Урок-исследование "Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Иванова Валентина Ивановна1953

Исследуя картины В.В.Верещагина и рассказ В.М.Гаршина "Четыре дня", привести детей к пониманию, что война-это большое зло, которое надо бить любыми средствами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение  «Седельниковская  средняя общеобразовательная школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области

                                   

Интегрированный урок-исследование  

Тема войны в творчестве

          В.М.Гаршина                                                                                    

                                                            и

             В.В.Верещагина

   

  Преподаватель русского языка и литературы: Иванова Валентина      

                                                                                               Ивановна

                            Седельниково, 2012г.

           Тема войны в творчестве         В.М.Гаршина  и  В.В.Верещагина.                                                                

                                                                                                                       

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с творчеством В.М.Гаршина и В.В.Верещагина;
  2. развивать образное восприятие окружающего мира, умение сопоставить увиденные и прочувствованные образы в различных искусствах, воспитывать вкус, внутреннюю культуру;
  3. развивать навыки анализа художественного произведения, обогащать словарный запас учащихся.

             

Эпиграф к уроку:

                                           Передо мною, как перед

                                       художником, Война, и я её

                                       бью, сколько у меня есть сил.

                                                                 В.В.Верещагин

   

 Предварительное домашнее задание к уроку.

  1. Прочитать рассказ В.М.Гаршина «Четыре дня»

  1. Индивидуальные задания:
  1. На первых страницах рассказа «Четыре дня» много неопределённых местоимений. Покажите, что это так, и подумайте, какую смысловую нагрузку они несут? Отметьте для чтения в классе.
  2. Подсчитайте, сколько вопросов задаёт герой на протяжении рассказа. Более значительные выделите для  чтения в классе.
  3. Сообщения о картинах В.В.Верещагина.
  4. Сообщение. Биография В.М.Гаршина.

  1. Устно ответьте на вопросы:
  1. Осознанно ли шёл герой рассказа на убийство? Почему убил? Как автор говорит об этом?
  2. Виноват ли в чём-то убитый им турок? Зачитать мысли автора.
  3. Как меняется отношение героя к турку на протяжении рассказа?
  4. Кто истинный виновник войны? Говорит ли об этом Гаршин? Почему?
  5. Каким увидел автор лицо войны? Найдите в тексте описание.

                            Ход урока

1.Слово учителя.           Слайд 2. (картина Репина «Иван Грозный

                                                              и сын его Иван»)

          Эту картину Илья Ефимович Репин написал в 1885году.

 Она нам знакома, но не спешите отвести взгляд от этого полотна.

 Вглядитесь, сколько здесь трагизма!..

Тёмные покои, отброшенный в сторону жезл—орудие убийства, залитый кровью ковёр, сидящий на полу царь-безумец, только что смертельно ранивший своего сына, голову которого он прижимает к груди, словно пытаясь удержать его среди живых, -смуглое, кроткое, в крови лицо царевича.

 Всмотритесь внимательно и запомните, что царевича Ивана Репин писал с известного писателя Всеволода Михайловича Гаршина.

            На вопрос, почему с Гаршина, Репин ответил:

«Я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обречённость: у него было лицо человека, обречённого погибнуть».

Всеволод Михайлович ненавидел насилие, войну, кровь.

Его рассказы о войне звучат пронзительной болью. Но тогда он ещё не знал, до какой степени его взгляды на войну совпадают со взглядами русского художника Верещагина Василия Васильевича.

                                                   Слайд 3. (Портреты Гаршина и Верещагина)

 

       2. Цель урока.

Исследуем картины Верещагина, рассказ Гаршина «Четыре дня» и ответим на вопрос: «Какой рисуют войну художник кисти и художник слова?» (вопрос записан на доске)

     

   3. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь.

   

                                                    Передо мною, как перед

                                                     художником, Война, и я её бью,

                                                     сколько у меня есть сил.

                                                                   В.В.Верещагин


   4. Слово учителя.             Слайд 4. (Портрет В.В.Верещагина)

Василий Васильевич Верещагин родился в 1842г. в дворянской семье. Родители мечтали видеть своего сына морским офицером, и он блестяще закончил Морской корпус.

Но Верещагин отказался от военной карьеры.

В 1860г. он поступил в Петербургскую академию художеств. Талант Верещагина-художника раскрылся, когда он обратился к военной теме.

В 1876г. художник попал в Туркестан и оказался свидетелем и участником жесточайшей войны.

В результате был создан цикл картин, получивший название «Туркестанская серия»

Итак, вглядимся в эти картины и подумаем над вопросом:

            -Какой видит Верещагин войну?


  5. Сообщения о картинах  (заранее подготовленные учащиеся)

  1. Залитая солнцем Средняя Азия—знойное небо, знойные пески, гробницы и минареты, изукрашенные небесно-песочным орнаментом, странная неподвижность поз, леность движений. (Слайд № 5. «Смертельно раненный»)

  1. И—залитая кровью Средняя Азия. Небо, помутневшее от взвихрённого копытами песка. Искажённые битвой лица…

Смертельно раненный, зажимая кровавую рану на груди, ещё бежит, но это бег умирающего. Ещё миг…Человека не станет. На раме сверху авторская надпись; «Ой, убили, братцы,.. убили,.. ой, смерть моя пришла!..» Это последний крик человека… А может быть, последняя мысль?..

  1. На картине «Удача» два бухарца любуются отрезанной головой русского солдата. Сейчас её опустят в кошель. За голову убитого заплатят щедро.

                                                                                            (Слайд № 6 «Удача»)

  1. Но вот рядом картина «После удачи». Лежат у крепостной стены трупы этих же бухарцев, а рядом раскуривает трубку русский солдат.

                                                                                            (Слайд №7 «После удачи») 


6. Слово учителя.

     Началась русско-турецкая война. Художник немедленно отправился к месту боевых действий и принял непосредственное участие в боях. В результате была создана новая серия—«Балканская»

_____________________________________________________________  

 7. Сообщения о картинах.

      Вот перед нами Балканская серия картин Верещагина

                                                                    Слайд №8   («Шипка—Шейново. Скобелев

                                                                                      под Шипкой»)

  1. Бой за Шипку—перевал через Балканы при деревне Шейново—решил исход русско-турецкой войны.

Здесь была разгромлена турецкая армия.

На фоне величественного пейзажа заснеженных Балканских гор изображена выстроившаяся во фронт русская армия и генерал Скобелев, поздравляющий солдат с победой.

А на переднем плане сотни убитых, русских и турок, уже запорошенных снегом.

  1.  А вот ещё картина.        

                                                      Слайд №9   («Побеждённые. Панихида по убитым»)

           Бескрайнее мёртвое поле, грозовое небо, готовое обрушить на

           землю сухой колючий снег…

           Уложенные рядами трупы убитых солдат, священник в чёрном   облачении с дымящимся кадилом в руке—панихида.


8. Слово учителя.    

          Итак, какой же видит войну Верещагин?

            (Учащиеся должны прийти к выводу, что художник изображает

             войну как страшное зло)

       Такой же видит войну и Всеволод Гаршин.

        Оба этих художника были гуманистами и обличали войну как социальное зло. Тема войны станет одной из главных в творчестве Гаршина. Впервые он увидел войну на полотнах Верещагина, увидел глазами этого художника. Им обоим суждено было оказаться на полях сражений одной войны и пролить свою кровь.


9. В.М.Гаршин. Биография. (Сообщение учащегося)

                                                                Слайд  №10   (Портрет В.М.Гаршина)

    Всеволод Михайлович Гаршин прожил очень недолгую жизнь, всего 33года. Он успел опубликовать лишь два маленьких сборника рассказов, и тем не менее его творчество оставило в русской литературе большой и яркий след.

    Родился он 14 февраля 1855г. в Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская обл.) в дворянской семье скромного достатка. Закончил Петербургскую гимназию, поступил в Горный институт, однако закончить институт ему не удалось.

   В 1877г. началась Русско-Турецкая война, и Гаршин добровольцем идёт в армию. На войне чувствовал себя не только солдатом, но и будущим писателем-баталистом. В одном из сражений был тяжело ранен и отправлен в госпиталь.

   Вернувшись из армии, он целиком отдался художественному творчеству, стал постоянным сотрудником журнала «Отечественные записки».

  Всеволод Михайлович пишет небольшие рассказы, но мечтает написать большое произведение о войне.

  Большой труд требовал времени, спокойной обстановки, здоровья. А болезнь всё чаще туманила разум, мешала работоспособности.

  1888г. начался болезнью, умер писатель 24 марта.



10. Анализ рассказа «Четыре дня» (Рассказ прочитан дома)

          Рассказ написан в 1877г. В основу его легло действительное событие. «Наш батальон,--писал он матери,--ходил на место боя…убирать мёртвых, и я видел не особенно красивую картину… Зловоние ужасное. Но мы были вознаграждены за всё—нашли раненого. Пять суток лежал он в кустах с перебитой ногой».

            С сюжетом какой картины  перекликается рассказ?

                                                       ( «Забытый»)  

       На первых страницах рассказа много неопределённых местоимений. Покажите, что это так и подумайте, какую смысловую нагрузку они несут? (Индивидуальное домашнее  задание)

                             («сквозь опушку показалось что-то красное…»

                              «что-то хлопнуло, полетело мимо…»

                               «что-то острое и быстрое пронизывает моё

                                тело»)

                     -Эти местоимения показывают бессмысленность, неосознанность происходящего.

Боль и тоска заполняют всё существо «Как было бы хорошо остановить и работу мозга! Но мысли и воспоминания теснятся в голове

         Сколько же вопросов задаёт герой на протяжении рассказа? Более значительные зачитать. (Индивидуальное домашнее задание)

           

                    -Герой задаёт более 50 вопросов.

                    -Какие вопросы мучают его?

                 

          («За что я убил его?» «Чем же он виноват?» «И чем же

          виноват я, хотя и убил его?» «А ведь разве я сделал что-нибудь полезное для военных целей, кроме этого убийства?»)

  Как характеризуют героя его мысли? Осознанно ли он шёл на убийство? Зачитать из текста мысли героя.

                ( «Я не хотел этого. Я не хотел зла никому, когда шёл драться. Мысль о том, что и мне придётся убивать людей, как-то уходила от меня. Я представлял себе только, как я буду подставлять свою грудь под пули. И я пошёл и подставил».)

   Виноват ли в чём-то убитый им турок? (Зачитать из текста.)

               («А этот несчастный феллах…он виноват ещё меньше…Ему велели идти, и он пошёл. Если бы он не пошёл, его стали бы бить палками, а то, может быть, какой-нибудь паша всадил бы в него пулю из револьвера».)

Учащиеся делают вывод:

Итак, никто их них не виноват. И только теперь, почувствовав физическую боль в перебитых ногах, герой начинает думать, задавать вопросы, вспоминать о доме.

Иначе он смотрит и на убитого им врага.

   Проследим, как меняется отношение героя к турку на протяжении рассказа? (Работа с текстом)

          («…я увидел его. Он был огромный, толстый турок»;

«А вот и мой сосед. Да, это—турок, труп»; «Ты спасёшь меня, моя жертва»; «Мой сосед, что станет с тобой?)

Приходим к выводу о том, что оба они—жертвы войны

 

  Кто же истинный виновник войны? Говорит ли об этом автор?  Почему?

                         - Главное для него показать противоестественность войны, её страшное лицо.

   Каким же увидел Гаршин лицо войны?

                 («…Сосед в этот день сделался страшнее всякого описания. Раз, когда я открыл глаза, чтобы взглянуть на него, я ужаснулся. Лица у него не было. Оно сползло с костей, страшная костяная улыбка, вечная улыбка показалась мне такой отвратительной, такой ужасной, как никогда, хотя мне случалось не раз держать в руках черепа и препарировать целые головы. Этот скелет в мундире с светлыми пуговицами привёл меня в содрогание. «Это война,--подумал я,--вот её изображение».)



11. Картина Верещагина «Апофеоз войны»

               Подобным образом видит лицо войны и художник Верещагин. Финалом его Туркестанской серии стала вот эта картина

                                                              Слайд №11    («Апофеоз войны»)

               (Подготовленный ученик рассказывает о картине)

Пирамида человеческих черепов, сложенная в Среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Стаи голодных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Природа вокруг умерла.

   Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их повреждённых врагов.

    На раме картины художник написал слова: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим.»

  Каков, по вашему мнению, смысл такого посвящения?

                    -Осуждение воин, несущих смерть, уничтожение.

Сам Верещагин был участником трёх войн, был ранен и погиб на войне при взрыве крейсера «Петропавловск».

Война предстаёт на полотнах художника как страшное зло, и это объединяет его с Гаршиным.


12.  Песня «Тревога».

            Во все времена война несёт разрушение, смерть, боль в сердцах оставшихся живыми. горе в семьи погибших.

Послушайте, пожалуйста, с какой болью исполняет песню об Афганской войне наш земляк Семён Васильевич Криворотов.

Волею судьбы, ему пришлось воевать на Афганской земле.

                  (Слушаем песню «Тревога»)


13. Подводим итог урока.

    Какие строчки из прослушанной песни созвучны с эпиграфом?

             («Убили б люди к чертям все войны на все века»)

    Как эпиграф связан с картинами Верещагина и рассказом

    Гаршина «Четыре дня»?

Учащиеся самостоятельно вывод по уроку записывают в тетрадь, затем читают записи. (Вопрос на доске)

               (Произведения Гаршина и Верещагина не дают успокоиться, будят мысль о противоестественности войны, зле и насилии, которые она несёт.)

   

     

                            Список литературы.

  1. Гаршин В. Рассказы. -М.: Правда, 1990.
  2. Дёмин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В.В.Верещагина. – М.: Мысль, 1991.
  3. Лисовская В.В. «Война… Я её бью, сколько у меня есть сил», РЯШ, 1997г. №6.
  4. Песня «Тревога». Аудиозапись. Личная фонотека семьи Криворотова С. В.

                              Методические рекомендации.

    Интегрированные уроки пробуждают интерес учащихся к предмету, развивают образное восприятие окружающего мира, умение сопоставить увиденные и прочувствованные образы в различных искусствах, воспитывают вкус, внутреннюю культуру. Обогащают словарный запас учащихся.

    Анализируя  использование ИКТ на различных этапах уроках, можно с уверенностью сказать, что это позволило повысить уровень наглядности, тем самым активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить объём выполняемой работы на уроке.

  1. Внести элемент занимательности, оживить учебный процесс
  2. Формировать навыки исследовательской деятельности
  3. Обеспечить доступ к различным справочным системам

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-исследование ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В.М.Гаршина и В.В.Верещагина Автор Иванова В.И.

Слайд 2

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина И.Е.Репин «Иван Грозный и его сын Иван»

Слайд 3

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина В.М.Гаршин В.В.Верещагин

Слайд 4

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина Передо мною, как перед художником, Война, и я её бью, сколько у меня есть сил. В.В.Верещагин

Слайд 5

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина Ой, убили, братцы…убили… Ой, смерть моя пришла!.. В.В.Верещагин «Смертельно раненный»

Слайд 6

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина В.В.Верещагин «Удача»

Слайд 7

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина В.В.Верещагин «После удачи»

Слайд 8

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина В.В.Верещагин «Шипка. Шейново. Скобелев под Шипкой»

Слайд 9

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина В.В.Верещагин «Побеждённые. Панихида»

Слайд 10

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина

Слайд 11

Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина В.В.Верещагин «Апофеоз войны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Тема войны в творчестве В.И.Гаршина и В.В.Верещагина

Презентация к уроку-исследованию "Тема войны в творчестве В.М.гаршина и В.В.Верещагина...

Тема войны в творчестве татарского писателя Мирсая Амира.

Здравствуйте. Это творческая работа на татарском языке. За основу работы берутся материалы из текста Мирсая Амира "Минликамал", "Сыерчык", "Курай", "Тормыш ңыры".  Тема войны в работе проходит кр...

Презентация по литературному краеведению в 9 классе "Тема ВО войны в творчестве тамбовских поэтов"

Презентация знакомит учащихся 9 классов с жизнью и творчеством тамбовских поэтов, воевавших на войне....

Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")

Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения...

«Память пожаров» (Тема Великой Отечественной войны в творчестве Николая Благова)

Знакомство с творчеством поэта-земляка Николая Благова....

Разработка урока по литературе для 9 класса по теме: "Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов. Булат Окуджава. Биография и творчество".

РАЗРАБОТКАОткрытого урока по литературе для 9 класса.Дата:Класс: 9 классПредмет: литератураТема урока: Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов.Булат Окуджава. Биография и творчество. Сти...