Урок литературы "Недаром помнит вся Россия про день Бородина".
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" для учащихся 5 класса сопровождается презентацией. Цели урока: 1. Познакомить учащихся с содержанием стихотворения Лермонтова «Бородино». 2. Развивать устную речь и навыки художественного анализа стихотворения. 3. Воспитывать интерес и уважение к героическому прошлому страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.zip | 692.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 5 классе
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина».
Цель урока:
- Познакомить учащихся с содержанием стихотворения Лермонтова «Бородино».
- Развивать устную речь и навыки художественного анализа стихотворения.
- Воспитывать интерес и уважение к героическому прошлому страны.
Оборудование: презентация, диафильм «Бородино», видеопроектор, экран.
Ход урока:
- Слово учителя с элементами беседы.
- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
/детьми, успехами, достижениями/.
- А бывает ли так, когда что-то является предметом гордости всего народа?
/да, какие-либо воинские победы, подвиг народа во время войны/.
Сегодня мы с вами будем говорить об одном из таких событий, Бородинском сражении, о том, как оно отображено в стихотворении замечательного поэта М.Ю.Лермонтова.
Запишем тему урока (слайд 1) и послушаем рассказ о поэте (слайд 2).
(Заранее подготовленный ученик раасказывает о жизни и творчестве поэта). Примерное содержание выступления:
М.Ю.Лермонтов родился в 1814 году. Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева.
Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всего любил творчество Пушкина, рано начал сочинять стихи. Кроме того, умел прекрасно рисовать.
М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, особенно его привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.
Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году. За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”. Стихотворение “Бородино” – первое напечатанное произведение Лермонтова. Он пишет его в 1837 году, к 25 годовщине Бородинской битвы. Поскольку Лермонтов был человеком военным, ему приходилось встречаться с солдатами-ветеранами войны 1812 года, слушать их воспоминания. Так возник замысел написать произведение “Бородино”.
- А что вы знаете о Бородинском сражении? (ответы детей)
Дополнение учителя:
Летом 1812 года французская армия во главе с Наполеоном (слайд 3) напала на Россию. Наша армия долго отступала, потому что не была готова к войне. Полководец Кутузов (слайд 4) искал подходящее место для генерального сражения, чтобы сразить французскую армию. И вот такое место нашли. Это было большое поле около села Бородино, которое находится в 124 километрах от Москвы. На Бородинском поле 7 сентября 1812 года состоялось кровопролитное сражение. 200 лет прошло с тех пор, как наша армия во главе с великим полководцем Кутузовым одержала победу в Бородинском сражении. Долгих 15 часов длилась битва, всё поле было завалено убитыми и ранеными. Но бой продолжался. Вот что вспоминает об этом один из участников сражения (слайд 5): «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью, раскалённые пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…». А Кутузов назвал эту битву “Вечным памятником мужеству и отличной храбрости российских воинов”.
- Как вы думаете, почему наши солдаты и офицеры стояли насмерть?
(отступать было некуда, дальше была Москва).
- Словарная работа.
В стихотворении очень много непонятных для вас слов. В основном это слова военной терминологии. Давайте определим их значение. (Слайды 6,7,8)
Редут- (франц.) –квадратное земляное укрепление на поле боя.
Мусью – ( разг. нар.): мсье, месье - (франц.) сударь, государь.
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле.
Лафет – боевой снаряд, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
Бивак – стоянка войск под открытым небом.
Кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.
Булат –оружие из булатной стали, стали особой закалки.
Улан, драгун – солдаты конных полков.
Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь – враги.
- Прослушивание стихотворения.
Озвученный диафильм «Бородино». Читает актёр Казаков.
- Беседа по тексту:
- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?
(Чувство гордости за свой народ, жалости к погибшим воинам и их близким, восхищения смелостью героев битвы).
- Как построено стихотворение? (В форме диалога и монолога).
- Кто участвует в разговоре? (Молодой солдат и старый солдат, участник битвы).
- Каким вы себе представляете старого солдата? Дайте его словесный портрет. Седина в волосах, пушистые усы, морщины на лице, возможно, есть шрамы на лице, сильные, загрубелые руки, добрые глаза).
- Какие черты характера увидели вы в рассказчике?
(простодушие, доброта, благородство, стойкость, большая сила воли, готовность отдать жизнь за Родину).
- В стихотворении «Бородино» впервые в литературе историческое событие увидено глазами рядового воина. Как вы думаете, с какой целью автор доверил рассказ об историческом событии рядовому солдату?
(Он был на поле боя, видел всё своими глазами не с командного пункта, а изнутри, и поэтому его рассказ достоверен. Читатель понимает, что это всё правда. Он рассказывает простым, понятным всем языком).
- Исследовательская работа.
Но всё ли, рассказанное солдатом, правда? Сейчас мы с вами постараемся выяснить это и определим, насколько верно Лермонтов изобразил в стихотворении события Бородинского сражения. Для этого на партах у вас лежат таблицы с цитатами из исторической справки по Бородинскому сражению. Вам нужно вписать во второй столбец цитаты из стихотворения, соответствующие цитатам из исторической справки.
Таблица.
№ п/п | Цитаты из исторической справки | Цитаты из стихотворения |
1. | После оставления Смоленска русская армия отходила к Москве. | Мы долго молча отступали… |
2. | 3 сентября (22 августа) армия расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где М.И.Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение. | И вот нашли большое поле… |
3. | Бой 5 сентября (24 августа) за Шевардинский редут позволил М.И. Кутузову разгадать замысел противника и перед сражением усилить армию П.И.Багратиона | Два дня мы были в перестрелке |
4. | В течение 6 сентября (25 августа) обе стороны производили последние приготовления к сражению. | Прилёг вздремнуть я у лафета… |
5. | Бородинское сражение началось на рассвете 7 сентября (26 августа) артиллерийской канонадой с обеих сторон. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского, которыми французам удалось овладеть ценой больших потерь. | Ну ж был денёк!... |
6. | Армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек. Потери русской армии достигали 44 тысяч человек. | Вам не видать таких сражений… |
7. | Развить успех Наполеон не смог и отвел войска на исходные позиции. | Вот затрещали барабаны/ И отступили басурманы. |
Сделаем вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.
Но мы имеем дело с художественным текстом, который предполагает вымысел. Давайте подумаем, где в стихотворении может быть вымысел? (Ответы детей).
- Работа с текстом.
- Мог ли Лермонтов знать о настроении, мыслях, чувствах героев или мог только догадываться? (Мог только догадываться, предполагать, так как сам он не мог быть участником и очевидцем тех событий).
- Найдите слова, с которых рассказчик начинает свой ответ. Зачитайте их. С каким чувством он говорит о тех, рядом с кем воевал?
(Он с гордостью говорит о славных воинах-богатырях, участниках Бородинского сражения, и сравнивает их с «нынешним племенем»).
- Как изменилось настроение воинов, когда "нашли большое поле”?
(Они испытали чувство радости. Оно выражено в строчках «Есть разгуляться где на воле!»)
- Как вы думаете, почему «ликовал француз»?
(Они рассчитывали на быструю и лёгкую победу, потому что привыкли побеждать).
- А как вели себя перед боем наши солдаты и сам рассказчик?
(7 строфа, солдаты готовились к бою, в их лагере была тишина, рассказчик дремал у лафета, они настраивались на бой и, наверное, каждый переживал о том, смогут ли завтра одержать победу, смогут ли отстоять Москву).
- Согласны ли вы с тем, что участники битвы были богатырями, т.е. настоящими героями? Докажите своё мнение примерами из текста.
(Со слов «Вам не видать таких сражений…» до слов «Слились в протяжный вой…»).
- Какие строчки говорят о верности и преданности русских солдат?
(«И умереть мы обещали/ И клятву верности сдержали/ Мы в Бородинский бой», «Уж мы пойдём ломить стеною,/ Уж постоим мы головою/ За родину свою!»).
- В стихотворении старый солдат, рассказывая о битве, почти всегда говорит «мы», а не «я». Как вы думаете, почему?
(Он говорит от имени народа и передаёт чувства всего народа).
Сделаем вывод: В стихотворении автор передаёт настроение и героев, и мы переживаем те же чувства, что и солдаты.
- Заключение.
Вернёмся к названию нашего урока: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» и попробуем ответить на вопрос: «Почему помнит российский народ про день Бородина?».
(Это не просто великое историческое событие, это бессмертный подвиг, который совершил народ).
А само стихотворение Лермонтова «Бородино» является своего рода автобиографией народного подвига. Прошло уже 200 лет, но произведение по-прежнему актуально и будет таковым всегда, потому что память о народном подвиге на Бородинском поле вечно будет жить в сердцах людей.
Домашнее задание: выучить наизусть отрывок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
Урок-презентация проекта "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н.Толстого "Война и мир", на котором учащиеся представляют результаты проектной работы "Историческая деталь в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"....
Мультимедийное сопровождение к уроку-презентации "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Презентация к защите проекта "Историческая деталь в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"....
Урок –историческая игра: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересов...
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...