"Неразделимы Родина и Мать"
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме
Литературно-музыкальная композиция посвящена творчеству Сергея Есенина, она призвана показать, как в поэзии Сергея Есенина слились воедино тема родины и образ матери,развивать чувство бережного отношения к Матери как источнику тепла, света, любви, основе самой жизни. Тесное переплетение биографического материала и стихов позволяют "оживить" образ поэта, вместе с тем помогают признать значимость темы для каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nerazdelimy_rodina_i_mat.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Неразделимы Родина и Мать….
Литературно – музыкальная композиция
по лирике С.Есенина.
Цели:
- Показать, как в поэзии Сергея Есенина слились воедино тема родины и образ матери, объяснить, почему так как значимы эти понятия для самого поэта.
- Развивать чувство бережного отношения к Матери как источнику тепла, света, любви, основе самой жизни.
- Дать возможность через лирику С.Есенина почувствовать то, что понятие Родины для каждого человека должно быть свято и непреходяще.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет…
«Письмо к матери»
Но более всего любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла…
«Стансы».
Учитель: «Основа, суть всего живого – Мать»…. Она дала тебе жизнь, воспитала, вырастила. Родина же – та земля, на которой родились ты и твои мама и папа, бабушка и дедушка, это та земля, которая является матерью для всех живущих на ней и объединяет в большую семью. Именно поэтому с давних времен понятия «Родина» и «Мать» неразделимы, а на братских могилах часто ставят монументы, изображающие Родину – Мать, которая оплакивает своих погибших сыновей. О том, как в поэзии Сергея Есенина выразилось это единство, наш рассказ.
1 вед: На необъятной карте России где – то под Рязанью затерялась едва приметная точка – село Константиново.
2 вед: Привольно раскинулось оно по правому берегу реки Оки.
1 вед: А дали здесь такие неоглядные и такой бездонный голубой небесный купол, что на мгновенье чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания.
2 вед: Именно здесь, на этой земле, 3 октября 1895 года родился Сергей Есенин.
Чтец 1: «Матушка в Купальницу…»
1 вед: Далеким днем осенним
Родился наш Есенин
В губернии Рязанской.
А жизнь ждала крестьянская
Среди степей, полей, берез
Есенин в доме деда рос.
2 вед: Обратимся к воспоминаниям самого поэта, его автобиографии:
чтец 2: «Детство прошло среди полей и степей. У деда было трое взрослых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные, отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку».
Чтец 3: «Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва, ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное»
Чтец 2: «Среди мальчишек я всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь! Он так крепче будет!».
Чтец 3: «Часто ездил на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
1 вед: Таким он был в детстве, деревенский мальчишка, белокурый, с голубыми глазами. Лет восьми- девяти впервые попробовал писать стихи:
«Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет».
2 вед: Забияка и сорванец, который впервые «схлестнулся с рифмой», сказал себе: «Всю душу выплесну в слова».
Чтец 4: «Все живое особой метой».
1 вед: Далекий год расцвета сил,
Двенадцатый уж наступил.
В Москве Есенин. В это время
Стихи читает перед всеми.
2 вед: Мог ли тогда кто представить, что этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России.
1 вед: А Россия станет сердцем его поэзии. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Какое хорошее слово: и роса, и сила, и синее что-то».
2 вед: Он утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине», верил: «Нет поэта без Родины».
1 вед: И сверкают голубые дали,
Голосят в деревне петухи.
И слетают с губ его влюбленных
О России звонкие стихи.
Чтец 5: «Низкий дом с голубыми ставнями»
2 вед. Воспевая в стихах русскую деревню, с болью воспринимает поэт изменения, происходящие в ней.
1 вед: Страдает, мечется его душа и в городе и за границей, рвется туда, где свежесть рязанских полей и голосистость народных песен.
2 вед: И рождаются стихи, задушевные и светлые, грустные и скорбные, адресованные тем, кто близок и дорог.
1 вед: Один из адресатов его поэзии – сестра Шура. Послушайте стихи, посвященные ей:
Чтец 6: «Ты запой мне ту песню…»
Чтец 7: «Я красивых таких не видел»
2 вед: За строчками этих удивительных по теплоте чувств стихов встает еще один дорогой сердцу поэта образ – образ матери поэта, Есениной Татьяны Федоровны..
1 вед: Сестра Шура вспоминает: «Наша мать была стройная, красивая, лучшая песенница на селе, играла на гармонике. Во время любой работы она всегда пела. Она была неграмотной и всю жизнь об этом жалела. Когда сын читал ей свои стихи, она слушала с затаенным дыханием».
2 вед: «Милая, добрая, старая, нежная,
С думами грустными ты не дружись.
Слушай – под эту гармонику снежную
Я расскажу про свою тебе жизнь».
1 вед: И ложатся на бумагу строчки стихотворения «Письмо к матери».
2 вед. Появляется на свет творение «высшей пробы».
1 вед: Друг Есенина, писатель Иван Евдокимов, рассказал о том, как Сергей читал это стихотворение:
2 вед: «Помню, как по спине пошла мелкая холодная оторопь, когда я услышал: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне». Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта… «Я вернусь, когда раскинет ветви…», и дальше мои
впечатления пропадают, потому что зажало мне крепко и жестко горло, таясь и прячась, я плакал в глуби огромного нелепого кресла, в котором сидел».
1 вед: «И молиться не учи меня, не надо», говорит поэт, но молитва невольно приходит на память, когда он думает о матери:
2 вед: «Богородице Дево, не презри меня, грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя…»
«О Владычице Царице небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь…».
1 вед: Творит Есенин светлый образ матери так, как по своим канонам творит иконописец образ Богородицы.
2 вед: Но если художник величал Матерь Сына, который взял на себя все грехи человечества, то Есенин творит молитву сына о ней.
1 вед: И молитва его доходила до сердца, врезывалась в память, становясь народной песней.
Фонограмма песни на стихи Есенина «Письмо к матери».
2 вед: Обратимся к книге С.Кошечкина «Весенней гулкой ранью».
Учитель: «Как сейчас помню старый обшарпанный вагон, в который я с трудом протиснулся на станции Жлобин. Ехать до Минска мне предстояло часов восемь, и я примостился в углу нижней боковой полки у окна. Вагон был полон. И наверху и внизу устраивались почти одни женщины. Они переговаривались, гремели жестяными чайниками, кружками, изредка негромко смеялись. Война только закончилась, и они, судя по всему, добирались до родных мест, незабытых очагов. Я уже начал дремать, когда у дальней от меня двери робко пискнула гармошка и какая – то женщина кому – то сказала:
- Садись тут. Хорошо сыграешь – не обидим.
Минуту спустя вагон наполнился озорным перебором тальянки, и я понял: пришел бродячий гармонист, каких в те годы немало ездило по нашим железным дорогам и собирало подаяния. Вагон притих и стал слушать. Я взглянул на своих уже немолодых соседок, молчаливо смотрящих в мутное окно, и почувствовал, что думы их далеко – далеко. Пошла вторая песня, третья, потом было есенинское «Письмо к матери». Первую строку певец выдохнул медленно и бережно, как будто боялся неосторожным движением расплескать заключенные в ней тепло и нежность. В вагоне сразу стало тише, а на тех, кто еще продолжал говорить, зашикали. Слова «Тот вечерний несказанный свет» уже прозвучали в тишине, если не считать стука колес.
У ближней ко мне соседки глаза стали влажными. Расчувствовались и сидящие за ней женщины. Они плакали как бы про себя, безмолвно и затаенно плакали сердцем, а это, знаю, самые горькие и мучительные слезы. Песня разбередила их еще не зажившие раны, проникла в самые заветные уголки души, всколыхнула там на всю жизнь запавшую любовь к тем, кто достался в муках и радостях. В голосе гармониста переплелись и нежность, и радость, и тоска, и надежда, и горечь, и какая – то детская беспомощность. Растаяла последняя нота, мои соседки, вытерев кончиками платков глаза, закивали друг дружке: вот, дескать, песня так песня…. Он пел, надо полагать, уже в третьем вагоне, а в нашем еще говорили о сыновьях и дочерях, о долгожданных встречах с ними – уставшими, опаленными войной, но, как и прежде, ласковыми, красивыми, самыми любимыми…».
(Текст дан в сокращении).
1 вед: В этом небольшом этюде – зарисовке из послевоенных лет можно почувствовать народные корни есенинского стихотворения, понять значение матери в жизни каждого человека.
2 вед: Ничто не страшно человеку, когда он знает, что за него есть кому заступиться на этой земле, что за него кто-то переживает, он кому – то нужен.
1 вед. А мать ждала, и к ней, своей родимой, приезжал Сергей отогреться сердцем, успокоиться душой:
Чтец 8: «Разбуди меня завтра рано…».
2 вед: «Я комкаю письмо, я погружаюсь в жуть.
Ужель нет выхода в моем пути заветном?
Но все, что думаю, я после расскажу.
Я расскажу в письме ответном.
Чтец 9: « Ответ матери».
.
1 вед: Татьяне Федоровне пришлось пережить своего знаменитого сына. Поэт Александр Филатов посвятил ей свою поэму «В приокском селе под Рязанью», где есть такой эпизод:
2 вед: Заезжий иностранец, видя простую крестьянскую избу, в которой жили Есенины, говорит, что ей надо жить в богатой вилле, что «Россия о вас позабыла, есенинский стих не в цене». Мать на это гневно отвечает:
Чтец 10 «Иди своей тропкой убогой
И там у себя куролесь,
А русскую землю не трогай
И в русскую душу не лезь.
Горжусь, что такого поэта
На славной земле родила.
Она моим сыном воспета,
Она моим сердцем согрета
И трижды теперь мне мила!..»
1 вед: Сколько поэтов прикоснулись к священным темам, теме матери и теме Родины, но, пожалуй, только Есенину так, как Некрасову, удалось передать всю теплоту сыновнего чувства к ним.
2 вед: В двенадцатом всего лишь ученик,
А в двадцать пятом он уже велик.
Он нам оставил столько сини,
А сам ушел перед грозой,
Оставшись на лице России
Невысыхаемой слезой.
Учитель: отрывок из рассказа В.Астафьева «Есенина поют»
(из книги «Затеси») под фонограмму песни на стихи С.Есенина «Над окошком месяц».
1 вед: Вот и подошел к концу наш рассказ о Сергее Есенине, который вывел поэтическую формулу: «Основа, суть всего земного – Мать».
2 вед: А любовь к ней он не мыслил без любви к Родине.
1 вед: «Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила, мучила и жгла», - говорил он.
2 вед: И потому Россия навечно оставила его имя в своей памяти.
Чтец 11: «Есенинское небо над Россией» Т.Зубковой под фонограмму песни на стихотворение С.Есенина « Не жалею, не зову, не плачу…»
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
В поле василек хрустально – синий
Ведет с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Березы – сестры русского рассвета –
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия-
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя,-
России стихотворная душа.
Использованная литература:
- С.А.Есенин «Избранное». Москва, Просвещение, 1986г.
- С. Кошечкин «Весенней гулкой ранью…» Этюды – раздумья о Сергее Есенине. Москва, Детская литература, 1984 г.
- Е. Осетров «Книга о русской поэзии», Москва, Советская Россия, 1982г.
- В. Астафьев «Затеси» или журнал «Литература в школе»(1989 г.,- №2 ).
- Т.Г.Соловей «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…», приложение к журналу «Литература в школе» (2004 г, - №3).
Карымова Валентина Алексеевна МОУ ИСОШ№2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мать, как Родина, одна!
Разработка внеклассного мероприятия ко дню матери для коррекционных школ....
Родина - мать, умей за нее постоять! (урок-беседа, 4 класс)
Методическая разработка №4урока мужества по теме «Родина - мать, умей за нее постоять» для учащихся 4-го класса(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию «Растим патриотов...
Классный час : « Отечество, Родина-мать, нам её защищать» (урок мужества)
Данный материал представляет разработку классного часа для учащихся 5-6 классов, посвящённого 65-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Классный час носит характер Урока мужест...
Урок мужества о пионерах-героях: "Отечество. Родина-мать, нам ее защищать"
Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны....
ПОНЯТИЯ РОДИНА И РОДНАЯ ЗЕМЛЯ НЕРАЗДЕЛИМЫ.
Наш досуг…Спортивные игры на свежем воздухе.Спортивные занятия и кружки....
Мать, как и Родина одна.
......
Спортивный турнир «Родина – Мать – умей за нее постоять», посвященный ко Дню защитника Отечества.
Сегодня наш спортивный турнир посвящен ко Дню защитника Отечества. Этот день становится не просто традицией, а традицией замечательной в нашей школе, все ребята очень полюбили этот праздник....