Марафон знатоков русского языка и литературы
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для 5–6-х классов
"Марафон знатоков русского языка и литературы"
Ход игры
Станция 1. Сказочная.
(Один ответ – 1 балл. Максимум – 15 баллов.)
- В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
- Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
- Как звали сказочного царя-долгожителя? (Кощей)
- Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
- Где родился Колобок? (в печи)
- Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка)
- Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка)
- Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (рукав платья Царевны-лягушки)
- Сколько человек тянули репку? (три: дед, бабка, внучка)
- Кто из сказочных героев любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)
- В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья? (Теремок)
- В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Попил из лужи и превратился в козленка)
- Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить? (волк, опустив в прорубь хвост, говорил: « Ловись, рыбка, большая и маленькая»)
- Какой летательный аппарат использовала героиня многих русских сказок? (ступа Бабы Яги)
- К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
Станция 2. Литература и…
1. Результат работы писателя и результат умножения. (произведение)
2. «Математический» детский фольклор - это ... Что? (Считалки, считалочки.)
3. Какая «литературная величина» произведения бывает и положительной, и отрицательной? (Герой, персонаж литературного произведения.)
4. Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых сумма не изменяется)
5. Каким геометрическим словом заканчивается пословица «Наше дело…»? (сторона)
6. Вспомните А.С. Пушкина и скажите: как назывался в старину на Руси морской залив или бухта? (Лукоморье.)
7. Именем какого русского поэта называется сейчас Царское Село в Ленинградской области? (Пушкина - город Пушкин.)
8. Какой географический объект в сказке имеет название Буян? (остров)
9. Какой предмет заменял сказочным героям карту и компас? (клубочек)
10. Вблизи какого русского города родился и вырос известный русский богатырь? (Муром)
11. В каких литературных жанрах героями часто являются животные и растения? (басни, сказки)
12. Из-под пера какой птицы вышло много литературных произведений? (гусь)
13. Какие две рыбы из разных сказок выполняют пожелания поймавших их людей? (золотая рыбка, щука)
14. «И Терек, прыгая, как львица// С косматой гривой на хребте,// Ревел». Какая ошибка допущена в стихотворении Лермонтова? (у львицы нет гривы)
15.На каком дереве собралась позавтракать ворона из басни Крылова? (на ели)
16. В какой сказке Пушкина женщина, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по социальной лестнице, но теряет всё из-за безмерной тяги к стяжательству? («Сказка о рыбаке и золотой рыбке»)
17. В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило заработную плату трудящегося, а последний учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения? «Сказка о попе и его работнике балде»
18. В какой сказке рассказывается о коварстве красивой женщины, которая дала ядовитый фрукт более красивой девушке с целью её устранения? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
19. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума.
( Поп в сказке Пушкина.
С первого щелка// Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка// Лишился поп языка,
А с третьего щелка// Вышибло ум у старика.)
Станция 3. Лингвистическая
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Сколько букв в русском алфавите?
(А) 26; (Б) 30; (В) 32; (Г) 33; (Д) 43.
2. Сколько из перечисленных действий совершает комар: кусает, летает, сосёт, чешет, чихает?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
3. Из слова ворот выбрать три подряд идущих буквы так, чтобы получилось существительное русского языка, можно двумя разными способами: ВОРот и воРОТ. А сколькими разными способами можно так выбрать три подряд идущих буквы из слова колобок?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
4. Сколько из перечисленных слов являются названиями профессий: читатель, учитель, самоучитель, строитель, писатель?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
5. Какие из приведённых слов являются однокоренными со словом вода:
1) водить, 2) водяной, 3) завод, 4) водичка, 5) водный?
(А) 2, 4, 5; (Б) 3, 4; (В) 1, 4; (Г) 2, 4; (Д) все.
6. Отметьте из приведенных ниже слов слова с одинаковыми приставками: 1) отмерять, 2) отравить, 3) отвар, 4) отчизна.
(А) 1, 2; (Б) 1, 3; (В) 1, 2, 3; (Г) 2, 3; (Д) 1, 2, 3, 4.
7. Какие из перечисленных названий животных используются для обозначения большого и неуклюжего человека: баран, корова, медведь, слон?
(А) все; (Б) баран, корова, медведь; (В) баран, корова, слон; (Г) баран, медведь, слон;
(Д) корова, медведь, слон.
8. Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова?
(А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.
9. Можно сказать, что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение «маленькая полка» или «полка маленького размера». Возьмём слова бухта, водка, кофта, минута, поляна и образуем от них слова бухточка, водочка, кофточка, минуточка, поляночка. Сколько из этих слов могут означать соответствующий предмет маленького размера?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
10. Как называется короткая смешная история?
(А) анегдот; (Б) анекдот; (В) анигдот; (Г) аникдот; (Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Вспомните родственные слова и скажите, из скольких лошадей состояла упряжка, которую римляне называли квадригой.
(А) из трёх; (Б) из четырёх; (В) из пяти; (Г) из шести; (Д) из семи.
12. Сколько в данном списке слов с суффиксом -чик: ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
13. В старой орфографиии (до 1918 г.) на месте современного и использовались две буквы: и и i, например: пiанист, ближнiй, зданiе, миллiон, Марiя. Как записывались в старой орфографии слова июнь, синий?
(А) iюнь, синiй; (Б) июнь, синiй; (В) iюнь, синий; (Г) iюнь, сiнiй; (Д) iюнь, сiний.
14. В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
15. Сколько из перечисленных слов сочетаются и со словом маленький, и со словом маленькая:
грязнуля, зануда, плакса, тупица, красавица?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
16. Посмотрите на список слов: м...тель, кр...хтеть, за...ц, м...теж. В скольких из них пропущена буква я (а не е)?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
17. В одной детской книжке описывается «конспиративный язык», на котором между собой общаются мальчишки. Вот пример правильной фразы на этом языке: «Шара-вчеца шаяца шанаца шажин-уца шасъелца шашу-каца шаица шапил-выца шаю-чаца». Переведите на этот язык слово залив.
(А) шазаливца; (Б) шаив-залца; (В) шалив-заца; (Г) шаза-ливца;
(Д) среди вариантов (А)–(Г) нет правильного.
18. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.
(А) ножницы; (Б) игла; (В) молоток; (Г) метла; (Д) пила.
19. Найдите синоним устойчивого словосочетания попасть впросак.
(А) сесть в калошу; (Б) отбиться от рук; (В) заблудиться в трех соснах; (Г) повесить нос; (Д) уйти в свою скорлупу.
20. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) шведка; (Б) болгарка; (В) итальянка; (Г) японка; (Д) корейка.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Какое из пяти перечисленных слов по смыслу лишнее?
(А) обезьяна; (Б) зайчиха; (В) львица; (Г) актриса; (Д) японка.
22. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как глагол: шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
23. В скольких словах из данного списка букву е можно читать и как е, и как ё: вел, мел, сел, осел, дел?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
24. Образуйте форму 1 лица единственного числа от глагола убедить.
(А) убедю; (Б) убежду; (В) убежу; (Г) убеждаю; (Д) форма не образуется.
25. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова лён, сад, луг, люк, альт, в обратном порядке. Сколько новых слов получится?
(А) 5; (Б) 4; (В) 3; (Г) 2; (Д) 1.
26. Сколько существительных женского рода представлено в списке: туфли, ботинки, овощи, тюль, вуаль, рояль?
(А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4.
27. Вспомните старинное название одной из русских букв и скажите, каков буквальный смысл выражения ходить фертом.
(А) ходить, сгорбившись; (Б) ходить, уперев руки в бока; (В) ходить с гордо поднятой головой; (Г) ходить вразвалку; (Д) ученые до сих пор об этом спорят.
28. Сколько из перечисленных слов обозначают домашнее животное: верблюд, корова, крокодил, крыса, собака?
(А) одно; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) все.
29. Сколькими способами можно в ряду букв ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
30. Постарайтесь понять, по какому принципу составлена «смысловая пропорция»
силён : слабее = мягок : X = твёрд : Y = Z : глуше,
и ответьте, какие три слова зашифрованы буквами X, Y и Z:
(А) мягчее, твёрже, глух; (Б) твёрже, мягче, звóнок; (В) твердее, мягче, ярче;
(Г) мягче, твёрже, звонче; (Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не верен.
1. Г 2. В 3. Г 4. В 5. А 6. Б 7. Д 8. Б 9. В 10. Б |
|
|
По 3 балла | По 4 балла | По 5 баллов |
Станция 4. Пушкинская
- Какой персонаж сказки Пушкина превращался в шмеля, муху и комара? (князь Гвидон)
- За какую плату работал Балда у попа? (за три щелчка по лбу)
- Какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и пение получила жилище из чистого хрусталя и почетный караул? (белочка из «Сказки о царе Салтане…»)
- Назовите кличку собаки, которая жила у семи богатырей в сказке Пушкина. (Соколко)
- Какое «рабочее место» кота учёного? (дуб)
- Как начинает А.С.Пушкин «Сказку о царе Салтане»? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.)
- Кто из сказочных персонажей умер от любви и восхищения, а кто - от зависти и тоски? (Мать царевны и царица-мачеха)
- Какая сказка завершается концовкой: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок? ( «Сказка о золотом петушке».)
- Сколько богатырей было в "Сказке о царе Салтане"? (тридцать три богатыря)
- На каком острове выстроил свой дворец Гвидон, сын царя Сaлтанa? (на Буяне)
- В какой сказке работник принес своему хозяину оброк, обманув чертей? (Балда. "Сказка о попе и его работнике Балде")
- Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе Салтане...»? (белка грызла орешки золотые, дружина дядьки Черномора, Царевна-лебедь)
- Что пообещала Золотая Рыбка старику после первой их встречи? («Не печалься, ступай себе с богом. Будет тебе новое корыто»)
- В сказке "О рыбаке и рыбке" старик пожалел рыбку и отпустил ее обратно в море. Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту? (исполняла пожелания старухи)
- В какой сказке Пушкина царевич спас девицу-лебедь? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди")
- Что делали три девицы под окном в «Сказке о царе Салтане...»? (пряли)
- Что хотела сделать для царя каждая из трех девиц? (приготовить пир, наткать полотна, родить богатыря)
- Какой фрукт пропитала ядом мачеха, чтобы отравить царевну? (яблоко)
- Кто подсказал царевичу Елисею, где искать его невесту? К кому он обращался еще? (ветер; солнце, месяц)
- Сколько богатырей было в "Сказке о мертвой царевне"? (семь)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. 5 класс.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В 5-Х КЛАССАХ.ЦЕЛИ:1)ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЙ ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, А...
Интеллектальный марафон по русскому языку и литературе. 2012г
Вопросы для интеллектуального марафона подобраны для чащихся 9 классов...
Конкурс знатоков русского языка и литературы
Игра для учащихся 7 класса. Проводится в начале 2 полугодия. Содержит в себе задания по русскому языку и литературе. После каждого задания на слайде следует ответ. Продолжительность 40 минут. ...
Турнир знатоков русского языка и литературы
Презентация внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов в рамках недели русского языка и литературы...
Знатоки русского языка и литературы
Это мероприятие способствует сплочению коллектива, научит ребят работать в команде,проверит качество полученных знаний и кругозор учащихсся....
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе для 6-11 классов
Задания интеллектуального марафона могут быть использованы не только при проведении внеклассных мероприятий, но и на уроках русского языка и литературы при повторении материала...
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе...