Русская литература 19-начала 20 вв.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Аверина Надежда Петровна

Обобщающий урок-игра (Литература. 8 класс.) Повторение и закрепление изученного программного материала по теме «Русская литература XIX – начала ХХ века».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовской СОШ

Обобщающий урок-игра

по литературе в 8 классе

«Русская литература

XIX – начала XX века»

                                                               

                                                                    Учитель русского языка и литературы

                                                                    Аверина Надежда Петровна

Тема урока:

    повторение и закрепление изученного программного материала по теме «Русская литература XIX – начала ХХ века».

Цели и задачи:

  1. Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме.
  2. Углубление знаний терминологии литературоведческого характера.
  3. Систематизация знаний, умений и навыков по теории литературы в игровых формах.
  4. Совершенствование навыков монологической речи, логического мышления.
  5. Умение определять тему, идею произведения, находить художественные средства и приёмы.
  6. Умение давать характеристику персонажей.
  1. Развитие художественной речи, поэтического слуха, фантазии, воображения, эмоционально-гуманного отношения к окружающему миру.
  2. Развитие творческих способностей учащихся.
  3. Развитие связной монологической речи учащихся.
  4. Развитие памяти, мышления.
  5. Обучение умению радоваться за успехи товарищей и не огорчаться проигрышу.
  6. Воспитание любви к русской литературе.

Методические приёмы:

    - лингвистическая игра;

    - беседа по вопросам;

    - устные сообщения;

    - повторение теории литературы;

    - повторение биографии и творчества писателей;

    - элементы анализа текста;

    - выступления учеников;

    - творческие задания;

    - самостоятельная работа;

    - комментарии и консультации учителя.

Оборудование:

    - учебные принадлежности;

    - портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева;

       Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко;

    - выставка книг «Шедевры русской литературы»;

    - игровое табло;

    - карточки;

    - протокол игры;

    - презентация.

Ход урока:

І. Организационный момент.

Приветствие. Организация внимания учащихся.

II. Сообщение темы, цели урока, уточнение его формы.

Звучит запись отрывка  из симфонии № 5 П.И.Чайковского.

    Вступительное слово учителя – «погружение в тему».

    Ребята! Вы прослушали отрывок из симфонии № 5 русского композитора XІX века Петра Ильича Чайковского.

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, время, в которое творили великие гении земли русской.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.  Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

    Прежде чем мы приступим к основной (игровой) части нашего урока, давайте дадим краткую характеристику русской литературы 19 – начала 20 века.

    Индивидуальные сообщения учащихся.

     Сегодня мы ещё раз вспомним жизнь и творчество великих писателей 19 – начала 20 века – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого и В.Г.Короленко

III. Подготовка к игре. Слово учителя.

     Наш урок пройдет по правилам телепередачи «Своя игра», которая способствует развитию логики, долговременной и оперативной памяти, ассоциативных связок, скорости реакции, проявлению и расширению эрудиции.

Правила игры:

1. Игра проводится в 3 раунда: «Красный», «Синий» и «Финальный».

1. Вопросы «Красного» и «Синего» раундов объединяются в номинации (секторы), связанные одной темой. В каждом секторе по 5 вопроса. В «Финальном» раунде участники получают индивидуальные задания (карточки).

2. Вопросы «Красного» сектора имеют стоимость 10, 20, 30, 40 и 50 баллов, «Синего» - 60, 70, 80, 90 и 100 баллов (в зависимости от сложности вопроса), в «Финальном» раунде можно заработать от 0 до 60 баллов.

3. По жребию определяется ученик, начинающий игру. Он указывает  на игровом табло ( см. приложение № 1 ) тему и стоимость вопроса, на который собирается отвечать.

4. Учитель зачитывает вопрос. Если ученик дает правильный ответ, он зарабатывает баллы, равные стоимости этого вопроса. Если ответ неверный, «стоимость ответа» вычитывается из накопленной учеником суммы баллов. Результаты заносятся  в «Протокол игры» ( см. приложение № 2 ). На начало игры в «банке» каждого игрока 50 баллов.

5. Если один ученик дал неверный ответ, другой ученик имеет право попытаться ответить на этот же вопрос после соответствующего предложения ведущего-учителя.

6. Ученики выбирают вопросы секторов по очереди.

7. Побеждает ученик, набравший наибольшее количество баллов.

IV. Проведение игры.

( Работа с игровым табло и  по карточкам. Учитель или любой из приглашенных на урок после каждого ответа заносят результаты в «Протокол игры». )

«Красный» раунд.

Вопросы сектора

«Пушкин А.С.»

10 баллов. Кто из героев повести «Капитанская дочка» делал змея из географической карты?               (Пётр Гринёв.)

20 баллов. В журнале «Вестник Европы» было опубликовано первое стихотворение А.С.Пушкина «К другу стихотворцу». Сколько лет было поэту?                       ( 1814 год, 15 лет.)

30 баллов. Какие исторические события легли в основу повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? (Народные восстания 1773 -1775 г.под предводительством Емельяна Пугачёва.)

40 баллов. Какие символические образы используются Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?        (Путь, дорога; буря, буран; орёл, ворон.)

50 баллов. О каком из портретов А.С.Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, / Но это зеркало мне льстит.»?  

                                      (О портрете Кипре'нского Ореста Адамовича.)

Вопросы сектора

 «Лермонтов М.Ю.»

10 баллов.  В 1837 за сочинение «непозволительных стихов» М.Ю.Лермонтов был переведён из гвардии в Нижегородский драгунский полк, стоявший на Кавказе, т.е. отправлен в ссылку. Какое именно стихотворение послужило поводом к этому?     («Смерть поэта».)

20 баллов. По дороге в ссылку на Кавказ Лермонтов сделал короткую остановку в Москве. 9 мая 1841 г. на именинном обеде у Н.В.Гоголя поэт прочитал отрывок из своей самой известной поэмы. Назовите эту поэму. («Мцыри».)

30 баллов. К какому литературному направлению можно отнести поэму «Мцыри» (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)? (Романтизм.)

40 баллов. Какое первоначальное название поэмы «Мцыри»?     («Бери».)

50 баллов. Кто из русских критиков сказал : «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»?   (В.Г.Белинский.)

Вопросы сектора

«Гоголь Н.В.».

10 баллов. Каков эпиграф к комедии «Ревизор»?  («На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)

20 баллов. Кто из русских писателей называл себя «крёстным отцом» «Ревизора», так как в октябре 1835 г. «подарил» Гоголю сюжет комедии?    (А.С.Пушкин.)

30 баллов. Кому из персонажей комедии «Ревизор» принадлежат слова: «Чему смеётесь? Над собою смеётесь…»?        (Городничему.)

40 баллов. Назовите единственное «Честное, благородное лицо» комедии «Ревизор», по словам автора.         (Смех.)

50 баллов. В 30-е годы 19 в. Н.В.Гоголь серьёзно задумывается о русской драматургии (в частности комедии). Он продолжил развитие творческих достижений своих предшественников Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова. А чем отличается драма от эпоса и лирики?    (Драма находится на стыке двух искусств – литературы и театра.)

«Синий» раунд.

Вопросы сектора

«Тургенев И.С.»

60 баллов. С какой целью путешествовал Н.Н., герой повести «Ася»?   («…Я путешествовал без всякой цели, без плана…».)

70 баллов. Герой повести «Ася» Гагин рассказывает о судьбе своей сестры по отцу. Кем была её мать?   (Горничная.)

80 баллов. Где и когда была впервые опубликована повесть «Ася»?  

( «Современник», 1858 г.)

90 баллов. В 1843 году произошла встреча И.С.Тургенева с талантливой французской певицей, которая написала на тургеневские тексты 4 оперетты. Эта женщина стала самым близким другом писателя на всю жизнь. Назовите её имя. (Полина Виардо.)

100 баллов. Известно, сто за И.С.Тургеневым утвердилась слава Рыцаря слона, настолько искусно он играл в шахматы. Не было равных ему и среди писателей, у которых он без труда выигрывал. С кем же из известных писателей он чаще всего встречался за шахматной доской? (Л.Н.Толстой.)

Вопросы сектора

«Толстой Л.Н.»

60 баллов.  Назовите произведения, составляющие автобиографическую трилогию Л.Н.Толстого. Как звали главного героя трилогии?

    («Детство», «Отрочество», «Юность»; Николенька Иртеньев)

70 баллов. Как назывался педагогический журнал, который издавал Толстой?                                          («Ясная Поляна».)

80  баллов.  Какой художественный приём положен в основу композиции  рассказа «После бала»?             (Антитеза.)

90 баллов. Каков тип композиции рассказа «После бала»?

                                                                                  (Рассказ в рассказе.)

100 баллов. Кто сказал о Льве Толстом: «Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком….»?

                                                                                            (М.Горький.)

Вопросы сектора

«Короленко В.Г.»

60 баллов. Какими дополнительными профессиями владел писатель Короленко?    (Корректор, репетитор, чертёжник, земледелец, сапожник.)

70 баллов. К какому литературному жанру относится произведение «Парадокс»?                          (Очерк.)

80 баллов. Какой афоризм и в то же время парадокс записал феномен Ян Залусский мальчикам?   (Человек создан для счастья, как птица для полёта.)

90 баллов. В какой повести В.Г.Короленко показал духовное обновление обиженного судьбой человека, его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения?     («Слепой музыкант».)

100 баллов. Назовите имя любимого поэта В.Г.Короленко?    (Н.А.Некрасов.)

Финальный раунд.

    В колонке карточки «Ответ» поставьте отметку в строке единственно правильного ответа.

Автор

Произведение

Ответ

Пушкин

Александр

Сергеевич

«Дубровский»

«Тарас Бульба»

«Дети подземелья»

Лермонтов

Михаил

Юрьевич

«Повести Белкина»

«Бородино»

«Детство»

Гоголь

Николай

Васильевич

«Огоньки»

«Муму»

«Ночь перед Рождеством»

Тургенев

Иван

Сергеевич

«Парус»

«Бежин луг»

«Станционный смотритель»

Толстой

Лев

Николаевич

«Кавказский пленник»

«Хорь и Калиныч»

«Борис Годунов»

Короленко

Владимир

Галактионович

«Кавказский пленник»

«Холстомер»

«Слепой музыкант»

V. Итог урока.

Подведение итогов урока. Подсчет баллов и выявление победителя. Выставление отметок.

VI. Домашнее задание. Написать мини-сочинение «Мой любимый писатель 19 – начала 20 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Активная лекция "Современная русская литература (литература конца 20 века - начала 21 века)"

Представлены направления современной русской литературы, их временные рамки,  "опознавательные знаки" и представители. Указаны ведущие темы  современной литературы....

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...

"Русская литература конца 19 начала 20 веков- один из самых интересных периодов русской литературы"

Писателями и поэтами конца 19 начала 20 веков были созданы ценности огромного значения. Литература выразила передовые идеи века.Патриотизм и гуманизм важнейшие свойства произведений тех лет...

Современная русская литература (литература конца 20 века – начала 21века)

Этот материал поможет систематизировать знания по литературе 20-21 века....