Внеклассное мероприятие по литературе"У каждой собаки своя судьба"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

в основе мероприятия - произведения  Л.Андреева "Кусака" и Г.Троепольского"Белый Бим Черное ухо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_kazhdoy_sobaki_svoya_sudba.meropriyatie.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:

Ребята, в этом кабинете сегодня собрались ученики сразу нескольких классов. Сама обстановка говорит о необыденности сегодняшнего мероприятия, тему которого я хочу объявить.

Тема такова: «У каждой собаки своя судьба»

Цели:

1.Раскрыть указанную тему посредством приобщения к творчеству русских писателей.

2.Совершенствовать умение выразительно читать текст, а также логично и чётко отвечать на поставленные вопросы.

3.Воспитать у учащихся чуткое, бережное отношение к собакам как к лучшим представителям «братьев наших меньших».

Эпиграфом к уроку будут слова:

Ты всегда в ответе за всех, кого приручил

        А. де Сент – Экзюпери

- Эти слова принадлежат великому французскому писателю. Я уверена , что вы знакомы с его творчеством.  Из какого они произведения?

Это произведение собой напоминает притчу.

_Что такое притча?

(Рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме)

- Чему учит притча о маленьком принце?

(Доброте , чуткому отношению к людям, любви ко всему живому на Земле…)

Притча о маленьком принце показала вам, как надо жить, чтобы обрести счастье, мир и чувство собственного достоинства. Она убедила, что самое главное находится внутри нас, в нашем отношении ко всему живому на Земле.

Ты всегда в ответе за всех , кого приручил.

Вот фраза, которую можно назвать главной в сказке. Но очень хочется, чтобы эта фраза была одной из главных и вашей жизни.

Учитель:

-Ребята. У вас есть домашние питомцы?

Я хочу попросить вас бережно к ним относиться, потому что они привыкли к вам . полюбили вас и надеются на вашу доброту и помощь. Они всё чувствуют, всё понимают, и рыбки, и попугайчики , и хомячки, и кошки.

Но сегодня хочется поговорить о собаках.

Сколько на свете разных удивительных собак!

(Слайды)

Ребята, какие собаки красивые, благородные. А есть некрасивые…Худые, грязные, с облезлой шерстью, с кровоточащими ранами, порой запуганные, а иногда озлобленные на всех вокруг. А всё потому, что эти собаки никому не нужны, нет у них хозяина, нет дома. Злая у них судьба…

О собаке со злой судьбой рассказал в своём произведении русский писатель Леонид Андреев.      

Рассказ ученика о Л. Андрееве.

Леонид Николаевич Андреев- русский писатель, один из самых знаменитых писателей России начала 20 века. В его разноплановом творчестве отведено место произведениям. Посвящённым детям. В них автор затрагивает очень важные для ребёнка вопросы :в чём радость жизни, что такое настоящая дружба, какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми. Среди рассказов, посвящённых детям, есть занимательные истории о животных и о их роли в жизни людей. Такие истории являются поучительными и воспитывают у ребёнка лучшие качества души. Есть у Леонида Андреева замечательный рассказ «Кусака». Он повествует о жизни несчастной собаки.

                                 (Слайды)

О судьбе несчастной собаки в своём монологе расскажет ученица 5 Б класса Шатохина Валерия.

Она никому не принадлежала .У неё не было имени, и никто не знал, где она жила и чем кормилась.

Ребята бросали в неё палками и страшно, пронзительно свистели .Тогда в страхе мчалась она на край посёлка и пряталась в одном ей известном месте. Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу.

Только один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца.

- Жучка! Жучка! Поди сюда, не бойся! Да поди, дурра! Ей- богу не трону!

Собаке так хотелось ласки. Она поверила человеку и несмелыми шажками подошла к нему.

- У-у, мразь! Тоже лезет! – пьяница с размаху пнул её в бок носком тяжёлого сапога.

С тех пор собака не доверяла людям, убегала от них, а иногда со злобой набрасывалась и пыталась укусить. Так она и жила.

Жила под террасой пустой дачи, одна, всю зиму.

А весной на даче поселились люди. Среди них была хорошенькая девушка Лёля, которая радовалась всему живому вокруг и всех вокруг любила. Беззвучно подкравшись, собака яростно вцепилась зубами в подол девичьего платья и рванула его.

- Ах, злая собака! – крикнула Лёля. – Мама, дети! Не ходите в сад: там собака! Злющая!

Собаке жилось неспокойно: она боялась людей. Но Лёля была такая добрая, что , забыв обиду, всё же хотела подружиться с ней и даже имя определила: Кусака.

_ Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь? Сахару тебе дам, хочешь? Ну, пойди же!

Но Кусака не шла: боялась.

_ Я тебя люблю , Кусачка, я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки! Ты не веришь мне , Кусачка?

И Кусачка второй раз в жизни почему- то поверила человеку. Преодолевая жуткий страх, она приблизилась к девочке и дала себя погладить и потормошить.

Лёля обрадовалась:

- Мама, дети! Глядите: я ласкаю Кусаку!

И собачья душа оттаяла- Кусака расцвела: у неё было имя, она потолстела, потому что люди кормили её, шерсть стала гладкая и красивая, и, самое главное, она обрела веру в человека. Она жила рядом с людьми, её любили. Она с радостью выполняла все просьбы людей:

_ Кусачка , милая Кусачка, поиграй ! Мама, дети! Смотрите, Кусака играет! Ещё , Кусачка, ещё!

Что ещё надо для собачьего счастья?

Но как коротко было оно, это собачье счастье…

Пришла осен6ь. Дачники собрались уезжать в город.

Лёля взволновалась:

_ Как же нам быть с Кусакой?- спросила она у мамы.

_ Кусаку придётся оставить! Бог с ней…

_ Жа- а- лко!- переживала Лёля _ Жа- а- лко!

Дача опустела: хозяева уехали в город.

Кусака долго металась по следам уехавших людей: бегала на станцию, заглядывала в стеклянную дверь пустой дачи и скребла когтями… Никто не ответил ей.

Наступила ночь. И когда уже у Кусаки не было сомнений , что люди её снова предали, бросили, собака завыла. Она выла жутко, настойчиво и безнадёжно.

Собака выла…  

Учитель:

Есть ещё один удивительный русский писатель , который в своём творчестве отвёл достойное место изображению жизни собаки. Это Гавриил Троепольский.

Рассказ ученика о Г. Н. Троепольском.

29 ноября исполнилось 105 лет со дня рождения русского писателя Г. Н. Троепольского.Троепольский в своих произведениях выступал в защиту всего живого на земле. Он любил животных и сельскую природу, хотя большую часть времени прожил в городе. Особенно тесно его судьба связала со старинным русским городом Воронежем.

В 1959 году , уже будучи профессиональным писателем, Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме на  улице Чайковского свои наиболее плодотворные годы до самой смерти, до 1995 года.

В 1993 году Троепольскому  было присвоено звание Почётного гражданина города Воронежа.

Одна из улиц Воронежа названа в честь писателя. Его имя носит и одна из библиотек города.

Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы. Около театра кукол установлен памятник Биму. Авторы памятника Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреат Государственной премии России.

Бим- добрая, преданная, умная собака, герой произведения Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».  

                                      (Слайды)

Учитель:

Повесть «Белый Бим Чёрное Ухо» Написана в 1971 г.Это наиболее известное и любимое читателями произведение Троепольского. Писатель был удостоен Государственной премии за повесть в 1976г. В1977г Станислав Ростоцкий снял фильм- трогательный рассказ о судьбе Бима.Этот фильм был назван лучшим русским фильмом года, удостоен Ленинской премии, главной премии на фестивале в Карловых Варах и номинирован на премию « Оскар» как лучший фильм. Он интереснейший и впечатляет так, что трудно сдержать слёзы. Я думаю, что лучше всё увидеть своими глазами.

Фильм довольно продолжительный, поэтому вашему вниманию будут представлены фрагменты, из которых вы всё можете узнать о судьбе Бима. Для лучшего понимания фрагменты будут сопровождаться комментариями учеников.

Прошу вашего внимания!  

          ( Демонстрация  эпизодов фильма «Белый Бим Черное ухо».

Чтец № 1

             

      В доме Ивана Ивановича появился маленький неуклюжий щенок ,который в

      жизни еще не понимал ровным счетом ничего ,а потому жалобно скулил и         безнадежно пытался найти мать .Его хозяин назвал Бимом.

   По первости, по причине совершеннейшей беспомощности Бима, Ивану Ивановичу приходилось кормить его из бутылочки молоком и укачивать на руках своих . Уже через короткое время Бим окреп ,сделался любознательным щенком и даже из-за своего любопытства стал проказничать. Хозяину подчас приходилось воспитывать питомца моралью и легким трепанием уха.

     Время шло. Бим рос, а вместе с ним росла привязанность к хозяину. Да и Иван

  Иванович признавал , что Бим прочно вошел в его жизнь и занял в ней почетное

место. Добротой своей , безграничным доверием и лаской взял его Бим. Иван Иванович отвечал собаке тем же. Они вместе проводили все время: отдыхали,

ходили на охоту и даже читали книги. Хозяин читал ,а Бим внимательно слушал.

  Иван Иванович и Бим стали неразлучны , они нуждались друг в друге как в чем- то жизненно важном.

« Все будет хорошо, Бимка,»- так подбадривал хозяин своего любимого питомца.

 

 ( ЭПИЗОД фильма № 1)

  ЧТЕЦ № 2

  « Все будет хорошо ,Бимка! …» - говорил Биму Иван Иванович.

  Но не все всегда в жизни бывает хорошо : в дом Ивана Ивановича и Бима пришла беда. Хозяину вдруг стало очень плохо: осколок подполз под сердце. Скорая забрала его в больницу .Бим почувствовал беду.

  ----  Ждать ,мальчик, ждать!- это были последние слова ,которые слышала собака от хозяина.

 Слово «ждать» стало главным для Бима. Ждать! Вот теперь вся цель его жизни. Он перестал есть ,потому что очень тосковал и ждал…

А когда совсем отчаялся, отправился на поиски хозяина. И теперь , кроме слова ждать, главным стало еще одно – « искать».Он бегал по улицам города , заглядывая в каждый укромный уголок . Бегал целыми днями ,одинокий и грустный. А по ночам выл…

( ЭПИЗОД фильма № 2)

ЧТЕЦ № 3

На трудном пути Бима в поисках своего хозяина встречались разные люди. Одни откровенно презирали собаку ,стараясь отругать ,а то и пнуть ногой. В них было столько жестокости и враждебности по отношению к Биму!

От такого обращения Бимка еще больше почувствовал свое одиночество. Сердце его щемила тоска. Только то, что ему непременно нужно было найти своего хозяина , заставляло его как-то держаться ,жить.

Встречались Биму и люди , которые смогли понять собачью боль , старались хоть чем-то помочь. Таких , к сожалению, было немного. В их числе девушка Даша. Она нашла дом, где жили Бим и Иван Иванович ,узнала от соседки о  произошедшей беде и даже привезла Биму письмо от хозяина ,которого разыскала в столичной больнице.

« Бим , бедный Бим, раздавленный , больной и без капли надежды ,почувствовав запах хозяйских рук, положил голову на лист, а из глаз его покатились слезы. Это были слезы надежды».

И надежду принесла Даша . Как же Биму  не потянуться к девушке ,которая связывала его с хозяином ! Вот она , радость !

Но Дашу куда-то увозил поезд …  

( ЭПИЗОД  ФИЛЬМА №3(-1-2-3))

ЧТЕЦ №4

Девушка Даша оставила глубокий след в душе Бима.А вскоре жизнь подарила собаке встречу с еще одним добрым человеком- с мальчиком Толиком.

Толик очень любил животных , поэтому когда встретил Бима , решил непременно ему помочь. «Так нашелся у Бима новый маленький друг», который решил взять его к себе жить.

(ЭПИЗОД №4)

«Все равно найду!»- говорил Толик. И он искал Бима. Часто можно было видеть в городе ,как чистенький мальчик останавливал прохожих  и спрашивал:

- Дяденька, вы не видели белую собаку с черным ухом ?

ЧТЕЦ № 5

Стихотворение « С грустью хожу я по городу».

С грустью брожу я по городу,

Озадачен вопросом своим:

«Где ж разыскать эту гордую

Собаку по имени Бим…

Мне в твое ухо бы черное

Прошептать, как ты мною любим,

Мысли твои все прочел бы я,

Ты – друг мой, ты – ласковый Бим,

Город встречается с вечером,

И трамваи проходят звеня.

Ищет тепла человеческого

Мой Бим. Так ищи же меня !

ЧТЕЦ № 6

«Ждать и искать». Смысл этих слов для Бима изменился под действием тяжелого груза бед, выпавших на его долю. Но движимый какой-то неведомой силой , он продолжал ждать и искать  и в поисках своих все так же бродил по улицам…Теперь он был похож на настоящую бездомную собаку , одинокую, больную и злую. Для бездомных собак существуют люди, которые отлавливают их, помещают в фургон и куда-то увозят, чтобы решить участь несчастных животных.

Такой фургон стал последним пристанищем для Бима…

А в это время выздоровевший Иван Иванович спешил домой, спешил к своему любимому, преданному другу .Встреча уже близка.

И она состоялась. К сожалению ,слишком поздно…

Иван Иванович открыл дверь фургона, положил руку на голову лежащего Бима-верного, преданного, любящего друга.

Запорхал редкий снежок. Две снежинки упали на нос Бима и … не растаяли. Бим был мертв.

ЧТЕЦ № 7

Иван Иванович берет ружье и отправляется туда ,где так часто они бывали вместе с Бимом.

Четыре выстрела ,выпущенные из его ружья, стали символом скорби и памяти о верном и любимом друге.

(ЭПИЗОД ФИЛЬМА №5)

ЧТЕЦ №8

Стихотворение «Слышу- выстрел стихает».

Слышу- выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется- лает

Белый Бим,

Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний ,ни зла.

В ясный день

И под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим,

Белый Бим…

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте,

И душою незрячих

Научи доброте.

Чтец №9

Прошло время. В доме Ивана Ивановича появилось маленькое неуклюжее существо-щенок. Добрый человек теперь его будет воспитывать и любить. Но разве кто-нибудь сможет заставить Ивана Ивановича забыть Бима ? Разве сможет забыть он охотничьи зори, подаренные старым преданным другом, его доброту и всепрощающую дружбу? Нет , этого он не забудет никогда…

(ЭПИЗОД № 6)

Вот и закончилось мероприятие, тема которого определена так: «У каждой собаки своя судьба».

Какая бы ни была эта собачья судьба, ясно одно: она зависит от нас с вами.

_Ребята, что по- вашему мы, люди, должны сделать, чтобы жизнь собак, которые окружают нас сегодня, была менее печальной, чем жизнь наших героев, Кусаки и Бима?

( Бережно относиться. Заботиться о них, не бить, не выбрасывать на улицу, не лишать возможности общения и т д)

Ребята, давайте бережно относиться к собакам, да и ко всему живому на Земле, к каждой букашке, птичке, зверюшке. Поверьте, что только тогда все будут по- настоящему счастливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…»

Сценарий внеклассного мероприятия по истории России «России лики и судьба…», Игорь Олегович Насаев, учитель истории МБОУ «Лицей № 21» г. Курска...

Внеклассное мероприятие: "Правила дорожные знать каждому положено!"

- Закрепить и уточнить знания детей о правилах дорожного движения,  о дорожных знаках.   - Развитие логического мышления, памяти, сравнения, умение составлять целое из частей. Ра...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.

Описание: предлагается сценарий мероприятия  «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой

Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой.Цели:познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее нелегкой судьбой;ра...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе «Тургенев связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи…» (романы И.С. Тургенева и эпоха)

Мероприятие направлено на знакомство учащихся с отдельными фактами биографии И.С. Тургенева, с романами писателя, повышение интереса к чтению прозаического текста, к литературному наследию И.С. Турген...

Внеклассное мероприятие по литературе "Своя игра"

Игра предназначена для учеников 7-8 классов. В игровой форме ученики смогут повторить и обобщить свои знания в области литературы....

Внеклассное мероприятие по литературе "Каждый выбирает для себя …." (по творчеству В.М. Шукшина).

Внеклассное мероприятие по литературе "Каждый выбирает для себя …." (по творчеству В.М. Шукшина)....