: « Тарас Бульба – народный герой»
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок литературы в 7 классе « Тарас Бульба – народный герой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_urok_literatury.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
открытого урок литературы.
Класс – 7Б
Тема: « Тарас Бульба – народный герой»
Цели: 1. На примере образа Тараса показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере;
2. Развить умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, уметь на тексте показать отношение автора, его позицию;
3.Воспитывать чувство патриотизма, товарищества;
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, презентация
Словарная работа : Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Предательство - измена
Эпиграф: Тарас Бульба…любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей… В.Г.Белинский
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока, записи в рабочих тетрадях.
2. Проверка домашнего задания.
А) фронтальный опрос:
Вы прочитали повесть до конца. Каждое художественное произведение несет определенную идею. Какова основная идея произведения?
( Патриотизм – это активная любовь к своей земле)
Какую еще проблему и каким образом рассматривает автор в своей повести?
( Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия)
Что такое подвиг ? предательство? ( ответы учащихся)
- Расскажите о смерти Андрия и гибели Тараса. Покажите авторское отношение.
- Почему мы говорим о смерти Андрия, но гибели Тараса?
( Смерть может наступить при разных обстоятельствах. Само слово несет в себе налет обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом)
Б) Чтение домашних сочинений- миниатюр на темы: « Подвиг и предательство в моем понимании», « Во имя чего можно совершить подвиг?»
ВЫВОД: В.Г.Белинский писал о повести Н.В.Гоголя, что это « поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей». Эти слова относятся не только к повести в целом, но и к образам главных героев. Лучшие черты героического характера запорожского казака воплощены в образе Остапа. Прям, как струна, его короткий, но славный жизненный путь. И даже в последний смертный час, перед лицом нечеловеческих пыток, он сохраняет свою казацкую честь и самообладание, свое гордое презрение к врагам. В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака- сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа – путь верного служения родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой его собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство и измену.
3.Работа по образу Тараса Бульбы.
1.Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца?
( Тарас для Остапа идеал рыцарства, отваги, стойкости. Остап близок отцу не только по крови, но и по душе. Отцовское « слышу! » - духовная поддержка для него)
2. Рассказ ученика о Тарасе Бульбе.
3 В чем видит свой долг Тарас?
(В служении Отечеству и православной вере. « Он считал себя защитником православия»..- 1 гл.)
Вспомните сцены, в которых показаны самые напряженные моменты жизни Тараса.
4. Чтение речи Тараса о товариществе.
- Какое впечатление производит эта речь на читателя?
Учитель: « Дай, Боже…, чтобы таких полковников было побольше на Украине!» - говорит о Тарасе Касьян Бовдюг.
- Покажите, как Гоголь раскрывает полковнический талант Тараса.
(Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движению и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепости, - род битвы, в которых бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми копьями, изломанным оружием, обломками Копьев, чтобы при случае загнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано, как нужно , сказал речь казакам, не для того, чтобы одобрит и освежить их, - знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце». В бою Тарас постоянно поддерживает дух товарищей: « А что, паны… есть еще порох в пороховницах?»)
Учитель: Кошевой встречал новичков в Сечи словами: «Здравствуй! Во Христа веруешь?» Тарас в сцене угощения казаков ( 8 гл.) предлагает: ..выпьем наперед всего за святую православную веру…»
Как православие Тараса и запорожцев сочетается с их удалью и широтой разгула? ( Православная вера – основа существования Сечи . Любовь к ближнему, к своим братьям движет казаками, когда они отправляются в поход в защиту гонимых православных христиан, когда остаются под стенами Дубно, с целью выручить друзей из польского плена, когда бросаются в след за татарами, пленившими казаков.)
Учитель: Духовное родство превосходит у запорожских рыцарей не только любовь к женщине, но и побеждает и самую смерть, давая утешение в предсмертные минуты.
Не слишком ли Тарас суров к своим близким? ( Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа)
Учитель: Жена для Тараса – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.
Точно так же сам Тарас, как по отношению к мученику за веру Остапу, так и по отношению к изменнику Андрию, преодолевает узы кровного родства, предпочитая им узы « небесного братства»
Каким мы видим Тараса в сцене казни?
(Здесь весь Тарас с непоколебимой стойкостью, с презрением к смерти:» …думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная вера!»
Объясните смысл выражений, использованных Гоголем в сцене пленения Тараса: «выпала люлька с табаком», « набежала ватага, схватила под могучие плечи»,» не старость была виною», « сила одолела силу»
Что говорят они об отношении писателя к Бульбе?
( Автор любит своего героя и гордится им. В этих выражениях он как бы оправдывает пленение Тараса, говорит о случайности происшедшего, о достойном сопротивлении старого казака)
Для Гоголя важно было показать, как в Тарасе воплотились типические черты запорожца. Писатель, подводя итог жизни и смерти своего героя, не случайно говорит: « Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая пересилила русскую силу?»
Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем?
( В образе Тараса Гоголь воплотил самые яркие, самые сильные черты национального характера: возвышенную,бескорыстную любовь к родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность товариществу и широту души…, лучшие черты народа. Тарас Бульба – народный герой.
ВЫВОДЫ:
В повести Н.В.Гоголь раскрывает исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса с его упрямством и отвагой, с его грубой прямотой и неукротимой ненавистью к врагам. Образ главного героя получился наиболее завершенным и полным.
Бульба - герой, Бульба - человек с железным характером, железною волею: описывая подвиги его кровной мести, автор возвышается до лиризма и в то время делается драматиком в высочайшей степени» ( В.Г.Белинский)
Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, доверивших ему командование над ними.
« Тарас Бульба – одно из самых светлых произведений мировой литературы, несмотря на трагическую гибель главного героя и многих других казаков. Народ верит в свою победу.
Сила народа неисчерпаема, и борьба будет продолжаться, невзирая на самые тяжкие потери и поражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Главный герой повести "Тарас Бульба" - выразитель чувств и взглядов "трудного бренного времени" глядов
Данный урок - один из бинарных уроков, ппроводимых совместно с учителем истории...
« Тарас Бульба – народный герой»
Презентация « Тарас Бульба – народный герой»...
"Тарас Бульба — народный герой. "Тарас Бульба" — героическая повесть"
Конспект урока в 7 классе...
Урок литературы: Н.В.Гоголь. Эпический герой в повести «Тарас Бульба»
Урок литературы в 8 классе по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" заставляет обучающихся задуматься о сложных нравственных вопросах...
Презентация к уроку "Эпический герой в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Эпический герой в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...
Конспект урока "Тарас Бульба - национальный герой"
Урок развития речи "Тарас Бульба - национальный герой". Конспект урока литературы в 7 классе....