Урок литературы в 5 классе (2 часа) Образ осени
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Снытко Галина Михайловна

 

Мастерская построения знаний и творческого письма (По рассказу К.Г. Паустовского «Желтый свет»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе (2 часа)

Образ осени

Мастерская построения знаний и творческого письма

(По рассказу К.Г. Паустовского «Желтый свет»)

Тема: Образ осени в рассказе К.Г. Паустовского «Желтый свет».

Цель: приобщить учащихся к творчеству К.Г. Паустовского, показать, как писатель создает образ осени, используя изобразительно-выразительные языковые средства, выражающие эмоциональную, эстетическую оценку автора;

расширять культурное поле личности учащегося;

развивать умение выразительно читать художественный текст, называть вызванные чтением чувства, переживания;

развивать словесно-образное мышление, эмоциональную сферу, внимание, память, речь;

совершенствовать умение пользоваться словом для создания творческих работ (сочинений);

умение работать в группе, вести диалог-беседу.

Оборудование урока: ксерокопии фрагментов текста «Желтый свет», ксерокопии со стихами об осени, репродукции картин-пейзажей об осени, диск с записью «Осенней песни» (Октябрь) из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, цветные восковые мелки или цветные карандаши (на каждой парте находится пачка мелков или карандашей), ксерокопии из «Школьного словаря литературных терминов и понятий» авторы А.Б. Есин и др., толковый словарь живописи, музыки.

Ход урока

  1. Напишите красиво и крупно слово ОСЕНЬ (можно воспользоваться цветными восковыми мелками или карандашами).

Учитель пишет на доске цветным мелом. Рядом с ним (можно вокруг) напишите те слова, которые приходят на ум, когда вы произносите это слово. (Время 2-3 минуты)

  1. Расскажите соседу по парте об осени, воспользовавшись словами-ассоциациями, которые вы записали. (Время 2-3 минуты) Можно, слушая товарища, дописать то, что покажется интересным для вас.
  2. Запишите, какие чувства возникли у вас во время рассказа об осени. (Время 2-3 минуты) Раскрасьте цветом эти чувства, воспользовавшись восковыми мелками или карандашами.
  3. С каких сторон вы описали осень? Объедините в группы слова-ассоциации. (Время 2-3 минуты) Учащиеся называют принцип, на основе которого они выделили группы слов. Учитель около слова ОСЕНЬ записывает цвет, звуки, запахи, свет, природные явления и др.

Вы вспомнили свою осень. А сейчас понаблюдаем, как описывает осень мастер пейзажной прозы – Константин Георгиевич Паустовский. В рассказе «Желтый свет» есть такие слова писателя: «Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах». Воспользуемся советом К.Г. Паустовского и внимательно всмотримся в его описание осени.

  1. Работа по группам. (В группу объединились учащиеся соседних парт). Каждой группе предложен свой фрагмент текста и к нему вопросы:
  1. Прочитайте фрагмент текста.
  2. Подготовьтесь выразительно читать его вслух.
  3. Выполните задания в таблице.
  4. Какие детали осеннего пейзажа выделяет, подчеркивает автор? Через какой прием они показаны?
  5. Найдите и сверху напишите те изобразительно- выразительные средства, которыми пользуется автор для создания образа осени (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Воспользуйтесь выписками из словаря литературных терминов, находящимися у вас на партах.

В течение 10 минут вы работаете с текстом. (Полный текст рассказа учащиеся не читали).

Фрагменты текста для групп

Первая группа

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет — неяркий и неподвижный — был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Фрагмент текста рассказа

Раскрасьте цветом фрагмен-ты текста

Напишите, как звучит текст

Напишите, какие чувства испытывает повествова-тель

Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет — неяркий и неподвижный — был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

Вторая группа

Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Фрагмент текста рассказа

Раскрасьте цветом фрагмен-ты текста

Напишите, как звучит текст

Напишите, какие чувства испытывает повествова-тель

Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста

Осень пришла врасплох и завладела землей — садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.

В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.

Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

Третья группа

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Нёбо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

 

Фрагмент текста рассказа

Раскрасьте цветом фрагмен-ты текста

Напишите, как звучит текст

Напишите, какие чувства испытывает повествова-тель

Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста

Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.

Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, черную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Нёбо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Эхо от ударов топора, далекое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

Четвертая группа

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

Фрагмент текста рассказа

Раскрасьте цветом фрагмен-ты текста

Напишите, как звучит текст

Напишите, какие чувства испытывает повествова-тель

Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отражался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн, поднятых веслами, мерно бежали по берегам, поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев. Полосы света проникали в гущу трав и кустарников, и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок, будто солнечный луч ударял в россыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные блестящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами, то огненные шапки мухоморов, как будто забрызганные мелом, тo слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

Пятая группа

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Фрагмент текста рассказа

Раскрасьте цветом фрагмен-ты текста

Напишите, как звучит текст

Напишите, какие чувства испытывает повествова-тель

Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, не прав. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Шестая группа

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада был» трудно ходить: приходилось идти, по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Фрагмент текста рассказа

Раскрасьте цветом фрагмен-ты текста

Напишите, как звучит текст

Напишите, какие чувства испытывает повествова-тель

Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти, по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Седьмая группа

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем…

Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.

Фрагмент текста рассказа

Раскрасьте цветом фрагмен-ты текста

Напишите, как звучит текст

Напишите, какие чувства испытывает повествова-тель

Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем…

Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.

Восьмая группа

Солнце садилось за рекой. Между нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. Это солнце отражалось в густой осенней паутине, покрывшей луга.

Днем паутина летала по воздуху, запутываясь в нескошенной траве, пряжей налипала на весла, на лица, на удилища, на рога коров. Она тянулась с одного берега Прорвы на другой и медленно заплетала реку легкими и липкими сетями. По утрам на паутине оседала роса. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далеких стран.

На каждой паутине сидел маленький паук. Он ткал паутину в то время, когда ветер нес его над землей. Он пролетал на паутине десятки километров. Это был перелет пауков, очень похожий на осенний перелет птиц. Но до сих пор никто не знает, зачем каждую осень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей.

Фрагмент текста рассказа

Раскрасьте цветом фрагмен-ты текста

Напишите, как звучит текст

Напишите, какие чувства испытывает повествова-тель

Напишите, какие чувства испытываете вы, читая этот фрагмент текста

Солнце садилось за рекой. Между нами и солнцем лежала серебряная тусклая полоса. Это солнце отражалось в густой осенней паутине, покрывшей луга.

Днем паутина летала по воздуху, запутываясь в нескошенной траве, пряжей налипала на весла, на лица, на удилища, на рога коров. Она тянулась с одного берега Прорвы на другой и медленно заплетала реку легкими и липкими сетями. По утрам на паутине оседала роса. Покрытые паутиной и росами ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далеких стран.

На каждой паутине сидел маленький паук. Он ткал паутину в то время, когда ветер нес его над землей. Он пролетал на паутине десятки километров. Это был перелет пауков, очень похожий на осенний перелет птиц. Но до сих пор никто не знает, зачем каждую осень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей.

  1. Выразительное чтение фрагментов текста. (Группа сама определяет, сколько учащихся участвует в чтении, но основное требование: каждый учащийся должен высказаться по одному из вопросов).
  2. Расскажите, какой образ осени нарисовал автор в вашем фрагменте, и какими изобразительно-выразительными средствами он воспользовался. (Время работы 10-15 минут)
  3. Работа с репродукциями карт об осени (в группах). На столах лежат репродукции картин: М. Нестеров «Осенний пейзаж», И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», К. Коро «Деревья среди болота», И. Остроухов «Золотая осень» и др.

Рассмотрите картины об осени.

Выберите ту, которая вам больше понравилась. Посмотрите на осень глазами художника, мысленно «войдите» в его пейзаж.

В течение 5-7 минут обсудите:

  1. Как художник создал образ осени?
  2. Какие выбрал краски?
  3. Какие чувства, ощущения возникают у вас, когда вы смотрите на картину?
  4. Каким настроением проникнут пейзаж?

Для описания воспользуйтесь выпиской из «Словаря живописи», которая у вас есть на партах.

Подготовьте поэтичное устное описание картины (каждый учащийся принимает участие).

  1. Прочитайте подборку стихотворений об осени (см. приложение).

Время на задание 7-10 минут.

Подберите то, которое по настроению созвучно с выбранной вами картиной.

Найдите строчки, которые могли бы стать поэтическим эпиграфом к картине.

Выразительно прочитайте их. Понравившиеся слова и выражения можно записать в тетрадь.

  1. Прослушайте музыкальную пьесу П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Осенняя песня» (Октябрь). Время звучания – 7 минут.

Слушая, постарайтесь представить осень, которую мелодией описывает композитор.

Какой образ осени нарисовал П.И. Чайковский? (обмен впечатлениями)

  1. Опишите, какая возникает в вашем воображении осень, когда вы слушаете «Осеннюю песню» Чайковского.

Во время повторного звучания музыки учащиеся работают в тетрадях. Время работы 7-10 минут.

  1. Прочитайте написанные работы в группе. Лучшие работы прочитывают в классе.

Домашнее задание: перечитать сказку из рассказа К.Г. Паустовского «Желтый свет».

Написать сочинение-этюд (небольшую по объему и лиричную работу) на одну из следующих тем:

Звуки осени.

Краски осени.

Осенние запахи.

Листопад.

Осенний дождь.

Московская осень.

Можно написать сказку об осени.

13.Рефлексия. Поделитесь своими впечатлениями о пребывании на уроке: какая работа была вам  интересна, что вызвало затруднение, какие моменты мастерской особенно запомнились.

Приложение

Из «Школьного словаря литературных терминов и понятий» (авторы А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина)

ПЕЙЗАЖ — часть предметного мира, описание природы в литературном произведении; может использоваться для мотивировки действий персонажей, передавать их душевное состояние, создавать общий эмоциональный настрой произведения или отдельного эпизода; существует также «городской пейзаж» — описание улиц, домов и т. п.

МЕТАФОРА — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются олицетворения.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — один из тропов, заключающийся в том, что явление или предмет неживой природы, а также животные и растения наделяются качествами человека (речью, смехом, мыслями, переживаниями и т. д.). Пример олицетворения:

Ворон ворону в ответ:

«Знаю, будет нам обед...»

А.С. Пушкин

СРАВНЕНИЕ — один из тропов, заключающийся в сопоставлении людей, предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам; например:

«Анчар, как грозный часовой...»

А.С. Пушкин

ЭПИТЕТ — художественное определение, не только указывающее на какое-то качество человека предмета, явления, но вызывающее его зримый образ и формирующее у читателя определенное эмоциональное отношение; одно из художественных средств; например:

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

М.Ю. Лермонтов

Выписка из словаря живописи

ПЕЙЗАЖ, -а; пейзажи, ей; м. Жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

По образности художественного языка: виртуозный по живописи, воздушный, грустный, звучный по цвету, поэтический, поэтически-сказочный, радостный, сочный по колориту, суровый, тревожный, умиротворенный, экспрессивный, эмоциональный, эффектный, яркий... пейзаж.

КОЛОРИТ, только ед.; м. В живописи: гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения; цветовой строй.

По тону: беловато-желтоватый, буровато-свинцовый, голубой, золотистый, изжелта-красный, коричневатый, сапфировый, серо-жемчужный, синий, пестрый...

по степени насыщенности и светлоте: густой, высветленный, насыщенный, светлый, светоносный, сочный, прозрачный, темный, яркий...

по образности художественного языка: блеклый, глубокий, глухой, густой, звучный, знойный, мощный, напряженный, нежный, полнокровный, радостный, сдержанный, сильный, сияющий, скромный, солнечный, сочный, спокойный, сумеречный, суровый, тусклый, угрюмый, эмоциональный... колорит.

Бедный, богатый, гармоничный, изящный, мрачный, нарядный, праздничный, радостный, светлый, сдержанный, серебристый, теплый, яркий... по колориту.

СВЕТ, -а; света и свёты; светов; м. В изобразительном искусстве элемент светотени; поверхность, на которую падают прямые лучи.

По цветовому тону: голубой, желто-оранжевый, золотистый, красноватый, кремовый, розоватый, серебристый...; окрашенный...;

по яркости: ослепительный, сияющий, слабый, яркий..;

по образности художественного языка: беспокойный, волшебный, деликатный, драматический, жаркий, живительный, живой, зыбкий, мистический, мягкий, неуловимый, неустойчивый, подвижный, призрачный, радостный, резкий, спокойный, таинственный, трагический, тревожный, умиротворяющий... свет.

ЦВЕТ, -а> цвета, -ов; м. В живописи одно из основных средств выразительности; цветовой тон или окраска.

По цветовому тону: алый, аметистовый, багровый, багряный, белый, бирюзовый, болотный, бордовый, брусничный, бурый, васильковый, вишневый, голубой, желтый, жемчужный, зеленый, золотистый, изумрудный, каштановый, кирпичный, коралловый, коричневый, красный, кровавый, кумачовый, лазурный, лиловый, лимонный, малиновый, медный, огненный, оливковый, опаловый, оранжевый, охряный, пепельный, перламутровый, персиковый, пурпурный, ржавый, розовый, рубиновый, рыжий, свинцовый, серебристый, серый, сизый, сиреневый, сливовый, стальной, терракотовый, фиолетовый, черный, шоколадный, янтарный...; полный разнообразных оттенков, однотонный...;

по насыщенности, светлоте: блистающий, густой, интенсивный, мрачный, насыщенный, плотный, приглушенный, прозрачный, светозарный, светонасыщенный, сияющий, сумрачный, темный, яркий...;

по образности художественного языка: вялый, глубокий, глухой, говорящий, горячий, грубоватый, звонкий, звучный, изысканный, легкий, мерцающий, нарядный, нежный, обедненный, сдержанный, сильный, сияющий, скупой, спокойный, строгий, тяжелый, энергичный... цвет.

Выписка из словаря музыки

МЕЛОДИЯ, -и, ж. 1. Определенная последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство; мотив, напев.

2. Музыкальность, мелодичность, благозвучие.

По интонации: бурная, быстрая, вальсовая, восторженная, громкая, грустная, жизнерадостная, игровая, искренняя, лиричная, мажорная, маршевая, минорная, нежная, неторопливая, оптимистичная, песенная, приподнятая, резкая, романтичная, романсовая, спокойная, тихая, торжественная…

по образности художественного языка: акварельная, афористичная, веселая, волшебная, воздушная, воодушевляющая, вихревая, властная, драматичная, живая, жгучая, жестокая, журчащая, жутковато-мистическая, задорная, задумчивая, заводная, завораживающая, загадочная, затейливая, звенящая, искрящаяся, извергающаяся, изысканная, интенсивная, калейдоскопическая, космическая, кричащая, кружевная, ласковая, лучезарная, мечтательная, обворожительная, очаровательная, потрясающая, прозрачная, поэтичная, светлая, сверкающая, сказочная, сумрачная, трогательная, убаюкивающая, угловатая, умиротворенная, умиляющая, утонченная, фантастическая, холодная, чарующая, чудная, шутливая, щемящая, энергичная, яркая…

Поэтическая подборка стихотворений об осени

Прозрачных облаков спокойное движенье,

Как дымкой солнечной перенимая свет,

То бледным золотом, то мягкой синей тенью

Окрашивает даль. Нам тихий свой привет

Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,

Ни ярких красок нет <...>

Природа вся полна последней теплоты...

А.К. Толстой

И вот сентябрь! замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виется вкруг холмов;

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины;

Умолкли птиц живые голоса,

Безмолвен лес, беззвучны небеса!

Е. Баратынский

«Сентябрь»

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный

Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока

Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай

Кисть за кистью, и на полотне

Золотой, как огонь, и гранатовой

Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую,

Молодую царевну в венце

С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий        

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют.

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца <...>

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

И.А. Бунин        

Осень только взялась за работу,

только вынула кисть и резец,

положила кой-где позолоту,

кое-где уронила багрец

и замешкалась, будто решая,

приниматься ей этак иль так?

То отчается, краски мешая,

и в смущенье отступит на шаг...

То зайдется от злости и в клочья

все порвет беспощадной рукой...

И внезапно, мучительной ночью,

обретет величавый покой.

И тогда уж, собрав воедино

все усилья, раздумья, пути,

нарисует такую картину,

что не сможем мы глаз отвести.

И притихнем, смущаясь невольно:

что тут сделать и что тут сказать? ...

А она все собой недовольна:

мол, не то получилось опять.

И сама уничтожит все это,

ветром сдует, дождями зальет,

чтоб отмаяться зиму и лето

и сначала начать через год.

М. Алигер        

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

С. Есенин

«Осень»

Но вот приходит ветер. Всё, что было чистым,

Пространственным, светящимся, сухим, —

Всё стало серым, неприятным, мглистым,

Неразличимым. Ветер гонит дым,

Вращает воздух, листья валит ворохом

И верх земли взрывает порохом.

Н. Заболоцкий

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза,

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

А.А. Фет        

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца.

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

А. Плещеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Тонкий лиризм поэзии

Урок одного стихотворения. Задача учителя - показать красоту поэтического слова Тютчева. Развивать творческие способности учащихся....