Конспект урока литературы, 10-11 класс, А.И. Солженицын "Колокольня"
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Данная разработка посвящается важной проблеме сегодняшних дней – отношению к национальным духовно-нравственным ценностям. Урок построен с использованием приемов технологии критического мышления и ИКТ. Используемые в течение урока презентации, аудио- и видеоматериалы позволяют эмоционально прочувствовать и глубже понять идею произведения, способствуют воспитанию милосердия, гуманности, патриотизма, интереса к истории родной земли, мотивируют обучающихся на дальнейшее изучение творчества А.И. Солженицына.
Разработка может быть полезна учителям литературы, классным руководителям, библиотекарям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.28 КБ |
n_i_nn_v_prilagatelnyh_-1.doc | 258.5 КБ |
russkiy_yazyk_6_klass_n_i_nn_v_suffiksah_prilagatelnyh.pptx | 83.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...»
Урок литературы по рассказу-миниатюре А.И. Солженицына «Колокольня»
Класс 10, 11
Цель урока: знакомство с рассказом-миниатюрой «Колокольня» и создание положительного настроя на дальнейшее изучение творчества А.И. Солженицына.
- образовательный аспект цели: формирование навыка анализа литературного произведения;
- развивающий аспект цели: совершенствование читательской и культуроведческой компетенций обучающихся; развитие коммуникативной компетенции; развитие критического мышления; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения;
- воспитывающий аспект цели: усвоение обучающимися национальных духовно-нравственных ценностей; воспитание чувства сопереживания, бережного отношения к национальным культурным святыням, любви к Родине.
Задачи урока:
- сформировать эмоциональный настрой;
- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- организовать осознанное прослушивание миниатюры в авторском исполнении;
- научить извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и делать выводы;
- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;
- обобщить изученный материал;
- создать творческую работу в виде коллажа, раскрывающего идею произведения;
- определить направления для дальнейшего изучения темы.
Тип урока: урок получения новых знаний
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- таблица на формате А4
Где? (место) | Когда? (время) | Что? (событие) | Почему? |
- аудиозапись с авторским исполнением миниатюры «Колокольня»
- листы ватмана
- маркеры
- сюжетные картинки для создания коллажа
- карточки-задания для работы в группах
- клей
- ножницы
- салфетки
- магниты
- шкала для оценивания, начерченная на обороте доски (прилагается в конспекте)
Ход урока:
1. Стадия «Вызов»
(На экране открыта презентация «Солженицын Колокольня», состоящая из одного слайда. Внизу на слайде две стрелки с гиперссылками на две другие презентации. Справа стрелка с гиперссылкой на презентацию «Начало колокольный звон», слева – на презентацию «Солженицын 10-11 класс колокольня»).
-Добрый день, дорогие друзья, рада вас видеть! Предлагаю вам послушать и посмотреть небольшой фрагмент.
(включается кликом мышки на правую стрелку. Открывается слайд-шоу с видами колоколен с музыкальным сопровождением. Звучит калязинский колокольный звон. Презентация создана в Microsoft Office PowerPoint. По окончании этого слайд-шоу нужно нажать клавишу Esc на клавиатуре после 11-го слайда (пустой синий слайд), чтобы вернуться к первой презентации (с двумя стрелками)).
- Пожалуйста, ваши мысли, чувства, ассоциации.
(ответы детей)
- Рассказ, с которым познакомимся, называется «Колокольня».
(включается кликом мышки на левую стрелку)
Слайд №1. Существует такое понятие, как читательский прогноз. Кратко запишите ваши предположения в таблицу «Где? Когда? Что? Почему?» (щелчок мыши). Работать будем в группах.
(На столах лежат заготовки таблицы на листах формата А4, дети работают в группах)
Где? место | Когда? время | Что? событие | Почему? |
- Пожалуйста, познакомьте с вашими предположениями.
(ответы детей)
- Спасибо! Очень интересно!
- Автор данного произведения – Александр Исаевич Солженицын. Слайд №2.
(Небольшое сообщение подготовленного обучающегося, сопровождаемое презентацией)
Сообщение: Александр Исаевич Солженицын. (щелчок мыши) Лауреат Нобелевской премии в области литературы. Годы жизни – 1918-2008. Это писатель, (щелчок мыши) «рожденный своим страшным временем». И личная, и творческая жизнь его – сплошная череда нелегких испытаний и преодолений их. Слайд №3. Много лет провел в тюрьмах и лагерях: он был одним из миллионов неправедно осужденных, репрессированных. В его произведениях слышны боль и забота о судьбе России, пережившей множество «исторических переломных моментов». В произведениях Солженицына прослеживается правда о жизни России и её народа.
(дальше продолжает учитель)
- У Солженицына есть маленькие рассказы, которые сам писатель назвал «Крохотки». Слайд №4. Они состоят из двух частей. Первая часть рассказов создавалась с 1958 по 1960 годы. (щелчок мыши). Но будучи изгнанным из Отечества с 1974 года по 1994 Солженицын не писал «Крохоток». И вторая часть рассказов-миниатюр была написана в 1996-99 годах. (щелчок мыши). Автор писал (щелчок мыши): «Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова писать их, там – не мог».
А тверичанка Ирина Мещанинова вспоминает Слайд №5: «Помню, ехала я домой на катере. На борту собралась тьма народу. Все стоят вокруг бородатого мужика, который философствует на тему затонувшей колокольни. А потом в газете прочитала, что это Солженицын был. Очень пожалела, что не подошла поближе, не послушала…»
Вернувшись из этой поездки, Солженицын написал миниатюру «Колокольня».
- Есть ли желание после прослушанной информации внести дополнения, изменения в таблицу?
(дети снова работают в группах с таблицей «Где? Когда? Что? Почему?», вносят изменения)
- Пожалуйста, какие изменения внесли? Что дополнили?
(ответы детей)
2. Стадия осмысления содержания.
- Послушайте рассказ-миниатюру «Колокольня» в авторском исполнении. Слайд №6.
(прослушивание аудиотекста. Текст сопровождается видеороликом, созданным на основе фотографий и литографий города Калязина. Видеоролик создан в программе Windows Movie Maker и сохранен в формате .wmv)
- Пожалуйста, ваши впечатления?
(ответы детей)
- Предлагаю самим прочитать рассказ и затем внести дополнения, изменения в таблицу.
(чтение текста, работа детей в группах по корректировке таблицы)
- Итак, что мы видим? Обратимся вновь к нашей таблице. Слайд №7.
(ответы детей)
- Если быть более точным, то время затопления г. Калязин - 1939-1940.
Физкультминутка «Дотянись до звезды»
Встаньте, закройте глаза, поднимите голову кверху и представьте, что над вами ночное небо, усеянное звездами. Выберите среди них самую яркую звезду. Это ваша заветная мечта. Потянитесь за ней, сорвите её, положите в большую корзину перед собой. Откройте глаза и сорвите ещё несколько звездочек, положите их тоже в корзину. Присаживайтесь.
- А сейчас предлагаю в группах обсудить и поразмышлять над образом колокольни и авторским отношением к ней. Слайд №8 с видом калязинской колокольни
(Дети получают листы - заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах)
Задания:
1 группа.
Выпишите слова – образы, характеризующие образ колокольни. Ответ оформите в виде кластера. Сделайте вывод.
2 группа.
Заполните таблицу. Какие чувства испытывает автор? Каково его отношение к изображаемым событиям? – в левой колонке таблицы.
Слова, сочетания слов из текста, подтверждающие эти чувства – в правой колонке таблицы.
Чувства автора, отношение к событиям | Слова, сочетания слов (примеры из текста) |
- Пожалуйста, к каким выводам вы пришли?
(ответы детей)
- Из предложенных цитат Слайд №9 выберите одну, которая могла бы послужить эпиграфом к уроку. Объясните, почему.
(данный прием акцентирует внимание на идее произведения)
- Кто хочет увидеть единым взором… нашу недотопленную Россию…
- … нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…
- … ведь стоит колокольня. Как наша надежда! Как наша молитва…
(ответы детей)
3. Стадия рефлексии
1) Творческая работа.
- Обобщим чувства автора, наши чувства, мысли, создав коллаж. Работать тоже будем в группах. Для названия можете использовать строки из миниатюры, выбранные в качестве эпиграфа, или придумать свои.
(творческая работа, звучит музыка Слайд №10 )
- Защита творческих работ-коллажей. Слайд №11 (пустой).
- Оценивание.
- Дети, оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе всю работу класса на уроке с трех позиций (эта шкала начерчена на обороте доски, оценка производится при помощи цветных магнитов):
- Я (Личный вклад, собственный труд)
- Мы (Работа всей группы)
- Дело (степень новизны темы)
Критерии: 0-5 баллов – «3»
6-8 баллов – «4»
9-10 баллов – «5»
Дело
10
0
Мы
Я
10
10
- И как наказ остаются слова Александра Исаевича Солженицына: Слайд №12. «Мы должны строить Россию нравственную… Все добрые семена, какие ещё чудом не дотоптаны, - мы должны выберечь и вырастить».
(После этих слов по щелчку мыши переключиться на Слайд №13, Слайд №14, Слайд №15.)
- Слайд №16. Домашнее задание:
- Напишите сочинение - рассуждение на тему «О чем заставил задуматься рассказ Солженицына «Колокольня?»
- Прочитайте другие миниатюры из цикла «Крохотки»
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме « Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных».
Автор УМК М.М. Разумовская, С.И. Львова.
Данная разработка - урок – исследование по русскому языку в 6 классе. Он является вводным при изучении темы «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных». Урок – исследование построен с использованием приемов технологии критического мышления и ИКТ - технологий. Используемые в течение урока презентация, приемы «Кластер», «Фишбоун», «Резюме», групповая форма работы позволяют эмоционально прочувствовать и глубже понять тему. Разработка является универсальной, поэтому может быть применима к любому УМК.
Цель урока: знакомство с новым орфографическим правилом.
- образовательный аспект цели: формирование навыка написания н и нн в прилагательных, образованных от существительных; повторение морфемно-словообразовательного разбора;
- развивающий аспект цели: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;
- воспитывающий аспект цели: воспитание творческого самовыражения; умения работать в группе.
Задачи урока:
- сформировать эмоциональный настрой;
- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;
- организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;
- организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;
- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;
- обобщить изученный материал;
- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;
- определить направления для дальнейшего изучения темы.
Тип урока: урок получения новых знаний
Методы урока:
1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)
2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)
3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)
4)методы обобщения и систематизации изученного (кодирование и декодирование информации: создание и чтение таблицы «Фишбоун»)
5) методы контроля результатов обучения (письменный - «Резюме»)
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
- фронтальная;
- групповая;
- парная
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- листы формата А3 с напечатанными словосочетаниями
- маркеры
- карточки-задания для работы в группах
- учебник под редакцией М.М. Разумовской, учебник под редакцией Бабайцевой
- цветные магниты
- шкала для оценивания, начерченная на обороте доски (прилагается в конспекте)
- ответы-заготовки для таблицы «Фишбоун» (согласно правилу)
Этапы урока:
Встреча с проблемой
- Актуализация имеющегося знания и опыта
- Создание проблемной ситуации
- Осознание и формулирование проблемы
Построение знаний
- Анализ имеющейся информации
- Определение направления и выбор методов исследования
- Поиск решения
- Обобщение полученных данных
- Сопоставление с культурным аналогом
- Формулирование окончательных выводов
- Применение полученных знаний
Рефлексия
- Написание «Резюме»
- Оценивание по шкале (прилагается)
Ход урока:
Встреча с проблемой
1.Актуализация имеющегося знания и опыта
- Добрый день, дорогие друзья! Рада вас видеть на очередном уроке русского языка. Урок мне хочется начать с лингвистической загадки.
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу. (Ответы детей – суффикс)
- Предлагаю выполнить следующее задание – написать словарный диктант. 1 обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях.
Словарный диктант.
Кузнечик, сыночек, шалашик, клубочек, каменщик, добытчик, гардеробщик, разносчик, фонарщик, медвежонок, зайчонок, лисёнок, библиотекарь.
- Какой вывод можем сделать?
(Ответ работающего у доски ученика )
2. Создание проблемной ситуации
- Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что можете сказать? Слайд №1.
(записаны словосочетания с пропущенными буквами в суффиксе)
- Предлагаю эту работу выполнить в группах
(Дети получают эти же слова, записанные на листах формата А3, работают маркером, затем вывешивают на доску, в случае одинаковых вариантов учитель готовит свой)
Кожа…ая куртка
Серебря…ые часы
Гуси…ое перо
Клюкве…ый сок
Туман…ая даль
Ко…ый завод
Искусстве…мех
Дли…ая ночь (После раздачи материала Слайд №2)
- Осознание и формулирование проблемы
- Итак, ваши мнения разошлись. Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы разрешить возникшие у нас разногласия?
(Дети формулируют вопрос, учитель, если необходимо, корректирует формулировку и записывает его, используя прием «Фишбоун». Эта таблица заранее начерчена на доске)
Записывается в «голову» таблицы. От чего зависит выбор написания Н и НН в суффиксах прилагательных?
(В «голове» фиксируется проблема урока, на верхних «косточках» - правило; на «нижних» - примеры; в «хвосте» - вывод).
Построение знаний
1. Анализ имеющейся информации
- Чтобы решить возникшую перед нами проблему, давайте вспомним, что нам уже известно о суффиксе?
(Фронтальный метод работы, ответы детей оформляются в виде кластера)
Строитель думать
думал
и другие
2. Выбор методов исследования
- Достаточно ли этих сведений, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?
(нет)
- Что в таком случае нам нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?
(дети называют методы исследования)
3. Поиск решения
(дети объединяются в пары, получают карточки с материалом для наблюдений)
Задание: Проведите исследование слов и проанализируйте их по следующей схеме.
+ ^ …
Посмотрите, от какой части речи образовалось прилагательное, при помощи какого суффикса. Сколько букв н пишется в данном суффиксе. Сделайте вывод. Ответ покажите графически. Один пример проиллюстрируйте для таблицы «Фишбоун».
1) кожаная …. 2) гусиный… 3) сонный…. 4) клюквенный…
Серебряная…. воробьиное… законный… информационный…
Глиняный…. журавлиная… туманный… искусственный…
Песчаный… лошадиный… конный… революционный…
Ледяной… орлиный… длинная… соломенный…
(Ответы детей. Слайд №3. Нажимаем клавишу по номеру группы)
- Обобщение полученных данных
(используется прием «Фишбоун», дети прикрепляют карточки в соответствующие места таблицы)
- Сопоставление с культурным аналогом.
- Давайте обратимся к учебникам и сравним свои выводы с выводами ученых.
1 группа Учебник под редакцией Разумовской. С.100, 101, 103
2 группа Учебник под редакцией Бабайцевой. С. 115
- Что можете добавить к полученной информации?
(дети: есть ещё слова исключения. Они заранее записаны учителем на карточках, прикрепить в таблицу «Фишбоун»)
- Формулирование окончательных выводов
- Сделайте вывод, от чего зависит выбор написания Н и НН в суффиксах прилагательных?
(ответы детей: количество н зависит от суффикса, при помощи которого это прилагательное образовалось)
Ответ заносится в таблицу «Фишбоун»
7. Применение полученных знаний
- Вернемся к заданию, предложенному в начале урока, и объясним выбор написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Слайд №8
3. Рефлексия
- Удалось ли нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?
- Напишите «Резюме» по теме урока. «Оказывается…».
(Дети работают индивидуально)
- Дети, оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе всю работу класса на уроке с трех позиций (эта шкала начерчена на обороте доски, оценка производится при помощи цветных магнитов):
- Я (Личный вклад, собственный труд)
- Мы (Работа всей группы)
- Дело (степень новизны темы)
Критерии: 0-5 баллов – «3»
6-8 баллов – «4»
9-10 баллов – «5»
- Проблема к следующему уроку:
Слайд №9
Как правильно – глиняный или глиненный? Это и будет проблемой следующего урока
значимая часть слова
образов. новых слов
ум.-ласкатат.
суффикс
значение
словообразов.
формообразоват.
лицо, профес.
После корня
детёныш живот.
Дело
10
0
Мы
Я
10
10
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4
1-я пара Кожаная← кожа + ан ( ая ) Серебряная← серебро + ян ( ая ) Глиняный← глина + ян ( ый ) Песчаный← песок + ан ( ый ) Ледяной← лёд + ян (ой)
2-я пара Гусиный ← гусь + ин ( ый ) Воробьиное ← воробей + ин ( ое ) журавлиная← журавль + ин ( ая ) Лошадиный ← лошадь + ин ( ый ) Орлиный← орёл + ин ( ый )
3-я пара Сонный ← сон + н ( ый ) Законный ← закон + н ( ый ) Туманный ← туман + н ( ый ) Конный ← конь + н ( ый ) Длинный ← длина + н ( ый )
4-я пара Клюквенный ← клюква + енн ( ый ) Информационный ← информация + онн ( ый ) Искусственный ← искусство + енн ( ый ) Революционный ← революция + онн ( ый ) Соломенный ← солома + енн ( ый )
В прилагательных, образованных от существительных с основой на - Н В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, ЕНН- Исключение: ВЕТРЕНЫЙ В суффиксе –ИН- В суффиксе – АН- ( ЯН-) прилагательных, образованных от существительных Исключения: СТЕКЛЯННЫЙ ОЛОВЯННЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ НН Н
кожа….. ая куртка серебря….. ые часы информацио ….. ая программа гуси….. ое перо клюкве….. ый сок тума ….. ая даль ко….. ый завод искусстве….. ый мех дли….. ая ночь н н нн н нн нн нн нн нн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.
Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....
Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"
Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...
Конспект урока литературы в 9 классе: «Литература и ее роль в духовной жизни человека»
Автор УМК: «Литература». 9 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.Уровень обучения: базовыйТема урока: Введение. «...
Конспект урока литературы в 9 классе "Литература в Древней Руси".
Учебный предмет: литература Класс: 9 Автор УМК: «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г. Уровень обучен...