Родина - мать, умей за нее постоять! (урок-беседа, 4 класс)
методическая разработка (музыка) по теме
Методическая разработка №4
урока мужества по теме «Родина - мать, умей за нее постоять»
для учащихся 4-го класса
(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию
«Растим патриотов России!»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_-_mat_umey_za_nee_postoyat.doc | 827 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Смышляевская средняя общеобразовательная школа №3
муниципального района Волжский Самарской области
Методическая разработка №4
урока мужества по теме «Родина - мать, умей за нее постоять»
для учащихся 4-го класса
(из цикла уроков мужества по патриотическому воспитанию
«Растим патриотов России!»)
Автор:
Уркина Светлана Николаевна,
учитель музыки
МОУ Смышляевской СОШ №3
муниципального района Волжский
Самарской области
Самара
2010
Сценарий урока-беседы в 4 классе
по теме «Родина - мать, умей за нее постоять».
Класс: 4.
Тема урока: «Родина - мать, умей за нее постоять».
Тип урока: урок-обобщение полученных знаний с использованием разнообразия жанров музыки.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-беседа.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: апрель-май.
Цель:
рассказать о героических поступках Дмитрия Шостаковича и семьи Володичкиных, связанных с нашим краем, познакомить с сочинениями Д.Шостаковича в военное время.
Задачи:
образовательные:
- закрепить слуховое восприятие различных музыкальных жанров, акцентрируя внимание на их роли в восприятии важных жизненных ситуаций;
воспитательные:
- развить чувство гордости за свою Родину;
- сформировать этические нормы поведения;
- побудить интерес к изучению традиций своей страны;
развивающие:
- научить вычленять завершенную музыкальную и поэтическую мысль в звучании произведения;
- развить логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;
- на основе чувственных ощущений научить отличать разное качество исполнения музыки.
Программно-дидактическое обеспечение: компьютер, мультимедиапроектор.
Оформление кабинета:
портрет Д.Шостаковича, афиша об исполнении седьмой симфонии в осажденном Ленинграде; изображения памятников героям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Участники: учитель, группа детей.
Подготовка к уроку:
подбор нот музыкальных произведений:
- Д. Шостакович, Седьмая «Ленинградская» симфония №7, отрывок из 1 части (главная и побочная партии);
- колокольный звон;
- «Журавли», муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова;
- «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова;
подбор этих же музыкальных записей в формате mp3;
изображения (фото):
- портрет Д. Шостаковича,
- памятник П. Е. Володичкиной в с. Алексеевка Волжского района Самарской области,
- памятник Родины-матери в Волгограде;
- праздничный фейерверк.
Музыкальный материал: Д. Шостакович, Симфония №7, отрывок из 1 части, колокольный звон, «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, «День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова.
Изобразительный материал: портрет Д. Шостаковича, фотография памятника П. Е. Володичкиной в с. Алексеевка Волжского района Самарской области, памятника Родины-матери в Волгограде.
Интернет-страницы:
1. http://images.yandex.ru/search
2. http://eta-anastasia.livejournal.com/7072.html
3. http://festival.1september.ru/articles/508970/
Ход урока
(Звучат колокола, трэк 2)
Учитель: Мы живем в мирное время, но память о солдатах-героях вечна. На фронте воевали и рабочие, и крестьяне, и музыканты. Все вставали на защиту Отечества. Музыка поддерживала и давала возможность немного отдохнуть. Жить, работать, воевать, побеждать врага на фронте помогали песни, созданные в те годы.
В редкие минуты затишья фронтовые бригады давали концерты для солдат. На фронте не было концертных залов. Артисты выступали прямо под открытым небом – на грузовиках или просто на полянах, а композиторы писали свои музыкальные произведения в различных тяжелых условиях.
Сегодня мы вспомним историю создания самой знаменитой симфонии Дмитрия Шостаковича – седьмой. Она начала создаваться во время Великой Отечественной войны в осажденном фашистами городе Ленинграде и настолько известна, что ее узнают по началу главной темы, которую он назвал «Тема нашествия».
(Звучат начальные такты симфонии №7).
В воскресенье 22 июня 1941 года преподаватель Ленинградской консерватории пошел принимать экзамен у студентов, но экзамен не состоялся. Страшная весть о начале войны потрясла сразу всех людей нашей страны. В отправке на фронт ему отказали т.к. он был очень близорук, а жизнь талантливого композитора – особое богатство народа, и ее нельзя подвергать опасности. Он стал дежурить по ночам в пожарной команде на крышах города. Отправляясь дежурить на крышу, он захватывал с собой нотные листы с записями. Сохранились даже фотографии, где композитор Дмитрий Шостакович, одетый в пожарную каску, дежурит на крыше консерватории. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович, не замечая рева самолетов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку, делая отметки в своих работах – в.т. (воздушная тревога). Шостакович сочинял фронтовые песни для команд музыкантов, выступающих в частях Красной Армии, и делал переложения на другие инструменты, т.к. рояль невозможно привезти в воинские части.
Осенью композитора заставили отправиться в эвакуацию, и он вынужден был уехать на Волгу, в город Куйбышев (ныне Самара). Здесь он продолжал писать свою симфонию. Поставив последнюю точку в нотной партитуре 27 декабря 1941 года, Шостакович написал на титульном листе симфонии: «Моему родному городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается».
Первое исполнение Седьмой симфонии (ее стали называть Ленинградской) состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Люди считали, что соприкоснулись с чудом: музыкой, которая была сочинена в осажденном городе Ленинграде.
Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном блокадой городе осуществить невозможно. Люди умирали с голоду. В день получали “125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам”. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды – её можно было брать только из Невы. Перестали работать электростанции, в домах погас свет.
Однако оригинал партитуры перевезли на боевом самолете вместе с медикаментами в Ленинград. Но выяснилось, что оркестр Ленинградской филармонии распался: многие музыканты были на фронте, кто-то погиб от истощения.
В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно было не менее 100.
По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.
Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.
Осуществить исполнение в голодном полуразрушенном городе – это было само по себе уже подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки и своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру, военные на линии фронта провели во время концерта мощную артиллерийскую атаку. Когда начали исполнять финал симфонии, все в зале встали, а у многих на глазах выступили слезы. Шел 1942 год, до конца войны оставалось еще три тяжелых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»
Когда симфония впервые была исполнена в Америке, один из американских критиков заявил: «Народ, который сочиняет такие произведения, непобедим».
Много лет, прошло с тех пор как закончилась Великая Отечественная война, но мы помним героев, отдавших свою жизнь за Родину, за победу. В 1965 году благодаря писателю и фронтовику Сергею Смирнову 9 мая был объявлен праздничным, выходным днем. После этого в честь героев войны начали появляться памятники во всех уголках нашей необъятной Родины и за рубежом. Один из них – памятник Прасковье Еремеевне Володичкиной в селе Алексеевка Кинельского района Самарской области.
(Демонстрируется фото памятника, звучит колокольный звон).
Это памятник солдатской матери, девять сыновей которой отдали свою жизнь во имя победы. Когда началась война, мать проводила на фронт одного за другим всех своих девять сыновей. А потом стали приходить похоронки. После пятой похоронки сердце матери не выдержало, и Прасковья умерла. С фронта вернулись лишь трое сыновей, но и они вскоре скончались от ран.
В канун 50-летия Победы 7 мая 1995 года состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. В иконообразном воздушном пространстве стоит бронзовая скульптура матери высотой 5,5 метров в окружении девяти журавлей (весом 100 кг каждый) из бронзы, как символ ожидания и веры, клином уходящих в небо.
Круглый год сюда приезжают люди, которые хранят память о погибших.
(Звучит песня «Журавли» муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова).
В бронзе и камне застыли,
Сквозь время взирая на нас.
Вы жизнью своей заплатили
За то, чтоб мы жили сейчас.
Объявляется минута молчания.
1. Вслушайтесь в звучание прослушанных произведений. Что помогает исполнителям понять замысел композитора и донести его до слушателя? (Вдохновение и мастерство композитора и исполнителя).
2. Какие виды музыкальных жанров вы смогли сегодня услышать?
(Песня, симфония).
3. Где и как работал Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время блокады Ленинграда?
(В Ленинграде, затем в Самаре).
4. Какую знаменитую симфонию начал писать Шостакович в Ленинграде, а закончил в Самаре? (Седьмую).
5. Расскажите, какие памятники воинам вы видели в Самаре и в ее окрестностях?
(Вечный Огонь у Монумента Славы, мемориал семье Володичкиных).
Учитель: К 30-летию Великой Победы поэт Владимир Харитонов и композитор Владимир Тухманов написали песню. На праздничном концерте в Московском Кремле ее впервые исполнил Лев Лещенко. На концерте пение настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС, что он встал и не сдерживал слез. С тех пор песня «День Победы» навсегда осталась в репертуаре военных песен. А сейчас она прозвучит для вас.
(Звучит песня «День Победы», слова Владимира Харитонова, музыка Владимира Тухманова в исполнении Льва Лещенко).
На этом урок окончен.
Методические рекомендации:
Урок-беседа по теме: «Родина – мать, умей за нее постоять» может быть проведен в младших и средних классах школы. Предварительная подготовка детей не нужна.
Очень впечатлит ребят экскурсия в с. Алексеевку Кинельского района Самарской области, которую можно посетить после проведенного урока мужества в школе. Необходимо напомнить учащимся, как вести себя около памятников героям.
Использованная литература и Интернет-страницы:
1. Прохорова И., Скудина Г., Советская музыкальная литература. Для VII класса детской музыкальной школы. Под редакцией Т. В. Поповой. 5-е изд. – Допущено Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в качестве учебника для учащихся детских музыкальных школ. – Издательство «Музыка», М., 1980.
2. Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, текстовый контроль: учебно-метод. пособие/ Т. А. Замятина. - М.: Глобус, 2007. - 170 с. - (Уроки мастерства).
3. Песня не прощается с тобой. Песенник. Ленинград, «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1983.
4. Песни страны Советов. Песенник. Ленинград, «Советский композитор», Ленинградское отделение, 1982.
5. http://images.yandex.ru/search
6. http://eta-anastasia.livejournal.com/7072.html
7. http://festival.1september.ru/articles/508970/
8. http://www.9maya.ru/2009/06/04/pesni_pobedy_mp3.html
9. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л. В. Золина. – М.: Глобус, 2008. – 176 с. – (Современная школа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс
Цели урока: Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм Развивающие: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; ...
Классный час : « Отечество, Родина-мать, нам её защищать» (урок мужества)
Данный материал представляет разработку классного часа для учащихся 5-6 классов, посвящённого 65-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Классный час носит характер Урока мужест...
Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."
Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении истории родного города ...
Урок мужества о пионерах-героях: "Отечество. Родина-мать, нам ее защищать"
Урок мужества, посвящённый подвигу юных патриотов России в годы Великой Отечественной войны....
Спортивный турнир «Родина – Мать – умей за нее постоять», посвященный ко Дню защитника Отечества.
Сегодня наш спортивный турнир посвящен ко Дню защитника Отечества. Этот день становится не просто традицией, а традицией замечательной в нашей школе, все ребята очень полюбили этот праздник....
6 класс ИЗО. Урок 19. ТЕМА УРОКА: Беседа на тему: «Прошлое нашей Родины в произведениях художников-живописцев (И. Репин «Бурлаки на Волге», В. Васнецов «Богатыри», В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»).
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....
КОРЕНЬ. ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ. УРОК-БЕСЕДА .6 КЛАСС
КОРЕНЬ. ЗНАЧЕНИЕ ПОЧВЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ. УРОК-БЕСЕДА. 6 КЛАССЦели: сформировать у школьников представления о почве как о важном для растений факторе внешней среды, о видах корней и типах корневых систем, ...