Русские народные праздники. Святки.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Святки - один из любимых народных праздников. История, традиции праздника, упоминание о нём в русской литературе (произведения Жуковского, Пушкина, Гоголя). Это время гаданий. В сценарии урока подробно описываются различные святочные гадания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские народные праздники. Святки.
Урок литературы в 8 классе
Учитель: Селютина Татьяна Александровна
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №26»
города Прокопьевска Кемеровской области
Цель: познакомить ребят с традиционными русскими народными обрядами;
вызвать интерес к истории своего народа, своей страны;
натолкнуть школьников на самостоятельную работу с книгами, справочниками;
способствовать возрождению и дальнейшей жизни в других поколениях русских
народных традиций.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость…
А.С.Пушкин.
Ход урока:
- Слово учителя.
Ребята, сегодняшний урок посвящён Святкам. Мы уже говорили о традиционных русских обрядах и праздниках – Масленице, Пасхе. Как ни старались у нас в стране сделать так, чтобы народ забыл об этих обрядах, ничего не получилось. Правда, народные традиции почти полвека были несколько приглушены, но сейчас вновь возрождается интерес к ним.
Хочется, чтобы вы знали и считали эти обряды неотъемлемой частью вашей жизни, стали носителями нашей, русской традиции и передавали их своим детям и внукам, чтобы мы не были Иванами, не помнящими своего родства.
Святки, святые вечера – так называли в России дни празднества и веселья, дни священного торжества Рождества Христова, начинавшиеся 7 января (25 декабря – по старому стилю) и оканчивавшиеся в канун Крещения (19 января, по ст. – 6 января). Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обрядов, примет, как Святки.
Особенно интересен день накануне Рождества. Даже не день, а вечер, ночь! Н.В.Гоголь посвятил ей целую повесть – «Ночь перед Рождеством». Называется этот вечер сочельник. Вспоминаем у Пушкина: «Вот в сочельник в самый, в ночь, родила царица дочь». В эту ночь позволялось всё. Она узаконивала шалости, за которые в другие дни запросто можно было получить по шапке.
II. Народные приметы. Сочельник характерен разными приметами.
- Ребята, какие вы знаете приметы, связанные со Святками?
* Сильные холода – к большому урожаю
* Большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля – к хлебородию.
* Если млечный путь звездист и светел – к вёдру, тусклый – к ненастью.
* Если звёзды редки, то и ягод мало будет.
* За сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов.
* Под Рождество на дворах зажигают огни, полагая, что умершие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится яровая.
Но главное, Святки на Руси – это маскарад, праздник ряженых. Ряженые ходили по домам, славили хозяев(колядовали), требуя угощения, дурачились.
- История традиции.
1-й ведущий.
Подурачиться, говорят, любили даже цари. Иван Грозный даже казнил Репнина за то, что тот «не надел личины», то есть маски. Это, надо понимать, была его рождественская шутка. Принимал участие в святочных играх и Пётр 1.
2-й ведущий.
А вот наша, сибирская традиция. В Святки люди – обычно парни и девушки – наряжались. Всякие маски надевают, зубы большие из картошки вырезают, очки из брюквы делали, губы свёклой мазали. Выворачивали овчину наизнанку, закрывали платочком. Как и встарь, наряжаются в жениха и невесту, в попа и солдата, в медведя и коня, в покойника. Веселились, связали и пели. Это называлось шуликовать. А ряженых называют шуликанами. Ходят они в сумерках, раскатывают поленницу дров, а то приморозят ворота, так что хозяевам не сразу и выйти поутру. Ворота примораживают – намекают на любовь, на будущее сватовство, ведь зимние святки – время присматривать невест. После святок начинается мясоед с его весёлыми свадьбами.
1-й ведущий.
Ещё один обычай Святок – «славить», то есть ходить «артелью» - иногда огромной толпой ряженых – по домам соседей и знакомых и петь колядки:
- Небольшие сценки – хозяева и гости.
1-й гость:
Рождество твоё, Христе, Боже наш.
Воссияй мира и света разума.
Тебе кланяемся, солнцу.
Господи, слава Тебе!
2-й ведущий.
Славить ходили утром. За песню давали деньги, стряпнёй не расплачивались, - вспоминали старики.
На Святках (обычно в Рождество, на Новый год) на заре дети бегают по избам в одиночку или группами и посевают овсом. Зёрна бросают в передней или в красный угол, где образа, и поют:
2-й гость:
Сею – вею, посеваю,
В Новым годом поздравляю!
Со скотом, с животом,
С малым детушкам!
1-й ведущий.
Маленьких сеятелей, в которых видят предвестников будущего урожая и нового счастья для людей, одаривают, чем только могут.
1-й гость:
Славите, славите.
Сами, люди, знаете.
Я славить не умею,
Просить много не смею.
Отпирайте сундучок,
Вынимайте пятачок,
Мне, Ивану, на чаёк!
2-й гость:
Я, маленький юльчик,
Сел на стульчик,
В трубочку играю,
Христа поздравляю.
Хозяин с хозяюшкой,
Поздравляю вас с праздничком,
С Христовым рождеством!
Подайте пятак,
Отцу на табак,
Матери на кофе,
Сестре на картофель.
3-й гость:
Коляда светлая!
Пришла Коляда
Вперёд рождества,
Вперёд масленицы!
Зашла Коляда
К Бардиным во двор.
У Бардиных на дворе
Стоит тын железной,
А у этого тына
Вереюшки точёные,
Столбы золочёные.
Дай вам, господи,
Скота, живота,
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком!
Открывайте сундучок,
Доставайте пятачок!
Открывайте коробейки,
Доставайте копейки!
- Вечерние забавы взрослых и детей.
1-й ведущий.
В сумерки, когда вся семья забиралась на печи да на полати отдыхать, детям рассказывали сказки и загадывались загадки.
Начинали с серьёзных загадок об окружающем мире и природе, о труде земледельца, увлекаясь, переходили на предметы домашнего обихода, которые в загадке вдруг представали совершенно в ином виде, освещались иным светом, сближались с разными вещами или явлениями.
Два затейника по очереди загадывают загадки:
*По синему пологу золотое просо рассыпано. (звёзды на небе)
*Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, звёзды, месяц)
*Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет. (туча)
*Избушка нова, жильца нет. Жилец появится – изба развалится. (яйцо)
*С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (рыба)
*Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт. (дверь)
*Одного отца – матери дитя, а никому не сын. (дочь)
*Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла. (корова)
*Сани бегут, а оглобли стоят. (река)
*Кину – крошка, а вырастет – с лукошко. (тыква)
*Рогат, да не бык, пищу берёт, а не сыт. (ухват)
2-й ведущий.
Обязательно находился кто-то из взрослых, любитель задавать шуточные вопросы. Старшие уже знали ответы и редко попадали впросак, а младшие то и дело отвечали неправильно или вовсе запутывались, что вызывало весёлый смех.
*Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква Б)
*Что среди Волги стоит? («л»)
*Без чего человеку жить нельзя? (без имени)
*В каком году люди едят более обыкновенного? (в високосном)
*От чего собака лает? (не умеет сна баять)
*По чему девушки в церковь ходят? (по дороге)
*На какой вопрос нельзя ответить «Да»? (ты спишь?)
*Чем корова сначала ходит? (телёнком)
*Царская монета грош. Чем её назовёшь? (языком)
*Какая разница между попом и Волгой? (тот – батюшка, а Волга – матушка)
*Сидело семь галиц. Я стрелил, трёх убил. Много ли осталось? (три, остальные улетели)
*У семерых братьев по одной сестрице, много ли всех? (восемь)
*Несла баба на базар сто яиц, а дно упало. Сколько осталось в корзине яиц? (ни одного, так как дно упало).
VI. Гадания.
Архивариус:
А ещё в рождественскую ночь начинали гадать – до самого Крещения. Об этом написано немало произведений. Достаточно вспомнить В.А.Жуковского, его балладу «Светлана», или роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
1-й чтец:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».
2-й чтец:
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно...
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть...
С Татьяной нам не ворожить.
Архивариус:
Серебро в системе мифологических представлений символизировало горе, слёзы, а кот и кошурка – любовь, семейный уют. На традиционной символике народных гаданий и поверий, связанных с ними и временем святок, построены вещий сон Татьяны Лариной, пророческое гадание Наташи Ростовой и многих других литературных героинь. Таким образом, знание традиционной народной культуры даёт ключ к пониманию многих произведений русской литературы.
Наши предки представляли, что мир, окружавший людей, делился на две половины: в одной жили они сами (это был мир живых), в другой – божественные существа и умершие родственники (мир мёртвых). От последних, согласно поверьям, зависела судьба, материальное и духовное благополучие каждого человека. Чтобы обезопасить себя, наладить хорошие отношения с могущественными обитателями потустороннего мира, и были созданы многие обряды, в том числе и крещение.
Временем, благоприятным для такого контакта, считался любой временной рубеж – суток, сезона, года. Поэтому и гадали ближе к полночи. После 12 часов гадать не рекомендовалось, так как ночь поворачивала на день, а нечистая сила, как известно, боится дневного света и крика петуха.
Гадали преимущественно во вторую неделю святок (с Нового года до Крещения), в так называемые страшные вечера (первая неделя святок именовалась святыми вечерами). По поверьям, именно в эти дни нечистая сила пребывала на земле, проказничала и пыталась совратить людей. А так как только она могла предсказать будущее, гадательный обряд стал средством, позволяющим человеку, во-первых, вступить в контакт с нечистым миром, а, во-вторых, обезопасить себя от него во время этого контакта: ведь участвующий в гадании должен был как бы пересечь мифологическую границу и стать частью иного мира.
Чтобы после завершения гадания всё вернулось на круги своя, то есть восстановить прежнюю границу и вновь стать вполне человеком, участники обряда должны были придерживаться определённых правил в выборе времени, места, состава участников.
Время – ближе к ночи.
Место – гадающие располагались там, где, по представлениям предков, проходила мифологическая граница между своим и чужим мирами: у печи, окна, порога, подполья, ворот, в бане, на перекрёстке дорог. Чем дальше от избы, защищённой божественной силой икон, совершался обряд, тем опаснее становилось гадание и тем больше обережённых магических предметов и действий оно включало. Гадающие на перекрёстке обязательно очерчивались кругом, воздвигая тем самым дополнительную границу, через которую нечистая сила не могла достать человека. Именно с этим поверьем связан обычай носить кольца, пояс, нашейные украшения в обычной жизни и снимать их во время гадания. В критической ситуации могли помочь молитвы и крестное знамение. Отсюда обычай крестить на ночь окна и двери, «запирая» тем самым избушку от нечистой силы и колдунов.
Важным условием при гадании было нечётное число участников (если было чётное число, то вместо отсутствующего брали ложку). Нечет, как и левая сторона, в сознании людей связывался с нечистым миром - по поверьям, за левым плечом стоит дьявол, за правым – ангел, отсюда и обычай плевать именно три раза именно через левое плечо, чтобы дьявол не навредил человеку.
1-я рассказчица:
Итак, гадают не благословясь, без креста, снимают с себя кольца, верхнюю одежду. Обязательным было и распускание волос. Распущенные волосы были принадлежностью иного мира; вспомните русалок и ведьм; женщины же тщательно прятали волосы под головные уборы; принародное обнажение волос считалось позорным – отсюда и пошло выражение опростоволоситься, то есть попасть в нелепое положение.
Учитель: - А теперь посмотрим, как же гадали на Руси.
Рассказы сопровождаются действиями – представлениями гаданий:
2-я рассказчица:
Гадали различными способами. Самым верным считалось выслушивание (на перекрёстке, у окон, дверных замков, в подполье, на банном полке, у овина, гумна): послышался звон колокольцев, игра на гармони, пение, лай собаки – быть свадьбе в наступающем году (или хорошо проживёшь год); застучат доски – ожидай смерти.
*В полночь гадающие девушки садятся у окон, и каждая из них приговаривает:
«Суженый, ряженый! Поезжай мимо окна!» Если которая из них услышит поезд с криком и свистом, то предрекает себе весёлую и счастливую жизнь; если же поезд будет тихий, то слышавшая его девушка предвидит жизнь бедную.
*Девушки выходят на перекрёсток в полночь и, загадав каждая из них о своём будущем женихе, очерчивают круг и, стоя в нём, прислушиваются. Когда почудится им звон колокольчиков, или смех, или весёлое пение, то заключают, что быть замужем. Если же послышится плач или унылое пение, значит – умереть. На перекрёстке тоже смотрят в зеркало и видят своего суженого и ряженого.
*Девушки ходят по улице, и каждая по очереди стучит деревянной ложкой под окнами изб. Если на стук девушки отзовётся голос женщины, то это значит, что постучавшая в окно девушка не выйдет в этом году замуж; если же она услышит на свой стук голос мужчины, то выйдет (молодцам наоборот).
*Скакали на кочерге по дороге. Кто много снега загребёт кочергой, тот за богатого выйдет замуж.
*А вот ещё со стуликом гадали. Стулик такой без гвоздей, деревянный, некрашеный. Вот все сядут вокруг него, и руки на этот стулик положат. И загадывает каждый своё. Примерно, хочет парень (девушка) узнать, любит ли его эта девушка (этот парень) или нет. Он (она) и говорит: «Если она (он) меня любит, то пусть стулик 10 раз об пол стукнет, а если нет – то один раз». И всё сбывается. Так гадали и парни, и девушки вместе.
1-я рассказчица:
Широко распространёнными у нас в Сибири были и гадания, основанные на высматривании своей судьбы в зеркале и обручальном кольце; гадания по следам, оставленным на снегу ногой или телом при падении навзничь; гадания по тени от сожжённой бумаги.
Наибольшую опасность сулило гадание с зеркалом, потому что зеркало представлялось как окно в иной мир, распахивающееся во время гадания. Именно поэтому, если в зеркале что-то показывалось, на него необходимо было набросить платок; если этого не сделать, чёрт мог задушить гадающего или утащить его через зеркало в свой мир, Зазеркалье.
*Во все дни от Рождества до Крещения девицы ложатся на снег и катятся по двору или дому от стены до стены, или к воротам: если прикатится лицом к воротам и двери, тогда отдадут замуж; если спиной – тогда посидит ещё, девкой останется.
*Берут стакан, наполненный чистой водою, и в эту воду с осторожностью выпускают свежее яйцо. Дают немного постоять, а потом по расположению белка в воде судят о будущем.
*В тёмном покое ставят на стол зеркало, а перед ним зажигают свечу. Гадающая девушка смотрит через свечу в зеркало, где и видит своего суженого. Когда она скажет: «Чур меня», видение исчезает.
*Кладут на стол зеркало. А на зеркало ставят стакан с водой. В воду опускают обручальное кольцо. А затем смотрят в кольцо до тех пор, пока что-нибудь не покажется в кольце.
*Ложатся навзничь в снег и поутру ходят смотреть: если след остался по-прежнему гладким, то муж будущий будет смирён и спокоен, если же это место иссечено, то вздорный и драчливый.
2-я рассказчица:
Многие гадания основаны на выборе жребия из нескольких предметов. Например, ставили перед курицей или петухом воду, уголь, хлеб, зеркало: если курица подходила к воде – будущий муж будет пьяницей, к углю – бедняком, зерну – богатеем, зеркалу – щёголем.
*В потёмках бегали к поленнице и, встав к ней спиной, через левое плечо тащили полено: вытащишь гладкое, без сучков – муж попадётся ласковый, красивый; суковатое, неровное – злой, с неприятной наружностью.
*Девушки наливают воду на блюдце и пускают туда две тонкие иголки. Если они сходятся, то гадающая за милого замуж выйдет.
*Несколько девушек берут по лепёшке и, выбежав во двор, бросают свои лепёшке собаке. Первою выйдет замуж обладательница той лепёшки, которую прежде всего съела собака.
*Выходили за ворота и спрашивали у первого прохожего: «Как зовут?» И какое скажет он имя, так будут звать жениха.
*Бросали в чужой дом лаптем, валенком. Если хозяева засмеются – попадёшь в весёлую семью, если будут ругать – в сварливую.
*Берут какую-либо книгу, желательно духовного содержания, и, не раскрывая её, задают себе цифру страницы и строчку сверху или снизу, наобум. Потом открывают эту страницу и читают. То, что вычитывается из определённой страницы и строчки, служит ответом на задуманный вопрос. Если будет ответ не прямой, то его растолковывают по-своему.
1-я рассказчица:
К наиболее известным гаданиям относятся подблюдные. Гадающие опускали в блюдо жребий (свои вещи) – кольца, серьги, заколки, пуговицы. Чтобы не перепутать похожие предметы, жребии метили ниткой, крестиком, именем. Потом их накрывали платком и запевали песни – предсказания. В конце песни блюдо встряхивали и через платок ловили жребий: чей вытянет, тому и адресуется песня.
Девушки поют песни:
Идёт лесник из лесу,
Куницами, лисицами обвешался,
Чёрным соболем опоясался. (к богатству)
Ходит старушка посереди,
На ней сарафанюшко истрескался,
Истрескался, изверескался. (к бедности)
Твори, мати, квашню, пеки пироги:
К тебе, мати, гости, ко мне женихи,
К тебе в лаптях, ко мне в сапогах. (к замужеству)
У корыта сижу да пива жду.
Ещё посижу да ещё подожду. (к девичеству)
Сидит воробей на перегороди.
Куда поглядит, туда и полетит. (к отъезду)
2-я рассказчица:
А чаще всего гадали по вещему сну, ведь на Святках свою судьбу можно увидеть и во сне. Предварительно надо или загадать желание, или, положив под подушку определённые вещи, сопроводить заговором.
*С гребнем гадают преимущественно парни. Перед сном парень берёт гребень, говорит три раза: «Суженая – ряженая, приходи ко мне по гребень чесаться» - и кладут гребень на ночь под свою подушку. Во сне увидишь свою невесту, пришедшую просить гребня чесать волосы.
*Снимают пояс, хлещут им о порог и говорят: «Пояс мой, пояс! Укажи мне жениха и поезд». Во сне увидят суженого.
*Перед сном девушка берёт ножницы, говорит три раза: «Суженое – ряженое, приходи ко мне постригаться» - и кладёт их под свою подушку. Увидишь во сне, как жених придёт просить ножницы стричь волосы.
*Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку, припевая: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведёт меня через мост». Суженый если явится во сне и переведёт через мост, значит, быть замужем в этом году.
*А можно положить под подушку фарфоровую тарелку и нашептать: «Суженый, ряженый, приди ко мне ужинать!»
*На ночь кладут бубнового или другого короля и загадывают на суженого – ряженого или на то лицо, которым девушка увлечена, с целью узнать будущее или расположение друга. Толкуют сон по соннику.
VII. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что больше всего запомнилось, понравилось? Что, может быть, вам пригодится в жизни?
Литература:
- Даль В.И. Месяцеслов. Суеверия. Приметы. Причуды. Стихии. Пословицы русского народа. - Лениздат, 1992. 96с.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост. Некрылова А.Ф.- М., Правда, 1989. 496 с.
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 3. Юность и любовь. Девичество. Под ред. Аникина В.П., Гусева В.Е., Толстого Н.И. - М., Художественная литература, 1994. 525с.
- Обрядовая поэзия. Сост. Жекулина В.И., Розов А.Н. – М., Современник. 1989. 735с.
- Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. – СПб., Азбука, 1999. – 368 с.
- Русские пословицы и поговорки. Под ред. Аникина В.П. – М., Художественная литература, 1988. – 431 с.
- Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. Забылиным М. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М., «Автор», 1992. – 617 с.
- Семёнова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб., Азбука, 1999. 558с.
- Церковно – народный месяцеслов на Руси И.П.Калинского. – М., Художественная литература, 1990. – 238 с.
- Энциклопедия для детей. История России. Том 5, часть 1. От древних славян до Петра Великого. – М., «Авантана+», 1995. – 672 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Русские народные праздники. Святки"
Презентация к уроку "Русские народные праздники. Святки"....

Русские народные праздники
открытое мероприятие на тему "Русские народные праздники". Данная тема способствуетактивному приобретению детьми культурного богатства русского народа....

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"
Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...
Внеклассное мероприятие "Русские народные праздники. Святки."
Внеклассное мероприятие "Русские народные праздники. Святки" проведено 23.11.2016 года в рамках регионального методического семинара "Достижение планируемых результатов на уроках русского языка и лите...

Фестиваль открытых уроков по ИЗО на тему: "Народные праздники. Святки"
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках изобразительного искусства, знакомство с народным праздником «Святки» Развитие творческих способностей, умения работат...

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»
Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...
Комментарии
Интересный материал. Жаль,
Интересный материал. Жаль, что нет презентации.
Поддерживаю Марию Викторовну.
Поддерживаю Марию Викторовну. Презентация необходима. Будет на порядок интереснее.
Интересно и познавательно
Интересно и познавательно.Жаль,конечно,что нет презентации.Спасибо за интересный материал!
Татьяна Александровна, мне
Татьяна Александровна, мне очень понравился Ваш материал. Я бы использовала очень маленькую по объему презентацию, потому что здесь есть все: и костюм, и слово, и действие. Большое спасибо!
Уважаемая Татьяна
Уважаемая Татьяна Александровна. Спасибо за интересный урок. Особенно, конечно, он интересен накануне Рождества. У подростков любовь в голове. А гадать на женихов как не в эти юные годы. Думаю, не таком уроке равнодушных не будет. Материал подаётся профессионально, корректно.
Святки
Уважаемая Наталья Владимировна! Спасибо за добрые отзывы. Очень вам признательна.
Воспользоваться можно
Воспользоваться можно материалом и для внеклассной работы. Очень нужный материал, особенно для школьников.
Воспользоваться можно
Воспользоваться можно материалом и для внеклассной работы. Очень нужный материал, особенно для школьников.