Поэтический вечер для старшеклассников "Любовь – это сердце всего"
методическая разработка по литературе по теме
Цели проведения: содействие духовно-нравственному воспитанию школьников; привлечь внимание учащихся к тем вечным ценностям, которые нашли свое воплощение в лучших произведениях мировой литературы.
Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.
Задачи:
- познакомить с фактами из жизни А.С.Пушкина,
- выявить своеобразие любовной лирики Пушкина,
- познакомить с фактами из жизни В.В.Маяковского,
- выявить своеобразие стихов В.В.Маяковского, в которых интимная тема сливается темой Родины и революции,
- подчеркнуть нежность и мягкость, незащищённость и доброту “поэтинного” сердца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskiy_vecher_dlya_starsheklassnikov.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Поэтический вечер для старшеклассников "Любовь – это сердце всего"
МКОУ «Могильно-Посельская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Соболькова Наталья Владимировна
Цели проведения: содействие духовно-нравственному воспитанию школьников; привлечь внимание учащихся к тем вечным ценностям, которые нашли свое воплощение в лучших произведениях мировой литературы.
Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.
Задачи:
- познакомить с фактами из жизни А.С.Пушкина,
- выявить своеобразие любовной лирики Пушкина,
- познакомить с фактами из жизни В.В.Маяковского,
- выявить своеобразие стихов В.В.Маяковского, в которых интимная тема сливается темой Родины и революции,
- подчеркнуть нежность и мягкость, незащищённость и доброту “поэтинного” сердца.
Оборудование:
- портреты А.Пушкина,Е.Воронцовой,Марии Раевской, Анны Керн, Н.Н.Гончаровой, В.Маяковского, М. Денисовой, Л.Брик, Т.Яковлевой,
- музыкальное сопровождение.
Форма: литературная гостиная.
Возраст: учащиеся 9-11 классов
Место проведения: актовый
Этапы подготовки и проведения:
а) Подготовительный этап:
- отбор участников для подготовки и проведения;
- сбор участников и постановка перед ними задач;
- распределение ролей;
-назначение ответственного за аппаратуру и музыкальное сопровождение;
-назначение ответственного за оформление мероприятия;
- индивидуальная работа с участниками;
- репетиции (по плану);
- подготовка аудитории (объявления, работа с классными руководителями);
- генеральная репетиция;
б) Проведение мероприятия:
- основная часть;
- заключительная часть – представление участников, благодарственное слово всем присутствующим;
Сценарий литературно-музыкальной композиции
1 чтец:
Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
2 чтец:
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка --
все начинается с любви.
3 чтец:
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть --
родная
и вечная
сестра любви.
4 чтец:
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг --
все начинается с любви...
5 чтец:
Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!
1 ведущий: Этими замечательными строками поэта Р.Рождественского мы начинаем поэтический вечер «Любовь – это сердце всего…» Прав был великий Шекспир, утверждая:
На всей земле не встретится поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви…
2 ведущий: Наш вечер состоит из двух актов. В первом мы расскажем о любви поэта, которого мы называем «солнцем русской поэзии», - А.С.Пушкина. Второй посвящён любви гениального поэта 20 века В.В.Маяковского.
1 ведущий: В.Г.Белинский справедливо утверждал, что во всяком чувстве А.С.Пушкина «всегда есть что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоухающее и грациозное.» Вот почему, читая творения великого поэта, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».
2 ведущий: Пушкин привлекает удивительным умением слышать любое движение человеческого сердца, передавать в стихах все оттенки чувств, поклоняться красоте, воплощением которой для него была Женщина.
1 ведущий: В жизни Пушкина было немало увлечений: и мимолётных, и более глубоких, и таких, которые буквально «переворачивали» его жизнь. Встреча с графиней Елизаветой Воронцовой оставила глубокий след в душе поэта и подарила миру прекрасные строки.
Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. На фоне музыки идёт чтение фрагмента стихотворения, посвящённого Е.Воронцовой.
1 чтец:
Но я любим... Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
2 ведущий: Поэт любит, он любим. Но приходит разлука. По приказу царя Пушкина высылают в Михайловское под надзор местных властей. С грустью вспоминает поэт прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание. Рождается удивительное стихотворение, в котором поэт обращается к свидетелю пережитого чувства, перстню-талисману.
2 чтец:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
1 ведущий: По просьбе Воронцовой Пушкин уничтожил все её письма, от них остались только пепел и чудесные горькие стихи.
3 чтец:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
2 ведущий: Шло время, поэзия возвратила Пушкина к жизни. Гимном к высокому и светлому чувству любви стало стихотворение «Я помню чудное мгновенье..», посвящённое А.П.Керн. В нём чувства без остатка растворены в словах, а слова как бы сами «просятся», ложатся на музыку. Как пленительны строки стихотворения, в котором мы словно уже слышим романс Глинки.
Звучит романс на музыку Глинки «Я помню чудное мгновенье…»
1 ведущий: глубиной мысли и чувства волнует стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла», посвящённое Марии Раевской. Все слова, все выражения просты, но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него как бы ни зависит – виновато сердце. И поэт искренне и взволнованно говорит об этой способности сердца.
4 чтец:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
2 ведущий: Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется стихотворение «Я вас любил…» Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова, но только в пушкинских строках они стали величайшей и трепетной поэзией.
5 чтец:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
1 ведущий: Осталось тайной, кому посвящены эти строки. Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн…Благодаря им мы сегодня с трепетом можем произносить стихи поэта. Но единственной настоящей любовью Пушкина была Наталья Николаевна Гончарова. Она стала опорой поэту в его трудной судьбе, в его великом подвиге, в его «служении России», как он однажды выразился. Вот почему мысли поэта о том, что совершенная красота есть выражение совершенной духовной сущности, нашли отражение в прелестной пушкинском сонете.
Звучит пьеса Ф.Листа «Грёзы любви». На фоне музыки звучит стихотворение.
1 чтец:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
2 часть
1 ведущий: В.В.Маяковский –великий поэт 20 столетия. Поэт-агитатор, «горлан-главарь» - таким воспринимали его миллионы людей. Но за грозной внешностью поэта-трибуна скрывалось нежное, легко ранимое сердце, жаждущее отзывчивости, любви, готовое всё отдать «за одно только слово ласковое, человечье». Всю жизнь ему было суждено искать любовь, страдать из-за неё, найти, наконец, и потерять.
2 ведущий: В 1914 году во время посещения Одессы Маяковский с первого взгляда влюбился в Марию Александровну Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого и уже по дороге в следующий город читал друзьям первые строки «Облако в штанах».
1 ведущий: Переживая тяжёлое потрясение, поэт находит невероятные слова для описания душевного состояния. Так и хочется помочь ему, согреть его одинокую человеческую душу.
2 чтец:
Вы думаете, это бредит малярия?
Это было,
было в Одессе.
«Приду в четыре»,— сказала Мария.
Восемь.
Девять.
Десять.
Вот и вёчер
в полную жуть
ушел от окон,
хмурый,
декабрый.
В дряхлую спину хохочут и ржут
канделябры.
Меня сейчас узнать не могли бы:
жилистая громадина
стонет,
корчится.
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
И вот,
громадный,
горблюсь в окне,
плавлю лбом стекло окошечное.
Будет любовь или нет?
Какая —
большая или крошечная?
2 ведущий: Поэма «Облако в штанах» - крик боли, крик протеста против жестокого мира, разрушающего любовь своими правилами. Великое чувство, от которого «разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее», даёт В.Маяковскому лишь горечь и муку.
1 ведущий: В 1916 году в жизни Маяковского появляется женщина, подарившая поэту любовь, но не в меньшей мере и страдания. Её имя Лиля Брик. О взаимоотношениях с ней написаны стихотворение «Лиличка!» и поэма «Люблю». Размышляя о сущности любви, поэт создаёт такие исповедальные строки:
3 чтец:
Пришла -
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть -
как девочка мячиком.
И каждая -
чудо будто видится -
где дама вкопалась,
а где девица.
"Такого любить?
Да этакий ринется!
Должно, укротительница.
Должно, из зверинца!"
А я ликую.
Нет его -
ига!
От радости себя не помня,
скакал,
индейцем свадебным прыгал,
так было весело,
было легко мне.
Звучит один из «Экспромтов» Шопена.
2 ведущий: Поэт счастлив и хочет, чтобы весь мир радовался вместе с ним. Но вскоре в отношения между Брик и Маяковским вкрадывается дисгармония, под воздействием которой появляется поэма «Про это». Поражением закончился «смертельный любви поединок», поражением любви. Победителем оказался грозный и безжалостный враг любви…быт.
4 чтец:
Сердце мне вложи!
Кровищу -
до последних жил.
В череп мысль вдолби!
Я свое, земное, не дожил,
На земле свое не долюбил.
Я любил...
Не стоит в старом рыться.
Больно?
Пусть...
Живешь и болью дорожась.
Нынче недолюбленное
наверстаем
звездностью бесчисленных ночей.
Воскреси
хотя б за то,
что я
поэтом
ждал тебя,
откинул будничную чушь!
Воскреси меня
хотя б за это!
Воскреси -
свое дожить хочу!
Чтоб не было любви - служанки
замужеств,
похоти,
хлебов.
Постели прокляв,
встав с лежанки,
чтоб всей вселенной шла любовь.
1 ведущий: Поэма «Про это» - последний страстный всплеск любовной лирики поэта 20-х гг. после неё любовная тема надолго исчезла из его поэзии. Но в 1928 г. В жизнь Маяковского вошла новая, большая любовь без надрыва и тоски. Любовь к Татьяне Яковлевой, русской девушке, выехавшей из России в Париж к своему дяде – художнику Александру Яковлеву. О нежном чувстве к ней написаны стихи « Письмо товарищу Кострову из Парижа» о сущности любви и «Письмо к Татьяне Яковлевой».
5 чтец:
Не поймать меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен -
еле-еле волочусь.
Мне
любовь
не свадьбой мерить:
разлюбила -
уплыла.
Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
не двадцать,-
тридцать...
с хвостиком.
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут угольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Любить -
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить -
это с простынь,
бессоннницей
рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
a не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
Звучит «Прелюдия» Скрябина.
2 ведущий: Нельзя не почувствовать, что в Маяковском пробуждается молодой романтик. Вот как поэт обращается к любимой:
1 чтец:
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
1 ведущий: Поэт готов вступить в конфликт со всеми небесными силами, которые могут помешать его любви:
2 чтец:
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму -
одну
или вдвоем с Парижем.
2 ведущий: Любви, однако, помешали. Маяковский не получил визу для поездки в Париж. До сих пор неизвестно, кто стоит за этим актом недоверия к поэту. Самолюбие Маяковского было уязвлено, в сердце образовалась пустота. Вскоре пришла весть, что Татьяна Яковлева вышла замуж.
1 ведущий: Тщётной оказалась надежда поэта встретить взаимность, невостребованной осталась безудержная нежность, безответной - просьба о любви. Лирический герой Маяковского – не победитель. Его любовь отвергнута и поругана. Но чаще всего поэт говорит о любви то, что задолго до него сказал Пушкин, желая возлюбленной быть любимой другим «так искренно, так нежно». Необычным благородством наполнены строки Маяковского: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».
2 ведущий: в черновиках Маяковского есть такая запись: «Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём…»
1 ведущий: В стихах о любви двух гениальных поэтов 19 и 20 века слова «Любовь» и «Сердце» неразделимы. Лирические произведения Пушкина и Маяковского несут читателям отсвет душевного благородства и нравственной чистоты, привлекают искренностью и глубиной чувств, убеждают в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно – не любить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтический вечер ко Дню Матери
Подробный сценарий поэтического вечера ко Дню Матери....
Поэтический вечер "В краю белых берез"
Поэтический вечер "В краю белых берёз" Цель: Целостное представление темы Родины в творчестве поэтов Северо-Казахстанской области. Задачи: Показать удивительный поэтический мир севе...
Презентация для поэтического вечера "Шекспир"
Презентация содержит сонеты Шекспира и их перевод....
Поэтический вечер "Строки, опаленные войной"
Разработка поэтического вечера "Строки, опаленные войной..." Трогающие душу стихи, исторические факты, песни - все это сделало данный сценарий интересным для ребят разных возрастов - от пятиклассников...
Урок - концерт "Любовь - это сердце всего".
Внеклассное занятие с элементами интеграции .Цель занятия:пробудить у ребят интерес к творчеству поэтов;показать редчайший дар любви;формировать эстетическое восприятие, используя различные виды...
«Любовь – это сердце всего»
Литературно-музыкальная композиция по лирике Владимира Маяковского...
Поэтический вечер по творчеству Э.Асадова «Видеть сердцем»
Поэтический вечер по творчеству поэта Эдуарда АсадоваВ ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством автора, а также читают его стихи....