Урок обобщения рассказу Тургенева "Муму"
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Республика Узбекистан Сырдарьинская область город Янгиер
Школа №5
Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму» в 7 классе
Мусурманов Убайдулла
Уроки по литературе должны не только давать определенную информацию, но и побуждать учеников к размышлениям о нравственных ценностях, о сложности жизни. Рассказ И.С.Тургенева представляется нам как раз таким произведением, которое позволяет поразмышлять о бесправии и достоинстве маленького человека.
Предлагаю разработку урока по литературе, посвященного изучению рассказа Тургенева «Муму». Это произведение было написано в 1852 году, в нем показана драматическая судьба глухонемого Герасима, покорность и смирение которого оказались сильнее трогательной любви к живому существу. И лишь трагическая развязка заставляет героя выразить свой протест и несогласие.
Учитель делит класс на три группы. Каждой команде соответственно дается задание дать характеристику главным персонажам повести: Герасиму, Муму, барыне. Чтобы направить учеников, учитель может задать следующие вопросы:
О Герасиме:
/. Какими внешними и внутренними качествами отличается Герасим от всех дворовых?
2. Какую жизнь вел герой в деревне до приезда в город?
3. Как он себя чувствует в должности дворника?
4. Как воспринимала глухонемого богатыря остальная челядь?
5. Какие события предшествовали появлению в жизни Герасима Муму?
6. Как появилась Муму в жизни героя?
7. В чем проявлялась любовь Герасима к собачонке?
8. Чем Муму разгневала барыню?
9. Что сделал со своей любимицей глухонемой дворник?
10. Как повел себя Герасим после события на речке?
11. Можно ли считать Герасима рабом? О барыне:
1. Какие сведения о барыне даются в начале повести?
2. Каков был нрав у героини?
3. Как своенравная хозяйка решила судьбу Татьяны?
4. Как вела себя барыня со своим окружением?
5. Чем не угодила ей Муму?
6. Что явилось причиной ночного переполоха в доме барыни?
7. Является ли хозяйка виновницей участи собачонки?
8. Как относится барыня к Герасиму? О Муму:
1. Где Герасим нашел щенка?
2. Как выглядела собачка в начале и какой стала после забот Герасима?
3. В чем проявлялась любовь Муму к своему спасителю?
4. Почему Муму так повела себя с барыней?
5. Как собака исчезла?
6. Что предшествовало поездке на лодке?
7. Как вела себя Муму в последние минуты жизни?
8. Кем являлась Муму для Герасима?
9. Как барыня отреагировала на гибель собаки?
Вопросы предлагаю задавать интерактивным методом под названием карусель. Каждой группе дается лист ватмана и ручка. Работа проходит по следующим этапам:
1. Учитель задает соответствующие вопросы или предлагает каждой из трех групп для обсуждения какие-либо положения.
2. Каждая из групп обсуждает вопрос и записывает ответ.
3. По команде учителя группы меняются листами с вопросами и ответами, предлагая свои дополнения и соображения.
4. Процесс продолжается, пока к каждой группе не вернутся ее ответы.
5. В итоге вырисовывается целостный образ каждого персонажа. Далее учитель ставит проблемный вопрос, определяющий идею
произведения:
Как вы оцениваете поступок Герасима и почему он так поступил?
Получить ответ на этот вопрос можно методом круглого стола.
Учитель дает лист ватмана, на котором каждый ученик пишет ответ на вопрос и передает другому. Ответы зачитываются, комментируются учителем, в конце делается вывод.
Учащиеся должны знать историю написания рассказа. В основе его содержания лежала реальная история немого дворника Андрея, крепостного Варвары Петровны Тургеневой (матери писателя). Писатель, по собственному признанию, в своем творчестве опирался на действительные факты, художественно их преображая. Хотя финал повести отличался от того, что произошло в жизни. Реальный дворник погоревал, но остался у госпожи до конца своих дней. Тургеневу было принципиально важно показать дух сопротивления рабству простого крестьянина.
Ученики должны усвоить следующие основные моменты произведения:
- дух простого русского мужика не принимает порабощения;
- бунт Герасима стихиен, но результативен;
- природное и социальное начала связаны воедино;
- образ героя символизирует близость с природой, здоровый труд;
- рабское смирение сменяется протестом против жестокой тирании;
- немаловажным в жизни является сострадание и любовь к живым существам.
В конце урока учитель оценивает работу учеников и дает домашнее задание. Написать короткий рассказ от имени Герасима и барыни как типичных представителей своего социального класса. Ученики должны постараться выразить их образ мыслей, жизненную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...