Проект "Поэзия, ставшая подвигом"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Гвоздева Светлана Викторовна

Проект предназначен для обучающихся 10-11 классов  с целью формирования знаний  учащихся о поэзии времён  Великой Отечественной войны.

Проблемный ворос: Почему поэзия в годы Великой Отечественной  войны стала самым  оперативным жанром?   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poeziya_stvshaya_podvigom.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ п.Головановский Балаковского района

Саратовской области  Гвоздевой Светланы Викторовны

ТЕМА:  «ПОЭЗИЯ, СТАВШАЯ ПОДВИГОМ»

ЦЕЛЬ: формирование знаний  учащихся о поэзии времён

             Великой Отечественной войны.

ЗАДАЧИ: дать представление об основных особенностях

                военно-патриотической лирики периода Великой

                Отечественной войны;

                научить учащихся работать с информационными

                источниками, обобщать и выделять главное;

                совершенствовать навыки выразительного чтения

                и  анализа стихотворения;

                воспитывать познавательную активность,  интерес

                к совместной деятельности.

ПРОБЛЕМА: Почему поэзия в годы Великой Отечественной

                        войны стала самым  оперативным жанром?      

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА:

  1. Формирование групп по интересам.
  2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
  3. Поиск возможных источников информации.
  4. Самостоятельная работа учащихся в группах.
  5. Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.
  6. Защита полученных результатов.

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ УЧАЩИХСЯ:

  1. военно-патриотическая лирика (обзор);
  2. поэты-фронтовики;
  3. у войны «не женское лицо»;
  4. песни военных лет.

Приложение 1






Муниципальное Образовательное Учреждение – средняя общеобразовательная школа



п. Головановский

















Лирика периода Великой Отечественной войны









Судьба и лирика Павла Когана





















                                                                                    Сообщение по литературе



                                                                        ученицы 11 класса



                                                                  Сыч Виктории.



                                                                                       Учитель: Гвоздева С. В.






















                                                                               Я – патриот. Я воздух русский,

                                                                     Я землю русскую люблю

                                                                       Я верю, что нигде на свете

                                                                       Второй такой не отыскать!

           Прошли десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны. Война — страшное испытание для всего народа. Свой долг с честью выполнили писатели, поэты. Они с оружием в руках защищали родину. Они создавали стихи и песни, которые помогали выстоять. Они погибали на фронтах войны...

          Павел Давидович Коган родился в 1918 году в семье служащего в Киеве. С 1922 года жил в Москве. Здесь окончил школу и в 1936 году поступил в московский Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ). В 1939 году перешёл в Литературный институт, продолжая заочно учиться в ИФЛИ. "Он был человек страстный, — вспоминает Давид Самойлов. — Так же горячо, как к стихам, он относился к людям. К друзьям — влюблённо, но уж если кого не любил, в том не признавал никаких достоинств".

Активность отношения к жизни, к людям была чертой его характера. Весной 1941 года он отправился с геологической экспедицией в Армению, там и застала его война. Он возвратился в Москву, стремясь во что бы то ни стало попасть в действующую армию. Это удалось ему не сразу, так как по состоянию здоровья он не был годен к военной службе. После долгих хлопот он поступил на курсы военных переводчиков, затем был отправлен на фронт. Здесь он был назначен переводчиком, потом начальником штаба полка по разведке. Погиб 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная под Новороссийском.

         При жизни не было напечатано ни одного стихотворения поэта. Только в послевоенное время вышел его сборник «Гроза» (1960).

стихотворение П.Когана «Лирическое отступление».

Есть в наших днях такая точность,

Что мальчики иных веков,

Наверно, будут плакать ночью

О времени большевиков.

И будут жаловаться милым,

Что не родились в те года,

Когда звенела и дымилась,

На берег рухнувши, вода.

Они нас выдумают снова —

Сажень косая, твёрдый шаг —

 И верную найдут основу,

Но не сумеют так дышать.

Как мы дышали, как дружили,

Как жили мы, как впопыхах

 Плохие песни мы сложили

 О поразительных делах.

 Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас.

Мы наших девушек любили, Ревнуя, мучаясь, горячась.

 Мы были всякими. Но, мучась,

 Мы понимали: в наши дни

 Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют, они.

Они нас выдумают мудрых,

 Мы будем строги и прямы,

 Они прикрасят и припудрят,

И всё-таки пробьёмся мы!

    Павел писал в 1942 году: «Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это очень хорошо понимается… Я знаю, что мы победим!»

Используемая литература

  1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика, Стиль. Поэтика. - М., 1972.
  2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т. М.: Дрофа: Вече, 2002. (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
  3. Венок Славы Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в 12 т. М.: «Современник», 1987.
  4. Золотарёва И.В. и Егорова Н.В. Универсальные поурочные

             разработки  по литературе. 9 класс. 4-е изд., испр. И доп.- М.: ВАКО,  

             2005, с. 304-316.

  1. Кудряшев Н.И. «О методах преподавания литературы». Кн. Методы

            обучения в современной школе.– М.: Просвещение, 1983. – с.80.

  1. Мотеюнайте И.В. «В крови, в страданиях, в смерти…» В.П.Астафьев о войне.- «Первое сентября». Литература № 9, 2007, с.12-15.
  2. Мотеюнайте И.В. Солдатское сердце: роман Г. Владимова «Генерал и его армия». - «Первое сентября». Литература № 9, 2007, с.38- 42.
  3. Пронина Е.П. Произведения о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки, ставшие великими открытиями

Ошибки, ставшие великими открытиями Кока-Кола В 1886 году доктор и фармацевт Джон Пембертон пытался приготовить микстуру на основе вытяжки из листьев южноамериканского растения кока и...

Ошибки, ставшие великими открытиями

Ошибки, ставшие великими открытиями Кока-Кола В 1886 году доктор и фармацевт Джон Пембертон пытался приготовить микстуру на основе вытяжки из листьев южноамериканского растения кока и...

Жизнь, ставшая легендой (классный час, посвящённый А.В. Суворову)

Человеку всегда было свойственно стремление к идеалу. Молодой человек жадно ищет образец для подражания, эталон, на который хочется быть похожим, с которого следует брать пример. Герои боевиков, участ...

Жизнь,ставшая легендой

Жизнь, ставшая легенда...

ЭССЕ "ИЗ ЗАПИСОК СПОРТСМЕНА, СТАВШЕГО УЧИТЕЛЕМ"

Современные дети рано надевают маску скепсиса: они ориентируются на вымышленных героев, с которыми могут сравняться только в виртуальном мире, а в реальности у них очень мало авторитетов и образцов дл...

Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»

Классный час на тему: «Жизнь, ставшая легендой!»Учитель: Танделова З. А....