Урок с красочной презентацией "451 по Фаренгейту" по повести Рэя Брэдбери
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Гордеева Эвелина Вячеславовна

Урок с презентацией "451 по Фаренгейту" . В презентации использованы иллюстрации современных мастеров магического реализма, психоделики и сюрреализма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_451_po_farengeytu.docx51.81 КБ
Файл 451_po_farengeytu.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА- ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 «С-Э» КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА: «451 по Фаренгейту» ( повесть-антиутопия)

ЦЕЛЬ: повторить  художественные средства, исследование компонентов сюжета, развитие навыков работы с материалом, представленном в рамках произведения как оксюморон.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Проверка уровня знаний по материалу повести; умения анализировать текст и делать выводы, навыков представления проекта и презентации.

Воспитательные:

  1. Формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств;
  2. Развитие нравственных качеств;
  3. Обеспечить ситуацию  эмоционального переживания
  4. Привитие любви к чтению, формирование осознанной необходимости читать книги

Развивающие:

  1. Продолжить формирование  развития речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
  2. Продолжить формирование  дискуссионных навыков;
  3. Развитие навыков исследовательской работы, отбора и поиска материала

ТИП УРОКА: Урок-исследование.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер, текст повести в бумажных и электронных книгах

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: текст повести, компьютерная презентация

Планируемый результат:

1)Предметный :

системное обобщение полученных на уроках 9 классов сведений о построении и компонентах сюжета, художественных средствах, знаний по теме , развитие умения делать сопоставительный анализ, развитие навыков работы с текстом произведения, развитие навыков самостоятельного исследования, поиска и отбора материала к уроку

2)Личностный:

а)Мотивационный- желание вернуться к пройденному материалу и перечитать повесть; желание сопоставлять художественный текст и реальный мир

б)Ценностный- развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроках по литературе 20 века опыта, развитие системы морально- нравственных ценностей.

3) Метапредметный:

 полученные навыки по развитию речи и умению вести  диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла( истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат ,ориентирование в системе духовных ценностей современного мира.

ПЛАН:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Чтение стихотворения, задающее проблематику урока.  Постановка целей и задач урока.
  3. Компьютерная презентация
  4. Демонстрация элементов ученических исследований..
  5. Работа над худ. приёмами и структурой текста.
  6. Представление тематических исследований.
  7. Слово учителя.
  8. Командная работа на скорость.
  9.  Рефлексия. Заключительное слово учителя.
  10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя. Ход урока

Технологии

Формирование УУД

  1. Чтение стихотворения.  СЛАЙД №1

Межпредметная (интегрированная)

Цель применения: развитие вкуса, развитие ассоциативного мышления,  эмоциональное введение в тему урока

Личностные УД:                     1.Смыслообразование:

-мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и

 внешняя);

социально ориентированный взгляд на мир

2.Нравственно-этическая                                           ориентация:

- эстетические потребности, ценности и чувства

Огонь свечи, огонь костра,
Огонь могучего пожара.
Огни – они все  мастера
Ниспосланного людям  дара.

Двух мастеров прислал Господь,
И Мир наш стал таким уютным.
А третий – явно чёрта плоть,
Беду лишь мастер нёс беспутный.

Свеча дарила людям свет,
Костёр стал очагом в их доме.
И Ада страшного ответ –
Пожар рычал, как зверь в загоне.

Кто скажет: что же есть огонь?
Он наказание иль благо?
Что означали дым и вонь
В пылу горящего Рейхстага?

  1. Слово учителя: итак, речь идёт о двойственной природе огня. Как это связано с темой нашего урока? Что означает само название повести Рэя Бредбери?
  2. Какими словами начинается повесть? Как представлен главный герой? Слайд №2

ИКТ- технология.

Цель применения:

Большая скорость подачи информации, создание атмосферы, соответствующей жанру- антиутопия, знакомство с творчеством художников- психоделиков.

1.Общеучебные УД:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- ставить и формулировать проблемы;

- использовать  общие приёмы решения задач

2. Личностные УД: Нравственно-этическая                                           ориентация:

- эстетические потребности, ценности и чувства

  1. Слово учителя. Мы смогли убедиться, что  перед нами необычное, алогичное произведение. К какому жанру его следует отнести? АНТИУТОПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ Слайд №3
  2. Какой прием для создания образа этого странного мира  использовал Рэй Бредбери? (ОКСЮМАРОН)

Слайд -4-5

Интегрированная технология

( обществознание+ литература)

Цель применения:

эмоциональное воздействие на аудиторию, развитие эстетического вкуса, использование взаимосвязи видов искусств, художественной литературы и социальных реалий

Общеучебные УД:

- использовать  общие приёмы решения задач;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме, в том числе творческого и исследовательского

характера.

  1. Прежде чем приступить к анализу повести,  попрошу представить Ваши тематические исследования

Варианты ответов.

 1.  Когда и как написана повесть? Слайд 6

2.  Эта повесть посвящена цензурному гнёту. А было ли нечто подобное в жизни самого автора? Ведь бывают мистические совпадения. Были в истории факты сожжения книг? Представьте материалы исследования.

Возможные варианты:

Цензура в древности

Один из наиболее  библио- катаклизмов устроил по совету Ли Сы китайский император Цинь Ши Хуан в 221 г. до нэ. Учёных же он велел живыми закопать в землю. Ирония состояла в том, что вскоре после этого его династию свергли неграмотные простолюдины. Из-за уничтожения книг Сыма Цянь испытывал огромные сложности с источниками при сочинении своей хроники «Ши цзи».

 Цензура при католической церкви

Католической церковью в Средние века неоднократно устраивались публичные сжигания Талмуда. Талмуд в последней половине шестнадцатого столетия был публично сожжен не менее шести раз[2].

При диктаторе Флоренции с 1494 по 1498 Савонароле практиковался костёр тщеславия. Савонарола организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и тому подобные вещи; потом все это предавалось торжественному сожжению.

В 1499 году в Гранаде кардинал-инквизитор Хименес де Сиснерос отдал приказ о сожжении всех арабских манускриптов, за исключением медицинских.

Цензура при русской православной церкви

В 1284 году в русской «Кормчей книге» (сборнике церковных и светских законов) появляется следующая норма:

Если кто будет еретическое писание у себя держать, и волхованию его веровать, со всеми еретиками да будет проклят, а книги те на голове его сжечь.

В 1690 Собор под председательством Патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь» и осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева.

В 1830-х годах по требованию Святейшего Синода сожгли 5000 экземпляров Пятикнижия Моисея, переведенного на русский язык и изданного Библейским обществом[4].

В конце XIX века ректор Троицкой духовной семинарии Савва, узнав, что у семинаристов есть печатные и рукописные сочинения Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Белинского и другие светские книги, ночью сделал обыск и все отобранные книги распорядился предать «торжественному сожжению» во дворе академии в присутствии преподавателей и учащихся[6].

В 18791880 годах запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов»[7].

 Цензура в нацистской Германии

Широко известна массовая акция сожжения книг 10 мая 1933 г. в Германии (такие акции проводились и позднее). Сотни студентов, профессоров, членов СА и СС уничтожали на костре книги «антинемецких» авторов: Зигмунда Фрейда, Эриха Кестнера, Генриха Манна, Карла Маркса, Курта Тухольского и многих других.

В память о сожжении книг в нацистской Германии на Оперной площади (ныне — Бебельплац) в Берлине был в 1995 открыт памятник работы израильского скульптора Михи Ульманна.

Слайд 7.

3. Самое важное в сюжете

Слайд 8

ИКТ- технология

Цель применения:

Большая скорость подачи информации, учтена специфика усвоения гуманитарной информации в социально- экономическом классе.

Общеучебные УД:

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

исследование:

-умение использовать наглядность , искать материалы по различным источникам

7. 1. Слово учителя. Повесть- это средний  жанр литературы. Как и в рассказе, в ней не может быть случайного. Слайд10-11


 Бредбери использует известный приём: даёт героям говорящие имена. Исследование на эту тему представят капитаны команд


2. Как тебе кажется, как значение имён связано с персонажами? Представьте домашнее исследование

Ответы: имя Гай принадлежит многим великим людям

Гай Муций Сцевола (Scaevola, букв. — левша) — по античному преданию, римский герой — юноша, пробравшийся в лагерь этрусков, чтобы убить царя Порсену. Был схвачен и, желая показать презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь.

Гай Петроний (Petronius) (? — 66 н. э.) — римский писатель. В духе «Менипповой сатиры» роман «Сатирикон» («Сатуры»), в комически сниженном плане рисующий нравы римского общества.

Гай Транквилл Светоний (Suetonius) (ок. 70 — ок. 140) — римский историк и писатель. Автор недошедших сочинений энциклопедического характера. В своем главном сочинении «О жизни двенадцати цезарей» (в 8 книгах) с равной обстоятельностью излагает исторические события и привычки цезарей (от Юлия Цезаря до Домициана).

Гай Корнелий Галл (Gaius Cornelius Gallus) (ок. 69-26 до н. э.) — римский поэт и государственный деятель. Считался первым из авторов великих римских элегий. Сподвижник Октавиана в битве против Антония и Клеопатры при Акции. После воцарения Октавиана получил наместничество в Египте, но по неизвестным причинам впал в немилость и покончил с собой.

Гай Валерий Катулл (Catullus) (ок. 87-ок. 54 до н. э.) — римский поэт. Любовная лирика отличается непосредственностью и силой чувства.

Гай Юлий Цезарь (100 до н. э. —44 до н. э.) — римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 до н. э. — пожизненно. Политический деятель и полководец. Начал политическую деятельность как сторонник республиканской группировки, занимая должности военного трибуна в 73 до н. э., эдила в 65 до н. э., претора в 62 до н. э.

Гай Марий (Gaius Marius) (156 до н.э., Цереаты близ Арпино —86 до н.э., Рим) — древнеримский политический деятель и полководец, консул (107, 104-100, 86 до н.э.). Гай Марий родился в небогатой семье, не получил столичного образования и всю жизнь оставался для римской аристократии «новым человеком» — «homo novus». Марий нарочито подчеркивал простоту и резкость своих манер, скромность привычек, равнодушие к утонченной городской культуре. Он не учил греческий язык, считая, что римлянину зазарно учиться у народа, который покорился его оружию.

Гай Луцилий (Lucilius) (ок. 180-102 до н. э.) — римский поэт. Член кружка Сципиона Африканского Младшего. Бытописательные стихи «Сатуры».

8. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

  1.  Теперь, когда мы знаем достаточно о базовом худ. приёме, жанре, персонажах мы можем приступить к анализу вопросов, которые поставил Бредбери перед читателем. Работа с текстом

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА. Слайд 16

  1.  Теперь, когда мы знаем достаточно о базовом худ. приёме, жанре, персонажах мы можем приступить к анализу вопросов, которые поставил Бредбери перед читателем. Работа с текстом
  2. 1) Каков этот странный мир и как он возник? слайд17

 А раз всё стало массовым, то и упростилось. Когда читали лишь немногие … книги могли быть разными. Мир был просторен. Но, когда в мире стало тесно от глаз, локтей, ртов.содержание фильмов, радиопередач, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка. … Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объёме. Сокращённое издание. Пересказ. Экстракт. — Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи.. немало было людей, чьё знакомство с «Гамлетом» ограничивалось одной страничкой краткого пересказа в сборнике, который хвастливо заявлял: «Наконец-то вы можете прочитать всех классиков! Не отставайте от своих соседей». Понимаете? Из детской прямо в колледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий.

 Крутите человеческий разум в бешеном вихре, руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон всё лишние, ненужные бесполезные мысли!..

Срок обучения в школах сокращается, дисциплина падает, философия, история, языки упразднены. Английскому языку и орфографии уделяется всё меньше и меньше времени, и наконец эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, на каждом шагу, наслаждайтесь! Так зачем же учиться чему-нибудь, кроме умения нажимать кнопки, включать рубильники, завинчивать гайки, пригонять болты?

  1. Долой драму, пусть в театре останется одна клоунада, а в комнатах сделайте стеклянные стены, и пусть на них взлетают цветные фейерверки, пусть переливаются краски, как рой конфетти, или как кровь.
  2. Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать. Организуйте же, организуйте всё новые и новые виды спорта, сверхорганизуйте сверхспорт! Больше книг с картинками. Больше фильмов. А пищи для ума всё меньше.
  3. Читатель прекрасно знал, что ему нужно, и, кружась в вихре веселья, он оставил себе комиксы. Ну и, разумеется, эротические журналы. Так-то вот, Монтэг. И всё это произошло без всякого вмешательства сверху, со стороны правительства. Не с каких-либо предписаний это началось, не с приказов или цензурных ограничений. Нет! Техника, массовость потребления привело к нынешнему положению. Битти
  4. Я помню, как одна за другой умирали газеты, словно бабочки на огне. Никто не пытался их воскресить. Никто не жалел о них. И тогда, поняв, насколько будет спокойнее, если люди будут читать только о страстных поцелуях и жестоких драках, наше правительство подвело итог, призвав вас, пожирателей огня. Фабер
  5. 2).Чем книги опасны заведённому порядку? Слайд 18
  6. Когда школы стали выпускать всё больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, лётчиков, автогонщиков вместо исследователей, критиков, учёных и людей искусства, слово «интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть. Человек не терпит того, что выходит за рамки обычного. Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я? Пожарный Битти
  7. Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть… почему книги вызывают такую ненависть, почему их так боятся? Они показывают нам поры на лице жизни.

3). Как изменились отношения между людьми? Любовь, брак, семья- основополагающие понятия? Данная тема задаётся диалогом Клариссы и Гая

Слайд 19-21

— Ну, когда мы с тобой в первый раз увидели друг друга. Где это было и когда?

— Это было… — она запнулась. — Я не знаю.

Ему стало холодно:

— Неужели ты не можешь вспомнить?

— Это было так давно.

— Десять лет назад. Всего лишь десять!

— Что ты так расстраиваешься? Я же стараюсь вспомнить. — Она вдруг засмеялась странным, взвизгивающим смехом. — Смешно! Право, очень смешно! Забыть, где впервые встретилась со своим мужем… И муж тоже забыл, где встретился с женой…

В ту ночь возле её постели он почувствовал, что, если она умрёт, он не сможет плакать по ней. Ибо это будет для него как смерть чужого человека, чьё лицо он мельком видел на улице или на снимке в газете… И это показалось ему таким ужасным, что он заплакал. Он плакал не оттого, что Милдред может умереть, а оттого, что смерть её уже не может вызвать у него слёз. Глупый, опустошённый человек и рядом глупая, опустошённая женщина, которую у него на глазах ещё больше опустошила эта голодная змея с электронным глазом…

4). Чего же хотят все люди этого мира? Слайд 22

Мы хотим быть счастливыми, говорят люди. Ну и разве они не получили то, чего хотели? Разве мы не держим их в вечном движении, не предоставляем им возможности развлекаться? Ведь человек только для того и существует. Для удовольствий, для острых ощущений. И согласитесь, что наша культура щедро предоставляет ему такую возможность.

5). Чем опасна Кларисса и такие ,как она? Слайд 23-24

6).Насколько фантастичен этот мир? Не возникает ли пугающего ощущения при чтении повести? Слайд 25-26

Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а ещё лучше — ни одной. Пусть забудет, что есть на свете такая вещь, как война. Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами, — это всё-таки лучше, чем если народ волнуется. Спокойствие, Монтэг, превыше всего!

Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зёрна в штате Айова в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперёд, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения. Человек, умеющий разобрать и собрать телевизорную стену, — а в наши дни большинство это умеет, — куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить вселенную, ибо нельзя её ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок. Я знаю, я пробовал! Нет, к чёрту! Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников, отчаянные трюки, реактивные автомобили, мотоциклы-геликоптеры, порнографию и наркотики. Побольше такого, что вызывает простейшие автоматические рефлексы! Если драма бессодержательна, фильм пустой, а комедия бездарна, дайте мне дозу возбуждающего — ударьте по нервам оглушительной музыкой! И мне будет казаться, что я реагирую на пьесу, тогда как это всего-навсего механическая реакция на звуковолны. Но мне-то всё равно. Я люблю, чтобы меня тряхнуло как следует.

Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать? На что вы тратите своё свободное время? Либо вы мчитесь в машине со скоростью ста миль в час, так что ни о чём уж другом нельзя думать, кроме угрожающей вам опасности, либо вы убиваете время, играя в какую-нибудь игру, либо вы сидите в комнате с четырехстенным телевизором, а с ним уж, знаете ли, не поспоришь. Почему? Да потому, что эти изображения на стенах — это «реальность». Вот они перед вами, они зримы, они объемны, и они говорят вам, что вы должны думать, они вколачивают это вам в голову. Ну вам и начинает казаться, что это правильно — то, что они говорят. Вы начинаете верить, что это правильно. Вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да ведь это чистейший вздор!»

— Только «родственники» — живые люди.

— Простите, что вы сказали?

— Моя жена говорит, что книги не обладают такой «реальностью», как телевизор.

— И слава богу, что так. Вы можете закрыть книгу и сказать ей: «Подожди». Вы её властелин. Но кто вырвет вас из цепких когтей, которые захватывают вас в плен, когда вы включаете телевизорную гостиную? Она мнёт вас, как глину, и формирует вас по своему желанию. Это тоже «среда» — такая же реальная, как мир. Она становится истиной, она есть истина. Книгу можно победить силой разума.

7).Почему же так велико значение книги в этом мире? Слайд 27

Ведь книги существуют для того, чтобы напоминать нам, какие мы дураки и упрямые ослы. Они как преторианская стража Цезаря, которая нашёптывала ему во время триумфа: «Помни, Цезарь, что и ты смертен». Большинство из нас не может всюду побывать, со всеми поговорить, посетить все города мира. У нас нет ни времени, ни денег, ни такого количества друзей. Всё, что вы ищете, Монтэг, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познаёт через книгу.Фабер

 

8). В конце концов люди этого мира погибают в атомной бомбардировке. Почему, как Вам кажется, мы не испытываем от данного факта ужаса, что было бы естественно? Слайд 28

 Ответ: дети этого мира не вызывают жалости. Слайды 29-34

9).К какому выводу приводит читателей Рэй Бредбери?

Необходимость разрушения мира и создания нового. Слайды  35-37

10) Подводя итоги, какие актуальные проблемы рассмотрены в повести Бредбери? Слайд 38

ИКТ + Система Е.Н.Ильина

Цель:1. Создание проблемной ситуации и выхода из неё через самостоятельную деятельность ученика.
2. Развитие

творческой самостоятельности учащихся.
3. Активная познавательная деятельность учащихся, состоящая в поиске и решении сложных вопросов.
4. Рассмотрение учебных явлений с различных позиций.

1.Общеучебные УД:

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач; --контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме, в том числе творческого и исследовательского

характера;

- ставить и формулировать проблемы;

Логические:

-подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков;

- установление аналогий;

- устанавление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

2.Регулятивные УД:

- использовать речь для регуляции своего действия;

- выполнять учебные действия в материализованной,

гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

3Личностные УД:

- гуманистическое сознание,

-социальная компетентность как готовность к решению

моральных дилемм, устойчивое следование в поведении

социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Огонь


Я накормил огонь в печи
И, думая о нем,
Я до утра сидел в ночи,
Беседуя с Огнем.

Я слушал печь, и понимал
Ее потреск и гул
Как речь, которую я знал,
Да вспомнить не могу.

Я в печь смотрел –
и мне она
В лицо бросала свет.
На миг вставали письмена,
Чтоб лечь опять навек.

Я с ней дышал – и этот дух,
Идущий к небу дым –
Как правда, горек был и сух,
Как грех, необходим.

Я тронул печь –
и мне в ладонь
Ударил сноп огня:
Века сжигающий огонь
Прошел через меня.

Теперь слова
забытых мантр
И пляски
красных саламандр
Пульсируют в моей руке
И светятся в строке.

Все, кто по Духу мне родня,
Кто верит в жизнь Огня –
Войди в мой дом,
раскрой ладонь –
Я разделю Огонь.

9.Рефлексия предстаёт в виде чтения капитанами команд стихотворения и обобщения нравственных выводов, к которым пришёл класс. Сопоставление с выводами читателей «Либрусека» Слайд 39

Система Е.Н.Ильина.

 1.Общеучебные УД:- рефлексия способов и условий действий

 2Личностные УД:

- гуманистическое сознание

10.У нас особое домашнее задание- напишите письмо от имени Клариссы или Гая Монтэга- их завет потомкам- что нужно делеть каждому, чтобы этот мир не превратился в антиутопию? Слайд 40

Система Е.Н.Ильина- нравственное задание.

Общеучебные УД:

 -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме, в том числе творческого и исследовательского

характера

2Личностные УД:

- гуманистическое сознание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

451° по Фаренгейту Урок учителя русского языка и литературы Гордеева Э.В. Лицея №1 пос. Львовский по повести Р. Бредбери

Слайд 2

Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгает на мир ядовитую струю керосина, кровь стучит в висках, а руки кажутся руками диковинного дирижёра, исполняющего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории. Символический шлем, украшенный цифрой 451, низко надвинут на лоб, глаза сверкают оранжевым пламенем при мысли о том, что должно сейчас произойти: он нажимает воспламенитель — и огонь жадно бросается на дом, окрашивая вечернее небо в багрово-жёлто-чёрные тона…. Менестрель огня

Слайд 3

Социальная антиутопия: «О, эта ужасная тирания большинства!...»

Слайд 4

ОКСЮМОРОН [греч. — "острая глупость"] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). Частный случай оксюморона образует фигура contradictio in adjecto , — соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" Сюжетообразующий приём Тоталитарная демократия

Слайд 5

The possession of unlimited power will make a despot of almost any man . Thomas Bailey Обладая неограниченной властью, практически любой человек становится тираном. Thomas Bailey «… - В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время - как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают... Люди не имеют своего лица.» Дядя Клариссы «451 по Фаренгейту» Повесть о тоталитарной власти

Слайд 6

Обложка первого издания романа Этот роман Рей Бредбери писал на взятой напрокат пишущей машинке в публичной библиотеке Лос-Анджелеса. В основу текста лёг неизданный рассказ «Пожарный» (1949), а также рассказ «Пешеход». А впервые роман был напечатан частями в первых выпусках журнала Playboy

Слайд 7

Роман «451 градус по Фаренгейту» стал жертвой цензуры с самого начала своего выхода. В 1967 году издательство Ballantine Books начало публикацию специального издания книги для средних школ. Свыше семидесяти пяти фраз были изменены, чтобы исключить привычные брэдберивские ругательства « damn », « hell » и упоминание абортов, два фрагмента были переписаны, однако пометок о внесённых коррективах не имелось, и большинство читателей даже не догадывалось о них, поскольку мало кто читал оригинальную версию. В СССР впервые издан в 1956 году. А рецензии на это произведение советские читатели могли прочесть уже во второй половине 1954 года. И отзывы на книгу были разные: от почти отрицательных до очень положительных. Что интересно, отрицательные отзывы (притом в идеологических журналах ЦК КПСС типа «Коммунист») не привели к запрету. История цензуры Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. Смайлс . С.

Слайд 8

Роман «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о тоталитарном обществе, в котором литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём — вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают интерактивным телевидением проецирующимся сразу на стены, в которых встроены вакуумные колбы, и заполняют своё свободное время просмотром телевизионных передач, бесконечных и бестолковых сериалов. Однако «благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения. Сюжет

Слайд 9

Говорящие имена

Слайд 10

Гай Монтэг- Значение имени Гай-римское : радостный Значение имени Гай-греческое рожденный землей Теософский корень имени отражает Душу Главный герой Как это началось? Как вы попали туда? Как выбрали эту работу и почему именно эту? Вы не похожи на других пожарных. Я видала некоторых - я знаю. Когда я говорю, вы смотрите на меня. Когда я вчера заговорила о луне, вы взглянули на небо. Те, другие, никогда бы этого не сделали. Те просто ушли бы и не стали меня слушать. А то и пригрозили бы мне.

Слайд 11

Mildred ( Милдред )- староанглийское Нежный, мягкий+ сила Имя Кларисса в переводе с латыни означает «самая светлая», «светлейшая». Это превосходная степень от прилагательного «Клара» - светлая

Слайд 12

Идея, символика и центральный узел сюжета

Слайд 13

Идея позаимствована у предшественников( у Оруэлла)- воздействие на настоящее путём замалчивания и фальсификации прошлого; оригинальная- извращение сути понятий, преобразуемых в свою противоположность- пожарный, сжигающий дома. Идея повести 451° по Фаренгейту

Слайд 14

Есть, должно быть, что-то в этих книгах, чего мы даже себе не представляем, если эта женщина отказалась уйти из горящего дома. Должно быть, есть! Человек не пойдёт на смерть так, ни с того ни с сего. «Этот пожар мне не потушить до конца моей жизни»

Слайд 15

Механический пес спал и в то же время бодрствовал, жил и в то же время был мертв в своей мягко гудящей, мягко вибрирующей, слабо освещенной конуре в конце темного коридора пожарной станции… Он хватал свою жертву, вонзал в нее жало и возвращался в конуру, чтобы тут же затихнуть и умереть – как будто выключили рубильник. Для него рассчитана траектория, и он следует по ней. Символ мира …Мы вкладываем в него только одно - преследовать, хватать, убивать. Какой позор, что мы ничему другому не можем его научить! … Гай Монтэг

Слайд 16

Вопросы, обращённые к человечеству

Слайд 17

Как всё это началось, — я говорю о нашей работе, — где, когда и почему?

Слайд 18

Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека?

Слайд 19

- Я влюблен, очень влюблен.- Он попытался вызвать в памяти чей-нибудь образ, но безуспешно.- Я влюблен,- упрямо повторил он. - Какая жалость! - воскликнула она.- Вы ни в кого не влюблены! - Это ваш одуванчик виноват,- сказал он.- Вся пыльца сошла вам на подбородок. А мне ничего не осталось. Любовь?

Слайд 20

… У людей нет времени друг для друга… Кларисса. Как изменились отношения между людьми в этом мире? Любовь? В ту ночь возле её постели он почувствовал, что, если она умрёт, он не сможет плакать по ней. Ибо это будет для него как смерть чужого человека, чьё лицо он мельком видел на улице или на снимке в газете… И это показалось ему таким ужасным, что он заплакал. Он плакал не оттого, что Милдред может умереть, а оттого, что смерть её уже не может вызвать у него слёз. Глупый, опустошённый человек и рядом глупая, опустошённая женщина…

Слайд 21

Семья? Я вижу, ваших мужей сегодня нет с вами. — О, они то приходят, то уходят, — сказала миссис Фелпс . — То приходят, то уходят, себе места не находят… Пита вчера призвали. Он вернётся на будущей неделе. Так ему сказали. Короткая война. Через сорок восемь часов все будут дома. Так сказали в армии. Короткая война. .. Три женщины беспокойно ёрзали на стульях, нервно поглядывая на пустые грязно-серые стены. — Я не беспокоюсь, — сказала миссис Фелпс . — Пусть Пит беспокоится, — хихикнула она. — Пусть себе Пит беспокоится. А я и не подумаю. Я ничуть не тревожусь

Слайд 22

Мы хотим быть счастливыми, говорят люди. Ну и разве они не получили то, чего хотели? Разве мы не держим их в вечном движении, не предоставляем им возможности развлекаться? Ведь человек только для того и существует. Для удовольствий, для острых ощущений. И согласитесь, что наша культура щедро предоставляет ему такую возможность. Мы хотим быть счастливыми! Удовольствие!

Слайд 23

… Кларисса... Ты никогда не говорила с ней. А я говорил. Такие люди, как Битти , боятся ее. Не понимаю! Почему они боятся Клариссы и таких, как Кларисса? Но вчера на дежурстве я начал сравнивать ее с пожарниками на станции и вдруг понял, что ненавижу их, ненавижу самого себя. Я подумал. что, может быть, лучше всего было бы сжечь самих пожарных…. Гай Монтег . Clarissa . Чем она опасна?

Слайд 24

Наследственность и среда — это, я вам скажу, любопытная штука. Не так-то просто избавиться от всех чудаков, за несколько лет этого не сделаешь. Домашняя среда может свести на нет многое из того, что пытается привить школа. Вот почему мы всё время снижали возраст для поступления в детские сады. Теперь выхватываем ребятишек чуть не из колыбели. .. А что касается девушки, то это была бомба замедленного действия . Семья влияла на её подсознание... Её интересовало не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. А подобная любознательность опасна. … «… Она была не такая…!»

Слайд 25

К описанному Брэдбери все и идет. За десятилетия книга не потеряла своей актуальности. Даже наоборот. Проблемы, очерченные писателем в вроде бы фантастическом свете, обозначились резче и предметней для нас, современников. Читатель» Либрусека » Насколько фантастичен этот мир?

Слайд 26

Вторжение в психику …изображения на стенах — это «реальность». Вот они перед вами, они зримы, они объемны, и они говорят вам, что вы должны думать, они вколачивают это вам в голову. Ну вам и начинает казаться, что это правильно — то, что они говорят. Вы начинаете верить, что это правильно. Вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да ведь это чистейший вздор!»

Слайд 27

Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены. Я хочу, чтобы кто-нибудь выслушал меня.

Слайд 28

В конце концов люди этого мира погибают в атомной бомбардировке. Почему, как Вам кажется, мы не испытываем от данного факта ужаса, что было бы естественно?

Слайд 29

…дети иногда бывают похожи на родителей, а это очень забавно... Миссис Бауэлс Дети-чудовища Девять дней из десяти они проводят в школе. Мне с ними приходится бывать только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную, включаю стены - и все. Как при стирке белья. Вы закладываете белье в машину и захлопываете крышку. - Миссис Бауэлс хихикнула. - А нежностей у нас никаких не полагается. Им и в голову не приходит меня поцеловать. Скорее уж дадут пинка. Слава богу, я еще могу ответить им тем же. ..

Слайд 30

Они убивают друг друга. Неужели всегда так было? Дядя говорит, что нет. Только в этом году шесть моих сверстников были застрелены. Десять погибли в автомобильных катастрофах. Я их боюсь, и они не любят меня за это. Дядя говорит, что его дед помнил еще то время, когда дети не убивали друг друга. Я боюсь своих сверстников … Кларисса

Слайд 31

В школе по мне не скучают,- ответила Кларисса.- Видите ли. они говорят, что я необщительна. Будто бы я плохо схожусь с людьми. Странно. Потому что на самом деле я очень общительна. Все зависит от того, что понимать под общением. Люди ни о чем не говорят. .. Сыплют названиями - марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: "Как шикарно!" Все они твердят одно и то же. Как трещотки. А ведь в кафе включают ящики анекдотов и слушают все те же старые остроты или включают музыкальную стену и смотрят, как по ней бегут цветные узоры, но ведь все это совершенно беспредметно, так - переливы красок. Мне 17 лет, и я сумасшедшая!

Слайд 32

Урок по телевизору, урок баскетбола, бейсбола или бега, потом урок истории - что-то переписываем, или урок рисования - что-то перерисовываем, потом опять спорт. Знаете, мы в школе никогда не задаем вопросов. По крайней мере большинство. Сидим и молчим, а нас бомбардируют ответами ,а потом еще сидим часа четыре и смотрим учебный фильм. Где же тут общение? Сотня воронок, и в них по желобам льют воду только для того, чтобы она вылилась с другого конца. Да еще уверяют, будто это вино. К концу дня мы так устаем, что только и можем либо завалиться спать, либо пойти в парк развлечений - задевать гуляющих или бить стекла в специальном павильоне для битья стекол, или большим стальным мячом сшибать автомашины в тире для крушений. Или сесть в автомобиль и мчаться по улицам - есть, знаете, такая игра: кто ближе всех проскочит мимо фонарного столба или мимо другой машины. Да, они, должно быть, правы, я, наверно, такая и есть, как они говорят. У меня нет друзей. И это будто бы доказывает, что я ненормальная. Но все мои сверстники либо кричат и прыгают как сумасшедшие, либо колотят друг друга. Вы заметили, как теперь люди беспощадны друг к другу?

Слайд 33

У меня нет детей! Да и кто в наше время, будучи в здравом уме, захочет иметь детей?- Миссис Фелпс

Слайд 34

Машина мчалась, машина ревела, машина увеличивала скорость. Она … она неслась как пуля, выпущенная из невидимого ружья. Монтэг споткнулся и упал. Я погиб! Все кончено! Но падение спасло его. Нет, это была не полиция, просто машина, полная подростков, - сколько им могло быть лет? От двенадцати до шестнадцати? Шумная, крикливая орава детей отправилась на прогулку, увидели человека, идущего пешком,- странное зрелище, диковинка в наши дни! - и решили: "А ну, сшибем его!" На рассвете они то ли вернутся домой, то ли нет, то ли будут живы, то ли нет - ведь в этом и была для них острота таких прогулок. "Они хотели убить меня",- подумал Монтэг . Он стоял пошатываясь. В потревоженном воздухе оседала пыль. Он ощупал ссадину на щеке. "Да, они хотели убить меня, просто так, ни с того ни с сего, не задумываясь над тем, что делают". - Может быть, это они убили Клариссу! И ему захотелось с криком броситься за ними вдогонку. Эпизод последний…

Слайд 35

Солнце горит каждый день. Оно сжигает Время. Вселенная несётся по кругу и вертится вокруг своей оси; Время сжигает годы и людей, сжигает само, без помощи Монтэга . А если он, Монтэг , вместе с другими пожарниками будет сжигать то, что создано людьми, а солнце будет сжигать Время, то не останется ничего. Всё сгорит Солнце не остановится. Значит, похоже, должен остановиться он, Монтэг , и те, с кем он работал бок о бок. Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей… Необходимость разрушения мира

Слайд 36

…Вся наша культура мертва. Самый остов её надо переплавить и отлить в новую форму. Фабер

Слайд 37

Хор ангелов великий час восславил, И НЕБЕСА РАСПЛАВИЛИСЬ В ОГНЕ. Отцу сказал: "Почто Меня оставил?» А Матери: "О, не рыдай Мене...« А.А. Ахматова

Слайд 38

Личная ответственность каждого за лицо мира Недопустимость тоталитарного режима Неоценимая значимость книжной информации- она формирует внутренний мир человека, делает его личностью . А не марионеткой Значение любви, взаимопонимания, «живого» общения и иных традиционных ценностей Неразрывная связь между поколениями, любовь между родителями и детьми Проблематика романа

Слайд 39

Моя любимая книга Брэдбери . Рецензировать её всё равно, что рецензировать Евангелие. Rest in peace , маэстро…. Бесподобное произведение! Хочется, очень хочется чтобы оно так и осталось фантастикой... Это не просто книга, это классика на все времена!!! Жаль, что актуальность сего произведения присутствовала тогда в прошлом, присутствует сейчас в настоящем и похоже будет актуально еще долгое время в будущем. Одна из книг, по отношению к которой (и самому факту знакомства с ней) делишь людей на своих и чужих. Автор предвидел много лет назад то, что мы видим сегодня и приближаемся к будущему ( не дай Бог такого). К описанному Брэдбери все и идет. За десятилетия книга не потеряла своей актуальности. Даже наоборот. Проблемы, очерченные писателем в вроде бы фантастическом свете, обозначились резче и предметней для нас, современников. Писатель почти пророк. Он кожей чувствует ложь современной цивилизации и тупик, в который она катится и уже почти вкатилась.Глубокий психолог.Его произведения-притчи и пророчества вместе.Пророчества , которые уже сбываются. Когда читала, не могла отделаться от впечатления, что автор обладал даром предвидения. Жуть берет, когда начинаешь понимать, что все, описанное в книге, постепенно начинает сбываться. Одни "ракушки" в ушах Милдред чего стоят...И стены-телевизоры. В общем, всем надо прочитать и задуматься, а то и в правду скоро книги начнем жечь... Оценка читателей

Слайд 40

У нас особое домашнее задание- напишите письмо от имени Клариссы или Гая Монтэга - их завет потомкам- что нужно делеть каждому, чтобы этот мир не превратился в антиутопию? Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке"

Презентация к уроку-исследованию по теме "Как изменяется характер человека, прошедшего через тяжкие испытания?". Здесь отражены актуальность исследования, проблемный вопрос, гипотеза, а также цели и з...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями...

Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу Р. Брэдбери "Улыбка".

В окнспекте представлены различные формы работы на уроке. Буду рад, если найдёте в нём что-то новое и важное....

Создание обложки к повести Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков"

Презентация позволяет завершить изучение повести Брэдбери "Вино из одуванчиков" на уроке внеклассного чтения по литературе в 7 или 8 классе....