Материал к презентации по творчеству М.Волошина
элективный курс по литературе (11 класс) на тему
Данный материал раскрывает понятие "мифологизм", основные типы мифологизмов в лирике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_k_konfirencii.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
1)Вступление.
Наше сообщение представляет собой опыт выявления и анализа мифологизмов и библеизмов в творчестве Максимиллиана Волошина. Поскольку мифологизм- явление междисциплинарное, наша работа также не чисто лингвистическая, в ней затрагиваются, помимо языкового, культурологический и литературоведческий аспекты заданной проблематики. Работая по данной теме, наша задача была не только изучить необходимую литературу, но и по возможности выявить и оценить общую продуктивность мифологизмов в лирике Волошина, а также классифицировать мифологизмы по происхождению и источникам, по формам речевой реализации. Основным источником нашего исследования послужил сборник: Максимиллиан Волошин. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников М:1991.
2)Слово о Волошине.
Мифологические и библейские слова занимают центральное место в системе художественных средств в стихотворных произведениях М. Волошина. Эстетические взгляды поэта были близки взглядам русских и западных символистов, а в пору символизма обнаруживается сознательная ориентация на мифологическое мышление как альтернативное логическому, которое перестало удовлетворять художников в силу невозможности объяснить многое в постоянно меняющейся действительности.
«В вашем мире я-прохожий,
Близкий всем, всему чужой»,
-Эти слова содержат намек на осознание Волошиным своего удела в среде русских символистов. Многие обвиняли Волошина в недостаточной непосредственности, книжности. Впечатлению «книжности» способствовало и пристрастие М. Волошина к античным, библейским ассоциациям, что усложняло читательское восприятие его стихотворений. Потому для обычного читателя, неэрудированного (а часто и эрудированного) его творчество оказывалось непонятным.
3)Понятие «мифологизм».
Под мифологизмами мы будем понимать словесные выражения понятий, реалий представлений, сюжетов, персонажей и идей, в которых отражается архаичное религиозное мировидение античных народов. В более широком смысле к ним относятся также слова и обороты, в которых отражаются мифы и придания Священного писания-библеизмы. Не случайно обращение Волошина к мифологии. Вот как об это говорит Купченко В.: «Мифология окрашивает его видения мира в тона, знакомые современниками Гомера, и поэт ХХ века встречает нимф и дриад в рощах, пересекаемых автомобильными шоссе»
4)Речевые реализации мифологизмов в поэзии М. Волошина весьма разнообразны. В обобщенном виде они могут быть представлены в следующих основных типах:
-лексема
-лексемосочетание (синтагма)
-фраза
-свехфразовое целое (текст)
Мифологизм-лексема-это однословные мифологизмы (имена персонажей, явлений, предметов). Обычно лексемы-мифологизмы в концентрированном виде содержат указания на мифологический (античный или библейский) источник, отсылают не просто к мифологическому персонажу, а к определенной ситуации. И исключительно от уровня читательской компетенции от объема фоновых знаний зависит полнота, глубина и точность восприятия этих слов – в их буквальном значении, как метафор или символов.
Н-р:
Хрустальный ключ певучих медных сфер.
На твой ущерб выходят из пещер
Одна другой страшнее и косматей
Стада Эмпуз…
Эмпуза-в народных поверьях грехов привидение из окружения Гекаты, богини колдунов, многоликое и изменчивое.
5)Мифологизм - лексемосочетание – это развернутое словосочетание, которое конкректизирует персонаж или со стороны его традиционной атрибутики, или типичных проявлений свойств, или деталей внешнего облика.
А)Многочисленные словосочетания с согласованным определением:
Прожорливый Минотавр (критское чудовище, пожиравшее преступников и жертвенных юношей и девушек)
Разгневанные эрринии (богини мщения)
Заклепанные титаны, которых олимпийские боги заточили (заклепали) в Тартар.
Б)Близки к ним атрибутивные синтагмы с компонентом приложением: (Податель света - Феб, холм и три креста-Голгофа, знак своеволья-Прометей)
В) Атрибутивные конструкции с определением (притяжательного или субъектного значения)
Иудин грех, тени Персефоны, Орковы ключи.
6) Мифологизмы - фразы в произведениях М. Волошина многочисленны и допускают интерпретации в разных направлениях.
А)фразы цитатного характера, воспроизводящие высказывания исключительно библейских персонажей. К ним относятся вполне точная цитата, представляющая собой эпиграф из «Книги пророка Исаии» к стихотворению «Родина»: «Каждый побрёл в свою сторону, и никто не спасёт тебя». Самое начало этого стихотворения перекликается с эпиграфом, перифразой этих слов:
И каждый прочь пошел, вздыхая,
К твоим призывам глух и нем
Б) Некоторые цитатные фразы синтаксически оформлены в текстах М. Волошина как прямая речь- с указанием автора:
Словами Змия: «Станете, как боги!»
Сердца людей навеки прожжены.
Ср. «Будете, как боги, знающие добро и зло» (Бытие, 3:5)
В) Другие цитатные фразы представляют собой слова кого-либо из персонажей Библии, «вмонтированные» в авторский поэтический текст и являющиеся, таким образом «скрытыми цитатами».
Из избранных тебя избрал я, Русь,
И не помилую, не отступлюсь
(Благословенье)
Ср.: слова Господа сынам Израиля:
«Только вас признал я из всех народов земли, с вас и взыщу за все беззаконья ваши»
4)Наиболее сложным (по форме и содержанию) способом речевой реализации мифологизмов в стихотворении Волошина является текст.
Образцом поэтической перифразы в творчестве Волошина является стихотворение «Видение Иезекииля»
Пусть тебя бьют, побивают каменьями,
Хлещут бичами нечистую плоть,
Станешь бесплодной и стоптанной нивой.
Ибо любовью ревнивой –
Так говорю тебя Я - твой Господь.
Вывод
Подводя итог, хочется отметить, что высокая активность мифологизмов и библеизмов в поэзии Волошина выражается, во-первых, в их повторяемости. К наиболее частотным (до 5 повторений), относятся имена: Адам, Каин, Голгофа, Прометей и т.д. Они тем самым выступают как ключевые лейтмотивные в поэтических текстах М. Волошина. Во-вторых, некоторые из них функционируют в качестве заголовков - отдельных стихотворений или поэтических циклов: «Армагеддон», «Левиафан», «Иуда Апостол», «Звезда полынь», «Одиссей в Киммерии». И конечно среди мифологизмов особое внимание обращают на себя, характерные для Волошина разнообразные иносказания, окольные обозначения, перифразы, в которых заключены широко известные мифологические имена, события, реалии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество Максимилиана Волошина. Презентация
Презентация содержит материалы о жизни и творчестве поэта, репродукции с картин Волошина, отрывки из стихотворений. Поможет учителю при изучении поэзии Серебряного века....
Презентация "Типы мифологизмов в творчестве М.Волошина"
Данная презентация представляет собой опыт выявления и анализа мифологизмов и библеизмов в творчестве Максимиллиана Волошина, а также классификацию мифологизмов по формам речевой реализации....
Урок-проект по творчеству М. Волошина "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет..."
Урок-проект по творчеству поэта Серебряного века Максимилиана Волошина проводится в 11 классе и рассчитан на 2 учебных часа. Использование метода проектной деятельности позволяет создать условия для о...
Урок литературы в 11 классе по творчеству Максимилиана Волошина.
Знакомство с творчеством Максимилиана Волошином,с его стихами о гражданской войне....
Урок-проект по творчеству Максимилиана Волошина «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…» 11 класс
Урок-проект по творчеству Максимилиана Волошина «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет…»...
Презентация к стихотворению М.Волошина "Неопалимая купина" 11 класс
Презентация к стихотворению М.Волошина "Неопалимая купина" 11 класс...
Крым в жизни и творчестве М.Волошина
материал к проекту о жизни и творчестве М.Волошина...