтического произведения
Данный алгоритм позволит ученику самостоятельно выполнить анализ произведения и болле полно его осмыслить...
Краткий анализ литературных произведений. Подготовка к ОГЭ по литературе.
В данном материале даётся краткий анализ литературных произведений, изученных в рамках школьной программы....
Комментарии
Изучение теории литературы
Изучение теории литературы начинается с 5класса, но учащиеся не всегда запоминают те или иные понятия.Данный краткий словарик можно размножить и использовать как справочный мариал на уроках литературы в 5-11классах.
Изучение теории литературы
Изучение теории литературы начинается с 5класса, но учащиеся не всегда запоминают те или иные понятия.Данный краткий словарик можно размножить и использовать как справочный мариал на уроках литературы в 5-11классах.
Изучение теории литературы
Изучение теории литературы начинается с 5класса, но учащиеся не всегда запоминают те или иные понятия.Данный краткий словарик можно размножить и использовать как справочный мариал на уроках литературы в 5-11классах.