"Рождение Пьеро". (Жизнь и творчество Александра Вертинского) Литературная гостиная
материал (литература, 11 класс) по теме

Мостакова Наталья Владимировна

Литературная гостиная расскажет о величайшем гении начала XX века. Всем, кто заинтересован в совершенстве своей души читать обязательно и слушать его творчество. Прозвучат стихи, песни Александра Вертинского. Зрители познакомятся с необычайно интересной судьбой замечательного русского поэт и исполнителя своих песен. Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был особенный стиль Александра Вертинского, его сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро. Казалось бы, белый Пьеро не годился для исполнения лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти. Однако, для искусства серебряного века был характерен поиск маски, неповторимого образа в искусстве: желтая кофта Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина – все это поиск маски, уникального места в искусстве. Сам артист утверждал, что этот грим родился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом. Эта маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро – комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Вертинский с первых же мгновений своего появления на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vertinskiy.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

                

Литературная гостиная

Рождение Пьеро

(Жизнь и творчество Александра Вертинского)

Вечер состоялся 24 апреля 2009 в МБОУ СОШ г. Ставрополя

Экспериментальный молодёжный театр «Музы на сцене»

Руководитель - Наталья Мостакова

Муз. "В бананово-лимонном Сингапуре..."

1 ведущий.  Даже знающие имя Вертинского с трудом тут же назовут хотя бы пару его шлягеров.

2 ведущий. Судьбы заключенных в нас талантов непредсказуемы. Самый счастливый случай - соединение с талантом главного и любимого дела жизни. Потом, если пройдут годы напряженного труда и немного повезет, миру может явиться мастер. Вертинский однажды сказал:

1 ведущий.  "Талант - это только мандат на право входа туда, где сидят мастера". Найти себя в жизни - тоже талант. Вертинский с, казалось бы, неподходящими для профессионального певца данными, не просто находит себя, становится всемирно известен. Самое главное, - он от начала и до конца создаёт себя сам.

2 ведущий. Александр Николаевич Вертинский родился 2 апреля 1889 в Киеве, умер 21 мая 1957 в Ленинграде.

В этом году исполняется 120 лет со дня рождения певца.

1 ведущий.  Сегодня мы расскажем о величайшем гении начала XX века. Всем, кто заинтересован в совершенстве своей души читать обязательно и слушать его творчество.

2 ведущий. Вертинский родился в Киеве. Юношеские годы Вертинский провел в Александрийской гимназии, откуда он был быстро исключен за неуспеваемость и дурное поведение.

1 ведущий.  В 1912 Вертинский познакомился с В. В. Маяковским и выступал в кафе футуристов вместе с ним. Но мир футуристов, их философия не были близки Вертинскому. Футуризм рассматривался молодым артистом как возможность эпатировать публику, обратить на себя внимание, выделиться. За исключением Маяковского, талантом которого Вертинский искренне восхищался, по его мнению, футуристы просто притворялись “гениями”. Гораздо большее внимание на него большее влияние оказали поэзоконцерты Игоря Северянина.

2 ведущий. Во время Первой мировой войны, в конце 1914, Александр Вертинский отправился добровольцем на 68-м  санитаром на поезде Всероссийского союза городов, который курсировал между передовой и Москвой и прослужил до весны 1915, когда после небольшого ранения вернулся в Москву. Он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых.

1 ведущий.  "У нас в поезде солдаты молчали, покорно подставляли обрубки ног и рук для перевязок и только тяжело вздыхали, не смея роптать и жаловаться. Я делал все, что в моих силах, чтобы облегчить их страдания, но все это, конечно, была капля в море!" "В поезде была книга, в которую записывалась каждая перевязка. Я работал только на тяжелых. Легкие делали сестры. Когда я закончил свою службу на поезде, на моем счету было тридцать пять тысяч перевязок!

2 ведущий. Существует интересный анекдот о Вертинском…

1 ведущий.  Кто этот Брат Пьеро? - спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих.

2 ведущий. - Да так... актер какой-то, - ответил дежурный ангел. - Бывший кокаинист.

1 ведущий. Господь задумался. - А настоящая как фамилия? – Вертинский? Ну, раз он актер и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментах.

1 актёр.  Рождение Пьеро

После возвращения в Москву Вертинский начал выступать в театре миниатюр номером «Песенки Пьеро». В качестве «ариэток Пьеро» он исполнял свои стихи, положенные им на музыку собственного сочинения: «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном» (посвященные Вере Холодной), «Сероглазочка», «Минуточка», «Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Дым без огня», «Панихида хрустальная», «Безноженка», «Бал господень», «Пес Дуглас», «Jameis», «Я маленькая балерина», «Кокаинетка».

Со своими песенками Александр Вертинский выступал в Петровском театре, в кабаре «Жар-птица», в театрах миниатюр.

Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был особенный стиль Александра Вертинского, его сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро. Казалось бы, белый Пьеро не годился для исполнения лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти. Однако, для искусства серебряного века был характерен поиск маски, неповторимого образа в искусстве: желтая кофта Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина – все это поиск маски, уникального места в искусстве.

Сам артист утверждал, что этот грим родился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом. Эта маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро – комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Вертинский с первых же мгновений своего появления на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир. Впечатление дополняли умело созданные декорации и «лунный» свет.

Образ черного Пьеро появился позднее: мертвенно-белый грим на лице заменила маска-домино, а белый костюм Пьеро – совершенно черное одеяние с белым шейным платком. Новый Пьеро стал в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, утратил наивные грезы юности, разглядел безучастность окружающего мира.

«Я сегодня смеюсь над собой»

Я сегодня смеюсь над собой...

Мне так хочется счастья и ласки,

Мне так хочется глупенькой сказки,

Детской сказки наивной, смешной.

Я устал от белил и румян

И от вечной трагической маски,

Я хочу хоть немножечко ласки,

Чтоб забыть этот дикий обман.

Я сегодня смеюсь над собой:

Мне так хочется счастья и ласки,

Мне так хочется глупенькой сказки,

Детской сказки про сон золотой...

2 ведущий. В те годы Вертинский успешно снимался в немом кино  на съемочной площадке он подружился со звездами русского кино. Одной из них была Вера Холодная. Как и все тогда Вертинский был неравнодушен к ней.

1 ведущий.  Ей было посвящено много песенок , в том числе и "Ваши пальцы пахнут ладаном", но прочитав текст песни Холодная потребовала снять посвящение. Спустя несколько лет Вертинский узнал о смерти Веры Холодной и вернул посвящение.      

2 ведущий. На несколько минут мы оставим Александра Вертинского и вспомним ёще одну звезду начала 20-го века. Веру Холодную. И ещё один юбилей!

Актриса родилась 5 августа 1893 года в Полтаве, а умерла 17 февраля 1919 в Одессе. В этом году исполняется 90 лет со дня смерти звезды русского кино.

2 актёр. «Молчи, грусть, молчи!»

У каждой эпохи есть свои кумиры. Но только рождение кинематографа позволило миллионам приблизиться к предмету своего обожания.

Вера Холодная снималась в кино всего четыре года — но ее до сих пор называют первой советской кинозвездой и культовой фигурой Серебряного века. Ее считали удачливой актрисой — но фильм о ней, снятый еще при жизни Веры Холодной, назывался «Тернистый путь славы». Она была нежной матерью и верной женой, но в истории отечественного кино она известна как «Раба любви».

Будущая кинозвезда родилась в Малороссии в дружной семье преподавателя гимназии Василия Левченко.

С детства она увлеклась балетом и уговорила родителей отдать ее в балетную школу при Большом театре, ее приняли сразу: каждое движение Верочки было полно грации и изящества.

Ей пророчили будущее великой балерины, но  бабушка заявила, что добропорядочная девушка не должна заниматься «легкомысленным и безнравственным делом».

На смену балету пришло новое увлечение — театр. Вера играла во всех гимназических спектаклях и капустниках. Однажды, попав на спектакль с участием Комиссаржевской, Верочка заболела — от обилия впечатлений у нее поднялась высокая температура. Доктор посоветовал матери «оградить впечатлительную барышню от душевных потрясений» и подыскать ей подходящего мужа — спокойного и рассудительного, который вылечит ее от мечтательности и меланхолии.

Впрочем, долго искать его не пришлось. На выпускном балу семнадцатилетняя Верочка познакомилась с молодым юристом Владимиром Холодным, который читал ей стихи Гумилева и рассказывал о своем страстном увлечении автомобильными гонками. Ещё будучи студентом, он встретил Веру, подарив ей фамилию, которая станет вскоре известной всей стране.
Родители были против раннего замужества, но любовь оказалась сильнее родительского запрета. Фактически они прожили вместе только четыре года. Но все это время посвятили друг другу. Надо сказать, жизнь у них была довольно бурной. Владимир вместо юридической стези выбрал увлекательный, но в то же время и опасный вид деятельности — стал автогонщиком. Несколько раз он разбивался, но после выхода из лазарета снова садился за руль. Вскоре Вера и Владимир поженились, спустя два года у них родилась дочь, еще одну девочку они удочерили и зажили мирно и счастливо. Когда началась Первая мировая война, муж ушел на фронт. Вера осталась одна с двумя девочками. В киномастерскую Ханжонкова она пришла в поисках заработка. У нее были тонкие черты лица, драматичные, огромные, печальные глаза, красивые волосы. Максимум, на что она рассчитывала, — это на должность статистки в небольших эпизодах. Но режиссер фирмы Евгений Бауэр сразу разглядел в невысокой скромной молодой женщине будущую кинозвезду и утвердил ее на главную роль в мистической драме «Песнь торжествующей любви». Сразу после выхода фильма Вера Холодная стала звездой. Играла Вера Холодная остросюжетные трагические роли.

В самый разгар ее триумфа пришло известие — мужа тяжело ранили под Варшавой, его положение очень серьезное. Вера отправилась в госпиталь и целый месяц провела у постели мужа, Как только состояние его немного улучшилось, Вера поспешила в Москву. Фильмы снимались без перерыва. За четыре года она снялась в восьмидесяти фильмах. Публика штурмом брала кассы. Имя Веры Холодной на афишах заставляло людей десятки раз подряд смотреть салонные мелодрамы. Фильмы с ее участием приносили фантастические прибыли. Поэты Серебряного века посвящали ей романсы. Веру Холодную называли «капризной девочкой», «красной королевой», «саксонской игрушкой» и «мадонной из мрамора». Но при всей своей хрупкости Вера вовсе не была безвольной и капризной — она содержала огромную семью и была для близких поддержкой и опорой.

Её всегда окружала толпа поклонников — в нее влюблялись все, с кем сталкивала ее жизнь. Ей приписывали самые невероятные романы — с режиссерами и партнерами по фильмам.  А она никогда не изменяла мужу. 

Самый известный роман Веры Холодной — с начинающим поэтом Александром Вертинским. В то время никому не известный поэт привез звезде экрана письмо от мужа. Он представился как солдат санитарного поезда Александр Вертинский.  И стал приходить к ней каждый день. Садился, смотрел на Веру и молчал.

Он посвящал ей песни — «Маленький креольчик», «Лиловый негр». Александр Вертинский и Вера Холодная часто выступали вместе. Многие недоумевали — что нашла утонченная красавица в этом худом, невзрачном, ничем не примечательном солдате?

Но не зря говорят, что танец красноречивее любых слов. Их коронным номером было танго — печальное и тревожное. В нем было так много невысказанного и нереализованного, что этот танец многие называли «тоской по несбывшемуся».

Одно из самых известных своих стихотворений — «Ваши пальцы пахнут ладаном» — Александр Вертинский посвятил своему кумиру. Это был реквием их любви.

В феврале 1919 года Вера Холодная снималась в Одессе — сразу в нескольких фильмах. В городе свирепствовала «испанка» — тяжелейшая форма гриппа, от которой не существовало лекарств. Лечил звезду экрана знаменитый профессор медицины, около гостиницы ежедневно дежурила многотысячная толпа. Но спасти Веру Холодную не удалось. 17 февраля 1919 года звезда немого кино скончалась. За гробом шли тысячные толпы. Похороны снимали на пленку – последний фильм Веры Холодной… Уже в марте ленту показывали во всех кинотеатрах. Фильм сохранился. Стремительная смерть актрисы 16 февраля 1919 года лишь подхлестнула волну слухов. Веру стали называть то французской шпионкой, которую расстреляли красные; то агентом ЧК, которую французский консул Энно убил с помощью букета белых лилий, чей запах смертелен; то говорили, что ее убили из ревности, что она отравлена деникинской контрразведкой, поскольку не скрывала «красных» взглядов.,

Христианское кладбище, на котором похоронили Веру Холодную, превратили в парк. Ее могилы не существует. Но осталась память о ней. Песни Вертинского. Пять ее фильмов и пленка с записью ее похорон.

По странному стечению обстоятельств год смерти Веры Холодной был официально признан годом рождения советского кинематографа. Но ей было уже все равно. Она навсегда осталась умолкшей королевой немого экрана. Она прожила очень короткую жизнь — всего 26 лет, из которых четыре посвятила кинематографу.

А еще остались невероятно трогательные строки Александра Вертинского.

Когда актриса впервые прочла слова романса «Ваши пальцы пахнут ладаном…», она попросила Александра Вертинского убрать строчку посвящения: «Я не хочу, чтобы меня несли в гробу!» Он выполнил её просьбу, вернув строку лишь тогда, когда Веры не стало.

2 ведущий. Вертинский не "бард",  он только "поэт". Поэт, который исполнял свои стихи. Его тексты заставляют нас смеяться и плакать, и думать:

1 ведущий. "Почему не я это написал, и получится ли: так просто и так здорово". Белогвардейский генерал Слащов говорил о его стихах: «Господа, мы все знаем и чувствуем это, только не умеем сказать. А он умеет».

2 ведущий. В этом умении будто шутя играть сменой настроений, легко балансировать между кокетливой позой и естественностью осанки, между искусственностью манеры и подлинностью искусства – весь Вертинский, все обаяние его грациозного дара.

1 ведущий. «Ненужное письмо»

Приезжайте. Не бойтесь.

Мы будем друзьями,

Нам обоим пора от любви отдохнуть,

Потому что, увы, никакими словами,

Никакими слезами ее не вернуть.

Будем плавать, смеяться, ловить мандаринов,

В белой узенькой лодке уйдем за маяк.

На закате, когда будет вечер малинов,

Будем книги читать о далеких краях.

Мы в горячих камнях черепаху поймаем,

Я Вам маленьких крабов в руках принесу.

А любовь — похороним, любовь закопаем

В прошлогодние листья в зеленом лесу.

И когда тонкий месяц начнет серебриться

И лиловое море уйдет за косу,

Вам покажется белой серебряной птицей

Адмиральская яхта на желтом мысу.

Будем слушать, как плачут фаготы и трубы

В танцевальном оркестре в большом казино,

И за Ваши печальные детские губы

Будем пить по ночам золотое вино.

А любовь мы не будем тревожить словами

Это мертвое пламя уже не раздуть,

Потому что, увы, никакими мечтами,

Никакими стихами любви не вернуть.

2 ведущий. Когда читаешь Вертинского, все время попадаются упоминания одежды, духов, аксессуаров. Это его "фишки" - смальта в мозаике. 

1 ведущий. Стихи Вертинского «впору любому», каждый мог увидеть в них себя.

2 ведущий. Романс «Юнкера» родился у Вертинского в октябре 1917 года под впечатлением от гибели московских юнкеров.

1 ведущий. Он написал и исполнил эту элегию. В черной визитке, с траурным креповым бантом на рукаве. Стоял неподвижно, с закрытыми глазами и пел своих «Юнкеров», многие плакали. Романс возбудил интерес не только у зрителей, но и Чрезвычайной комиссии. «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил четкий, лаконичный ответ в духе времени: «Надо будет, и дышать запретим!»

2 ведущий. 

«То, что я должен сказать» («Мальчики, Юнкера»)

Я не знаю, зачем и кому это нужно,

Кто послал их на смерть не дрожавшей рукой!

Только так беспощадно, так зло и  ненужно

Опустили их в Вечный покой!

Осторожные зрители молча кутались в шубы,

И какая-то женщина с искажённым лицом

Целовала покойника в посиневшие губы

И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их ёлками, замесили их грязью,

И пошли по домам - под шумок толковать,

Что пора положить бы уж конец безобразью,

Что и так уже скоро, мол, мы начнём голодать.

И никто не додумался просто стать на колени

И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране

Даже светлые подвиги - это только ступени

В бесконечные пропасти, к недоступной весне!

Октябрь 1917, Москва

1 ведущий. Граждане! Будьте спокойны! Концерт продолжаться не будет. Приготовьте ваши документы». …Так закончился последний концерт Вертинского в Москве».

2 ведущий. В 1916 г. Вертинский пользовался уже всероссийской популярностью. К 1917 г. артист объехал почти все крупные города Российской империи. После революции 1917 Александр Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью.


3 актёр. Четверть века без родины

Во Франции в то время к артистам относились как к высшим существам: со смесью гордости и восхищения. Александр Вертинский прожил здесь почти десять лет, с 1925 по 1934. Эта страна пользовалась, пожалуй, наибольшей любовью артиста после родной России: «…моя Франция – это один Париж, зато один Париж – это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж… это родина моего духа!»

Здесь Александр Вертинский выступал в «Большом Московском Эрмитаже», «Казанове», «Казбеке», «Шахерезаде». Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности артиста. В годы эмиграции им были созданы многие из его лучших песен: «Пани Ирена», «Венок», «Баллада о седой госпоже», «В синем и далеком океане», «Концерт Сарасате», «Испано-Сюиза», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго «Магнолия», «Песенка о моей жене», «Дни бегут», «Piccolo Bambino», «Femme raffinee», «Джимми», «Рождество», «Палестинское танго», «Оловянное сердце», «Марлен», «Желтый ангел», «Ирине Строцци».

Здесь же он познакомился с Чаплином, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. Во многом именно они подали Вертинскому мысль о гастролях в Америке. Осенью 1934 пароход «Лафайет» увез Александра Вертинского в Америку, он гастролировал в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Чикаго. Александр Вертинский был популярен не только в среде эмигрантов, он имел мировую известность, несмотря на то, что исполнял свои песни исключительно на русском языке. В октябре 1935 Александр Вертинский уехал в Китай в надежде обрести русского слушателя в лице большой эмигрантской общины в Шанхае. Здесь артист оставался до 1943, до своего возвращения в Советский Союз. Живя в Китае, Вертинский впервые в своей эмигрантской жизни узнал нужду. В жизни артиста наступил кризис. В этот момент Вертинского пригласили в советское посольство и предложили вернуться на родину, предъявив «официальное приглашение ВЦИКа. Это был 1937 год. В это же время артист начал работать в советской газете «Новая жизнь» в Шанхае, выступать в клубе советских граждан, участвовать в передачах радиостанции ТАСС, готовить воспоминания о своей жизни за рубежом.

26 мая 1942 года Александр Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвава. Вертинский отчаялся получить разрешение вернуться на родину, но в 1943 он предпринял последнюю попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова. Разрешение было получено. В конце 1943 семья Вертинских вернулась в СССР. 

В 1951 году Александр Вертинский стал лауреатом Сталинской премии.

«Бал Господен»

В пыльный маленький город, где вы жили ребенком,
Из Парижа весной к вам пришел туалет.
В этом платье печальном вы казались Орленком,
Бледным маленьким герцогом сказочных лет.

В этом городе сонном вы вечно мечтали
О балах, о пажах, вереницах карет
И о том, как ночами в горящем Версале
С мертвым принцем танцуете вы менуэт.

В этом городе сонном балов не бывало,
Даже не было просто приличных карет.
Шли года… Вы поблекли, и платье увяло,
Ваше дивное платье «Мезон Лавалетт».

Но однажды сбылися мечты сумасшедшие.
Платье было надето. Фиалки цвели.
И какие-то люди, за нами пришедшие,
В катафалке по городу вас повезли.

На слепых лошадях колыхались плюмажики,
Старый попик любезно кадилом махал, -
Так весной в бутафорском смешном экипажике
Вы поехали к Богу на бал.

1 ведущий. Он не уходит от людей в башню из слоновой кости, гранатовый павильон или на худой конец маленький домик эстета под Парижем, набитый диковинами. Он - не надломленный нарцисс или треснувшая ваза, он умеет радоваться сквозь слезы и любить жизнь.

2 ведущий. Может быть, поэтому, чем дальше, тем меньше у него в стихах становится духов и манто и тем больше строк, вроде «Любовь мою тихо и бережно я несу, как из церкви свечу».

 

4 актёр "Синяя птица любви"

Бессарабия, Франция, Палестина, Америка, Китай…  И, наконец, долгожданное возвращение на Родину…

За четырнадцать лет на родине Вертинский спел около двух тысяч концертов. Он успел побывать в Сибири, на Урале, в Средней Азии, в Заполярье, даже на Сахалине. Он пел в театрах, в концертных залах, во дворцах культуры, на заводах, на стройках, в шахтах. Он много играл в кино: "Анна на шее", "Пламя гнева", "Кровавый рассвет", "Фата-Моргана", "Олеко Дундич"; записывал много пластинок. Он жил и работал на Родине, которая ему снилась в течение двадцати пяти лет, проведенных в эмиграции, его слушали русские люди - наконец-то сбылась самая заветная мечта артиста.

Постепенную утрату духовных иллюзий Александр Николаевич смог компенсировать вниманием публики и любовью к супруге Лидии, к двум дочерям - Марианне и Анастасии.

Недавно вышла в свет книга Лидии Вертинской "Синяя птица любви". Лидия Вертинская довела повествование до смерти мужа в середине 50-х годов. Его слова "После моей смерти будешь любить меня еще сильнее" оправдались вполне. В возрасте 18 лет вышла замуж за знаменитого певца-шансонье Александра Вертинского, который был старше ее на 34 года. Всю свою жизнь она посвятила мужу и семье. Дочь Марианна вспоминает: "…любовь их видели, это да. Отец, уезжая, каждый день писал маме письма - каждый Божий день! Она его боготворила, он, собственно говоря, сделал ее личностью, незаурядной женщиной. Ведь она вышла за него замуж в 18 лет! Он вылепил и воспитал ее, как Пигмалион Галатею. Замуж, овдовев в 34 года, мама больше не выходила, хотя предложения были - и очень хорошие. Но кого, скажите, она могла сравнить с Александром Николаевичем? Два года длилось его ухаживание за юной грузинско-русской красавицей Лидой Циргвава, родившейся в Харбине. Любовный напор был дополнен романом эпистолярным. Поэт и знаток слабой женской души, Вертинский в слове был столь же артистичен, как в жизни, и сердце избранницы завоевал на всю жизнь.

Мама ее предупреждала, что семейная жизнь со старым мужем будет недолгой. В 1955 окончила Художественный институт им. В. Сурикова. Работает в области эстампа, актриса кино.

Дебютировала Лидия Вертинская в кино в роли сказочной птицы Феникс в фильме "Садко". Ее будто неземная, таинственная, тонко "выточенная" внешность привлекала и в дальнейшем режиссеров сказочных фильмов. В "Новых приключениях Кота в сапогах" она была очаровательной колдуньей, а в "Королевстве кривых зеркал" – злобной придворной дамой. Дворянское происхождение Лидии Вертинской позволило ей с блеском сыграть роль Герцогини в "Дон Кихоте". Лидия Вертинская радуется, что получила профессию художницы. После смерти мужа в 57-м году зарабатывала на всю семью продажей эстампов и пейзажей. Повествование книги дополнено письмами Александра Вертинского и рассказами его дочерей и внуков. Человек пускает в землю корни, и те обретают причудливые живые формы.

5 актёр. Доченьки

У меня завелись ангелята, 
Завелись среди белого дня. 
Все, над чем я смеялся когда-то, 
Все теперь восхищает меня!

Жил я шумно и весело - каюсь, 
Но жена все к рукам прибрала, 
Совершенно со мной не считаясь, 
Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пеленки... 
Для чего свою жизнь осложнять? 
Но залезли мне в сердце девчонки, 
Как котята в чужую кровать!

И теперь с новым смыслом и целью 
Я, как птица, гнездо свое вью 
И порою над их колыбелью 
Сам себе удивленно пою: -

Доченьки,доченьки, 
Доченьки мои! 
Где ж вы мои ноченьки, 
Где вы соловьи?..

Много русского солнца и света 
Будет в жизни дочурок моих, 
И что самое главное - это 
То, что Родина будет у них!

Будет дом. Будет много игрушек. 
Мы на елку повесим звезду. 
Я каких-нибудь добрых старушек 
Специально для них заведу.

Чтобы песни им русские пели 
Чтобы сказки ночами плели, 
Чтобы тихо года шелестели, 
Чтобы детства - забыть не могли!

Правда, я постарею немного, 
Но душой буду юн как они! 
И просить буду доброго Бога, 
Чтоб продлил мои грешные дни.

Вырастут доченьки Доченьки мои... 
Будут у них ноченьки, Будут соловьи! 
А закроют доченьки Оченьки мои, 
Мне споют на кладбище Те же соловьи!

Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание, обращая на занятия музыкой и изучение иностранных языков. Анастасия Вертинская вспоминает о своем отце: "Он учил нас любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными".

Его дочери стали актрисами.

Анастасия Вертинская

Была замужем за Никитой Михалковым  и за Александром Градским. Окончила Театральное училище им. Б. Щукина, актриса театра им. Вахтангова, театра "Современник". Народная артистка РСФСР.

В 1961 году, еще школьницей, Анастасия дебютировала в кино, сыграв главную роль Ассоль в фильме "Алые паруса" по повести Александра Грина, Вторая сыгранная ей роль принесла еще большую известность - Вертинская исполнила роль Гуттиэре в фантастической ленте "Человек-амфибия", поставленной по книге Александра Беляева.

Она исполнила роли Офелии в Шекспировском "Гамлете", Лизы Болконской в киноэпопее Сергея Бондарчука "Война и мир" Кити Щербацкой в "Анне Карениной". Нины Заречной в  "Чайке" А.П.Чехова, Джемы в телесериале "Овод".

В 1989 году российские зрители смогли увидеть ее необыкновенное исполнение роли своего отца в задуманном и поставленном ею самой спектакле "Мираж, или Дорога русского Пьеро", приуроченном к 100-летию Александра Вертинского. Пьеса написана Анастасией Вертинской по книге воспоминаний отца.

Марианна Вертинская

В  окончила Театральное училище им. Б. Щукина, работает в театре театра им. Евгения Вахтангова. В отношениях сестер - Анастасии и Марианны - никогда не было ни зависти, ни ревности. "Мы радовались успехам друг друга и огорчались, когда случались неудачи. Я предпочитала играть современных героинь, Настя - героинь прошлого. Мы, родные сестры, любили и любим друг друга. Встречаемся очень часто…", - говорит Марианна.

Снималась в фильмах:
Застава Ильича
Город мастеров
Семь невест ефрейтора Збруева
Капитан Немо
Одинокая женщина желает познакомиться
Наследницы

2 ведущий. Сегодня можно говорить о новом всплеске интереса широкой публики к творчеству актера и певца Александра Вертинского. Его произведения стали настолько популярны, что их начали исполнять даже музыканты, обычно тяготеющие к року. О своей жизни Вертинский почти все рассказал в своих песнях, воспоминаниях и письмах.

1 ведущий. Сегодня песни Вертинского, его ранние песни опять созвучны времени. Их поют Гребенщиков и Скляр, Богушевская и Свиридова и "Агата Кристи", Малинин и драматические актеры. Можно сказать, что в этом тысячелетии Александр Николаевич вернулся на свою родину еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина" (для 8-9 классов)

              175 лет назад трагически погиб великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин....

Жизнь и творчество Александра Блока

Данная презентация может быть использована при изучении жизненного и творческого пути Александра Блока...

Презентация "Жизнь и творчество Александра Блока"

Презентация "Жизнь и творчество Александра Блока"...

Жизнь и творчество Александра Блока

Презентацияк уроку литературыв 11 классе....

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографи...

Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству В. Шекспира «Литературная гостиная «Весь мир – театр…»

Цель: формирование интереса обучающихся к культуре страны изучаемого языка посредством изучения жизни и творчества Вильяма Шекспира.Задачи:Предметные 1. изучить лингвистические особенности языка ...

2019 г. - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ «Жизнь и творчество Александра Фёдоровича ГЕДИКЕ»

Цель: познакомить слушателей с жизнью и творчеством русского композитора А.Ф. Гедике.Задача: заинтересовать слушателей творчеством композитора, побуждая к более глубокому изучению его произведений....