Тропинки к Лермонтову. Из опыта работы учителя.
статья по литературе (9 класс) по теме

Андреева Алла Юрьевна

 

 

Статья адресована учителям-словесникам. Это «мгновения», извлеченные из разных уроков, но объединенные тем, что, как подтвердил опыт,  здесь мне  удавалось высечь искру живого – эмоционального и соразмышляющего – контакта учеников с поэтическим миром Лермонтова. Основное методическое средство – счастливо найденные, тщательно выстроенные, варьируемые в зависимости от динамики сотворческой учебной деятельности школьников серии вопросов, направляющих внимание к образным деталям и сюжетным поворотам, не сразу приметным для юного читателя, но способным приоткрыть притягательные, просветляющие и умудряющие глубины в лермонтовском тексте. Благодаря им заново, свежо прочитываются строки из поэм «Беглец», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», из стихотворений «Смерть Поэта» и «Пророк».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андреева Алла Юрьевна,

учитель словесности

ГБОУ СОШ  № 353

 им. А. С. Пушкина

г. Москвы

Тропинки к Лермонтову

(Из опыта работы учителя)

 ПРЕДИСЛОВИЕ

Статья адресована учителям-словесникам. Это «мгновения», извлеченные из разных уроков, но объединенные тем, что, как подтвердил опыт,  здесь мне  удавалось высечь искру живого – эмоционального и соразмышляющего – контакта учеников с поэтическим миром Лермонтова. Основное методическое средство – счастливо найденные, тщательно выстроенные, варьируемые в зависимости от динамики сотворческой учебной деятельности школьников серии вопросов, направляющих внимание к образным деталям и сюжетным поворотам, не сразу приметным для юного читателя, но способным приоткрыть притягательные, просветляющие и умудряющие глубины в лермонтовском тексте. Благодаря им заново, свежо прочитываются строки из поэм «Беглец», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», из стихотворений «Смерть Поэта» и «Пророк».

Это – проверка моих собственных замыслов, «придумок». «А что, если попробовать не так, как в учебнике или в пособии»?

Моё педагогическое кредо:

- У ч и м с я   с   у ч е н и к а м и   -   у ч и м с я    у    у ч е н и к о в !

(Перефраз древнего латинского изречения : "Docens,  discimus», то есть: «Уча - учимся»).

 (Реплики и ответы учеников привожу ниже в обобщенных формулировках.)

«И СЛЫШИТ, И СЛЫШИТ»…

В поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец» оробевший на поле боя черкесский воин бежит, ища где-нибудь убежища. Он подкрадывается к сакле своей любимой…

                                И хочет он взойти – и слышит,

                                И слышит песню старины…

        Его возлюбленная поёт народную песню о доблести и предательстве, о бесславной кончине тех, кто забудет свой долг.

        Вопрос  классу:

        -Почему слово  «слышит» поэтом употреблено дважды?

        -Потому что,  -  размышляют ребята, - он сейчас не просто слышит звуки, - он особенно воспринимает их, особенно глубоко проникает в душу их смысл…

        -А он слышал эту песню раньше?

        -Конечно. Но сейчас она касается его лично. Её смысл потрясает его…

        Небезынтересно обратить внимание собеседников на то, что о менталитете  горцев пишет русский поэт, русский офицер Лермонтов, служивший на Кавказе… А как он сочувственно относится к их положению! Как уважительно и даже с патетикой  пишет он о Коране!

«ВСЕВЕДЕНЬЕ ПРОРОКА»

        По признаниям, возникающих порой в сочинениях учащихся, поняла, что для многих из них потрясение лермонтовской строкой начиналось со стихотворения «Смерть Поэта», в свое время побудившего самых чутких русских читателей увидеть в Лермонтове великого национального поэта. Для наших детей с лермонтовской жаждой справедливости приходило еще и понимание мощи  ПРОРОЧЕСКОГО  дара гения.  Естественно, «отзвук мыслей благородных»  вызывает и сам поэтический шедевр. Но сила его удесятеряется, когда ученики узнают более подробно и углубленно, чем в учебнике, о подлинных фактах травли и убийства Пушкина. И о действенной лермонтовской реакции на эту национальную катастрофу – о его неудавшейся попытке найти Дантеса и вызвать его на дуэль.

                                Но есть и Божий суд, наперсники разврата,

                                Есть грозный суд: он ждёт…

        Слова, восхищающие учеников праведной дерзостью пушкинского восприемника. Брошенные в состоянии отчаяния, возмущения и поэтического прозрения строки уплывали в будущее – на суд времени.

        А дополнительная информация – о каре, настигшей убийцу в его последующей семейной жизни, - вызывает у учащихся почти «мистическое» ошеломление. Факты этого реального «послесловия» к стихотворению «Смерть Поэта» таковы.

        Барон Дантес, казалось бы, отделался легким испугом, даже умудрился кое у кого вызвать сочувствие: надо же – разжаловали беднягу! ; надо же – в простой телеге выслали из России! Убийца, однако, не ожидал, что возмездие всё равно настигнет его. Там, в далёкой Франции, барышня-француженка, дочь барона  Дантеса и  Екатерины Николаевны, прочитает и выучит  стихи  Пушкина. Она будет потрясена стихами своего русского дяди, горячо полюбит его творения. Когда же она во всем ужасе осознает, что убийца гения – её отец, она «возненавидит отца и бросит ему страшные слова обвинения.  И сойдет с ума.  Леония-Шарлотта,  дочь Жоржа  Дантеса»*


Завершаю такой экскурс – от поэтического пророчества в состоявшееся будущее –



  1. Скатов Н. Н. «Невольник чести». За что погиб Пушкин? – Литература в школе, 1997, № 1, с. 96

авторскими словами из того же лермонтовского стихотворения:

                                И мысли и дела он знает наперёд!

        Отсюда намечаются прямые ассоциативные связи с другими произведениями Лермонтова, особенно с вершинным – «Пророком».

                                С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка…

Эти слова воспринимаются теперь уже как неоспоримый факт биографии поэта, а не только как свершение его творческого взлета. Сила поэтического пророчества, о котором идет речь, - еще и в излучаемой им нравственной энергии: в напоминании о  неминуемой   ответственности человека за свои дела, поступки, а тем более – за преступления.

«ЗА ГРАНЬЮ ДРУЖЕСКИХ ШТЫКОВ»

«Огненная душа» лермонтовского Мцыри восхищает нас еще в детстве, и это чувство остается навсегда. Еще бы! Ведь в его основе – глубочайшее преклонение перед необыкновенной духовной стойкостью этого молодого человека, сохранившего себя как личность в чужой монастырской «тюрьме», - личность со страстными запросами, устремлениями, жаждой познания мира и своего места в нем, со своей мечтой о красоте, о любви и о счастье. Из всех страстей героя, конечно же, на особом месте – чувство Родины, чувство Свободы и способность целеустремленно бороться за них…

А я ставлю перед учениками и перед собой задачу – выявить в эмоционально-смысловом мире поэмы еще один конфликт, до обидного злободневный до сих пор, -  МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ.

Начинаем работу с замедленного перечитывания  начала поэмы. Читаем не торопясь, вдумчиво, фиксируя  называнием  увиденное.  Звучат строки поэмы, сопровождаемые ученическим комментарием. Пограничная территория Грузии и России; печальные развалины грузинского монастыря; близ святой  обители – могилы людей, оставивших свой след в истории; надписи на могильных плитах, увековечившие деяния, достойные исторической памяти. Союз Грузии с Россией, более сильным  соседом, - одно из таких деяний.

-Чем же он примечателен  этот союз?

Ученики отвечают по тексту:

И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не  опасаяся  врагов,
3а гранью дружеских штыков.  

-Вроде бы, верный политический шаг?

-Конечно, - соглашаются дети. – Обеспечена безопасность границ.

Читаем дальше…

-Но всё ли так прямолинейно логично в последующем повествовании? А, может быть, уловим некоторую парадоксальность в поэтическом утверждении автора?

Ответ не заставляет себя ждать: ребята сопоставляют процитированные строки  с последующими сюжетными перипетиями.

«За гранью дружеских штыков»                   русский генерал везет пленного горского мальчика.

 Грузия «цвела»                  в монастыре вянет темничный цветок, ребенок, ставший заложником.

«Божья благодать сошла на Грузию!»                страдания монастырского парии.

«Искусство дружеское» врачевания святых отцов                     недопонимание ими душевного состояния спасенного ими чужака,  попытка навязать ему свою веру.

Союз мирный, и картины должны бы быть мирными                Мцыри вспоминает отца во всеоружии

Дети догадываются, что это – поэтическая, видимо, намеренная,  идееносная «нелогичность»: последующие факты резко противоречат исходным определениям.

И в классе находятся те, кто сопровождает эти противоречивые факты логичным комментарием и доводит до злободневного вывода – о том, что как часто даже, казалось бы, мудрая государственная политика не хочет или не может учесть «сопутствующие» проблемы «маленьких людей», жертв их решений. Потому что межнациональный вопрос – сложнейший.

Это не высекается в граните, как торжественные надписи, а болью живет в памяти людей. Хотя бы – того старика, «стража развалин». На задворках истории оказывается судьба «грозой оторванного листка» - ребенка.

Почти  всегда ученики подмечают интересную деталь: у мцыри нет собственного имени. Это мы, читатели, превращаем его звание, звание монастырского послушника, в имя собственное и обычно пишем его с прописной буквы – Мцыри.  Логично в этой ситуации обращается  внимание на тот факт, что Лермонтов лишил и грузинских царей их имен, а просто пишет: «ТАКОЙ-ТО царь…». Для его сердечной поэтической памяти имя этого царя стало неважным.

Однако в то же время сила лермонтовского чувства врезает в память одинокую могилку под цветущими акациями. Могилку того юноши, который нашел в себе силы для примирения с долго остававшимися для него чужими людьми. Дети легко находят в тексте поэмы убедительное подтверждение: в конце концов,   сердце Мцыри откликнулось на заботу о нем: «старик» наконец-то назван им «отцом». Конфликт между простыми людьми завершен по-человечески. Хотя, по большому счету, все-таки остался обостренным: Мцыри погибает, потеряв надежду вернуться в родной аул.

Вникнем в суть исторического конфликта. Об этом приходится говорить самому преподавателю, потому что история затяжной, примерно сорокалетней Кавказской войны и присоединения Закавказья и Северного Кавказа к России изучается позже – в десятых классах. Пока же достаточно краткой обзорной справки.

…В конце  XVIII века Кавказ был раздроблен на десятки феодальных княжеств, подвергавшихся нашествию калмыцких и крымских ханов, а так же сопредельных феодальных государств. За владение Северным Кавказом  боролись Турция, Персия, Крым – и Россия. Кабарда (так именовалась раздробленная северокавказская  территория) то входила в состав российского подданства, то выходила из него. Потом Кавказ надолго был включен в состав России в 1774 году. Подписан был мирный договор с Турцией. Но в 1787-1791 годах еще разразится русско-турецкая война, в ходе которой русские войска громили турецкие и на Северном Кавказе. Началась русская колонизация этих земель.

В начале XIX века Россию и Грузию сближали общие интересы – в борьбе с Турцией и Ираном, пытавшимися подчинить себе Закавказье. В 1783 году в крепости Георгиевске заключен «Дружеский трактат» между Грузией и Россией.

Но нашествие иранских войск истощило силы Грузии. И именно поэтому в 1801 году грузинский царь Георгий XII, последний представитель династии Багратионов, правившей Грузией 1000 лет, отрекся от власти в пользу русского царя.

-Найдите в тексте поэмы ссылку на этот исторический факт:

Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.

Действительно, как правильно приметили ученики, Лермонтов подал этот исторический факт без уточненной конкретизации.

…Изнурительная Кавказская война продолжалась до 1859 года. Непокорные горские князья совершали набеги на русские поселения. Да и простые горцы, в большинстве своем, не спешили отказываться от свободы и независимости. Карательные экспедиции русской армии усмиряли их лишь на время.

В 1817 году Россия начала планомерное наступление на горцев. Мятежные горские князья или вынуждены были становиться «мирными», или уходили выше в горы.

Выступления против прорусских  правителей подогревалось религиозными чувствами – шло оно обычно под  знаменем ислама. В Чечне, в Дагестане складывалось теократическое государство – иманат (государство, где духовенство имеет решающее влияние на государственные дела).

Такая, может быть, избыточная информация, на мой взгляд, необходима: это знание поможет в будущем  лучше понять происходящее в  романе «Герой  нашего времени», побуждает мысленно вернуться к «Кавказскому пленнику» Л. Н. Толстого и по- взрослому  осознать историко-политическую подоплеку  рассказа.

-Как вы думаете: Мцыри родом из какой семьи: « мирной» или непокоряющейся?

-Его семья – мятежная, потому что отец вспоминается вооруженным, потому что ребенка взяли в плен как заложника – явно для усмирения непокорных.

 «БЕЖАЛ Я ДОЛГО  –  ГДЕ, КУДА?»

-Куда бежит Мцыри? – вопрос, неоднократно всплывавший и в серьезной научно-исследовательской сфере, и на школьно-методическом уровне. Углубление в поставленную проблему порой заводит ученых в философские и психологические дебри, побуждает к заключению о некоем «раздвоении» лермонтовского героя. Выход на такой уровень недоступен нашим детям. А, может быть, дети не выходят на него из-за чрезмерно «книжного» абстрагирования иных исследователей при решении некоторых проблем?  Например,  С.  В.  Ломинадзе в книге «Поэтический мир Лермонтова» (М.,  1985),  задаваясь этим же вопросом, приходит к выводу, будто Мцыри бежит в никуда, в пустоту, стремится к неясной ему цели. Да и его цели, по Ломинадзе, взаимно исключают друг друга: одна – домой, к родному мирному очагу, другая – к борьбе, «в мир тревог и битв».

Скажу, забегая вперед, что ни разу, за весь мой многолетний опыт работы с учениками по этой проблеме, ребята не выходили на мысль о мнимой целевой «пустоте» побега Мцыри.  А «устами ребенка»…   Может быть, чего-то недопонимают? Неправда. Когда подобный вопрос – куда спешит герой?- задается по отношению к совсем иному персонажу, к Печорину, по главе «Максим Максимыч», вот тогда найденный большинством ответ –  В  никуда! -  не вызывает сомнений.

Ответы же учеников на вопрос о побеге Мцыри охватывают не столько «географическую» направленность, сколько его глубинный смысл. Поэтому на уроках я обычно разбиваю разговор по этому вопросу на два блока:  ОТ ЧЕГО и  КУДА бежит герой?

Приведу фрагменты наших бесед.

-От чего бежит Мцыри?

Ответы сыплются градом. Лишь бы собеседники    с л ы ш а л и     друг друга…

-От монастыря-тюрьмы. Из плена…

-От серости и скуки монастырской жизни…

-От чужого языка, от чужих богов…

-От чужих людей…

-От самого себя, безликого, ни к чему, как  ему кажется, не готовому…

-От несвободы…

-От грозящего монашества…

-А куда бежит Мцыри?

Ответы рождаются еще быстрее…

-На родину…

-В родной аул…

-К родному Кавказу…

-Увидеть «Отчизну, дом, друзей, родных»…

-Хотя бы к родным могилам…

-К родному образу жизни, к родным обычаям…

Как интересно, по существу – философски, ответил один из учеников:

-Родина для Мцыри – это не только «седой незыблемый Кавказ», - это и просто родная душа!

Уточним:

-Почему же тогда он не вошел в саклю молодой грузинки? Ведь она как будто воплощает идеал спокойной семейной жизни?

Одни ребята считают, что Мцыри еще надеется найти свою настоящую, кровную родню, он целеустремленный; другие считают: герой ошеломлен новым миром настолько, что не готов остановиться на этой границе; третьи думают, что юноша, впервые испытавший чувство страсти, робеет перед его силой и ничего не знает о себе – встречаться с девушкой рано.

Зададим «провокационный»  вопрос:

-А имеет ли он о своей Родине достаточно ясное представление? Ведь он, кажется, забыл даже родную речь…

Ученики оспаривают выдвинутое предположение:

-Жива  МЕЛОДИЯ речи. «Грузинки голос молодой» тревожит сердечно, родственно.

Порою вспоминаются ребятами созвучные этому соображению строки стихотворения «Ангел»:

                        И звук  его песни в душе молодой

                           Остался  без слов, но живой.

-Остался в Мцыри из прошлого и звук родной речи, остался до конца его короткой жизни.

-И родину он никогда не забывал. Он рассказывает о частых  детских видениях-

    …снов живых

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал…

-Родина - перед его мысленным взором, родина – в его душе.

-И как только просыпается надежда, эти стирающиеся от времени видения приобретают уже более четкие формы, наполняются конкретным содержанием:

                        И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

-Память восстанавливает детали, звуки, цвета. Отцовский дом. Тень аула. Даже смысл разговоров перед мирным очагом.

Выделим в лермонтовском тексте примеченное учениками слово МИРНЫЙ. Выпишем его в тетрадки курсивом и запишем новый вопрос:

-Как же в его сердце уживается тоска по миру, покою, - с жаждой борьбы? «Судьба вела иным путем»?

-Нет, - утверждают ученики. Это тот же путь – путь домой, путь к себе такому, каким он был рожден, каким себя представлял: «В краю отцов не из последних удальцов», «где всех один я побеждал».  В мечтах он наделен отличительными национальными качествами: он горец-победитель; горец, покоряющий могучую природу; горец – борец за свободу своего народа.

-Мирный дом надо оберегать, охранять, защищать  (и от царских завоевателей тоже). Это было делом его отца. Как ему хотелось бы оправдать их надежды, быть достойным воином!

-Ему предопределена была борьба за выживание, за независимость рода.

-Потребность в борьбе в момент побега особенно сильна, потому что ему нужно бороться не только с препятствиями, но и со своей неготовностью к суровой горской жизни.

Так что, по мнению учеников, Мцыри знал все же, действительно, «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». А не  «раздвоенность»!

-Но юноша еще спешит и к любви близких; он мечтает и о девичьей любви.

-Не только к любви бежит он, но и к священной ненависти, - дополняет товарищ.- Он стремится ко всей гамме человеческих чувств.

-В неизведанное-

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

-Бежит в грозу, «обняться с бурей». Это его стихия!

-Он сам сказал о своей цели лучше нас всех:

                        Узнать, прекрасна ли земля,

                        Узнать, для воли иль тюрьмы

                        На этот свет родимся мы?

Попутно поинтересуемся:

-И как он сам ответил на этот последний вопрос?

-Земля оказалась даже прекраснее, чем он ожидал. Она восхитила его красотами, которые он, человек- романтик, человек с поэтической душой, воспринимает с особым восторгом. Она ошеломила его  буйством грозовой стихии, - отвечает часть учеников.

Внимание других останавливает вторая половина вопроса. По утверждению Мцыри, человек рождается  д л я    в о л и.  Только на воле герой  жил, доказывают дети. К сожалению, говорят они, недолго наслаждался он свободой, потому что к ней уже не был приспособлен.

Подчеркнем эту мысль подытоживающим вопросом:

-Так отчего же погиб Мцыри?

Мало тех, кто остановится на версии о том, что Мцыри будто бы погиб от нанесенных барсом  ран. Большинство рассуждает иначе:

-От ужаса возвращения в монастырь. Ведь теперь, когда он «блаженство вольности» познал, жизнь в тюрьме стала невозможной.

-От несбывшейся надежды вернуться домой. Нет смысла больше жить.

-От пришедшего понимания собственной неготовности к той свободе, о которой мечтал.

Горькое подтверждение  этих высказываний – в 21-й главе поэмы. «Да заслужил я жребий мой!» - к этому трагическому выводу приходит беглец. Читаются  строки из исповеди до слов: «В  тюрьме воспитанный цветок»…

                        -На мне печать свою тюрьма

  Оставила…

Это понимает без вины виноватый юноша.  Понимают это и наши ученики,  СЛЫШАТ  героя.

                                     «НА СВЯТОЙ РУСИ»

При изучении в VII классе «Песни про купца Калашникова» среди прочих было задание : «Быт XVII века». Наблюдения. Систематизация…

Одна ученица целую ячейку в таблице отвела религиозным веяниям века, выписала опорные цитаты и текстовые факты: «православный царь»  (неоднократно), «во славу Божию», «на святой Руси», «на небе Божием», «в церкви  Божией перевенчана… по закону нашему христианскому»,  «пред святыми иконами обручался», поп, попадья, приходская церковь, «святые церкви» белого Кремля, «свеча перед образом», «святая правда», кленовый крест на могилке, прохожие крестятся… А еще:

                На груди его (Калашникова) висел медный крест

                Со святыми мощами из Киева.

На основе этого небольшого исследования девочка пришла к верному  выводу, что нравственную проблему чести и бесчестия усиливает здесь опора на христианскую мораль, которая обязывает блюсти супружескую верность не только по человеческим, но и по Божеским законам.

Примеченная образная и, по существу, символическая деталь – медный крест на широкой груди Степана Парамоновича, упомянутый  Лермонтовым в кульминационный момент поэмы, - в момент поединка молодого купца с опричником, - остановила внимание учащихся и повела к достаточно серьезным для их возраста выводам:

-Удар Кирибеевича, -  замечает один мальчик, - страшно святотатственный: он нанесён в святой крест, в символ православной веры.

-Причем опричник, виновный перед законным мужем, не осознает свой грех, а предательски   п е р в ы м    наносит  удар…

-Ужасна выписанная поэтом картина, - представляют ее внимательные читатели. – Погнутый крест, вдавленный в грудь; кровь, как роса…

-Кирибеевич уже не в первый раз нарушает Божьи заповеди, законы чести…

-П о л ю би в    з а м у ж н ю ю ?  - мой провокационный вопрос.

-Не в этом дело… Полюбить,  не полюбить – это, наверное,  не во власти человека. Но вот как вести себя при этом – действительно важно, -  вдумываются подростки.

После такого  заинтересованного  разговора по тексту мы логично подходим к выводу: Кирибеевич добивается любви,   п е р е с т у п а я     через свою честь (обманывая царя), через честь Алены  Дмитриевны ( прилюдно позорит её своими ухаживаниями), через честь ее мужа (выставляя на осмеяние его венчанную супругу).  Нарушает сразу две Божьих заповеди: «Не прелюбодействуй!», «Не желай жены ближнего твоего».

И еще одно заключение  – рожденное внимательным следованием логике поэтического текста:

-Крест, - замечают дети, - все-таки уберег Калашникова, защитил его грудь.  Видно, Бог – на его стороне!

-Для Калашникова этот удар, этот  крест на крови стали знаками.

-«Чему суждено, то и сбудется», - вычитывают они у Лермонтова. – Он умер смертью праведника, защищая правду.

Тогда задаю такой вопрос:

-Почему Калашников не говорит правду царю о том, за что убил опричника?

-Не надеется на справедливость грозного, разгневанного государя…

-Хороший семьянин, он не хочет «выносить сор из избы»…

-Он, человек чести, защищает жену, женщину. И   п о - м  у ж с к и   предпочитает молчать о случившемся с ней…

-Ему как мужчине стыдно, что его опозорили…

-Настоящий мужчина, он предпочитает не унижаться, выпрашивая милости…

-Гордость заставляет его унести правду в могилу…

-НАВСЕГДА? – мой завершающий вопрос.

-Нет, - отвечают ребята. – Правда всплывет скоро.  У в а ж и т е л ь н о    кланяется народ могилке своего героя. Люди «вычислили»  правду.

-Как?

-Возможно, из рассказов тех же соседушек, видевших все…

-По словам Степана Парамоновича:

                        «Не позорил я чужой жены,

  Не разбойничал ночью темною»…

-По испуганной реакции на них соперника…

-По достойному поведению Калашникова во время всего поединка…

-По степенности, гордости, достоинстве  человека, приговоренного к смерти. Такое может быть только при спокойной совести…

-По уважительному отношению к религиозному ритуалу.

Это уже прозвучал вывод: народная симпатия  - на стороне героя мужественного, твердого при защите собственной чести, достоинства и благополучия своей семьи.

Вот такой отзвук лермонтовских  мыслей  слышу я  на уроках. Где и когда берут начало эти тропинки к Лермонтову?..  Лишь бы они не оборвались с уходом такой ныне сложной и далеко не всегда поэтичной юности…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...