«Писатели Бурятии XX-XXI века»
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Программа элективного курса «Писатели Бурятии 20-21 веков» определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа курса разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, памятниках письменности, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Именно поэтому важно увидеть ее связь с историей, культурой, общерусской литературой.
За основу разработки авторской рабочей программы элективного курса «Писатели Бурятии 20-21 веков» взято экспериментальное учебное пособие ««Писатели Бурятии 20-21 веков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_lit.bur_.docx | 43.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к элективному курс «Писатели Бурятии XX-XXI веков»
Программа элективного курса «Писатели Бурятии 20-21 веков» определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа курса разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, памятниках письменности, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Именно поэтому важно увидеть ее связь с историей, культурой, общерусской литературой.
За основу разработки авторской рабочей программы элективного курса «Писатели Бурятии 20-21 веков» взято экспериментальное учебное пособие ««Писатели Бурятии 20-21 веков»
Обоснование актуальности курса «Литература Бурятии»
В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
Изучение литературы родного края – это одно из направлений преподавания литературы в школах республики Бурятия, главная цель которого - изучить литературу края, вызвать у учащихся интерес к своей родине, пробудить нравственно-духовные ценности, чувство любви к литературе и культуре Бурятии.
Элективный курс «Писатели Бурятии XX-XXI веков» предназначен для учащихся 9 класса, рассчитан на 68 часов. (Программа рассчитана на два года обучения: первый год -9 класс (68 часов), второй год –10 класс (34 часа) - 1 час в неделю. )
По мнению исследователей поликультуризм в образовании - это культурный плюрализм, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, недопустимость дискриминации людей по национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Основополагающими принципами поликультурного образования являются: принцип диалога и взаимодействия культур; контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей.
Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения. Стратегия возрождения этнокультуры включает: признание роли родного языка; образование учителей на родных языках; развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами; признание ценностей культуры в образовании. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, через её использование в повседневной педагогической практике, посредством системы образования .
Формирование этнокультурной толерантности личности средствами литературы способствует решению важнейшей социальной задачи, направленной на обеспечение созидательного межкультурного диалога и мирного сосуществования представителей разных этнокультурных сообществ. Литература является в этом процессе действенным воспитательным средством, в «генетическом коде» которого отражается весь спектр эмоций, чувств и переживаний народа, его ментальность, ценности, лучшие духовные качества. Постигая художественные произведения разных этнических традиций сквозь призму собственного пережитого духовного опыта человек в состоянии понять другой мир, принять Другого таким, какой он есть, сопереживать ему
Характеристика предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания,без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладаетбольшой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В системе образования как никогда актуальна проблема формирования, развития личности, готовой к восприятию других культур, их этнических особенностей. Поэтому одним из принципов в образовании и воспитании становится принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа, а также понимание и уважение духовного наследия других этносов, живущих рядом.
Цель данного элективного курса:
ознакомление учащихся с бурятской литературой ,с биографией, известных писателей Бурятии с самобытным и ярким дарованием, внесших заметный вклад в развитие культурной жизни народа, в красочную палитру художественной литературы XX-XXI веков; воспитание культуры чтения у учащихся, раскрытие роли литературы в духовной жизни общества.
В нравственном, эстетическом воспитании заменить литературу не может ничто. Она помимо всего прочего выполняет функцию и краеведческую: дает немало сведений о конкретной местности, о народе ее населяющем .
Как раз в XX веке родившаяся бурятская литература создала непреходящие художественные ценности.
Литература Бурятии является неотъемлемой частью российской литературы. Жить в Бурятии и не знать ее литературу, в которой накоплены эстетические ,нравственные, социальные ценности народа- это непростительное упущение. Данный элективный курс даже и не учебная дисциплина, а великолепная возможность для:
• воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развития эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная программа имеет цели:
- приобщение учащихся к богатствам фольклора бурятского народа, к художественным произведениям широко известных бурятских писателей; - формирование у школьников чувства уважения к традициям и обычаям, культурным ценностям бурятского этноса.
Основополагающими являются задачи:
-познакомить уч-ся с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами национальной литературы, в которых отражена философия миролюбия, уважения к традициям, добрососедства, терпимости, трудолюбия;
-развивать художественный вкус уч-ся, учить их понимать прекрасное в искусстве;
-помочь усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами учебного предмета.
Читая произведения, включенные в программу, уч-ся углубляют знания по истории, теории литературы, совершенствуют навыки сопоставления, сравнения, анализа, оценки художественных произведений. Это поможет учащимся глубокому усвоению, восприятию и осознанию различных фольклорных жанров, приобщению их к нравственным ценностям, формированию личности, являющейся носителем идей сотрудничества и диалога. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Данный элективный курс опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
• Выразительное чтение;
• Различные виды пересказа;
• Заучивание наизусть стихотворных текстов;
• Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
• Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
• Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
• Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
• Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
• Сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.
Основу содержания курса «Писатели Бурятии 20-21 веков» составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд бурятской литературы. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Педагогические технологии и методы обучения.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.) , проектные технологии.
Традиционная технология. Её применение сегодня так же необходимо, как и внедрение новых передовых идей.
Методы обучения
Методы обучения: словесные, наглядные, стимулирования, контроль и самоконтроль (обратная связь), репродуктивные (лекции, доклады, сообщения).
Учет возрастных особенностей уч-ся 9 класса
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса. На этом этапе развиваются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения .
№ урока | Количество часов | Тема урока | Основные знания ,умения, навыки | Содержание |
Часть 1. ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА БУРЯТИИ | ||||
1-2 | 2 | Устное народное творчество | Познакомить учащихся с творчеством выдающихся по своему дарованию народными певцами, сказителями, которые сохранили и донесли до нас живший в сердцах и думах простых людей эпос. Познакомить с исполняемыми ими улигерами , которые являются доказательством творческой одаренности бурятского народа, с одной стороны, и, с другой - высокого уровня художественного мастерства, с пословицами, поговорками, загадками, песнями, притчами | Бурятский героический эпос «Гэсэр» Героический эпос бурят – улигеры |
3-4 | 2 | Литература дооктябрьского периода | Познакомить учащихся с литературой дооктябрьского периода, с ее просветительскими и демократическими идеями, ее традициями | Ч-Л.Бозорон «Картежники» И.Б арлуков «Вино виновато» Айбаган Тургэн «цырен-пастух» Поэзия Э.Манзанова,. П.Дамбинова, Ц. Дугаржапова |
5-6 | 2 | Литература послеоктябрьского периода | Познакомить учащихся с литературой послеоктябрьского периода,начало которой было положено пьесами | Х.Намсараев »Темнота», «Оракул Дамби» |
7-8 | 2 | Драматургия | Познакомить учащихся с профессиональной бурятской драматургией. С пьесами бурят, драматургов 30-х гг. которые разоблачают лам, нойонов, кулаков. Познакомить с пьесами по мотивам героич. нац. эпоса,которые творчески перерабатывающие нац. эпос, содержат обобщённые поэтич. яркие характеристики и отмечены некоторой идеализацией прошлой жизни бурят | Пьесы: "Кто он?" Балдано, "Из искры пламя" Намсараева, "Барьеры" Шадаева и Миронского, посв. вопросам современности. "Баир" Цыдынжапова и Шадаева (1938), "Энхэ-Булатбатор" Балдано (1940) и др.
|
9-10 | 2 | Литература Бурятии 1930-х годов | Познакомить учащихся с литературой Бурятии 1930 гг.,с ее достижениями в прозе,поэзии, драматургии ;с утверждением таких жанровых форм как очерк, рассказ, повесть,с лирической и сатирической поэзией. | Поэзия В. Абидуева, Ж. Балданжабона, Д.Мадасона.Пьесы Болдано Н. «Прорыв»,Д.Дашинимаева «Путь победы» |
11-12 | 2 | Детская литература | Познакомить учащихся с развитием детской литературы в Бурятии ,которая описывает быт, нравы, обычаи бурятского народа прошлом. Такие книги помогают подрастающему поколению лучше понять историю родного края, осмыслить события тех лет. | роман «Изгнанники» трилогии «Созвездие Орион» С. ; Норжимаева ,. Ц-Д-Дондокова «Я солнечная Шарлухай», Г.Чимитов «Басни» |
13-14 | 2 | Поэзия Бурятии 1960-1980 гг. | Познакомить учащихся с поэзией 1960-1980 гг.с главной чертой творчества поэтов: аналитическим осмыслением прошлого, воскрешением непереходящих ценностей: любовь к ближнему, доброта, совесть, сострадание | А.Шиханов,А.Щитов,А.Румянцев, |
15-16 | 2 | Литература Бурятии 20-21 века | Познакомить учащихся с литературным периодом 20-21 веков, который характеризуется более углубленным анализом как общих проблем литературного процесса, так и творчества отдельных писателей и произведений всех родов и жанров национальной литературы | Ч.Цыдендамбаев, Б.Мунгонов, В. Корнаков, Д .Эрдынеев,Ш.Н.Нимбуев, Д.Д.Хилтухин и др. |
Часть 2. ПИСАТЕЛИ БУРЯТИИ 1920-40 -Х ГОДОВ | ||||
17-18 | 2 | Намсараев Хоца Намсараевич (1889-1959) | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Хоца Намсараева — основоположник бурято-монг. лит-ры | стих. Н. «Темное время прошло», пьеса «Тьма», пьесы «Оракул Дамби» (1920), «Темная жизнь» (1921), «Смотри на свою слепоту» (1923), повесть «Однажды ночью».и др. |
19-20 | 2 | Дамбинов Петр Никифорович (1892-1938) | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Одного из зачинателей бурятской советской поэзии,видным деятелем бурятской культуры20-30 гг. | Стихи п.Н.Дамбинова |
21-22 | 2 | Ц.Дон (1905-1938) | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Ц.Дона.Обратить внимание на сжатость его рассказов,яркость эпизодов,выразительность детали,правдивость переживаний героев | Повести: «Затмение луны», «Отрава»,рассказы |
23-24 | 2 | Найдаков Будажап Цыренович (1909-1929) | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Найдакова Будажапа Цыреновича-поэта и одного из первых литературных критиков Бурятии | Статьи на темы литературы и искусства: «Солбонэ Туя», «Максим Горький», «Два слова о двух словах», «Учиться надо», «На полотне еще нет настоящей Бурятии», «Мэлжэлгэ», «Об изобразительном искусстве бурят-монголов», прозаический этюд «Хандачжап Намсараин» и зарисовка «Ринчин». |
25-26 | 2 | Абидуев Бавасан Доржиевич (1909-1940) | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Абидуева Бавасана Доржиевича – одного из создателей бурятской детской литературы. | поэма «Самолёт» (1928), сборник стихов «Сияние солнца» (1931), «Радость» (1938); «Сказка о козленке Бабана» (1938), «Укротитель тигра» (1938), «Шалай и Шанай» (1938), «Летучая мышь» (1939), «Храбрый кот» (1939) и др.; Соч.: «Шэлэгдзмэл зохёолнууд» (г. Улан-Удэ, 1956). |
27-28 | 2 | Брянский Константин Гаврилович | Познакомить учащихся с поэзией К. Брянского,поэзия которого не только конкретна, но и документальна, порою биографична... В его фронтовых стихах героями становятся люди, с которыми он плечом к плечу шагает в походном строю, сражается, вместе делит тяготы военной страды. | Два поэтических сборника: один прижизненный - "Слава Родине" (1942 г.) и другой - посмертный "Бессмертие" (1943 г.), |
29-30 | 2 | Тумунов Жамсо Тумунович | Познакомить учащихся с поэтом,прозаиком,драматургом,публицистом Ж.Т.тумуновым,с его творчеством | романы "Степь проснулась" (1949, рус. пер. 1965) о Гражданской войне в Забайкалье и "Золотой дождь" (опубликован 1956; рус. пер. 1958) о ратных и трудовых подвигах народа в годы Великой Отечественной войны. Пьеса «Сэсэгма», посвященная изображению дореволюционной жизни бурят. |
Часть 3. ПИСАТЕЛИ БУРЯТИИ 1950-1970 годов | ||||
31-32 | 2 | Нимбуев Шираб Нимуевич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Нимбуева Шираба Нимуевича , известного поэта, журналиста,своеобразие творчества которого кроется в его связи с народом, в котором он видит свое предназначение | Сборники стихов «Радость»,»Песня о счастье»,»Веселый Зархай» и другие |
33-34 | 2 | Шадаев Апполон Иннокентьевич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Шадаева Апполона Иннокентьевича ,известного бурятского драматурга и фольклориста | Пьесы «Вина шамана» , «Несчастная девушка», «Гнет царя» |
34-35 | 2 | Хилтухин Данри Данилович | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Хилтухина Данри Даниловича,с главной для тв-ва Д. Хилтухина военной темой, с героями жизни – героями его книг. Так, он написал о кавалере югославской медали и ордена «За храбрость» Цырен-Доржи Шарипове, отважно воевавшем в ударном батальоне советских солдат 30-й партизанской дивизии Югославии. О восьми Героях Советского Союза – жителях Бурятии в книге документальных очерков «Люди подвига» - О. Денисове, Д. Жанаеве, В. Истомине, отважном танкисте М. Мархееве, Г. Москалеве, С. Соломенникове, сержанте И. Трофимове, снайпере-артиллеристе В. Хантаеве. Д. Хилтухин находил неостывающие следы событий, неутомимо по крупицам восстанавливал прошедшие дни и ночи, жизнь героев – наших земляков | Документальная повесть «Приказываю жить» |
36-37 | 2 | Базарон Бато Базарович | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Б. Базарона, произведения Б. которого отличаются простотой, лаконичностью и особым, характерным только для его творчества, строем образной речи. Показать учащимся.что для творчества Б. Базарона характерно не прямолинейное, а опосредованное через художественные детали, через ассоциации раскрытие основной идеи. | Произведения «Пчёлы», «Снайпер», «На посту», «Два севера» и другие. |
38-39 | 2 | Уланов Алексей Ильич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством известного учёного-фольклориста и поэта А. Уланова. Алексей Уланов как учёный-фольклорист внёс крупный вклад в изучение эпического творчества бурятского народа. Главные его труды, посвящённые улигерам, их истории и структуре: «К характеристике героического эпоса бурят», «Бурятский героический эпос», «Бурятские улигеры», «Древний фольклор бурят». | «Бурятский героический эпос», «Бурятские улигеры», «Древний фольклор бурят». |
40-41 | 2 | Мадасон Илья Николаевич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателья, засл. деятеля культуры Бурят. АССР ,автором сб-ков стихов: «Весеннее сияние» («Хабарай гэрэл», 1932), «Лирика» («Лирикэ», 1941), «На цветущих лугах» («Сэсэгтэ нуга дээрэ», 1950), «Когда куковала кукушка» («Хүхын дуунай үеэр », 1958). В 1960 М. опубл. сб. бурят. пословиц, поговорок и загадок. Принимал участие в записи бытующих в народе вариантов бурят. эпоса «Гэсэр» (1934). В 1960 был издан записанный им вариант этого эпоса — «Абай Гэсэр». Составитель библиографии бурят. сов. лит-ры. | «Весеннее сияние» («Хабарай гэрэл», 1932), «Лирика» («Лирикэ», 1941), «На цветущих лугах» («Сэсэгтэ нуга дээрэ», 1950), «Когда куковала кукушка» («Хүхын дуунай үеэр », 1958). |
42-43 | 2 | Степанов Михаил Николаевич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством известного прозаика, переводчика | «Байкальская повесть», Роман «Ночь умирает с рассветом» |
44-45 | 2 | Цыдендамбаев Чимит | Познакомить учащихся с биографией и творчеством прозаика, поэта | Ч. Цыдендамбаев «Доржи, сын Банзара» |
46-47 | 2 | Бальбуров Африкан Андреевич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Африкана Андреевича Бальбурова, видного бурятского писателя и публициста ,благодаря которому многие читатели у нас и за пределами республики, а также страны узнали подробнее и шире о бурятском народе, его сыновьях и дочерях, их трудолюбии, таланте, подвигах и о культурных связях с народами других стран».. | О сказителях бурятского эпоса «Аполлон Тороев», «Сказитель Пеохон Петров», «Певцов благородное племя», «Земли аларской сыновья» и др. |
48-49 | 2 | Батожабай Даширабдан Одбоевич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством талантливого бурятского прозаика, драматурга Даширабдан Одбоевич Батожабай. «Похищенное счастье» Д. Батожабая - это первая и пока единственная трилогия бурятской литературы, написанная на высоком художественном уровне настоящим мастером слова. Она в значительной мере раздвигает границы бурятской эпической прозы, утверждает и укрепляет в ней романное мышление, свидетельствующее о зрелости и высокой художественности национальной литературы. Другой такой трилогии, охватывающей огромное пространство от Токио до Лондона, поднимающего широкий пласт жизни народов на рубеже XIX и XX вв., к сожалению, до сих пор нет в бурятской литературе. | Эпическая поэма "Мудрый Сэнгэ" пьеса Д. Батожабая "Ход конем" повесть «Песня табунщика» |
50-51 | 2 | Бадмаев Цырен-Базар Бадмаевич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством Цырен-Базара Бадмаевича а (1928-1982) – известного бурятского поэта, автором пьес для кукольного театра, сценариев, документальных фильмов, сборника рассказов «Среди друзей» (1956), повести «Сережа в стране Будамшу» | «Хитрый конь», «У козленка выросли рога», «Большой хуралдаан», «Потешные ягнята», «Малыш» - «Маленький табунщик», «Готовое седло», «Степь крылатая», «Бурлит Селенга». Поэтический сборник «Утреннее солнце» |
52-57 | 6 | Калашников Исай Калистратович | Познакомить учащихся с биографией и творчеством талантливого писателя-земляка,общественного деятеля,яркого публициста. | Исторический роман «Жестокий век» Роман «Разрыв-трава» |
2 | Исторический роман «Жестокий век» - самое значительное произведение Исая Калашникова. Это широкое художественное полотно выдержанное в традициях русской реалистической прозы. Оно воссоздает красочную картину жизни монголов в конце XII - начале XIII века. В центре романа образ Тэмуджина - Чингисхана. На глазах читателя происходит разрушение личности. Мстительность и злоба, характерные для Чингисхана, с годами проявляются все острее. Желание стать единственным правителем вселенной толкает его к новым и новым кровавым завоевательным походам. Населив роман многими героями, писатель значительное место отвел людям из народа, показал страдания, которые принес им жестокий век, и в то же время подчеркнул их силу, их волю к свободе и к созиданию. | |||
2 | Роман «Разрыв-трава». Роман описывает жизнь семейских в первой половине XX века. | |||
2 | «Не поле перейти» (1982 год), повести «Деревцу — расти» (впоследствии выходила под названием «Подлесок») (1962 год), «К людям» (1964 год), «Через топи» (1966 год), «Расследование» (1978 год) Экскурсия в дом-музей писателя | |||
58-59 | 2 | Осодоев Матвей Михайлович | Познакомить учащихся с биографией и творчеством прозаика Осодоева М.М. | Повесть «Месть» ; стихи. |
60-61 | 2 | Улзытуев Дондок Аюшеевич | Познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта,оценку которому дал критик И. Пеньковский: «Узытуев, счастливо от природы наделен подлинным, поэтическим, даром: у него зор¬кий и точный, поэтический глаз, активное поэтическое мышление, живая образная реакция на зрительные и духовные впечатления и очень привлекательный лирический голос. Все, о чем он пишет, а вернее, поет, пото¬му что природа его стихов в основном, песенная - это все подлинно уви¬денное не только глазами, но и сердцем, внутренним., духовным, зрением, поэта. Все это им органически воспринято от народа и естественно кровно прочувствовано». | Cборники: «Млечный путь» (1961), «Избранная лирика» (1964), «Олений рог» (1965), «Большой перевал» (1970), «Ая ганга» (1974), «Напев» (1963). |
62-63 | 2 | Дамбаев Даши Цыретарович | Познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта, которого отличает романтическая приподнятость, мажорное восприятие жизни | Поэма «Песня жизни» Сборник стихов « Живущий, да будь счастливым»! |
64-65 | 2 | Самбуев Мэлс Жамьянович | Познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта, вкотором лирическая взволнованность органично сочетается с образным повествованием о судьбах людей разных поколений | «Дед Доржи», «Таежная роса» |
66-67 | 2 | Нимбуев Намжил Ширабович | Познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта, которое является ярким примером взаимодействия различных традиций в условиях культурного диалога,которое также отразило и реалии современности,встречу запада и Востока. | Стихи Нимбуева Н.Ш. |
68 | 1 | Обобщающий урок | Вопросы и задания по темам | ТЕСТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро есть цель нашей жизни" (на примерах произведений писателей "деревенской прозы" XX века) ). Духовно-нравстенное воспитание на уроках литературы.
Одним из основных факторов нравственного воспитания в образовательном учреждении инновационного типа является осознание нравственных понятий и отношений, переживание (сопереживание, сочувствие), эмоци...
Кубань в творчестве русских писателей второй половины XIX века
Многие русские писатели своим творчеством были связаны с Кубанью....
Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)
Данная статья позволяет понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...
Творчество писателей первой половины xx века
Тестовая работа по творчеству писателей первой половины xx века....
Система уроков по проекту "Писатели Бурятии -детям"
Система уроков по проекту "Писатели Бурятии -детям"...
Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"
Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"...
Описание проекта "Писатели Бурятии - детям"
Исторически сложилось так, что школа, обучая ученика, работает, прежде всего со знаниями и информацией, а информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписавшись в процессы ...