Презентация по произведению В.Астафьева "Царь-рыба"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Волкова Ольга Викторовна

Презентация по произведению В.Астафьева "Царь-рыба" для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ast.-ryba.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Царь-рыба

Слайд 2

… Виктор Астафьев — “ писатель мирового масштаба, бесстрашный солдат литературы, искавший свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека” .

Слайд 3

Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2002 г.г.) Ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, п редельная честность и способность по-новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты е го неординарной личности.

Слайд 4

Судьба и характер простого человека – главная и постоянная тема произведений Астафьева. Простую жизнь он показывает без прикрас. При этом создает многоцветную, широкую панораму жизни народа из множества сюжетов и массы персонажей.

Слайд 5

В повествовании в рассказах «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Связь человека и природы интересует автора в нравственно-философском аспекте. Вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Слайд 6

Проза Виктора Астафьева развивалась на классических традициях русской литературы Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Философское осмысление жизни, роль человека на земле, любовь к родине и родному дому, добро и зло по отношению к миру , особенно к его беззащитным представителям – детям , женщинам, старикам, зверью, природе, роль семьи – вот те далеко не все нравственные вопросы, которые Виктор Астафьев решает в своих произведениях.

Слайд 7

Никогда ничего не вернуть, Как на солнце не вытравить пятна, И, в обратный отправившись путь, Всё равно не вернёшься обратно. Эта истина очень проста, И она, точно смерть, непреложна, Можно в те же вернуться места, Но вернуться назад Невозможно… У Н. Новикова есть такие стихи:

Слайд 8

Да, невозможно вернуть бездумно погубленную природу – дом человека. Она отплатит опустошением души. Виктор Астафьев прекрасно это осознаёт и желает предупредить о надвигающейся катастрофе. Это желание – боль писателя, его тоска и горькая тревога. Послушайте отрывок из заключительной главы “Нет мне ответа” романа “Царь-рыба ”.

Слайд 9

…Я вздрогнул и очнулся. Пассажиры в самолете приникли к окошкам, не отрываясь смотрели на отдаляющуюся гидростанцию. Они любовались творением своих рук. Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Всему свой час и время всякому делу под небесами: Время родиться и время умирать; Время насаждать и время вырывать насаженное; Время убивать и время исцелять; Время разрушать и время строить; Время плакать и время смеяться; Время стенать и время плясать; Время разбрасывать камни и время собирать камни; Время обнимать и время избегать объятий; Время искать и время терять; Время хранить и время тратить; Время рвать и время сшивать; Время молчать и время говорить; Время любить и время ненавидеть; Время войне и время миру. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа.

Слайд 10

В этих вопросах – боль за всю землю, боль за человека, так неразумно о тдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и ее порождением – человеком. Сейчас время мучиться и искать. Ведь каждое в ремя рождает свои вопросы, на которые должны о тветить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны мы сегодня именно для того, чтобы сохранялась жизнь и м огли следующие поколения плакать и смеяться, с прашивать и отвечать…

Слайд 11

Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Николай Рубцов Если мы будем себя вести как следует, то мы, растения и животные, будем существовать в течение миллиардов лет, потому что на солнце есть большие запасы топлива и его расход прекрасно регулируется. Халдор Шепли

Слайд 14

Почему так много внимания уделил им Астафьев? Браконьерство – страшное зло. А судьба Игнатьича говорит о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде. Самая главная вина Игнатьича - в надругательстве над любившей его девушкой. Так и получается всё в связи: начинается ли с человека, с рыбы, со зверя, а чем оборачивается – показывает автор. Убийца дочери Командора – духовный д войник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно . Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?

Слайд 15

Астафьев осуждает браконьерство как зло м ногогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем речь писатель ведет не только об уничтожении ж ивой и неживой природы вне нас, говорит он о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы…

Слайд 16

Своё назначение автор определяет так: “Моя профессия состоит в том, чтобы всё знать и видеть”. Но это не позиция стороннего наблюдателя, автор — часть мира, живого мира природы. Астафьев не только повествователь, но и публицист, не только свидетель, но и судья. О н говорит о Енисее как о «синенькой жилочке, трепещущей на виске земли», ему открывается высочайшая красота росистого таёжного утра: “Сердце моё трепыхнулось и обмерло от радости... не зная, кому в этот миг воздать благодарность, я пролепетал, а быть может, подумал: “Как хорошо, что меня не убили на войне и я дожил до этого утра””. Ему открыта боль от страдания живого. Автор чувствует себя листом, прикреплённым коротеньким стебельком к древу жизни. А древо жизни связывает прошлое и будущее и “выходит куда-то к звёздам в мироздание, частью которого может осознать себя человек, погрузившись в могущество и красоту земной природы”.

Слайд 17

Как решает Виктор Астафьев проблему “ человек и природа ”?

Слайд 18

О тношение автора к природе не благоговейно-созерцательное, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов , что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Г оворит об этом наш современник, остро чувствующий пульс сегодняшней жизни, знающий её боли и радости. Но писатель остро осознаёт, что сегодняшний день «лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни», поэтому и думает о том, как надо жить, чтобы так же, как он и его брат, слышали мир его сын, дети брата, дети его детей , что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, исцарапать, отжечь огнём ” мир , в котором мы живём .

Слайд 19

Повесть Хемингуэя впервые опубликована в 1952 году в журнале «Лайф», и уже в течение сорока восьми часов было распродано более пяти миллионов экземпляров журнала . Автору присуждена главная литературная премия США — премия Пулитцера, а в 1954 году — Нобелевская премия . Сам Хемингуэй называл повесть «лучшим из написанного за всю мою жизнь».

Слайд 20

За эту книгу писатель был награждён в 1975 году Государственной премией СССР .

Слайд 22

В центре произведений — поединок. Но если в повести Хемингуэя перед нами поединок с другом (старик называет своего соперника другом), то в повести « Царь-рыба» — война . “Её судьба была оставаться в тёмной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом”, — говорит старик. “ Так вот оно как, на войне-то…” — думает Игнатьич. Война на уничтожение, объявленная человеком природе. Вот здесь один из ключиков к пониманию текста Астафьева : “…зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке . Караулит их одна и та же мучительная смерть”.

Слайд 23

Старик сам называет себя “необыкновенным”. На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: “Море и ветер — мои друзья“, “Рыба — она тоже мне друг”. На берегу его ждёт и верит в него мальчик. О море старик “постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них”. Это понимание приходит в конце концов и к Утробину : “Природа, она, брат, тоже женского рода!”

Слайд 24

Итак, в «Царь-рыбе» определяющим моментом становится п отребность обсудить происходящее, поделиться з адушевной мыслью. Автор делится своими мыс лями по насущным проблемам и выражает беспокойство и тревогу за нравст венность своего современника. Мир для Астафьева – эт о мир людей и прир оды, пребывающий в вечном, н еразрывном и противоречи вом единстве, нарушение которого грозит в ырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, ч то каждый из нас см ожет познать себя как человека. Царь-рыба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по произведению Дж.Свифта "Гулливер"

В презентации рассматриваются сюжеты произведения и возможности их происхождения в то время, когда писалось произведение. Очень интересно и увлекательно....

Презентация к произведению Т.Янссон "Последний в мире дракон"

Презентация полезна при проведении урока по произведению Т.Янссон "Последний в мире дракон", которое изучается в 5 классе по программе Курдюмовой....

презентация "Скалярное произведение векторов"

Презентацию использую при изучении нового материала по данной теме....

презентация к произведениям А.П.Бородина

Музыка "Богатырская симфония",  опера "Князь Игорь", презентация...

PowerPoint №6. Презентация по произведению Корнея Ивановича Чуковского «Телефон». Создание презентации из нескольких слайдов

Практическая работа №6Презентация по произведению Корнея Ивановича Чуковского «Телефон»Создание презентации из нескольких слайдов.Цель: отработать создание автоматической анимированной презентации.Зад...

презентация к произведению Николая Белоголового "Воспоминания сибиряка"

Презентация подготовлена по произведению  Н. Белоголового "Воспоминания сибиряка" (курс "Писатели Восточной Сибири",  6 класс). Содержит дополнительный исторический материал о декабристах, п...