Внеклассное мероприятие по литературе «С любовью к России»
методическая разработка по литературе по теме

Внеклассное мероприятие по литературе  «С любовью к России» разработано для обучающихся 5-9 классов  с целью воспитания активного гражданина- патриота своей Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

«С любовью к России»

Составила и провела учитель русского языка и литературы

МБОУ "Старочервовская ООШ" Заикина Н. А.

Цель мероприятия:  формирование патриотических качеств личности, воспитание активного гражданина- патриота своей Родины.

Задачи:

  1. способствовать воспитанию осознания детьми неповторимости Отечества, своей принадлежности к малой родине;
  2. способствовать формированию знаний о государственных символах России;
  3. обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о происхождении слов «Русь», Россия; о защитниках русской земли;
  4. способствовать формированию умений выражать своё отношение к родине в рисунках.  

Учитель:  Ребята,   сегодня я предлагаю вам ещё раз пройтись  по нашей родной земле,  которую мы зовем  Россия.

Назовем мы наше занятие - " С любовью к России».

Девизом пусть станут слова И. Северянина:

О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь - что тоску забыть,

что любовь любит, что бессмертным быть.

Вот сегодня мы с вами и поговорим о нашей Родине, о России.

Часть 1.Откуда взялось такое название – «Россия»?

Выступление ученика:

В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как предполагают ученые, произошло от слова « русло». Русло – ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озёр.

Так называли страну, которая лежала между реками Вяткой и Дунаем, между Белым и Черными морями. Она была населена русичами, т.е. людьми, живущими по берегам рек и озер. Река поила  кормила, по ней можно было сплавлять лес и добираться на лодке до других селений.

Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли «россами», а страну, где они живут – Россия. Такое название в языке закрепилось с  XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.

Ученик:         За ясные зори, умытые росами,

                За русское поле с колосьями рослыми,

                За реки разливные в пламени синем

                Тебя по - славянски назвали

Россия.

                        Россия…

                                      Россия…

                                                     Раздолье…                

                                                             Равнины…

                Березы босые, седые осины.

                Всё дорого с детства,

                Всё памятно с детства. И всё же не можешь никак наглядеться.

Учитель:           ? Что же, по-вашему объединяет нас всех, сидящих здесь?

                    ? У каждого государства есть свои символы.

Часть 2. Символы России.

Ученик: Флаг. По решению Государственной Думы и Президента Россия вступила в третье тысячелетие с бело- сине- красным флагом. (демонстрирует флаг России).

Ученик:  Герб. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов.

Скипетр и Держава в когтях орла - образное выражение незыблемости устоев нашего Отечества.

Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву, как собирательницу и защитницу всех земель русских. Недаром на пороге века двуглавый орёл  снова становится символом России.

(  Демонстрирует герб России).

Ученик:  Гимн. Это торжественная песня, которую поют и слушают стоя. Прошу всех встать.

( дети слушают гимн).

1 января 2001 года Гимном снова стало произведение с современным текстом С.Михалкова на музыку А.В.Александрова. Текст Гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

Часть 3.Просторы России.

Ученик: Россия занимает площадь в 17 миллионов кв. км. Это в два раза больше, чем территория целого материка Австралия.

Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние в четыре тысячи километров.

А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над пространствами России  10 тыс. км.

Россия располагается в двух частях света – Европа и Азия. Россия занимает северо-восточную часть материка Евразия, омывается водами трёх океанов: Тихого – с востока, Атлантического – с запада, Северного Ледовитого – с севера.

Звучит русская народная песня «Родина».

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это Родина моя.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины ,

Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это родина моя.

Часть 4. Защитники земли русской.

Учитель:  Сильна и могуча Русь. Всегда славилась Россия своими  защитниками  – от простых солдат до генералов.

Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов говорил, что лучше русского солдата нигде в мире нет. Он и сам не пропадет, и товарища спасёт. А где сил не хватит, там смекалкой возьмёт.        

Это Россия спасла Западную Европу от татаро-монгольского нашествия. Это из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.

Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.

Ученик:    Россия!

                Зарождалось это слово

В звучании разбуженных мечей,

                В холстах голубоглазого Рублёва

                И в тишине предгрозовых ночей.

                На поле боя

Вызревали росы,

На пепелищах пели топоры.

                Мы всё прощали:

                Мы великороссы,

                Всегда великодушны и добры.

Часть 5. Россия-малая родина.

Учитель:  Родина – понятие многогранное. Это и дом, в котором ты родился и вырос, и деревня или город, где проходило твоё детство. Это и вся огромная Россия, и до боли близкий край Кузбасс.

Песня «С чего начинается Родина…» ( 1 куплет)

Учитель: Поэты и писатели, создавая неповторимый образ Родины, вкладывают в это слово особое содержание.

Вот как ощущает Родину Кузбасский поэт  Валентин Махалов.

Ученик:                                                             Вал. Махалов.

                Родина наша малая –

                Там, где родился и рос,

                Связана с лаской маминой,

                С лепетом белых берёз.

Родина наша малая –

Там, где в тяжелый год

Сердце наше усталое

Чуточку отдохнет.

Родина наша малая –

Там, где в прощальный час

Зори восходят алые

Добром провожая нас.

Учитель:  Для кого-то малая Родина – Кузбасс, кому-то – Красноярский край или Дальний Восток, Кубань или Подмосковье. А всё вместе – это одна большая страна – наша Россия.

Ученик:         Хороша Россия!

В полдень так нежна.

Но ещё красивее

В сумерках она.

Хороша Россия

Утром на заре,

Но ещё чудеснее

В лунном серебре.

Учитель: Восхищение красотой своей Родины нашло отражение не только в полотнах русских художников, но и  в ваших рисунках о родном крае.

( Экскурс по рисункам детей)

Ученик:        Родина моя, моя Россия,

                Как сказать, что я тебя люблю?

                Это море, это небо синее,

                Это жизнь в моём родном краю,

                Этот дождь, и эти вьюги злые,

                Эти клёны, эти тополя…

                Родина моя, моя Россия,

                Как сказать, что я люблю тебя?

Учитель: Любовь к Родине – святое, трепетное чувство, живущее в сердце каждого русского.  Недаром народ веками создавал пословицы о Родине. Давайте вспомним некоторые их них.

Ученики:

  1. Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  2. Всякому мила своя сторона.
  3. С родной земли – умри не сходи.
  4. Своя земля и в горсти мила.
  5. Дома и стены помогают.
  1. За морем веселье – да чужое, а у нас и горе – да свое.
  1. Любовь к Родине сильнее смерти.
  2. На родной стороне и камешек знаком.
  3. Нет в мире краше Родины нашей.
  4. Родная землица и во сне снится.
  5. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  6. Кто Родиной торгует, того кара не минует.
  7. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
  8. Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
  9. Человек без Родины – что соловей без песни.
  10. Родина – мать, умей за неё постоять.
  11. На чужой сторонушке рад родной воронушке.
  12. За край родной иди бесстрашно в бой.
  13. Родина краше солнца, дороже золота.
  14. Смело иди в бой – Родина за тобой.

Учитель: В этих пословицах – любовь русского человека к своей отчизне.

( Выслушивает ответы детей на вопрос « Что значит – любить Родину?»)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый её любит. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса, поля и реки. Любит  свою зиму и своё лето, свою осень и свою весну. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни, сказки, танцы своего народа.  А всё это и есть Родина.

Ученик:     Берегите Россию –

                Нет России другой.

                Берегите её тишину и покой, это небо и солнце,

                Этот хлеб на столе

                И родное оконце

                В позабытом селе.

                Берегите Россию –

                Без неё нам не жить.

                Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.

        

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь - волшебная страна"

Данная методическая разработка направлена на нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Цель мероприятия «Литературное кафе «Любов...

Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь в жизни и творчестве А.А. Блока"

Внеклассное мероприятие по литературе с презентацией "Любовь в жизни и творчестве А.А. Блока" для учащихся 11 класса...

Сценарий к внеклассному мероприятию по литературе к Дню Святого Валентина для учащихся 7-11 классов "Миром правит любовь".

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 7-11 классов. Материал структурирован, изложен логично, соответствует возрастным особеннос...

Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России»

Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России» рассчитано на аудиторию 5-8 классов. Предполагает привитие базовых национальных ценностей, в том числе патриотических, духо...

Внеклассное воспитательное мероприятие на тему: "С любовью о России".

музыкально - литературная гостинная на тему"С любовью о России"...