"Неразделимы Родина и Мать"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Карымова Валентина Алексеевна

              

Литературно-музыкальная композиция посвящена творчеству Сергея Есенина, она призвана показать, как в поэзии Сергея Есенина слились воедино тема родины  и  образ матери,развивать чувство бережного отношения к Матери как источнику тепла, света, любви, основе самой жизни.  Тесное переплетение биографического материала и стихов позволяют "оживить" образ поэта, вместе с тем помогают признать значимость темы для каждого человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nerazdelimy_rodina_i_mat.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

                          Неразделимы  Родина и Мать….

                                   

                       Литературно – музыкальная композиция

                                       по  лирике С.Есенина.

               Цели:

  1. Показать, как в поэзии Сергея Есенина слились воедино тема родины  и  образ матери, объяснить, почему так как значимы эти понятия для самого поэта.
  2. Развивать чувство бережного отношения к Матери как источнику тепла, света, любви, основе самой жизни.
  3.  Дать возможность через лирику С.Есенина почувствовать то, что  понятие Родины для каждого человека должно быть свято и  непреходяще.

                                                             Ты одна мне помощь и отрада,

                                                             Ты одна мне несказанный свет…

                                                                                      «Письмо  к матери»

                                                             Но более всего любовь к родному краю

                                                             Меня томила, мучила и жгла…

                                                                                         «Стансы».

Учитель:  «Основа, суть всего живого – Мать»…. Она дала тебе жизнь,  воспитала, вырастила.  Родина  же – та земля, на которой родились ты и твои мама и папа,  бабушка и дедушка, это та земля, которая является матерью для всех живущих на ней и объединяет   в  большую семью. Именно поэтому с давних времен понятия «Родина» и «Мать»  неразделимы, а на братских могилах часто ставят монументы, изображающие Родину – Мать, которая оплакивает своих погибших сыновей.  О том, как в поэзии Сергея Есенина  выразилось это единство, наш рассказ.

1 вед:  На необъятной карте России   где – то под Рязанью затерялась едва приметная точка – село Константиново.

2 вед:  Привольно раскинулось оно по правому берегу реки Оки.

1 вед:  А дали здесь такие неоглядные и такой бездонный голубой небесный купол, что на мгновенье чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания.

2 вед:  Именно здесь, на этой земле,  3 октября 1895 года родился Сергей Есенин.

       Чтец 1:     «Матушка в Купальницу…»

1 вед:     Далеким днем осенним

                Родился наш Есенин

                В губернии Рязанской.

                А жизнь ждала крестьянская

                Среди степей, полей, берез

                Есенин в доме деда рос.

2 вед:  Обратимся к воспоминаниям самого поэта, его автобиографии:

чтец 2: «Детство прошло среди полей и степей. У деда было трое взрослых  сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные, отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку».

Чтец 3: «Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва, ну куда ты годишься?»  «Стерва» у него было слово ласкательное»

Чтец 2: «Среди мальчишек я всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь! Он так крепче будет!».

Чтец 3: «Часто ездил на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

1 вед:  Таким он был  в детстве, деревенский мальчишка,  белокурый, с голубыми глазами.  Лет восьми- девяти  впервые попробовал писать стихи:

                 «Там, где капустные грядки

                  Красной водой поливает восход,

                  Клененочек маленький матке

                  Зеленое вымя сосет».

2 вед: Забияка и сорванец, который впервые «схлестнулся с рифмой», сказал  себе: «Всю душу выплесну в слова».

   Чтец 4:         «Все живое особой  метой».

1 вед:       Далекий год расцвета сил,

                  Двенадцатый уж наступил.

                  В Москве Есенин. В это время

                   Стихи читает перед всеми.

2 вед:  Мог ли тогда кто представить, что этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России.

1 вед:  А Россия  станет сердцем его поэзии. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Какое хорошее слово: и роса, и сила, и синее что-то».

2 вед:  Он утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине»,    верил: «Нет поэта без Родины».

1  вед:      И сверкают голубые дали,

                  Голосят в деревне петухи.

                  И слетают с губ его влюбленных

                  О России звонкие стихи.

 Чтец 5:     «Низкий дом с голубыми ставнями»

2 вед.  Воспевая в стихах русскую деревню, с болью воспринимает поэт изменения, происходящие в ней.

1 вед: Страдает, мечется  его душа   и в городе и за границей, рвется туда, где свежесть рязанских полей и голосистость народных песен.

2 вед: И рождаются стихи, задушевные и светлые, грустные и скорбные, адресованные тем, кто близок и дорог.

1 вед: Один из адресатов его поэзии – сестра Шура. Послушайте стихи, посвященные ей:

  Чтец 6:     «Ты запой мне ту песню…»

  Чтец 7:     «Я красивых таких не видел»

2 вед:  За строчками этих удивительных по теплоте чувств стихов встает еще один дорогой сердцу поэта образ – образ  матери поэта, Есениной Татьяны Федоровны..

1 вед: Сестра Шура вспоминает: «Наша мать была стройная, красивая, лучшая песенница на селе, играла на гармонике. Во время любой работы она всегда пела. Она была неграмотной и всю жизнь об этом жалела. Когда сын читал ей свои стихи, она слушала с затаенным дыханием».

2 вед:      «Милая, добрая, старая, нежная,

                С думами грустными ты не дружись.

                Слушай – под эту гармонику снежную

                Я расскажу про свою тебе жизнь».

1 вед:   И  ложатся на бумагу строчки стихотворения «Письмо к матери».

2 вед.  Появляется на свет творение «высшей пробы».

1 вед:   Друг Есенина, писатель Иван Евдокимов,  рассказал о том, как Сергей читал это стихотворение:

2 вед:   «Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я услышал: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне». Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта… «Я вернусь, когда раскинет ветви…», и дальше мои                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

впечатления пропадают, потому что зажало мне крепко и жестко горло, таясь и прячась, я плакал в глуби огромного нелепого кресла, в котором сидел».

1 вед:  «И молиться не учи меня, не надо», говорит поэт, но молитва невольно приходит на память, когда он думает о матери:
2 вед: «Богородице Дево, не презри меня, грешнаго, требующа Твоея помощи и  Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя…»

«О Владычице Царице  небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь…».

1 вед:  Творит  Есенин светлый образ матери так, как по своим канонам творит иконописец образ Богородицы.

2 вед:  Но если  художник величал Матерь Сына, который взял на себя все грехи человечества, то Есенин творит молитву сына о  ней.

1 вед:  И молитва его доходила до сердца, врезывалась в память, становясь народной песней.  

              Фонограмма песни на стихи Есенина «Письмо к матери».

2 вед: Обратимся к  книге   С.Кошечкина  «Весенней гулкой ранью».

Учитель: «Как сейчас помню старый обшарпанный вагон, в который  я с трудом протиснулся на станции Жлобин. Ехать до Минска мне предстояло часов восемь, и я примостился в углу нижней боковой полки у окна. Вагон был полон. И наверху и внизу устраивались почти одни женщины.  Они  переговаривались, гремели жестяными чайниками, кружками, изредка негромко смеялись. Война только закончилась, и они, судя по всему, добирались до родных мест, незабытых очагов. Я уже начал дремать, когда у дальней от меня двери робко пискнула гармошка и   какая – то женщина кому – то сказала:
- Садись тут. Хорошо сыграешь – не обидим.

 Минуту спустя вагон наполнился озорным перебором тальянки, и я понял: пришел бродячий гармонист, каких в те годы немало ездило по нашим железным дорогам и собирало подаяния. Вагон притих и стал слушать. Я взглянул на своих уже немолодых соседок, молчаливо смотрящих в мутное окно, и почувствовал, что думы их далеко – далеко. Пошла вторая песня, третья, потом было есенинское   «Письмо к матери». Первую строку певец выдохнул медленно и бережно, как будто боялся неосторожным движением расплескать заключенные в ней тепло и нежность. В вагоне сразу стало тише, а на тех, кто еще продолжал говорить, зашикали. Слова «Тот вечерний несказанный свет» уже прозвучали в тишине, если не считать стука колес.

 У ближней ко мне соседки глаза стали влажными. Расчувствовались и сидящие за ней женщины. Они плакали как бы про себя, безмолвно и затаенно плакали сердцем, а это, знаю, самые горькие и мучительные слезы. Песня разбередила их еще не зажившие раны, проникла в самые заветные уголки души, всколыхнула там на всю жизнь запавшую любовь к тем, кто достался в муках и радостях. В голосе гармониста переплелись и нежность, и радость, и тоска, и надежда, и горечь, и какая – то детская беспомощность. Растаяла последняя нота, мои соседки, вытерев кончиками платков глаза, закивали друг дружке: вот, дескать, песня так песня….   Он пел, надо полагать, уже в третьем вагоне, а в нашем еще говорили о сыновьях и дочерях, о долгожданных встречах с ними – уставшими, опаленными войной, но, как и прежде, ласковыми, красивыми, самыми любимыми…».

                                                                                        (Текст дан в сокращении).

1 вед:  В  этом небольшом этюде – зарисовке из послевоенных лет можно  почувствовать народные корни есенинского  стихотворения,  понять значение  матери в жизни каждого человека.

2 вед:  Ничто не страшно человеку, когда он знает, что за него есть кому заступиться на этой земле, что за него кто-то переживает, он кому – то нужен.

1 вед.  А мать ждала, и к ней, своей родимой, приезжал Сергей отогреться сердцем, успокоиться душой:

  Чтец 8:           «Разбуди меня завтра рано…».

2 вед:          «Я комкаю письмо, я погружаюсь в жуть.

                    Ужель нет выхода в  моем пути заветном?

                     Но все, что думаю, я после расскажу.

                     Я расскажу в письме ответном.

     Чтец 9:           « Ответ матери».

.

1 вед: Татьяне Федоровне пришлось пережить своего знаменитого сына. Поэт Александр Филатов посвятил ей свою поэму «В приокском селе под Рязанью», где есть такой эпизод:

2 вед: Заезжий иностранец, видя простую крестьянскую избу, в которой жили Есенины, говорит, что ей надо жить в богатой вилле, что «Россия о вас позабыла, есенинский стих не в цене». Мать   на это гневно отвечает:

Чтец  10     «Иди своей  тропкой убогой

                      И там у себя куролесь,

                      А русскую землю не трогай

                      И в русскую душу не лезь.

                      Горжусь, что такого поэта

                      На славной земле родила.

                      Она моим сыном воспета,

                      Она моим сердцем согрета

                      И трижды теперь мне мила!..»

1 вед:  Сколько поэтов прикоснулись к священным темам, теме матери и  теме Родины, но, пожалуй, только Есенину так, как Некрасову, удалось передать всю теплоту сыновнего чувства к ним.

2 вед:         В  двенадцатом всего лишь ученик,

                   А в двадцать пятом он уже велик.

                   Он нам оставил столько сини,

                   А сам ушел перед грозой,

                   Оставшись на лице России

                   Невысыхаемой слезой.

                                         

Учитель:  отрывок из рассказа В.Астафьева «Есенина поют»

   (из книги «Затеси»)  под фонограмму песни   на стихи С.Есенина «Над окошком месяц».

1 вед:  Вот и подошел к концу наш рассказ о Сергее Есенине, который вывел  поэтическую формулу: «Основа, суть всего земного – Мать».

2 вед:  А любовь к ней он не мыслил без любви к Родине.

1 вед:     «Но более всего

                Любовь к родному краю

                Меня томила, мучила и жгла», - говорил он.

2 вед: И потому Россия навечно оставила его имя в своей памяти.

Чтец 11:   «Есенинское небо над Россией» Т.Зубковой под фонограмму песни на стихотворение С.Есенина « Не жалею, не зову, не плачу…»

                 Есенинское небо над Россией

                 Раскинулось, как голубой шатер,

                 В поле василек хрустально – синий

                 Ведет с ромашкой звонкий разговор.

                Звенит  листвою изумрудной лето,

                Звучат незримые колокола,

                 Березы – сестры русского рассвета –

                 Сбежались у околицы села.

                 В них жажда жить до трепета, до дрожи,

                 Им повезло –  он  здесь бродил в тиши.

                 На их коре, на их шершавой коже –

                 Тепло его ладоней и души.

                 Он чувствовал в родном многоголосье

                  И многоцветье, близко и вдали,

                  Как во поле колышутся колосья

                  России всей и всей большой земли.

                  Он видел, как ложится синий вечер

                  Пушистой шалью на плечи села.

                  И в ельнике горели свечи,

                  И в городе земля его звала…

                  Он так любил, что мы забыть не в силах

                  Тоску поэта, радость и печаль,

                  Ведь главная любовь его – Россия-

                  Земля добра и голубая даль.

                   И в дом его со ставнями резными

                   По- прежнему  мы  входим не дыша.

                   Сергей Есенин – то не просто имя,-

                    России стихотворная душа.

             

                   Использованная литература:

  1. С.А.Есенин  «Избранное». Москва,  Просвещение, 1986г.
  2. С. Кошечкин  «Весенней гулкой ранью…» Этюды – раздумья о Сергее Есенине. Москва, Детская литература, 1984 г.
  3. Е. Осетров  «Книга о русской поэзии», Москва, Советская Россия, 1982г.
  4. В. Астафьев  «Затеси» или  журнал «Литература в школе»(1989 г.,- №2 ).
  5. Т.Г.Соловей   «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…»,  приложение к журналу «Литература в школе» (2004 г, - №3).

 

                                                                                       

       Карымова Валентина Алексеевна МОУ ИСОШ№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мать, как Родина, одна!

Разработка внеклассного мероприятия ко дню матери для коррекционных школ....

Родина - мать, умей за нее постоять! (урок-беседа, 4 класс)

Методическая разработка №4урока мужества по теме «Родина - мать, умей за нее постоять» для учащихся 4-го класса(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию «Растим патриотов...

Классный час : « Отечество, Родина-мать, нам её защищать» (урок мужества)

Данный материал представляет разработку классного часа для учащихся 5-6 классов, посвящённого 65-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Классный час носит характер Урока мужест...

Урок мужества о пионерах-героях: "Отечество. Родина-мать, нам ее защищать"

Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны....

ПОНЯТИЯ РОДИНА И РОДНАЯ ЗЕМЛЯ НЕРАЗДЕЛИМЫ.

Наш досуг…Спортивные игры на свежем воздухе.Спортивные занятия и кружки....

Спортивный турнир «Родина – Мать – умей за нее постоять», посвященный ко Дню защитника Отечества.

Сегодня наш спортивный турнир посвящен ко Дню защитника Отечества. Этот день становится не просто традицией, а традицией замечательной в нашей школе, все ребята очень полюбили этот праздник....