Элективный курс "Мир волшебной сказки" 5 класс.
элективный курс по литературе (5 класс) на тему

Крутова Наталья Николаевна

Элективный курс знакомит пятиклассников с волшебными народными и авторскими сказками, учит детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучает их анализу текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса  «Мир волшебной сказки». 5 класс.

                                       Пояснительная записка.

  Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Пред школой ставится задача подготовки обучающихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений  русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального  воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

  Элективный курс «Мир волшебной сказки» для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности,воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

  Назначение курса – обучение пятиклассников пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры обучающихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

  Цели литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя возможности данного элективного курса, способствовать формированию умений:

   - улавливать основную эмоциональную тональность художественного текста  и динамику авторских чувств;

   - видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

   - соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

   - анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

   - соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию произведения  текста с авторской мыслью.

   Задачи элективного курса:

  - познакомить обучающихся с волшебными народными и авторскими сказками;

  - учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

  - развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

   - привит интерес к предмету, к различным видам искусства.

                                            Тематический план:

Раздел 1. (2 часа). Сказочные секреты.

  1. Введение. Цели и задачи курса.
  2. Классификация сказок. Истоки народных и авторских сказок. Герои и признаки сказок. Законы волшебной сказки.

Раздел 2. (2 часа). Волшебство народных сказок.

  1. Сопоставление и анализ русских народных сказок и сказок народов мира.
  2. (сказки на выбор обучающихся).

Раздел 3. «Что за прелесть эти сказки».(2 часа).

5.Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказок:

6.   народные сказки «Чудесные сыновья», «По колено ноги в золоте, по локти руки в             серебре» и сказка А.С. Пушкина «Сказка о Салтане, славном сыне его Гвидоне и Царевне-Лебеди».

Раздел 4. Авторские сказки. (7 часов).

7. Отличие авторской сказки от народной.

8.Великие сказочники: Г.Х. А ндерсен, Братья Гримм,

9.  Ш. Перро.

10.Русские сказочники: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», А.Н. Толстой         11.«Сорочьи сказки»,П.П. Ершов «Конек-горбунок».

12.Современные сказочники: Л. Сидорова «Загадки времен года», С. Голубева 13.«Серебряная подкова», «Волшебные узоры».

Раздел 5. «Жизнь волшебной сказки». (4 часа).

14.О чем может рассказать обложка книги со сказками?

15. Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах, музыке, в иллюстрациях к сказкам.

16. Творческая мастерская – подготовка и защита проектов «Создаем сборник   17.волшебных сказок».

Литература:

  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе:Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 1983.
  2. Бердшадская Н.Р.. Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
  3. Збарский И.С.,Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе:Пособие для учителя. – М. :Просвещение, 1990.

Тематическое планирование.


Содержание

Дата


                        

Раздел 1. Сказочные секреты.

Введение. Цели и задачи курса.

Классификация сказок..  Истоки  народных и авторских сказок. Герои и признаки сказок. Законы волшебной сказки.

Раздел 2. Волшебство народных сказок.

Сопоставление и анализ русских народных сказок и сказок народов мира.

Раздел 3. «Что за прелесть эти сказки…».

Исследование сюжета, композиции, истоков, темы, образной системы сказок: народные сказки «Чудесные сыновья», «По колено ноги в золоте, по локти руки в серебре» и сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».

Раздел 4. Авторские сказки.

Отличие авторской сказки от народной.

Великие сказочники: Г.Х Андерсен, Братья Гримм, Ш. Перро.

Русские сказочники: В.Ф. Одоевский 2Городок в табакерке»,

А.Н. Толстой «Сорочьи сказки», П.П. Ершов «Конек-горбунок».

Современные сказочники: Л.Сидорова «Загадки времен года», С.Голубева «Серебряная подкова», 2Волшебные узоры».

Раздел 5. «Жизнь» волшебной сказки.

О чем может рассказать обложка книги со сказками.

Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах, музыке, в иллюстрациях к сказкам.

Творческая мастерская – подготовка и защита проектов «Создаем сборник волшебных сказок».




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Программа элективного курса "Волшебные ленты"

Программа разработана с учетом интересов и желаний учащихся, выявленных в результате опросов.Элективный курс «Волшебные ленты» способствует разви­тию у учащихся фантазии, художественного вкуса, тв...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...