Инновационные формы обучения в освоении категории «времени» и «пространства» в художественном произведении
статья по литературе (9 класс) по теме
Инновационное обучение ориентируется на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления и сотрудничества с другими людьми, создает учебно-воспитательный процесс, раскрепощающий личность учителя и ученика.
На совместной деятельности преподавателя и школьников основаны нестандартные формы уроков (деловые игры, соревнования, литературные гостиные, пародии, презентации и другие).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnye_formy_obucheniya_v_osvoenii_kategorii.docx | 23.1 КБ |
Предварительный просмотр:
а
Инновационные формы обучения в освоении категории «времени» и «пространства» в художественном произведении
Лукьяшко О.В.,
учитель русского языка
НП ЦО «Лицей «Столичный»»,
город Москва.
Страны с разными общественно-политическими системами вводят новшества вообще и в образование в частности с различными целями и от них ждут результатов. Человек – это наша наибольшая ценность, а все другое определяется его потребностями. Сущность развития и преобразования нашего общества заключается в гуманности, в приоритете фактора «человека» над всеми другими факторами.
Инновации обладают стимулирующей функцией развития общества, образования и воспитания, носят долгосрочный стратегический характер. «Инновация в образовательной системе – это такое сознательно инициируемое и целенаправленное реальное изменение, которое вносит в ее внутреннюю среду и строение новые, относительно стабильные элементы, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого». (3, 90)
Инновационное обучение ориентируется на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления и сотрудничества с другими людьми, создает учебно-воспитательный процесс, раскрепощающий личность учителя и ученика.
На совместной деятельности преподавателя и школьников основаны нестандартные формы уроков (деловые игры, соревнования, литературные гостиные, пародии, презентации и другие).
Принципиальный момент процесса обучения (по В.С. Библеру) – диалог, занимающий особое место в инновационных формах (5,5). Существенным феноменом является воспроизведение и углубление статуса ученика в сознании учителя и наоборот. Именно такое «раздвоение» и «взаимообращение» является важнейшим психологическим импульсом реального процесса обучения, в котором формируется сознание обучающегося (обучающего себя) человека. Создание диалоговой ситуации предполагает прежде всего заявленную, отстаиваемую позицию обеих сторон, вырабатывает уважение права на доказуемость именно своей позиции и ее защиты как вероятно приемлемой и для противной стороны. В создавшейся диалоговой ситуации обычно идет поиск формулы соглашения, при котором уже заранее оппонент отказывается от проведения в жизнь своей позиции в полном объеме, что означает способность для индивида поступиться частью своего интереса.
Диалог – важнейшее средство общения между людьми, которое помогает найти прежде всего себя, общаясь с другими, расширить свой кругозор и позаботиться о пополнении словарного запаса.
Диалоговая форма общения необходима на уроках изучения гуманитарных предметов, на которых учитель не просто рассказывает, опрашивает и проверяет усвоенность материала, но и заботится о том, чтобы каждый учащийся умел самостоятельно думать, обогащать и расширять свое мировоззрение, в чем как раз и помогает общение между учителем и детьми.
Так, например, в восьмом классе при изучении темы «Н.В. Гоголь» за пределами внимания остаются категории «времени и пространства», хотя, на наш взгляд, это не совсем верно. Задача педагога заключается в активизации познавательной деятельности учащихся, чему как раз может способствовать использование на уроке диалоговой формы общения и анализ вышеназванных категорий.
Споры относительно пространства были важным стимулом развития греческой философии. Вопросы, поставленные раннегреческими учеными, сохраняют актуальность и в наше время:
- Пусто или нет пространство? 3. Конечно или бесконечно?
- Делимо или неделимо? 4. Ограниченно или неограниченно?
Аристотель, к примеру, считал, что «пространство есть место, занимаемое вещью и как таковое – относительная величина, которая не существует без этой вещи» (3, 466-467).
О существенной взаимосвязи временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, писал М.М. Бахтин и называл все это «хронотопом», что значит в дословном переводе – «время и пространство» (2, 23).
Данный термин определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности, имеет важное сюжетное значение: является организационным средством сюжетных событий произведения, в нем завязываются и развязываются сюжетные узлы.
Время приобретает чувственно-наглядный характер, сюжетные события конкретизируются в хронотопе, обрастают плотью. Он служит преимущественной «точкой» для развертывания «сцен» в произведениях. Все абстрактные элементы, философские и социальные обобщения, идеи, анализ причин и следствий и т.п. тяготеют к хронотопу и именно через него наполняются плотью и кровью, приобщаются к художественной образности. Ю.М. Лотман пишет, что художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений.
Художественное пространство в литературном творении – это континуум, в котором размещаются персоналии и совершается действие, однако оно не есть пассивное вместилище героев и сюжетных эпизодов.
Соотношение его с действительными лицами и общей моделью мира, создаваемой художественным текстом, убеждает в том, что язык художественного пространства есть не пустотельный сосуд, а один из компонентов общего языка, на котором говорит художественное произведение.
Приступая непосредственно к произведению Н.В. Гоголя «Портрет», мы отмечаем, что действие в повести происходит в Петербурге. Город представляет собой свободное, незамкнутое пространство, но повествование начинается с описания картинной лавочки, имеющей «самое разнородное собрание диковинок» (1,66).
Опираясь на вопросы раннегреческих философов, можно отметить, что пространство лавочки не является пустым, оно дышит и живет дешевым миром искусства, который посещают представители разных слоев общества, «куча зрителей», ничего не понимающих в живописи: «Забулдыга лакей…, стоит в шинели солдат, торговка-охтенка с коробкою…» (1, 66). Описываемое автором пространство является ограниченным, доказательством тому служат двери, открыв которые, человек попадает в атмосферу «низких ремесел и бездарности» (1,67): «Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах» (1, 66). Здесь же следует сказать и о времени. Прошлое неотделимо от настоящего. «Грязные масляные малевания» были давно сотворены художниками-самоучками, «бессильная, дряхлая бездарность», написанная много лет назад, предстала на обсуждение современной публике. После «посещения» художественной лавки, мы попадаем в жилище художника: «С трудом и с отдышкой взобрался он (Чартков) по лестнице, облитой помоями…Он вошел в свою студию…» (1, 70). Писатель заостряет внимание на лестнице, состоящей из множества ступенек, ведущих к бедности, затем мы попадаем в замкнутое пространство, в «низенькую квадратную комнату» «с мерзнувшими окнами». Жилище Чарткова – мастерская, где художник творит, запечатлевая свои мысли на холсте. «Пространством таланта» можно назвать студию художника, который отдает последние деньги и приобретает в лавке портрет старика. Герой, находящийся на пороге бедности, вдруг становится богатым художником, а дар Бога улетучивается. Время помогает нам показать, как меняется человек, когда за счет денег богатеет художник внешне и беднеет духовно, не видя в своих клиентах и не понимая «сущности человеческой природы» (1, 86).
«Скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда-то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове» (1, 93). И снова Гоголь подчеркивает, что прошлое и настоящее неразделимы. Описывая новое жилище Чарткова, писатель отмечает, что комнаты были великолепными. В студии, в которой жил художник раньше, чувствовалось царствование таланта, а в новый дом с богатством вселилась и бездарность: «Он (Чартков) расхаживал по великолепным комнатам, беспрестанно поглядывая в зеркала» (1, 83). Свободное пространство, расширенное за счет зеркал, побуждает желание творить, хватая славу, деньги.
Вторая часть повести начинается с описания дома, в котором производится аукционная продажа. Отметим, что свободное пространство Петербурга, где можно разъезжать на каретах, дрожках и колясках, суживается, мы попадаем в «длинную залу, наполненную пестрою толпой посетителей, налетевших, как хищные птицы, на неприбранное тело» (1, 101).
«Зал мрачен, окна, загроможденные мебелями и картинами, скупо изливают свет, безмолвие, разлитое на лицах и погребальный голос аукциониста» (1, 102). Зал представляет собой пространство особой жизни. Множество людей, «желавших узнать доброту товара», толпились в надежде приобрести что-нибудь из живописи.
Далее, читая вторую часть повести, мы приходим к выводу, что пространство Петербурга делимо: «Вам известна та часть города (рассказывает стройный человек, лет 35, с длинными черными кудрями), которая называется Коломною. Тут все не похоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция; кажется, слышишь, перейдя в коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желанья и порывы». Следовательно, пространство действует и на внутренний мир человека. «Сюда не заходит будущее» (1, 104). Жизнь в Коломне предназначена для людей, у которых надежда на лучшее осталась в прошлом, кажется, что Коломна – это еще один маленький город, выросший среди Петербурга.
Итак, пространство в произведении Гоголя «Портрет» может быть свободным и замкнутым, ограниченным и неограниченным, делимым. Время
(прошлое, настоящее, будущее) неразрывно связано между собой, помогает понять читателю, что судьба человека трудна и непредсказуема.
Анализируя «хронотоп» в повести, учащиеся постигают форму произведения, выходя на идейную позицию писателя. Для того чтобы проведенное занятие было эффективным и школьники усвоили материал, предлагается нетрадиционная форма (урок - пресс-конференция). «Беседа за круглым столом» предполагает диалоговую форму общения. В конференции участвует восьмой класс. Учитель, «открывающий занавес», предлагает план по первой главе (по второй части произведения школьники составляют его самостоятельно), который поможет ребятам ответить на вопрос: «Какова роль «времени» и «пространства» в повести Н.В. Гоголя «Портрет»?
1.Описание картинной лавочки на Щукином дворе.
2. Студия художника на Васильевском острове.
- Жизнь в новом доме.
Школьники исследуют текст произведения, предварительно получив сведения о том, что в литературе называется «хронотопом». Анализируя повесть, восьмиклассники приходят к следующим выводам: «Петербург представляет собой открытое, незамкнутое пространство, сводящееся в первой главе к картинной лавке, с которой и начинается повествование о нелегкой судьбе даровитого художника, погубившего свой талант из-за жадности к деньгам. Учащиеся также обращают внимание на интерьер, сопоставляя бедную лачужку с великолепными комнатами. Во второй части Петербург предстает во всем величии, но особое внимание автора сосредоточено на доме, где происходит аукцион и на Коломне как особом мирке, где рождается новая жизнь».
В «Беседе за круглым столом» принимает участие весь класс. Если школьники неплохо владеют анализом текста, то можно предложить им самостоятельно составить план, касающийся проблемы «времени» и «пространства» в повести. Главное, не терять общения с учениками, чему и способствует данная форма урока.
Занятие, посвященное вышеупомянутой проблеме, можно провести в форме урока-интервью, предварительно учитель в виде лекции дает материал, содержащий в себе понятие «хронотопа» в литературоведении и раскрывающий роль времени и пространства в повести Н.В. Гоголя «Портрет». Особенностью теоретического материала является то, что педагог дает его детям, не приводя в доказательство примеры из повести. В качестве домашнего задания школьникам необходимо будет выучить лекцию, дополнив ее цитатами из текста Н.В. Гоголя, подтверждающими теоретические высказывания.
На следующем занятии выбирается ведущий урока, напоминающий классу о понятиях «время» и «пространство». После, берется интервью у сотоварищей, которые обращаются к повести, производя ее анализ. Подчеркнем, что в качестве ведущего выступает сильный ученик, хорошо владеющий материалом и знающий текст, более того для каждого, у кого будет взято интервью, он (при помощи учителя) составляет вопросы, активизирующие деятельность и позволяющие проверить знания текста у всего класса.
Данный урок эффективен на обобщающей стадии изучения произведений, он также создает диалоговую ситуацию, которая необходима для дальнейшего развития личности ребенка.
Примечание: 1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в восьми томах. Т.3. М.: Изд-во «Правда». 1984 – с. 66-101. 2. Бахтин М.М. Форма времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Вопросы литературы и эстетики. М. 1975 – с.23-408. 3. Нововведения в муниципальном управлении образования./ Под ред. Н.Д. Маликова. М. Новая школа. 1987 –с. 90. 4. Словарь античности / Пер. с нем. Отв. ред. В.И.Кузищин Изд-во «Прогресс» М. 1989 – С. 466-467. 5.Философско-психологические предположения Школы диалога культур /Под общей редакцией В.С. Библера. М. Российская полит. Энциклопедия /РОССПЭН/ 1998 – с. 5-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат на тему: «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ»
Объект исследования: учащиеся 5 и 9 классов Основная цель заключается в выборе методов и приемов стимулирования активной познавательной деятельности учеников 5 и 9 классов. В соответствии с по...
Инновационные формы обучения на уроках английского языка
Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения....
Дистанционное образование как инновационная форма обучения
В данной работе даны причины возникновения, основные формы организации, необходимые средства, области применения, достоинства и недостатки дистанционного образования как инновационной формы обучения....
Педагогический поиск форм и методов обучения в формировании творческого потенциала детей посредством сказочных художественных произведений
Тематическая презентация...
Проект «Инновационные формы обучения на уроках английского языка как средство развития креативности младших школьников и повышения результативности обучения»
Проект можен быть использован учителями английского языка как методическое пособие при работе с детьми с ОВЗ....
Дистанционное обучение как инновационная форма обучения
Систематизированная информация об инновационной деятельности и о личном успешном опыте ее реализации....
«Категории “время” и “пространство” в художественном произведении и роль их изучения при обучении анализу текста».
Данный учебно-методический материал для учителей русского языка и литературы....