"Делать чудеса своими руками" А. Грин "Алые паруса"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по произведению А. Грина "Алые паруса" проводится в 8 классе. Учащиеся знакомятся с определением жанра -феерия, постигают замысел писателя, своеобразие его творений. Романтическая обстановка урока способствует поверить в мечту, содействует романтическому восприятию жизни, развивает чувства прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._grin_alye_parusa.rar | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема:
"Делать чудеса своими руками" (по рассказу А.Грина "Алые паруса")
1 слайд. Имя урока:
…когда душа таит зерно
Пламенного растения- чуда,
Сделай ему это чудо, если ты в состоянии…
А. Грин
Цель урока:
Познакомить учащихся с творчеством А. Грина;
Уточнить определения жанра произведения-«феерия»;
Помочь учащимся понять замысел писателя, уловить, в чём своеобразие гриновских творений, поверить в мечту, содействовать романтическому восприятию жизни, осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса, развитие чувства прекрасного в человеке.
Оборудование урока: толковый словарь, , проектор, презентация (портрет писателя, фрагменты из к/ф «Алые паруса», репродукция картины И. Айвазовского, музыка Шостаковича из к/ф «Овод», песня Ю. Ландсберга «Ребята, надо верить в чудеса»).
Словарь урока:
Феерия -театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующего пышной постановки и сценических эффектов;
Романтика - высокий настрой души, это устремлённость к прекрасной мечте;
Романтизм – литературный термин, который обозначает романтическое отношение автора к жизни и к литературе. Характерным признаком является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.
Человек-романтик- сильный, благородный человек, создающий свой мир и борющийся за свою мечту.
Ход урока:
2 слайд.1. Вызов интереса. Вступительное слово учителя.
- Учитель: Александра Грина называли «последним романтиком». Его романтизм – это способность творить чудеса своими руками, это – вера в мечту, в свои алые паруса, это – умение любить.
3 слайд
2. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Какие чувства вызывает у вас данная картина?
(На фоне музыки) (ребята перечисляют)
2. Актуализация знаний.
4 слайд 1.Настоящая фамилия писателя – Гриневский Александр Степанович
5 слайд 2. Первое впечатление от портретов Грина.
6,7,8,9,10 слайд
1. Каким же он был? Рассказ о Грине. Индивидуальное задание. Подготовила ученица.
( после сообщения -составить синквейн -каким вы представляете Грина)
2.Обобщение (составление синквейна).
11 слайд
Александр Грин,
мечтающий, мужественный,
искал, любил, писал,
«последний сказочник XX века»,
«честный пират».
3. Слово учителя.
Время идёт, книги Грина не забывают. В океане литературы не меркнет отблеск алых парусов. Послушайте, как волшебно, сказочно звучат слова: не знаю, сколько лет пройдёт, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны.
Корабль пройдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. Зачем вы приехали? Кого вы ищете? - спросят люди на берегу. Тогда все увидят храброго красивого принца. Он будет стоять и протягивать к Ассоль руки.
4.Инсценировка:
“Здравствуй, Ассоль! - скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали.
Он посадит Ассоль в лодку, привезёт на корабль, и она уедет навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить её с приездом.
Учитель обращается к классу:
Убедились в том, что сказочно, волшебно звучат эти строчки? Однако эта феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это сказка о современной действительности. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексу произведения “Алые паруса”.
- Погружение в текст. Обращение к словарю.
12, 13 слайд
Учитель:- Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали. Опишите город (деревушку), в котором жила Ассоль.
Ученик: Мрачные люди живут в этом городе, злых много, но есть и добрые (угольщик Лонгрен - отец девочки). Город, где не поют песен. Не любят людей.
Учитель: но это взрослая жизнь. А как относятся к Ассоль сверстники? Были ли у Ассоль верные друзья, подруги?
Учитель:Что помогло девочке остаться доброй, мечтательной натурой?
Вы правильно подметили: отец.
Вспомним любимое занятие Ассоль.
А какое чувство возникло у Ассоль от яхты, сделанной Лонгеном?
Ученица. У Ассоль возникло чувство восхищения от яхты, сделанной Лонгреном. “Пламенный, весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь”.
Учитель. Маленький кораблик превратится в большой чудесный корабль! Ассоль так и засыпала на груди отца и снились ей чудесные сны. Немного пофантазируем. Опишите один из таких чудесных снов Ассоль. Что могла видеть девочка во сне?
Ученики делятся впечатлениями.
Учитель:Давайте внимательнее приглядимся к героине. Найдите и прочитайте характеристику Ассоль, данную автором. Вспомните: чем отличается характеристика литературная от деловой? На что обращает особое внимание автор в описании девочки?
Учитель: Встреча Ассоль с Эглем - известным собирателем песен, легенд, преданий, сказок. Какое влияние оказал этот человек на всю дальнейшую жизнь девочки?
Ученица. Он укрепил в сознании девочки веру в мечту, которая обязательно сбудется.
Учитель. Как он разговаривает с девочкой?
Ученица. “Мне хочется поговорить с тобой по душе”.
Учитель. Разговор по душам. Как важен этот разговор по душам для девочки.
Почему девочка поверила старику?
Учитель: Рядом и одновременно далеко с этой милой девушкой живёт ещё один герой. Кто он? Расскажите о нём. Что объединяет этих героев?
Ученица. Этого героя зовут Грей. Он родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире возвышалась над всем фигура капитана. У него была своя мечта. Он жадно читал книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана.
Учитель. Представление о капитане, такой образ и такая истинная действительность заняли главное место в блистающем сознании Грея. Почему мечта Грея осуществилась, превратилась в действительность?
Ученик. Он очень хотел её осуществления.
Учитель. Прошло мало времени, и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над чёрной линией новой мечты. То был “Секрет” - новая мечта Грея.
Учитель. Что думают о своём капитане моряки?
Ученик. Не такой как все. Дельный! Загвозистый!
Учитель. Такие люди, как Ассоль и Грей должны были встретиться. Как же произошла их встреча? Расскажите.
4. Аналитическая беседа. Фрагмент фильма. Составление таблицы.
Учитель. И мечта Ассоль сбылась. Корабль её мечты скоро приплывёт к ней. А пока Грей занят подготовкой. Ребята, а почему А.Грин выбрал именно алый цвет для своих парусов? Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?
- алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;
- паруса цвета глубокой радости;
- он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения;
- совершенно чистый, как алая утренняя заря;
- полный благородного веселья и царственности гордый цвет.
Учитель:И какая же картина заставила жителей Каперны ужаснуться навсегда?
(Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка.)
Завораживает? Потрясает? Конечно! Потрясает нас и Ассоль. А почему жители Каперны ужаснулись?
(Понятие мечты, чуда и красоты им неведомо. Они и песен-то не пели и сказок не рассказывали.)
Как назовём мы этот приём романтических произведений?
(Контраст. Антитеза.)
На чём она основана? (Противопоставление мечта - реальность).
14 слайд
Прочитаем слова Лонгрена, записанные на доске: “…Много ведь придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых”. О чём размышляет Лонгрен? Какое он вкладывает значение в слово парус? (Метафора парус – человек. Алый парус - особенный человек.)
Учитель. И вот уже наяву видит девочка алые паруса. Какие чувства испытывает она в эти минуты?
Фрагмент фильма
15 слайд
Найти романтического героя на страницах феерии! Мы ищем алый парус в душе человека.
16 слайд
Вспомним, каким должен быть романтический герой?
- Сильная личность, мятежная, как парус у Лермонтова (цитата – “А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой!”) и ли Сокол у Горького (“Я знаю счастье, я славно бился!”).
- Герой, вступивший в конфликт с окружающим миром и стремящийся ввысь, к неизвестности, красоте, свободе, как орёл у Пушкина. (Цитата “Мы вольные птицы: пора, брат, пора, туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляем лишь ветер… да я!”).
- Герой, ищущий ответа на важный жизненный вопрос, как Мцыри у Лермонтова (цитата “Скажи: для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?”).
Кого из героев повести А.Грина можно считать романтическим героем?
Составление таблицы. Согласитесь или опровергните данные высказывания о романтическом герое, распределив их в таблице.
17 слайд, 18 слайд
АССОЛЬ |
Утверждение: | Отрицание: |
Сильная личность, сумевшая сохранить свою индивидуальность. | В ней нет поиска, нет мятежа. |
Но есть стремление к красоте, умение мечтать (игрушки для детей, любование красотой мира). | Зато нет конфликта с окружающим миром, нет протеста, нет поиска ответа на важный жизненный вопрос. |
Нет явно выраженного конфликта, но есть конфликт внутренний (вера в силу мечты, воображения, которые могут изменить мир; вера в то, что мечта есть у каждого). |
|
ГРЕЙ |
Утверждение: | Отрицание: |
Сильная, мятежная личность (выбор - быть капитаном). | Безбедная, беззаботная жизнь в обеспеченной семье не может побудить личность к мятежу. |
Стремление к неизвестности, свободе (родился вдали от мря, в обеспеченной семье, но выбрал тяготы морской жизни). | В чём суть его конфликта с миром? Он не лишён свободы, он не стоит перед выбором, от которого зависит жизнь. |
Выбор цели жизни( делать чудеса своими руками, чувствовать чужую боль как свою) |
|
ЛОНГРЕН |
Утверждение: | Отрицание: |
Сильная личность, мятежная (служба на корабле, желание восстановить справедливость). | Сильная личность не будет мстить, а он мстит Меннерсу. Зло порождает зло. |
Герой, вступивший в конфликт с окружающим миром, воспитывает дочь, личность яркую, романтическую. | Конфликт с окружающими спровоцирован местью. |
| Романтический герой стремится исправить мир в целом, а не искоренять отдельные недостатки. Подвиг во имя мести не подвиг. |
К каким же выводам мы можем прийти?
(Романтический герой стремится исправить мир в целом, а не искоренять отдельные недостатки. Подвиг – это умение делать чудеса своими руками; улыбка, веселье, прощение и - вовремя сказанное, нужное слово – не меньшие чудеса. Алый парус в душе у того человека, сердце, которого знает, что такое любовь.)
5. Выводы по уроку.
19, 20 слайд
Почему феерия называется «Алые паруса»? Алые паруса -это
Что же особенного в этой книге, что, пожалуй, каждый из нас, и взрослых, и подростков, знает этот символ алые паруса? Веру во что подарил нам Грин? (Предположения учащихся.) Вспомните слова Артура Грея: “…делать чудеса своими руками”; “…не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и - вовремя сказанное, нужное слово”. Что вы добавите к своим ответам сейчас?
(Алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь
6. Результат работы.
21 слайд
Как через кластер выразить содержание текста?
Феерия
Сказочная, добрая
Открывает, учит, помогает
Надо всегда верить в мечту
Сказка
Пусть не было Каперны, не было Грея и Ассоли, не было корабля с алыми парусами - всё это было и будет, пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить, так мечтать. Так верить в исполнение мечты. Грин уверял, что этот корабль рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем, всем своим существом верит, что мечты не могут сбыться. Видите ли вы этот корабль? Если да, то вполне возможно, что на сей раз он идёт именно к вам, несёт на своих алых парусах исполнение вашей мечты.
Песня Ю. Ландсберга «Ребята, надо верить в чудеса»
.
Вот и подходит к концу наш разговор об этой удивительной книге, её замечательных героях.
22 слайд
7. Домашнее задание.
Написать сочинение Мечта моей жизни.
23 слайд
8.Выразите своё отношение к уроку.
Я отлично поработал на уроке.
Я мог бы внести больший вклад в ход урока.
Я недоволен своим участием в уроке.
Сочинительство всегда было моей профессией, а настоящей, внутренней жизнью
Являлся мир постепенно раскрываемой тайны воображения.
АЛЕКСАНДР ГРИН.
А.Грин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудеса своими руками
Внеклассное мероприятие...
МАСТЕР-КЛАСС "Оригами-чудеса своими руками"
Внеклассное мероприятие....
Программа кружка "Чудеса своими руками"
Программа курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание художественной культуры, развитию интереса к народ...
Александр Степанович Грин.«Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…»
Биография А.С.Грина. Творчество Грина...
Утверждение права "делать чудеса своими руками" А.С.Грин "Алые паруса", урок в 6 классе
Утверждение права "делать чудеса своими руками" А.С.Грин "Алые паруса", урок в 6 классе...
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...
Презентация. Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс
Урок литературы по теме "Делать чудеса своими руками" (по феерии А.Грина "Алые паруса"). 6-й класс...