"Литературная Самара XIX-XX в.Горький в Самаре."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Данный урок является первым из цикла уроков "Литературная Самара XIX-XXв.Горький в Самаре."С самарским краем связаны имена многих выдающихся писателей и поэтов XIX-XXв.Пребывание Горького в Самаре оставило заметный след как в творчестве писателя,так и в общественной и культурной жизни города.Урок проходит с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная Самара.Горький в Самаре. | 1.87 МБ |
Литературная Самара.Горький в Самаре. | 1.66 МБ |
Улочки купеческой Самары. | 2.74 МБ |
Моя Самара. | 1.45 МБ |
план-конспект урока | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Театр драмы имени М.Горького
Улица Горького
Бюст Горького в Струковском саду
Нижний Новгород
Памятник Горькому в Нальчике
Памятник Горькому в Днепропетровске
Памятник Горькому в Харькове
Памятник Горькому в Санкт-Петербурге
Памятник Горькому в Москве
Струковский сад в наши дни
Набережная Самары
Набережная в наши дни
Презентацию выполнила учительница русского языка и литературы Тлупова Эмма Нургалиевна Благодарю за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара
Урок-экскурсия по литературе в 7 классе.
«Литературная Самара XIX- XX веков. Горький в Самаре» -
виртуальная экскурсия.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Тлупова Эмма Нургалиевна
Цели:
- познакомить учащихся с одним из периодов жизни и творческой деятельности А.М.Горького; с именами выдающихся писателей и поэтов, связанных с самарским краем;
- воспитывать интерес к предмету, чувство патриотизма к родному краю.
Задачи:
- развивать у учащихся познавательную активность,
- развивать умение ориентироваться в информационном пространстве, навыки работы с различными источниками информации,
- навыки коммуникативного общения, навыки сотрудничества, творческие способности.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие гостей и участников.
2.Вступительное слово учителя:
Презентация 1. Часть 1.Слайды 1,2,3
- Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычный урок. Мы совершим путешествие в прошлое. Тема нашей экскурсии «Литературная Самара. Горький в Самаре». В нашей экскурсии вы познакомитесь с литературными деятелями, чьи судьбы связаны с историей нашего края и нашего города. Также мы узнаем о том, какое место Самара занимает в жизни и творчестве Алексея Максимовича Горького. В середине 19 в. одних литераторов привлекала природа и климат Самары, другим она была интересна как место, связанное с важными историческими событиями, для третьих это был просто город, через который проходил их путь. С нашим самарским краем связаны имена многих выдающихся писателей и поэтов XIX-XX веков. Державина, Пушкина, Дмитриева, Льва Николаевича Толстого, Алексея Николаевича Толстого, Горького, Бунина. Здесь был А.Н. Островский, который прожил здесь несколько недель, наблюдая уездный быт чиновников, помещиков, купцов, героев своих будущих пьес. Был и футурист В. Маяковский и блистательный К. Бальмонт, и Владимир Высоцкий. Здесь прошла и журналистская деятельность М. Горького, который именно в Самаре опубликовал свои знаменитые "Сказки старухи Изергиль" и "Песню о Соколе". Список этот можно и дальше продолжить. Но сегодня мы расскажем о некоторых из них. Прежде чем мы отправились в это путешествие, каждый из вас, ребята, получил задание. Посмотрим, как вы справились с заданием и что подготовили к этой экскурсии.
3.Выступление учащихся:
Слайд 4
1ученик:
- Самарский край – родина поэта, крупного представителя русского сентиментализма Ивана Ивановича Дмитриева. Баснописец, член Российской Академии, государственный деятель, минист юстиции. Он родился в 1760 году в селе Богородское (ныне Сызранский район). Здесь прошли его детские годы.…
Стихотворение « К Волге»
Конец благополучну бегу!
Спускайте, други, паруса!
А ты, принесшая ко брегу,
О Волга! рек, озер краса,
Глава, царица, честь и слава,
О Волга пышна, величава!
Прости!.. Но прежде удостой
Склонить свое вниманье к лире
Певца, незнаемого в мире,
Но воспоенного тобой!
так воспевал поэт Волгу-матушку.
2 ученик:
- А вот как писал о Волге Державин Гаврила Романович:
Пристойно, Волга, ты свирепо протекала,
Как для побед татар тобой царь Грозный шёл;
Ты шумом вод своих весь полдень устрашала,
Как гром, тобою Петр на гордых персов шёл;
Державин Гаврила Романович. Русский поэт, государственный деятель, сенатор, первый в истории России министр юстиции. Родился в1743году в небогатой дворянской семье в деревне Кармачи Казанской губернии. Детство провёл в Яранске, Ставрополе (ныне Тольятти) и Оренбурге. Участвовал в подавлении пугачевского восстания. Среди владений семьи Державиных-село Богородское (ныне село Смоленское Борского района Самарской области).
3 ученик:
- Аксаков Сергей Тимофеевич- знаменитый русский писатель, автор известной сказки «Аленький цветочек».Родился в дворянской семье, имевшей поместья в Самарской губернии в 1791году. Писатель часто ездил в симбирское имение отца и тетки. Путь его проходил через самарские села Байтуган, Неклюдово, Красное поселение. На реках Сок и Кондурча часто рыбачил. Описания самарского края легли в основу его некоторых произведений: «Записки ружейного художника», «Детские годы Багрова-внука»,повесть «Наташа».
4 ученик:
- Пушкин Александр Сергеевич - поэт, прозаик, драматург.
Осенью 1833года с целью сбора сведений Пушкин посетил места, связанные с восстанием Пугачева. По дороге из Симбирска в Оренбург проехал через самарский край. Здесь поэт сделал дорожные записи, самарские наблюдения отразились в его творчестве. Первоначальный вариант повести «Капитанская дочка» содержит впечатления от проезда по левобережной степной дороге через Ставропольский и Самарский уезды: «Я ехал по степям заволжским. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Я видел одни бедные мордовские и чувашские деревушки». Здесь несомненно отразились наблюдения поэта во время проезда по левобережной степной дороге через Ставропольский и Самарский уезды.
5ученик:
- Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был связан с Самарским краем более двадцати лет.
Самара сыграла немалую роль в жизни русского писателя Л.Н. Толстого, в его творчестве. А для Самарской губернии трудно переоценить значение помощи крестьянам в голодные годы, которую неоднократно оказывал Толстой, привлекая всю российскую и зарубежную общественность. Впервые Лев Николаевич Толстой увидел Самарскую землю в мае 1851 года, когда отправился на Кавказ и проезжал мимо Сызрани. Одиннадцать лет спустя, в мае 1862 года, он вновь приезжает в наши края, врачи рекомендовали поехать в одну из степных губерний на кумыс. Пробыл с 27 мая примерно до 12июля. Из Самары он пишет: «Путешествие я сделал прекрасное. Места мне очень нравятся…». В 1871году покупает у полковника Н.П.Тучкова имение в Бузулукском уезде Самарской губернии и ежегодно посещает эти места. В письме к жене отмечает: "…Что здесь за воздух, это нельзя понять, не испытавши…».
Пребывание в Заволжье оставило глубокий след в душе Льва Николаевича, а собранный здесь материал положен в основу художественных произведений писателя.
6 ученик:
- Денис Васильевич Давыдов-русский поэт, мемуарист, герой Отечественной войны 1812года. Генерал-лейтенант. Он является идеологом и одним из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812года. В 1832году вышел в отставку и поселился в своем имении в деревне Верхняя Маза Сызранского уезда Симбирской губернии. Именно здесь автор создал великолепные военно-исторические мемуары и многие стихотворения. «Гусарская баллада», «Речка», «Вальс» и другие.
7 ученик:
Островский Александр Николаевич - известный драматург, который дважды бывал в Самаре и в Сызрани. В1856 году по поручению великого князя Константина Николаевича писатель совершил этнографическую поездку по Волге; собранный в этой поездке материал был использован им в произведениях. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. Его пьесы не сходят со сцены и в наши дни. Островский является автором более пятидесяти пьес. «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы» и многие другие.
Слайд 5
8 ученик:
-Ещё одна знаменитость-это известный писатель Алексей Николаевич Толстой.
Алексей Николаевич Толстой родился в городе Николаевске (ныне Пугачев) Саратовской губернии. Детство Толстого прошло в имении отчима на хуторе Сосновка под Самарой (ныне село Павловка Красноармейского района). Из-под его пера вышли известные романы «Петр Первый», «Гиперболоид инженера Гарина», трилогия «Хождение по мукам»,повести, рассказы, пьесы. В Самаре сохранилась усадьба, где Толстой жил в юности. Здесь 6 января 1983года был открыт мемориальный музей Толстого. В год 100-летия писателя одна из самарских улиц (бывшая Казанская) получила имя Алексея Толстого.
Слайды 6,7
1ученик:
- Судьба яркого литератора XX века Алексея Максимовича Горького тесно связана с Самарой. С 23 февраля 1895 года по 13 мая 1896года Максим Горький жил в нашем городе. Недолгое пребывание в губернском центре оставило заметный след как в творчестве и личной жизни писателя, так и в культурной и общественной жизни Самары. Супруга литератора Екатерина Пешкова (Волжина) относит самарский период к одному из важнейших в жизни Горького.
Слайд 8
Сотрудник редакции «Самарской газеты» А.А.Смирнов-Треплев, близко знавший А.М.Горького так сообщает о появлении будущего знаменитого писателя в городе:
«Весною 1895 года самарские обыватели с любопытством разглядывали появившегося в их городе юношу-оригинала…Высокий, плечистый, слегка сутулый, он шагал по пыльным улицам, грязноватым базарным площадям, заходил в трактиры и раскрытые двери лавчонок, словом, толокся среди пестрой толпы и нарядной «публики», всюду как бы вглядываясь в «гущу жизни» и прислушиваясь к её гомону и крикам… Встречных, особливо из «господ», удивлял его разношёрстный сборный костюм: старенькая, темная крылатка, раздувавшаяся на ходу; под нею русская рубашка, подпоясанная узким кавказским поясом; хохлацкие штаны синие, бумажные; сапоги татарские, мягкие с вставками из кусочков зеленой, красной и желтой кожи; в руках – толстая палка…на голове - черная, мягкая шляпа, с большими, обвисшими от дождя полями. Из-под шляпы висели длинными прядями светлые волосы. Странный парень забирался и в окрестности города, на дачи, бродил в засамарских пожнях (пожня-поле, на котором сжат хлеб; покос, луг), по реке Татьянке; переправлялся на «тот бок» Волги, в Рождествено, всюду суя свой острый, с чётко вырезанными ноздрями нос…!»
Слайды 9,10,11,12,13,14,15
2 ученик:
-Горький приехал в Самару 22 февраля 1895 года. Первое время после приезда город Алексею Максимовичу не нравился. Но позднее он знакомится со многими интересными людьми, после чего меняет свое мнение о городе. Здесь он знакомится с Яковом Львовичем Тейтелем,
С.П. Скитальцем, наконец, в Самаре Горький встретил Екатерину Павловну Волжину, ставшую женой писателя. Самара стала школой жизни и совершенствования литературных дарований писателя. В период пребывания в нашем городе отчетливо обнаружилась многогранность личности Горького-беллетриста, поэта, публициста. Сотрудничество с «Самарской газетой» имело больше значение для становления Горького-литератора. Работа Горького в “Самарской газете” начинается с рассказа “Два босяка”, напечатанного в октябре 1894 года. “Песню о Соколе” Горький опубликовал сразу после своего приезда в Самару, а точнее 5 марта 1895 года. Вскоре, а точнее 13 апреля 1895 года, появился в газете и рассказ “Старуха Изергиль.
Слайд 16
3ученик:
-В Самаре Алексей Максимович Пешков становится профессиональным писателем, определяет для себя важнейшие особенности своего отношения к жизни, своего понимания задач художника. Позднее Горький говорит, что телом он родился в Нижнем Новгороде, духовно в Казани, а как писатель в Самаре.
В 1895 году был напечатан целый ряд рассказов под общим названием “Теневые картинки”. Третий рассказ назывался “В Черноморье”. Это и есть знаменитая “Песня о Соколе”. За 1895 - 1896 г. г. в “Самарской газете” были напечатаны следующие произведения: “На плотах”, “Рассказы старухи Изергиль”, “История с застежками”, “Однажды осенью”, “Красавица”, “Вывод”, “Дележ”, “Огорчение”, “Сказка”, “ Ма-аленькая”, “Колюша”, “Одинокий”, “Неприятность”, “О том, как поймали Семагу”, “Бабушка Акулина”, “Извозчик”.
Слайд 17
4ученик:
- В газете Горький печатает фельетоны и публицистические рассказы под псевдонимом Иегудиил Хламида. Одной из самых важных тем его фельетонов становится тема сочувствия трудовым людям, которых нещадно грабят и обирают, эксплуатируют и угнетают. Горьковские фельетоны отличались резкостью и смелостью своих обличений, Иегудиил Хламида умел быть “бичом обывательской совести”, бичом самодурствующих фабрикантов и купцов, чиновничьего произвола, тупого и равнодушного мещанства. Вот что писал сам Горький о своей работе : "Потом, когда я писал в "Самарской газете" плохие ежедневные фельетоны, подписывая их хорошим псевдонимом Иегудиил Хламида, Короленко посылал мне письма, критикуя окаянную работу мою насмешливо, внушительно. строго, но - всегда дружески".
Слайд 18
5ученик:
- С именем Горького-писателя, журналиста, автора пьес-тесно связана история театральной Самары. «В городе есть театр, красное здание очень занимательного архитектурного стиля»,-писал М.Горький в марте 1896года. В Самаре Горький часто посещал театр. В 1895-1896годах на страницах» Самарской газеты»автор публикует свои театральные рецензии
Он требует профессионального и честного отношения к искусству, требует, чтобы актеры не растворялись в невежественной массе провинциального мещанства, а помнили о своем общественном долге, ответственности за театр и его высоком назначении.Он энергично выступает против антрепренеров, подчиняющих искусство интересам своего кошелька и горячо поддерживает идею создания народного театра.
Слайд 19
6 ученик:
- За время работы в "Самарской газете" Горький опубликовал в ней около 300 фельетонов. Иегудиил Хламида не боялся испортить отношения с городскими властями. Он боролся с грязью на улицах, с дикостью, пьянством, человеческим хамством. Герои фельетонов - самарские чиновники часто узнавали себя, и как огня боялись газетной критики. В своем письме писателю В.Г. Короленко, по рекомендации которого Горький был принят в "Самарскую газету", он пишет: "Но - газета! Я ею доволен, она не дает спокойных дней здешней публике. Она колет, как еж. Хорошо! "
Презентация 1 Часть 2.Слайды 2,3,4
7 ученик:
- Горький прожил в Самаре всего 15 месяцев. Но он оставил в городе заметный след. Сегодня о пребывании Горького в нашем городе напоминают не только литературно-мемориальный музей и мемориальные доски. Имя писателя носит академический театр драмы. Именем Горького названа одна из центральных улиц Самары- именно здесь, у Волги, так любил бывать писатель. В доме Д.С.Кишкина, где жил А.М.Горький, был создан литературно-мемориальный музей имени А.М.Горького. В настоящее время музей закрыт, а экспозиция временно находится в фонде музея А.Толстого. Также имя Горького носит центральный парк культуры и отдыха –Загородный парк. В Струковском саду, где нередко прогуливался писатель, установлен памятный бюст работы скульптора Игоря Фёдорова.
4.Слово учителя:
-Памятник Алексею Максимовичу установлен не только в нашем городе, но и во многих других, ребята. Давайте посмотрим в каких ещё городах есть памятники.
Слайды 5,6,7,8,9,10
Я бы хотела напомнить о том, что писателю первое время город не нравился. Приглашаю вас прогуляться по тем местам, где когда-то любил прохаживаться сам Алексей Максимович Горький. Сейчас мы с вами увидим каким был город Самара в годы пребывания Горького. И каким стал в наши дни.
Слайды 11,12,13
-Так выглядел Струковский сад, в котором любил гулять Алексей Максимович.А так он выглядит сейчас.
Слайды 14,15
- Узнали нашу набережную? Такой увидел её Горький. Берег Волги был неблагоустроен до конца 30-х годов прошлого века.
- С того времени многое изменилось. Сегодня набережная-это гордость Самары. Здесь хорошие пляжи, фонтаны, цветочные клумбы. Сейчас мы видим благоустроенную набережную с современными домами. Насколько она преобразилась! В заключение послушайте два стихотворения и посмотрите ещё одну презентацию, чтоб вы могли увидеть Самару какой она была в те годы, когда здесь жил Горький и какой она стала в наши дни. Думаю многие улицы и дома вы узнаете. Присмотритесь внимательно.
5.Выстуление учащихся:
Презентация 2
1 ученик читает стихотворение: Анатолия Анайкина «Улочки купеческой Самары»
Слайды 2,3,4,5,6
Улочки купеческой Самары,
Вас теснят широкие бульвары.
Тут сплелись и старина и новь,
Неизменна лишь моя любовь
К улочкам купеческой Самары,
Их теснят широкие бульвары.
Слайды 7,8,9,10,11,12,13
Здесь люблю шагать по переулкам,
Звуки здесь звучат совсем не гулко.
Тут фасады, что лубки-картинки,
Их не портят времени рябинки.
И деревья кряжисты и важны
Овевает ветер Волги влажный.
Слайды 14,15
Дворики-клетушки, как игрушки.
На скамейках там сидят старушки,
Что прядут, как пряжу, небылицы,
Подставляя солнцу старческие лица.
А оконца здесь подслеповаты
И теплу, и солнцу тоже рады.
Слайды 16,17
Улочки, у памяти скрижали,
Вы прошедшее в себя вобрали.
И ничто не сможет зачеркнуть
Мой неспешный по Самаре путь,
Ведь я весь принадлежу тебе,
Стала ты синонимом судьбе.
2 ученик читает стихотворение: Сергей Юдин «Самара»
Презентация 3
Вот город здесь стоит красивый,
На берегу реки - страны,
Гуляет ветер там ленивый,
Искрится в брызгах набегающей волны.
Когда-то был богатый малый,
Купцы съезжались торговать,
И храм венчал всё златоглавый,
И в град съезжались пировать...
В основы космоса положен,
Открыт для мира и гостей,
Тут бункер Сталину был сложен,
Есть цирк Попова для друзей.
Сейчас разросся - современный,
Есть, что увидеть, удивить,
Готовит он гонцов вселенной,
И старым может поразить.
6.Подведение итогов:
Учитель:
-На этом, ребята, наша экскурсия подошла к концу. Сегодня мы с вами совершили виртуальную экскурсию и в прошлое, и в настоящее. Прошлись по улицам нашего города.
Вы узнали много интересной информации. Надеюсь вам понравилось? Что запомнилось?
Что произвело на вас впечатление? Перечислите ещё раз какие писатели бывали в наших краях?
В какой газете работал Горький и какие его произведения были там напечатаны? Спасибо за внимание и до новых встреч.
Список литературы и интернет-ресурсов:
- Литературная Самара XIX-XX веков.
- А.С.Носков. «А.С.Пушкин и самарский край».Краеведческие заметки. Самара. Самарский дом печати,1997г.
- В.А.Западов. «Алексей Николаевич Толстой. Книга для учащихся. М.,Просвещение,1981г.
- Лев Толстой и Самара: Воспоминания, письма, статьи. Составитель А.И. Мартиновская, М.С.Силина,Куйбышев,1988г.
- http://samaralit.ru/
- http://www.gubernya63.ru/
- http://www.0zd.ru/literatura/gorkij_v_samare.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самара
виды города, краткая характеристика...
Поездка в Самару
В декабре мы с моими учениками посетили "Бункер Сталина",выстовочный центр "Радуга". Ребят впечатлил бункер,построенный еще в 1941 году свыше 500 рабочими.Все строения выполнялись вручную, на глубине ...
Поездка в Самару
В декабре мы с моими учениками посетили "Бункер Сталина",выстовочный центр "Радуга". Ребят впечатлил бункер,построенный еще в 1941 году свыше 500 рабочими.Все строения выполнялись вручную, на глубине ...
Конспект урока в 8 классе по теме "Максим Горький и Самара. Начало литературного пути".
Профессиональная литературная деятельность А.М.Горького началась в Самаре. Именно здесь, работая в редакции "Самарской газеты", молодой литератор приучался к кропотливому труду. Именно здесь был...
Литературно-поэтическая композиция «Подари меня горькою славой» (Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой)
Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Красной рябины горькая кисть" к юбилею М.И.Цветаевой
Данный сценарий можно использовать как на уроках литературы, так и во внеклассной работе. Разработка для учащихся 11 классов....
Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне"
Презентация "Максим Горький "На дне" и литературный комментарий к пьесе Максим Горького "На дне" помогут при подготовке урока по литературе в старших к...