Урок по литературе в 10 классе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Данный урок посвящён творчеству А.Фета. Рассматривается анализ стихотворения "Сияла ночь..." А.Фета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.a.fet_siyala_noch.zip | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Волшебство звуков в творчестве А.А.Фета» (на основе стихотворения «Сияла ночь...»)
Цели.
1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества А. А.Фета.
2.Раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета, и их отображением в его поэтических произведениях.
З.Совершенствовать умения отыскивать характерные темы, образы, художественные приёмы в стихотворениях А. Фета.
4.Формировать у учащихся умения слушать и анализировать романс, написанный композитором к данному стихотворению.
5.Воспитывать через поэзию А. Фета нравственные качества учащихся.
Оборудование. Портрет, сборники стихов, компьютер, мультимедийная презентация.
Метод. Рассказ учителя, сообщения учащихся с чтением стихов поэта.
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Новый материал.
а) слово учителя.
И личность, и судьба, и творческая биография А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далёкая от реальной жизни, тонкий лиризм, жизнь поэта — всё это переплетается в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.
Популярность Фета и сейчас велика. Вчитываясь в стихотворения поэта, понимаешь, как непостижимы тайны природы к человеческой сущности.
Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.
б) сообщения учащихся о жизни А. Фета.
в) краткое сообщение учителя об истории создания стихотворения.
— Есть интересная книга — «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Ее написала Татьяна Андреевна Кузьминская, в девичестве Берс, — младшая сестра жены Л. Н. Толстого — Софьи Андреевны. Танечка Берс, как называл ее Л. Н. Толстой в письмах, была живой, обаятельной девушкой, хорошо пела. «У нее было довольно большое, немного вибрирующее сопрано с красивым тембром. Она была музыкальна и пела с увлечением, которое передавалось слушателям».
В своих воспоминаниях Т.А. Кузьминская рассказывает об одном вечере, на котором присутствовал Фет:
«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой, по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить...
Подали чай, и мы пошли в залу. Это чудная большая зала, с большими окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.
— Вот вы сейчас пели, я не знаю, чьи слова, слова простые, а вышло сильно. Было два часа ночи, когда мы разошлись.
На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет. Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мной небольшой листок бумаги с написанными стихами и сказал: «В память вчерашнего Эдемского вечера!» Я поблагодарила Фета и просила его прочесть стихи, что Афанасий Афанасьевич исполнил. Этот листок до сих пор у меня».
Подчеркнем: в основе стихотворения Фета лежит реальный случай: но оно не является зеркальным отражением происшедшего.
В конечном счете, это стихотворение не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви вообще.
г) чтение стихотворения учителем (обязательно наизусть).
Просим учеников мысленно «увидеть» и «услышать» картины, которые рисует поэт:
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна любовь, что нет любви иной
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
д) чтение стихотворения учениками.
З. Филологический анализ стихотворения (в этой работе участвует весь класс под руководством учителя)
- Что является темой стихотворения?
В стихотворении — две взаимосвязанные темы: искусство и любовь. Заметим, что этому посвящены многие стихи Фета. В лирическом стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад» эти темы слиты воедино.
- Как композиционно построено стихотворение?
Композиционно стихотворение делится на две смысловые части.
Первая передает картину музыкального вечера, искусство певицы, вызвавшее восторженный отклик в душе лирического героя.
Выразительно, зримо уже самое начало стихотворения. Живо представляются гостиная и за ее окнами сад, полный ночной свежести, лунного света и сияния. В первой строфе о
музыке прямо не говорится, зато говорится о рояле:
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали...
Поэт, описывая инструмент, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано.
Вторая часть стихотворения Фета вызывает в нашей памяти пушкинский шедевр «я помню чудное мгновенье». Легко просматриваются параллели:
между двумя встречами с лирическими героями — «много лет прошло, томительных и скучных»; новая встреча — миг духовного озарения, восторг кратковременный, но по силе своего влияния на жизнь — вечный. Вспомните две последние строфы стихотворений А. А. Фета и А. С. Пушкина и вдумайтесь в их содержание. Красота, одухотворенность искусства и чувства любви позволяют забыть, вычеркнуть из памяти томительные и скучные годы, «обиды судьбы», «жгучие муки сердца». Заключительные строки говорят о том, что искусство и любовь — самое возвышенное в жизни человека. В этом основной смысл, идея стихотворения.
- Сколько времени проходит в стихотворении?
В стихотворении Фета два времени: время обычное, «томительное и скучное», и время необычное — миг духовного озарения, кратковременный восторг, который по природе своей вечен — «жизни нет конца». Временных планов в стихотворении тоже два: план прошедшего времени (в первой части и в первой строке второй части) и план настоящего времени (во второй части), который выражен глаголами - слышу, веет и нулевой связкой:
ты одна — вся жизнь, ты одна — любовь.
Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад...» совершенно по своей художественной форме. В нем тонко сочетаются живописность и музыкальность. Живописность создается описаниями природы, обстановки, пения лирической героини, взволнованного отклика на него в душе поэта. В создании этих образов участвуют поэтизмы (жгучей муки, веровать) и образные средства: сравнения (струны дрожали, как и сердца у нас; веет, как тогда); метафоры (Сияла ночь. Луной был полон сад); эпитеты (лет, томительных и скучных; во вздохах звучных; рыдающие звуки)
- Как создаётся музыкальность стихотворения?
Музыкальность стихотворения создается разными средствами. Отметим наиболее важные из них.
1. Повторы.
На повторе сонорных [л], [л’], [н] строится звуковой образ.
2. Чередование ударных и безударных слогов.
Запишем первую строфу и отметим в нем ударные и безударные слоги:
Стихотворение написано шестистопным ямбом, причем в нечетных сроках есть добавочные безударные слоги (в данной строфе — ли); во второй строке пятая стопа, а в четвертой первая — облегчённая.
Сияла ночь. Луной был полон сад.
Лежали лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был вёсь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Такой размер помогает создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкое, с живыми переходами и движением свободное повествование. Отчасти это достигается и паузами, которые возникают в разных строках стихотворения, создавал живую, эмоциональную речь.
3. Разнообразие синтаксических конструкций.
Две первые строки своеобразный зачин, который состоит из трех простых, но постепенно увеличивающихся по количеству слов предложений: два слова, четыре слова, девять слов.
Две следующие строки - сложносочиненное предложение. Остальные строфы состоят из сложных предложений с различными видами связи.
4. Сообщение учителя на тему «Поэзия А. Фета и музыка»
«Фет, — писал П. И. Чайковский, — в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт- музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». «Чайковский, — пишет Фет по поводу этого отзыва, — как бы подсмотрел художественное направление, по которому меня постоянно тянуло... Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих». Неудивительно, что творчество Фета разнообразно представлено в музыке. Музыку на его стихи написали более ста композиторов, среди которых можно назвать П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. П. Бородина, Ц.А. Кюн, М. А. Балакирева.
5. Подготовка к первому прослушиванию романса на стиха А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
К стихотворению «Сняла ночь. Луной был полон сад…» писали музыку двенадцать композиторов, в их числе П. И. Чайковский, А. С. Аренский, Н. Ширяев. Мы будем слушать романс на музыку Н.Ширяева.
Среди многих известных исполнителей романса есть и Валерий Агафонов (1941—1984), выдающийся мастер русского романса. Услышав звук его голоса, богатые интонации, слушатель никогда не остается равнодушным. Пение В. Агафонова покоряет. Послушаем романс.
6. Написание черновика миниатюры.
7. Слушаем романс еще раз.
8. Редактирование черновика и оформление сочинения.
9.Рефлексия.
10.Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)
Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...
Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...