"Сокровища Кук - тепы".Урок обобщения по теме "Прилагательное"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок в национальной школе по материалам статьи об археологических  раскопках возле Самарканда. Можно провести в 5 классе русской школы по теме "Прилагательные", добавив грамматический разбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrovishcha_kuk_-_tepy.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Интегрированный урок – игра по русскому языку в 6 классе школы с узбекским языком обучения

                  «Сокровища Кук – тепы».

Цели урока.

Образовательная.  Повторить и обобщить изученный материал за первую четверть. Учить деловому стилю речи, монологическому описанию.

Развивающая.  Закрепить навыки использования прилагательных и конструкций, характеризующих внешний вид, материал, время, сравнительной степени прилагательных, формулы речевого этикета  в необычном для ребят деловом общении. Развивать интерес к истории и этнографии.

Воспитательная. Воспитывать гордость за свою родину, любовь к ее истории и культуре.

Оборудование. Стенд «Археология Узбекистана».

                             Выставка книг Э.Ртвеладзе, Г.Пугаченковой, Ремпеля.

                            Карточки – задания группам.

                            Портреты Тумарис работы западноевропейских художников.

Подготовка к уроку.

                              1. Пересказ статьи Е.Умара «Кўктепа маликаси».

Ўзбекистон Фанлар академияси Яҳё Ғуломов номидаги археология институти олими, тарих фанлари доктори Муҳаммаджон Исомиддинов ва Франция Марказининг имлий ходими Клод Рапен бошчилигидаги ўзбек-француз қўшма экспедицияси қатнашчилари яқинда Челак туманидаги Кўктепа (Охунбобоев номли жамоа хўжалиги ҳудуди) ёдгорлигида ноёб археологик топилмани қўлга киритдилар.

Ёдгорликнинг энг баланд қисми марказида 25-30 ёшли аслзода маликанинг қабри топилди. Қабрдаги аёл қимматбаҳо устбоши билан дафн этилган. Аёл устидаги либос 200 га яқин тилла тугма билан безатилган экан. Маликанинг ёнига кумуш ойна, кумуш пиёла ва жез қозон ҳам қўйилган. Унинг бўйин ва кўкрак қисми мунчоқлари, юпқа олтин фольга билан безатилган. Археолог олимларнинг фикрича, аслзода аёл милоддан аввалги 1 ҳамда асримизнинг дастлабки йиллари расм-русумларини бажарган ғолда дафн этилган. Илмий тадқиқотлар ҳали давом этмоқда ва кейинги изланишлар сўзсиз малика қабри билан боғлиқ бўлган кўпгина саволларга жавоб беради. Археология институтининг директори профессор Темур Широновнинг таъкидлашича, қимматбаҳо қабр Самарқанд Сўғдида биринчи топилган ва у ўз даврининг тарихини ўрганишда янги-янги саҳифалар очади.

                              2. Представиться в качестве ученого – историка, использовав книгу «Великий Шелковый путь».

План урока.

1. Представление команд.

2. Отчет о работе экспедиции.

3. Итог игры.

Ход урока.

1.  Учитель сообщает тему и цель урока. Русский язык как один из мировых языков часто используется в международном общении. Урок пройдет в виде конференции ученых разных стран, на которой рабочим языком избран русский язык. Научная конференция, посвященная археологической находке в Кўк–тепа объявляется открытой. Учащиеся разделены на команды «Академия наук Узбекистана» и «Гости Узбекистана».

Каждый участник заранее выбрал, какого ученого он будет представлять, и подготовил краткое сообщение с изменением лица (вместо 3-го – 1-ое) о своем персонаже.

«Гости Узбекистана» - Поль Бернар, Франс Гренс, Карл Йеттмар, Клод Рапен, А. Стейн.

«Академия наук» - Борис Литвинский, Яхъя Гулямов, Галина Пугаченкова, М.Е.Масон, А. К. Дандамаев.

Примерные выступления.   Меня зовут Гулямов Яхъя Яхъяевич. Я первый узбекский археолог. Я изучаю древнюю историю Узбекистана. Я был в экспедиции в Бухаре, в Хорезме, в Ташкенте. У меня есть книги « История Узбекистана», «История Бухары», «Первобытная культура».

Я приехал из Швейцарии. Меня зовут Клод Рапен. Я археолог и историк, хорошо знаю греческий язык. Меня интересует Александр Македонский, поэтому  я работаю в Узбекистане. Я изучаю Афрасиаб в самарканде и Ай-ханум. Мне очень нравится Узбекистан.

Меня зовут Абдул Кадырович Дандамаев. Я ученый – историк. Я очень люблю Восток. Мне уже 72 года, но я много работаю. Я написал 100 книг про Иран и Вавилон.  

Меня зовут Борис Анатольевич. Моя фамилия Литвинский. Я доктор исторических наук, профессор. Мне уже 77 лет. Я был в экспедиции в Аджина-тепе, в Тахти- Сангин, написал 400 научных работ.

2. Отчет о работе экспедиции.

   1). Интервью о работе в Кўк-тепе.  Представители разных команд должны взять интервью у археологов. Оценивается и вопрос, и ответ.

Примерное интервью.   Что вы делали в экспедиции?   Мы искали интересные вещи, копали землю, собирали осколки посуды, делали фото, записывали находки…

Куда вы еще поедете?  Что вы хотите найти?  Что вы видели?

   2). Работа антропологов

Самая интересная находка – это малика. Археолог и антрополог Герасимов  сумел  сделать скульптурный портрет мальчика из Тешик-Таша, который вы видели в учебнике по истории, а мы с помощью таблицы из учебника «Описание человека» восстановим облик малики. Она должна быть похожа на вас, но жила много веков назад.

Примерные высказывания.   У малики рост средний, сложение хрупкое. Она стройная и тоненькая. Она очень красивая. Лицо у нее круглое, с правильными чертами. Лоб открытый, небольшой, нос маленький, прямой, Глаза большие, красивой формы. Губы полные. Уши маленькие, в ушах сережки. У малики длинные, густые темные волосы, заплетенные в косы. На голове украшения. Одежда у нее была дорогая, шелковая.

   3). Описание журналистов.

 Каким вы представляете характер малики? На какую историческую героиню он может быть похожей?

Развернутые ответы на вопрос даются с использованием слов из таблицы учебника «Описание характера человека».

Мне кажется, малика была сильная и смелая. Она умела… Она похожа на Тумарис.

   4). Курган раскрывает тайны.

Работа по карточкам. Опишите свои археологические находки. (Заменить несогласованные определения согласованными и наоборот. Совпадут ли результаты?) Замените прилагательные существительными (или наоборот) по образцу. Найдите лишний предмет.

Кувшин из глины – глиняный кувшин.

№1. Казан из бронзы, нож из железа, посуда из керамики, пуговица из меди, фигурка из кости, украшение из золота, платье из шелка, бусы из стекла, ложка из алюминия, монеты из серебра, большой казан, маленький кувшин, красные бусы.

№2. Бронзовый казан, железный нож, керамическая посуда, медная пуговица, костяная фигурка, золотое украшение, шелковое платье, стеклянные бусы, алюминиевая ложка, серебряные монеты, казан большого размера, кувшин маленького размера, бусы красного цвета.

Лишнее слово – алюминий, его еще не знали.

   5). Похвалитесь своими находками перед коллегами, используя конструкции со сравнительной степенью прилагательных. Примените знания по истории.

Образец.   Наши находки интереснее, чем в пирамиде.

       Монеты (крупный), украшения (дорогой), кувшин (высокий), стрелы (длинный), бусы (мелкий), казан (большой), находки (ценный).

   6). Пожелайте друзьям успехов в дальнейшей работе, использовав формулы речевого этикета.

   7). Теперь можно перейти к концертной программе. Учащиеся читают стихи об Узбекистане на русском языке.

3. Подведение итогов конкурса. Каждый этап оценивался для подгруппы в 5 баллов. Индивидуальные баллы выставляются в журнал.

Учитель русского языка школы №5 города Янгиера Мусурманова Ю.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не собирайте сокровищ на земле..." Урок по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Урок в 10 гуманитарном классе,"Что есть талант, какова его цена, как не изменить себе" Взгляд Гоголя на служение творчеству. Материал сопроводается презентацией...

"Не собирайте сокровищ на земле..." Урок по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Стилистический анализ очерка К.Г. Паустовского "М.Пришвин". Приложение- текст очерка....

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...