Мои публикации
методическая разработка по литературе по теме
Методические разработки к урокам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
Предмет: Круг чтения
Тема: Отражение исторических событий в произведениях разных литературных жанров. (Обобщающий урок. Сравнение «Слова о полку Игореве» и Ипатьевской летописи)
Класс: 8
Учитель: Муковникова Т.А.
20012 год
Цель: Обобщение знаний обучающихся, полученных в ходе изучения «Слова о полку Игореве» и Ипатьевской летописи.
Задачи: Увидеть отражение исторических событий в произведениях разных литературных жанров.
Показать красоту и богатство языка «Слова...» и лаконизм языка лето- писи.
Показать актуальность произведения в наши дни.
Оборудование урока: 1. Наши современники о «Слове....»
2. Выставка художников и иллюстраций учащихся - отражение идеи «Слова...» в изобразительном ис- кусстве.
3. Словарик языческой мифологии.
4. Эпиграф к уроку.
Эпиграф: “В «Слове...» соединились могущество мысли и могущество искусства, вдохновенная импровизация и строгая обдуман- ность”.
Б. Рыбаков.
I . Организационный момент.
Объявление темы урока, постановка целей, задач урока. Настрой детей на успех.
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть, слышать, чувствовать. Я желаю вам успеха на этом уроке.
II. - На прошлых уроках мы познакомились с произведением «Слово о полку Игореве» и с Ипатьевской летописью, рассказывающих об одних и тех же событиях. Попробуем определить особенности разных литературных жан- ров, повествующих о походе князя Игоря на половцев. И поможет нам в этом ваше домашнее сочинение «Мое восприятие «Слова...», где вы напи- сали об особенностях жанра художественной литературы. (Сочинения детей, зачитать 2-3 фрагмента).
III. Работа с текстом.
У вас на столах сегодня тексты «Слова...» и летописи. Мы поработаем с тем и другим текстом, попробуем сравнить их.
Обратимся к началу «Слова...» (читает Пахомов А.), а теперь - к началу летопис-ного текста (Иванова В.)
- Что вы можете отметить .
Ответ детей.
- А теперь прослушаем чтение отрывка наизусть. (Внукова Е.)
- А в летописи есть такой отрывок? (Нет.)
- Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
- Ребята, когда вы учили отрывки из «Слова...» наизусть, вам трудно было запоминать? (Нет.)
- Почему?
Ответы детей.
- А если бы пришлось выучить отрывок из летописи? (труднее, т.к. ...)
Но вернемся к текстам. В чем наблюдается различие, в чем сходство?
летопись | «Слово...» |
лаконизм хронологическая последователь-ность событий отсутствие образных средств отсутствие эмоций | наличие идеи присутствие автора эмоциональный язык наличие пейзажа |
Вывод: Художественное произведение воспроизводит более полную картину событий о походе князя Игоря.
Физкультминутка. Мы поработали, немного отдохнем.
- Закройте глаза, положите руки на парты и подумайте о самом хорошем.
IV. Работа по определению актуальности произведения. Обращение к словарю Ожегова.
«Слово о полку Игореве» - замечательное произведение, но и летопись не менее зна-чима. Вы согласны со мной? Тогда давайте убедимся в этом.
Летопись рассказывает очень подробно о бое князя Игоря с половцами, но не содержит призыва к единению. Однако, летопись имеет определенное значение. Какое? (Ответы детей.)
А «Слово...» - это призыв к единению. Это хорошо видно во всем произведении, но особенно ясно звучит идея единства в золотом слове Святослава, которое является центральным в произведении. В летописи его нет. Почему? Итак, Золотое слово- призыв русских князей к единству, ибо в единстве - сила. Но сейчас нет раздробленности, на русскую землю не совершаются набеги половцев, а почему же произведение звучит современно, актуально?
Ответы детей.
V. Итог урока.
Итак, сегодня мы проследили сходство и различие произведений разных жанров. («Слово...» и летопись) Увидели богатство языка художественного произведения, а также отметили актуальность обоих жанров в настоящее время.
Д.З. Дома, ребята, вы закончите работу по сопоставлению произведений, которую оформите в виде сопоставительной таблицы.
Оценки за урок.
Спасибо всем за работу. До свидания.
Предварительный просмотр:
Произведения Л.Н. Толстого в контексте времени
Дубовый листок оторвался от ветки родимый
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…
М.Ю. Лермонтов «Листок»
Оборудование урока:
Портрет Л.Н. Толстого
Выставка иллюстраций к произведениям Л.Н. Толстого
Высказывания Л.Н. Толстого о войне, о мире и другие (2-3)
Творческие работы учащихся по произведениям Л.Н. Толстого
На доске запись темы урока, эпиграф, цель урока:
- выявить гуманистическое звучание произведений Л.Н. Толстого о войне;
- показать актуальность проблем, поднимаемых писателем в рассказе «Кавказский пленник» и повести «Хаджи Мурат».
1 ведущий:
Чем дальше от нас толстовское время, тем ярче перед нами вырисовывается необычный художественный мир писателя, тем неповторимей язык его произведений. Произведения Толстого – это произведения на все времена.
2 ведущий:
Поэтому современный человек вновь и вновь обращается к творчеству великого писателя и мыслителя, чтобы получить ответы на многие, волнующие нас вопросы:
- Что такое война? Как удается человеку пережив страшное потрясение войной, остаться самим собой, не превратиться в труса, предателя, ничтожество? Как сохранить чувство собственного достоинства, чести? И произведения великого Толстого помогают нам найти ответы на эти и другие вопросы.
Учитель:
Сегодня мы с вами будем говорить о произведениях Толстого, которые объединены одной темой – темой войны «Кавказский пленник» «Хаджи Мурат». Будем размышлять о поступках героев, о мотивах, которыми руководствуются они, о характерах и взаимоотношениях героев. И прежде всего, давайте ответим на вопрос: «Почему во многих своих произведениях Толстой обращается к теме войны? Каково его отношение к войне?»
- Ответы детей. (Толстой не любит войну, он называет войну «противным человеческой природе явлением». И обращаясь к этой теме, показывая войну без прикрас, писатель как бы говорит: «Одумайтесь, люди! Что вы делаете?».
Но рисуя картины войны, писатель показывает истинную суть человека,
ведь, по словам Толстого «Война ярче и глубже всего раскрывает душу
человека .»Учитель:
Современная литература наполнена тревогой дня, и старые книги стали
казаться написанными вчера. Л. Н. Толстой обращался к теме Кавказа в
течение всей жизни. Он служил на Кавказе и любил эту землю.
Ведущий:
Рассказ «Кавказский пленник »написан в 70-ые годы 19 века, и в основе
его лежит случай, произошедший с самим писателем: 13 июня 1853
года чеченцы напали на пятерых русских офицеров, среди которых был
и Л. Н. Толстой. Для них тогда все окончилось удачно: они ушли от
погони. А для героев рассказа- Жилина и Костылина все произошло
гораздо печальнее. Они попали в плен.
Учитель:
Автор по-разному изображает двух офицеров. Почему?
- Ответы детей: Чтобы показать их характеры, чтобы показать, что
Жилин смелый, он противопоставляет героев. - Как называется прием противопоставления в литературе?
- Антитеза. Покажите в тексте использование этого приема (Зачитать:
внешность, поведение, поступки).
Учитель: В рассказе звучит еще одна важная тема: Дружба между Жилиным и Диной. Для чего автору понадобилась эта тема.
- Чтобы усилить антивоенное, гуманистическое звучание рассказа.
Обращаясь к повести «Хаджи Мурат», нельзя не увидеть сходства этих
произведений. Определите, пожалуйста, в чем они похожи?
Ответы детей: Место действия, время, герои попадают в ситуации, требующие выбора, например: Жилин выбирает свободу, Костылин предпочитает дождаться, когда его выкупят из плена, Хаджи Мурат делает свой выбор, после предательства Шамиля, переходит на сторону русских: сходство в характерах Жилина и Хаджи Мурат, их смелость, принимать решение.
Учитель: Главный герой повести Хаджи Мурат - это сильный и гордый человек, автор нам представляет Хаджи Мурата великим воином с гордым характером, изломавшим об эту гордость и свою судьбу, и судьбы близких и соратников, метавшегося от аварцев к Шамилю, от Шамиля к русским, как будто гонимого слепой волей войны и наконец загнанного этой волей в смерть. Когда читаешь повесть, хочется понять, как хороший с острым чувством чести человек с детской улыбкой, сразу располагающей к нему доброе русское сердце. Жены коменданта Марьи Дмитриевны, молодого офицера Бутлера, самого автора - не может найти места на земле, льет свою и чужую кровь, воюет на той и на этой стороне и ни разу не спрашивает, зачем живет человек. Восхищает мужество Хаджи Мурата, на долю которого выпало много испытаний, но ничто не могло сломить гордого человека, не случайно Толстой начинает повествование с описанием перепаханого поля и покалеченного куста татарника (зачитать).
Учитель: Повесть «Хаджи Мурат» начата в 90-х годах XIX века, закончена в 1904 году.
1 ведущий: В наше время, к сожалению, тоже идет война в Чечне. Как и в то
далекое время, сейчас тоже гибнут люди, сеется вражда между народами.
Но, хочется верить, что книги Толстого научат людей доброте,
толерантности.
Ведущий: Лев Николаевич Толстой - великий художник слова. Герои его произведений предстают перед читателем ярко и живо. Автор подробно останавливается не только на внешности героя, но и на его внутреннем мире. Учитель: Сегодня мы постараемся увидеть героя по-своему. Помогут нам в этом художественное слово и кисть живописца.
Групповая работа: Группы детей и взрослых усаживаются вокруг столов, на каждом из которых табличка: «Художники», «Мастера слова», «Корреспонденты». ^ 1 группа получает задание:
1) проиллюстрировать пейзаж в рассказе «Кавказский пленник»: а) чеченское
селение; б) панорама, открывшаяся перед Жилиным во время прогулки с
чеченским мальчиком.
2) проиллюстрировать пейзаж в повести «Хаджи Мурат»: поле,
изображенное в начале повести.
2 группа (Художники слова) получает задание:
1) напишите сочинение-миниатюру «Последний бой Хаджи Мурата», «Дина помогает Жилину бежать из плена».
Учитель: Еще на понадобятся корреспонденты для того, чтобы написать репортаж с места событий:
- Жилин и Костылин бегут из плена;
- Хаджи Мурат спешит на выручку своей семьи;
Подведение итогов урока:
Можем ли мы сказать, что произведения Толстого актуальны в наше время. Способствуют ли они воспитанию доброты, терпимости. Подумайте, какие чувства пробудились в ваших сердцах по отношению к героям произведения Л.Н. Толстого. I—- Ответы детей. Домашнее задание:
1 вариант: написать сочинение-рассуждение о значимости произведений
«Кавказский пленник» и «Хаджи Мурат»;
2 вариант: написать киносценарий по обоим произведениям.
Учитель: Лучшая работа будет напечатана в школьном журнале «Вдохновение».
Предварительный просмотр:
Урок – проект « Подготовка к олимпиаде» в 10а классе.
Три пути ведут к знанию: путь
размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый трудный…
Конфуций.
Сегодня нам предстоит выполнить олимпиадные задания по литературе, и результатом этой деятельности будет выполненная олимпиадная работа.
Наше занятие будет состоять из трех частей:
- Литературный ринг, где вы продемонстрируете знание художественных произведений русской литературы Х1Х века.
- Терминологическая работа, которая явится подготовкой к самой значимой части нашего занятия – анализу поэтического текста.
- Анализ поэтического текста
Ход занятия: Начинаем литературный ринг, две команды по очереди задают друг другу вопросы, связанные со знанием художественных произведений русских писателей. Время ответа – одна минута.
Итог данного этапа работы.
Перед вами на слайде литературоведческие термины:
Анафора – ( от греч. – вознесение вверх )- повторение созвучных или одинаковых слов в начале стихотворения.
Катрен – (от франц. – четыре) – четверостишие, самая частая строфа в русской лирической поэзии ХIХ – ХХ века
Строфа – (от греч. – поворот) – сочетание стихов, образующее единство. Строфы отделяются друг от друга большой паузой
Метафора – (от греч. – перенос) – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.
Синтаксические фигуры – группа художественных приемов, выразительность которых основана на особенностях порядка слов в поэтическом высказывании и его интонации. Синтаксические фигуры призваны усилить эмоциональную выразительность художественной речи и подчеркнуть важнейшие образы в том или ином фрагменте произведения. Важнейшие синтаксические фигуры – анафора, повтор, инверсия, градация, антитеза.
Ваша задача – объяснить их значение.
Спасибо.
А теперь переходим к самой важной части нашей с вами работы – анализу поэтического текста:
А. А. Фет « Пришла, - и тает все вокруг…»
Достаточно один раз прочитать стихотворение, чтобы почувствовать, что между первой и последней строфой существует значительный эмоциональный перепад. Направление движения лирического сюжета очевидно.
В стихотворении обилие глагольных форм, в которых наиболее явственно реализуется тема перемен, происходящих в мире и человеке. Глаголы стоят в форме настоящего и прошедшего времени, причем почти все формы прошедшего времени выражают действия, которые не закончились и в момент речи еще продолжаются: заговорило, зацвело – это значит и сейчас говорит и цветет. Пятая строфа – итоговая. Поэтический смысл, выраженный в этой строфе, показывает, что здесь – соединение прошлого, настоящего и будущего времен. Перед вечной красотой вообще всегда нельзя не петь, не славить, не молиться. В стихотворении выявляются две временные доминанты: сейчас, миг и жизнь вообще, вечность. Лирический герой стихотворения обладает двойным видением: освоение внешнего мира происходит параллельно с погружением в самого себя. Таким образом, перед читателем возникают два ряда: субъективные переживания и внешние впечатления.
Внешний и внутренний мир взаимообъясняют друг друга. Внешний мир у Фета предстает как видимый и слышимый: тает все вокруг, заговорило, зацвело, вздохи неба, туч поход, деревьев хоровод, Внешний и внутренний мир взаимообъясняют друг друга. Природный мир дан открытым, распахнутым. И часто нельзя различить, где мир внешний, где внутренний. Внутренняя жизнь человека уподоблена природному миру и наоборот. И сделано это через метафорические сближения.
- Обратите внимание на метафоры. Назовите их.
-Вздохи неба, поет ручей…
Все стихотворение – реальное описание весны, данное через наиболее характерные ее признаки, и развернутая метафора возрождения души человека.
Каждый катрен стихотворения представляет собой интонационно завершенное целое.
- Стихотворение напевно, что очень характерно для Фета. С помощью чего достигается напевность?
- Напевность достигается синтаксическим параллелизмом: тает все – все жаждет; нельзя не устыдиться – нельзя не петь; повторы: все – все.
- Первая строфа настолько тематически завершена, что очень похожа на отдельное стихотворение. Здесь уже выявлена и художественно оформлена параллель природа – человек. Но здесь лирическое чувство только названо. Качественно нового взгляда на себя и на мир еще нет. Он появится позже, только в конце четвертой строфы.
В первой строфе главным оказывается образ, выраженный словосочетанием « жаждет жизни».
Вторая строфа содержит один из самых сложных образов: вздохи неба… из растворенных врат эдема. Автор использует славянизм «врат» и мифологизм « эдем», что придает стиху поэтическую изысканность.
Третья строфа – о внешнем, природном мире. Это новый шаг в освоении красоты, разлитой в мире.
В четвертой строфе – разрешение эмоционального напряжения. С неба песня – это песня жаворонка и небесная песня, благая весть. Песня звучит и вверху, и внизу, она как бы заполняет весь мир, дает возможность угадать, почувствовать главное, наиболее существенное из происходящего в мире и в душе человека.
« Истина чувства» песни, о которой говорит поэт в стихотворении « Пришла…» в том, что как природа, так и душа способны возрождаться. Главное – услышать песню. Но это дано не всякому. Человек с обыденным взглядом на мир может не услышать, не заметить весны.
В стихотворении « Пришла…» говорится о песне узнаваемой, родной, освященной памятью. Она и раньше – « как бывало» - помогала сердцу выходить из « плена вьюг».
Пятая строфа состоит из двух частей с одинаковым синтаксически рисунком. Анафора усиливает синтаксический параллелизм. Слово « нельзя» влияет на эмоциональный строй строфы. С точки зрения образности и звукового решения пятая строфа гораздо скромнее предыдущих. Здесь почти нет метафорической приподнятости, нейтральная лексика. Это закономерно. В первых четырех строфах красота явлена поэтом как ряд ее конкретных проявлений, а в заключении говорится о красоте вообще. Вчувствование в мир красоты приводит к более глубокому постижению мира и себя, к эстетическому потрясению и нравственному очищению.
Вопросы для литературного ринга.
По отрывку вы должны определить автора, название произведения, имя героя.
1. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите.
2. Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как « последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона.
3.Зимма! Крестьянин торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как – нибудь.
4.Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из нее вышла. На лице ее и во всех движениях обнаруживалась сердечная радость. « Он меня любит!» - думала она и сею мыслию.
5.Счастливые часов не наблюдают.
6. Это был человек лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно – серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.
7. Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента – посылают его; нужно написать какой- нибудь проект или приспособить новую идею к делу – выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает – бог весть.
8. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы. На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару.
9.Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!
- Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...