Урок литературы «Колыбельные песни на стихи русских поэтов»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Организовать деятельность учащихся по восприятию стихотворения А.Плещеева « Песня матери», изучению биографии русского поэта , способствовать расширению представлений о литературных и фольклорных колыбельных; обеспечить развитие УУД:
1) личностных: мотивация учения, формирование эмоционального отношения к колыбельной песне, к уроку; формирование толерантного отношения при работе в парах и группах;
2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений ;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами , формирование умения согласованно работать в группе и в коллективе;
4) регулятивных: формирование умения высказывать своё предположение о теме урока по опорным словам , контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважение к своим товарищам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Драгунская ООШ»
План-конспект
урока литературы
в 5 классе
«Колыбельные песни на стихи русских поэтов»
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Сапронова Н.Н.
2013 г.
Тип урока: урок внеклассного чтения исследовательского характера.
Тема: Колыбельные песни на стихи русских поэтов.
Цель : Организовать деятельность учащихся по восприятию стихотворения А.Плещеева « Песня матери», изучению биографии русского поэта , способствовать расширению представлений о литературных и фольклорных колыбельных; обеспечить развитие УУД:
1) личностных: мотивация учения, формирование эмоционального отношения к колыбельной песне, к уроку; формирование толерантного отношения при работе в парах и группах;
2)познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений ;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами , формирование умения согласованно работать в группе и в коллективе;
4) регулятивных: формирование умения высказывать своё предположение о теме урока по опорным словам , контроль, оценка, волевая саморегуляция, воспитание культуры учебного труда, уважение к своим товарищам.
Оборудование: компьютерные презентации, проектор, экран, карточки для индивидуальной и групповой работы , работы в парах, толковый словарь Владимира Даля , нарисованные детьми портреты мамы , сборники стихов А. Плещеева , А. Блока , А. Барто, книжки с колыбельными, которые сочинили дети , колыбель, старинная домашняя утварь, цветные сигналы.
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Слайд1
Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок наш пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
Ученики У нас хорошее настроение.)
Мы будем внимательны на уроке.
Мы будем терпеливыми.
Мы успеем сделать всё.
-Ребята , давайте вспомним в каком разделе мы сейчас работаем?
-С какими жанрами мы работали?
-С творчеством каких поэтов , писателей познакомились?
- Мы закончили работать в данном разделе?(Нет)
- Значит, чем мы сегодня займёмся? (Продолжим изучать произведения устного народного творчества)
- Давайте вспомним, исследованием какого жанра в данном разделе, мы занимались?( колыбельных песен)
-Мы завершили данную работу?(Да)
-Что получилось у нас в результате этого исследования?(Проект «Колыбельные песни»)
-Что должно стать итогом этой плодотворной работы? ( Представление проекта).
- В течение недели мы работали над этим проектом, работали в группах, каждая из которых занималась исследованием интересуемого их вопроса.
2.Составление плана урока
-Давайте попробуем спланировать наш урок, с учётом всего вышесказанного.
Слайд 2
- Проверка домашней работы
- Знакомство с новым произведением
3.Представление проекта «Колыбельные песни»
4. Итог урока
3.Речевая разминка
Слайд 3
Перед тем, как познакомиться с темой урока и новым произведением, ребя-та, мы с вами проведём речевую разминку.
Дарья дарит Дине дыни.
- Прочитайте молча, шёпотом друг другу.
-Прочитайте с интонацией удивления, восторга.
-Прочитайте с логическим ударением на первое слово, второе слово, третье слово, четвёртое слово.
С какой целью мы проводили речевую разминку? (ответы детей)
4.Проверка домашнего задания по предыдущему уроку.
Вспомним правила работы в парах.( Обратить внимание на памятку , которая лежит у ребят на столе).
Уважай собеседника.
Умей выслушать.
Говори спокойно и ясно.
Говори только по делу.
Добивайся успеха.
Задание: дайте толкование следующим пословицам. Определите тему пословиц.( работа в паре, взаимопроверка)
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
На хотенье есть терпенье.
Невелика капля, а камень долбит
От доброго дерева добрый и плод.
Топор своего дорубится.
Слайд 4
Чтение получившихся ответов..
5.Актуализация знаний, определение темы и постановка учебной цели.
Слайд 5
Предложение темы урока на экране (наводящие, ключевые слова).
Спальня, тёплая кроватка, сладкий сон, мама, песня, нежный, мягкий голосок.
- Ребята, прочитайте эти слова. Какую картину вы себе представляете, читая их? ( Дети рисуют образные картины).
- Сделайте предположение, о чём пойдёт речь сегодня на нашем уроке. ( О маме, о песне, которую она поёт).
Скажите, а как называется песня , которую мама поёт малышу перед сном?
(Колыбельная песня). Действительно, это колыбельная песня и она очередной раз пришла к нам на урок.
6.Сообщение темы урока и цели урока.
Слайд 6
А.Плещеев «Песня матери»
-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о колыбельных песнях и что нам ещё неизвестно (заполнение схемы в парах).
Слайд7
Ребята , а какую цель мы поставим перед собой, реализовав которую у нас мы ответим на все вопросы?
Цель:расширить знания о литературных и фольклорных колыбельных песнях. Слайд 8
7.Знакомство с произведением.
Слайд 9 (звучит музыка)
Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте.
Песня матери А. Плещеев
В поздний вечер буря
за окном шумела.
Мать, качая сына,
тихо песню пела.
- Ах, уймись ты , буря !
Не шумите , ели!
Мой малютка дремлет
сладко в колыбели.
Дети , как вы считаете , это народная колыбельная или литературная? Почему вы так считаете? Кто же является автором этого стихотворения?
8.Знакомство с биографией Алексея Николаевича Плещеева (сообщение ученика 5-го класса)
Слайд 10
9.Работа над текстом произведения.
- А что вам помогло определить, что это колыбельная песня? (Читалась нежно, тихо, ласково, встречались слова « колыбель, малютка, сын»)
-К кому мать обращается в своей колыбельной песне с просьбой? О чём она их просит? Давайте найдём эти слова в тексте стихотворения.
Как нужно читать эти предложения? Выберите правильный ответ.
Слайд 11
Варианты ответов ( требовательно, с просьбой , с мольбой)
10.Словарная работа в группах.
Ребята прочтите стихотворение самостоятельно с карандашом в руке , если вам встретятся непонятные слова, поставьте над ними знак вопроса.
Слайд 12
На экране слова « уймись, дремлет, колыбель» Ребята, давайте попытаемся объяснить значение данных слов с помощью толкового словаря Владимира Даля.
Первая группа работает с глаголам «уймись».
Вторая группа с глаголом «дремлет»
Третья группа со словом « колыбель»
На экране итог словарной работы.
Слайд 13
Унимать – что то , кого то остепенить, ограничить, усмирить, укротить, остановить, успокоить , угомонить.
Дремать-быть сонливым; засыпать слегка ,самым чутким сном.
Колыбель- зыбка , люлька , качалка ,колыска, баюкалка. Образовано от слов « колебать», «качать»
11.Работа над выразительным чтением стихотворения
Слайд 14
-Определение темпа чтения ( На экране слова «быстрый – средний- медленный -очень медленный)
- Определение силы голоса(очень громко-тихо – очень тихо)
-Какие чувства мы постараемся передать, читая эту колыбельную песню?(любовь , нежность).
13.Зарядка для глаз
А сейчас каждого из нас мама отправила погулять с маленькой сестрёнкой или братишкой , но вот он заплакал. Покачайте малыша. Он уснул. Тихонько положите его в коляску. И тут вдруг появилась бабочка. Она летает совсем рядом и может разбудить малыша. Вы замерли , не шелохнётесь, двигаются только глазки. Они следят за бабочкой: вправо,влево,вверх, вниз, кругами - восьмёркой. Вдруг, бабочка взмахнула крылышками и улетела, а мы вернулись с малышами домой.
Чтение вслух с карандашом , ставим логические ударения.
Чтение стихотворения самостоятельно.
Чтение колыбельной отдельными учениками.
Ребята, давайте определим, кому лучше всего удалось прочитать эту колыбельную песню?
14.ФизкультминуткаСлайд 15
Лады ,лады , ладушки.
Едем в гости к бабушке.
К нашей милой бабушке ,
Бабушке –Забавушке.
Едут к ней ребятушки ,
Милые внучатушки.
Вот идёт петушок,
Гордо поднял гребешок.
Красная бородка ,
Важная походка.
Вот козлёнок озорной
Вдруг затряс бородой,
Головой качает ,
Рожками пугает.
Кошка очень хороша,
Ходит мягко , не спеша.
Сядет, умывается ,
Лапкой вытирается.
Вот весёлые ребятки ,
Розовые поросятки.
У них носик пятачком,
Хвостики торчат крючком.
Лады, лады ,ладушки.
Где были?
-У бабушки!
Нас бабуля привечала ,
Всех ребяток угощала.
До свиданья . бабушка ,
Бабушка-Забавушка!
14.Представление Проекта « Колыбельные песни»(презентация проекта)
15.Итог урока
Слайд 16
Чем мы сегодня занимались на уроке?
Достигли ли мы цели, которую поставили?(Работа со схемой).
Ребята, а сейчас каждому из вас придётся оценить свою работу на уроке.
(Дети заполняют лист самооценки , используя знаки «+», « - » )
16.Рефлексия
Слайд17
Продолжите предложения на экране:
-Было интересно…
-Мне захотелось...
Ваше настроение в конце урока. (Выбор цветных сигналов учениками, у которых они лежат на партах).
17.Домашнее задание ( Дифференцированная работа) С. 70 Выучить наизусть стихотворение «Песня матери» А. Плещеева.
Творческая работа по сочинению собственных колыбельных. (Для сильных учеников).
Слайд 18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы в 11 классе "Стихи кубанских поэтов"
Урок знакомит с творчеством кубанских поэтов, воспитывает любовь к поэзии родного края. На уроке звучат стихи И. Вараввы, К. Обойщикова, В. Бакалдина, В. Нестеренко, С. Медведевой. Учащиеся собирают п...
Урок литературы "Песни на стихи русских поэтов". 7 класс
Урок литературы в 7 классе "Песни на стихи русских поэтов". УМК В.Я. Коровиной. на уроке используется презентация....
презентация к уроку "Песни на стихи русских поэтов" в 7 классе
Презентация к уроку "Песни на стихи русских поэтов". 7 класс. Умк В.Я.Коровиной...
Презентация к уроку географии "Природные зоны в стихах русских поэтов"
Презентация к уроку географии "Природные зоны в стихах русских поэтов" (И. А. Бунина, Немировича-Данченко, А. Н. Майкова, А. С. Мерзлякова, А. П. Чехова и др. Материал можно использовать на уроках в 6...
Урок – мастерская «Стихи русских поэтов XX века о Родине и родной природе». Литература. 7 класс
Цели урока:развитие навыков выразительного чтения стихотворений,формирование умений анализировать лирические произведения,воспитание любви к Родине, родному краю....
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021
Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...
Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.
Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов. Творческая мастерская....