Программа по литературе
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Учебная программа по литературе рассчитана для обучающихся НПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_literatura.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное (областное) образовательное учреждение начального
профессионального образования
профессиональное училище № 14
Рассмотрено Заседание МО преподавателей общеобразовательных дисциплин Пр. №___ от ________ 2010 года ____________ Н.Ю.Чулкова | Утверждаю Директор училища ____________ С.В.Зыков |
Программа
учебная дисциплина
«Литература»
Для профессий технического профиля НПО
195 часов
Грязи
2010
Пояснительная записка.
Данная учебная программа составлена с учетом требований Государственного стандарта Среднего (общего) образования (2004г.).
Литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.
Изучение литературы направлено
на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки учеников.
В результате изучения литературы учащиеся должны знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей русской литературы 19-20 веков и изученные теоретико - литературные понятия;
В результате изучения литературы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Государственное (областное) образовательное учреждение начального профессионального образования
профессиональное училище № 14
Рассмотрено Заседание МО преподавателей общеобразовательных дисциплин Пр. №01 от 15 сентября2012г _____________ Чулкова Н.Ю. | Утверждено Зам директора по ООП ______________ Ласенко С.Н. |
Учебный план
по учебной дисциплине
«Литература»
№ темы | Тема | Кол-во часов | В т.ч. сочинения |
1 курс |
Литература первой половины 19 века | 17 |
1 | Обобщающая характеристика и своеобразие русской литературы на рубеже 18-19 вв. | 2 |
2 | Пушкин А.С. | 5 |
3 | Лермонтов М.Ю. | 5 |
4 | Гоголь Н.В. | 5 |
Художественные открытия русской литературы второй половины 19 века 19 века. | 50 |
5 | Характеристика литературы 2-й половины 19в. ввека | 2 |
6 | Островский А.Н. | 4 |
7 | Гончаров И.А. | 4 |
8 | Тургенев И.С. | 4 |
9 | Тютчев Ф.И. | 3 |
10 | Фет А.А. | 3 |
11 | Некрасов Н.А. | 4 |
12 | Лесков Н.С. | 4 |
13 | Салтыков-Щедрин М.Е. | 4 |
14 | Толстой Л.Н. | 8 | 2 |
15 | Достоевский Ф.М. | 6 | 2 |
16 | Чехов А.П. | 4 |
Русская литература конца 19 - начала 20 вв. | 14 |
17 | Характеристика литературы | 2 |
18 | Бунин И.А. | 4 |
19 | Куприн | 4 |
20 | Поэзия серебряного века. | 4 |
Итого: | 81 |
2 курс |
Литература 20 века. |
21 | М.Горький | 6 |
22 | А.А.Блок | 6 |
23 | В.В.Маяковский | 6 |
24 | С.А.Есенин | 6 |
25 | А.Ахматова | 6 |
26 | М.А.Шолохов | 10 |
27 | Б.Пастернак | 6 |
28 | М.Булгаков | 8 |
29 | А.П.Платонов | 4 |
30 | А.Т.Твардовский | 5 |
31 | В.М.Шукшин | 5 | 1 |
32 | А.И.Солженицын. | 10 |
33 | Ю.Трифонов. | 4 |
34 | Ф.Абрамов | 4 |
35 | В.Астафьев | 4 |
36 | В.Распутин | 4 |
37 | Н.Рубцов | 2 |
38 | Б.Екимов | 4 |
39 | Е.Носов | 2 |
40 | П.Проскурин | 2 |
41 | Л.Петрушевская | 2 |
42 | В.Ерофеев | 2 | 1 |
43 | Т.Толстая | 4 |
44 | В.Пелевин | 4 |
Итого: | 114 |
Итого по предмету за 2 года | 195 |
Содержание программы (195ч)
Тема 1. Введение (2 ч)
Периоды развития литературы как вида искусства. Общая характеристика русской классической литературы, ее гуманистический пафос и общественное значение. Достижения русской литературы конца XVIII — первой половины XIX века.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. (17 ч)
Тема 2. Обзор русской литературы первой половины XIX в. (2 ч)
Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Национальное самоопределение русской литературы.
Тема 3. А. С. Пушкин (5 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель
пустынный...», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога
роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я
посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для
изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые», в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Тема 4. М.Ю. Лермонтов (5 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон».
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Тема 5. Н. В. Гоголь (5 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Невский проспект» (возможен выбор другой «петербургской повести»). Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Литература второй половины XIX века (50 ч)
Тема 6. Обзор(2 ч)
Россия второй половины XIX века, достижения в области культуры. Расцвет реализма в русской литературе; ее особая роль в жизни общества. Литературная борьба.
Тема 7. А.Н. Островский (4ч)
Жизнь и творчество. Пьеса «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Прием антитезы в пьесе. «Жестокие нравы» «темного царства». Типы самодуров: Дикой и Кабаниха. Образ города Калинова. Роль второстепенных персонажей. Трагедийный фон пьесы. Образ Катерины в системе образов пьесы (Кабаниха, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш). Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Народно-поэтическое и религиозное начало в образе Катерины. Символика пьесы, смысл ее названия. Жанровое своеобразие пьесы (социально-бытовая, этико-философская, психологическая драма). Драматургическое мастерство А.Н. Островского. Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве».
Тема 8. И.А. Гончаров (4 ч)
Жизнь и творчество. Роман «Обломов» (обзор).
Особенности композиции. Система образов романа. Роль экспозиционной части романа. Окружение Обломова. Сюжетная основа первой части романа. Образные параллели: барин — слуга, Обломов — Штольц. Глава «Сон Обломова» и ее роль в раскрытии образа Обломова. Идиллия и реальность в любовной линии романа. Общественная проблематика и круг нравственных вопросов в романе. Обломов и «обломовщина». Проблема «лишних людей» в русской литературе.
Тема 9. И.С. Тургенев (4 ч)
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».
Отражение общественно-политической ситуации 60-х годов в романе. Сюжет, композиция и система образов романа. Смысл названия и своеобразие жанра. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.
Общественный конфликт и его воплощение в романе. Базаров и народ. Базаров и его мнимые последователи (Ситников и Кукшина). Базаров и Аркадий. Тема любви в романе (Базаров и Одинцова). «Базаров — лицо трагическое». Авторское отношение к Базарову. Смысл финала романа.
Стиль Тургенева-романиста. «Тайный психологизм» как основа творческого метода И.С. Тургенева. Полемика вокруг романа.
Тема 10. Ф.И. Тютчев (3 ч)
Краткий очерк жизни и творчества.
Стихотворения: «Полдень», «Silentium!», «Тени сизые смесились...», «Не то, что мните вы, природа...», «О, как убийственно мы любим...», « Я очи знал,— о, эти очи!..», «Природа — сфинкс. И тем она верней», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).
«Поэзия мысли». Мотивы лирики Тютчева, ее философская проблематика: человек и природа, хаос и гармония. Тема «невыразимого». Тема любви. Трагизм лирики Тютчева, ее образная символика.
Тема 11. А.А. Фет (3 ч)
Краткий очерк жизни и творчества.
Стихотворения: «Облаком волнистым...», «Еще майская ночь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Шепот, робкое дыханье...», «Одним толчком согнать ладью живую...».
А. Фет и теория «чистого искусства». «Поэзия звука» как отличительная черта лирики Фета. Мотивы лирики Фета: любовь, природа, творчество. «Культ мгновения» в поэзии Фета.
Тема 12. Н.А. Некрасов (4 ч)
Краткий очерк жизни и творчества.
Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Плач детей, «О Муза! я у двери гроба...». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» («Пролог», «Пьяная ночь», «Счастливые», «Помещик», «Крестьянка», «Пир — на весь мир»). Гражданский пафос лирики Некрасова, особенности лирического героя. Основные темы, идеи, образы. Сатирические мотивы. Тема страданий народа, женской доли. Антикрепостнические мотивы в поэзии Некрасова. Утверждение красоты русского человека. Тема поэта и поэзии, судьба поэта-гражданина. Новаторство лирики Некрасова.
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Сюжет и жанровое своеобразие поэмы, ее основные темы. Смысл названия поэмы и проблема «счастия народного». Сатирические образы помещиков в поэме. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме: судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Образы правдоискателей в поэме: семь мужиков-странников, Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский. Проблема бунта и мотив греха. Гриша Добросклонов — образ народного заступника. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Тема 13. Н. С. Лесков (4 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
Тема 14. М.Е. Салтыков-Щедрин (4 ч)
Краткий очерк жизни и творчества.
Роман «История одного города» (главы: «Опись градоначальникам», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»).
Роман «История одного города» — обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Градоначальники и «глуповцы». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Авторское отношение к героям. Смысл антиутопии Щедрина. Загадка финала «Истории...». Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Тема 15. Л.Н. Толстой (8 ч)
Жизненный и творческий путь. Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа-эпопеи. Смысл названия.
Изображение светского общества в салоне Анны Павловны Шерер. Система образов. Особенности авторской позиции. Критерии нравственной оценки личности в романе. «Живое» и «мертвое» в человеке.
Психологизм прозы Л. Толстого. Мастерство в изображении душевного мира героев («диалектика души»). Особенности портретной характеристики героев. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.
Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Семьи Друбецких, Курагиных, Бергов. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Завершение семейной темы в эпилоге.
Поиск смысла жизни любимыми героями Толстого. Тема духовного прозрения в романе. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Платон Каратаев и нравственная концепция Толстого.
Тема войны в романе. Философия истории: роль личности в истории, законы исторического движения. Реализм Толстого в изображении войны. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение как композиционный центр романа. Изображение партизанской войны. Тихон Щербатый в сюжете романа. Истинный героизм и патриотизм, русский, солдат в изображении Толстого. Образы Тушина и Тимохина. Псевдопатриотизм и ложный героизм. «Военные трутни» в романе.
Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа.
Вечные философские вопросы в романе: вопрос о смысле жизни, концепция судьбы и проблема счастья.
Тема 16. Ф.М. Достоевский (6 ч)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета романа. Жанр, проблематика, система образов. Смысл названия. «Преступление и наказание» как социальный роман. Образ Петербурга в романе Достоевского и в русской литературе. «Униженные и оскорбленные» в романе: образы матери и сестры Раскольникова, Мармеладовых, Лизаветы. «Преступление и наказание» как философский роман. Теория Раскольникова. Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова. Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские представления, мотивы, образы в романе. Крушение теории Раскольникова. Тема смирения и бунта в романе. Сны в романе и их художественная функция. Роль эпилога. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. «Преступление и наказание» как психологический роман. Противоречивая сущность человека как открытие Достоевского.
Тема 17. А.П. Чехов (4 ч)
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Пьеса «Вишневый сад». Сюжеты, темы и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в новеллистике А.П. Чехова. Проблема вины «маленького человека». Тема пошлости и обывательщины. Мысль писателя об ответственности человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Тема любви. Искусство художественной детали. Специфика сюжета и конфликта пьесы «Вишневый сад». Система персонажей. Смысл центрального образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Лопахин и тема новой капиталистической реальности. Размышление автора о будущем России: образы Пети Трофимова и Ани. Смысл финала. Новаторство А.П. Чехова-драматурга.
Литература конца XIX — начала XX века (21 ч)
Тема 18. Обзор (2 ч)
Эстетические и нравственно-философские достижения русской литературы XIX века.
Основные тенденции развития мировой литературы конца XIX — начала XX века. Общая характеристика русской литературы рубежа веков, ее связь с общественно-политическими тенденциями новой эпохи. Эпоха модернизма в литературе. Поиски новых принципов и форм изображения действительности и поэтического самовыражения.
Тема 19. И.А. Бунин (4ч) Краткий очерк жизни и творчества.
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Темные аллеи».
Реалистическая основа творчества. Мотив угасания «дворянских гнезд». Преломление социальных проблем в прозе Бунина, проблема бездуховности, исследование национального характера. Отражение «вечных» тем в рассказах Бунина: счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память. Психологическая точность передачи переживаний героев. Внутренний мир человека и его связь с внешним миром. Соотношение текста и подтекста. Живописные эпитеты и метафоры, субъективность, эмоциональность, лиризм бунинской прозы. Соединение прозаической и поэтической детали. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Тема 20. А.И. Куприн (4 ч)
Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Гранатовый браслет». Споры героев об истинной бескорыстной любви, утверждение любви как высшей ценности. Трагический пафос и мотив пробуждения души в повести. Музыкальный принцип организации текста.
Тема 21.Поэзия Серебряного века (4ч)
Литературные направления поэзии Серебряного века и поэты, творившие вне литературных направлений (И.Анненский, М. Цветаева). Символизм В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок. Истоки русского символизма. Понимание символа символистами. Задача предельного расширения значения слова. Открытие тайн как цель искусства. Идея «преображенной» свободной личности, прозревающей тайны бытия в поэзии символизма. Музыкальность стиха как принцип поэтики. В. Брюсов как основоположник русского символизма. Изящество образов К. Бальмонта. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Акмеизм Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам. Истоки акмеизма и его программа. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Героизация действительности в поэзии Н. Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Н. Гумилева. Предметность образов. Ассоциативная манера письма О. Мандельштама. Футуризм В. Маяковский, Б. Пастернак.
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык. Звуковой и графический эксперимент в поэзии футуризма.
Группы футуристов: кубофутуристы (В. Маяковский, В. Хлебников и др.), эгофутуристы (И. Северянин), «Центрифуга» (Б. Пастернак).
Литература XX века (70)
Тема 22. М. Горький (6 ч)
Жизнь и творчество. Пьеса «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Хозяева ночлежки и судьбы ночлежников, их прошлое, настоящее и будущее. Проблема духовного разобщения людей. Споры о силе и слабости человека. Три правды в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в понимании героев. Песни, притчи, стихотворение Беранже как способ заострения внимания на важнейших идеях пьесы. Афористичность языка и выразительность диалогов в пьесе.
Тема 23. А.А. Блок (6ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «Россия», «На железной дороге», «Река раскинулась, течет...», «О, я хочу безумно жить...». Поэма «Двенадцать».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы А.Блока. Образ Прекрасной Дамы. Городская тема в творчестве Блока. «Страшный мир», действительность и мечта в лирике поэта. Тема России.
История создания поэмы «Двенадцать», авторский опыт осмысления событий революции в литературе. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Ритмы поэмы, ее основные символы: цветовая палитра; образ метели, снега, непогоды; числовая символика; образ пса, фигуры красногвардейцев; символические повороты сюжета, рефрены. Образ Христа в финале поэмы — варианты интерпретаций.
Тема 24. В.В. Маяковский (6ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся». Поэма «Во весь голос».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике Маяковского. Поэт и революция: пафос революционного переустройства мира. Поэтическое новаторство: ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, реализация метафор, необычность строфики и графики стиха. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии (поэзия как государственное дело). Сатирические мотивы лирики Маяковского. Объекты сатирического обличения.
Тематика и пафос вступления к поэме «Во весь голос». Философское осмысление проблемы художника и времени.
Тема 25. С.А. Есенин (6 ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». Есенин и имажинизм. Тема родины и ее место в поэзии С. Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Сквозные образы лирики Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа есенинской лирики. Своеобразие метафоры.
Тема 26. А.А. Ахматова (6 ч)
Жизненный и творческий путь.
Стихотворения: «Смятение», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Родная земля», «Муза». Поэма «Реквием». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Тема любви, искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха.
Смысл названия поэмы «Реквием». Отражение личной трагедии и горя народного. Евангельские мотивы и образы. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».
Тема 27. М.А. Шолохов (10 ч)
Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзор).
История создания романа. Широта эпического - повествования и сложность авторской позиции. Сюжетная основа романа. Семья Мелеховых. Изображение быта и нравов донского казачества. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Судьбы Натальи и Аксиньи, Дарьи и Дуняши. Смысл финала. Язык прозы Шолохова.
Тема 28. М.А. Булгаков (8 ч)
Жизнь и творчество.
Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (по выбору). Своеобразие жанра романа «Мастер и Маргарита». Эпическая широта и сатирическое начало в романе: разоблачение пошлости, мещанства, алчности, подлости, невежества. Сочетание реальности и фантастики. Образ Воланда и его свиты. Смысл эпиграфа: тема добра и зла. Библейские мотивы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Тема совести, чести, настоящей и верной любви в романе. Проблема творчества и судьбы художника.
Сюжет романа «Белая гвардия». Задача писателя «встать бесстрашно над красными и белыми». Художественное воплощение в романе трагического периода русской истории. Образ времени в романе. Тема дома и семьи. Образ города. Памятник Владимиру как утверждение вечной ценности милосердия. Образ метели, тумана и тема бездорожья в романе. Космические мотивы в романе. Смысл образа «нового неба» в эпилоге. Особая роль автора-повествователя. Ассоциативность художественного сознания Булгакова.
Тема 29. А. П. Платонов (4 ч)
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
Тема 30. Б.Л. Пастернак (6ч)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Про эти стихи», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво...», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».
Тема поэта и поэзии: искусство и ответственность художника, поэзия и действительность, судьба поэта и его обреченность на страдания. Философская глубина лирики Пастернака. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.
Тема 31. А.Т. Твардовский (5 ч)
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...». Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.
Тема 32. В.М. Шукшин (5ч)
Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство». Особенности нравственной проблематики рассказов Шукшина. Своеобразие шукшинского героя. Тема города и деревни.
Тема 33. А.И. Солженицын (10ч)
Краткий очерк жизни и творчества. Рассказ «Матренин двор». Судьба Матрены и тема праведничества в рассказе «Матренин двор». Своеобразие повествовательной манеры писателя.
Тема 34. Ю. Трифонов (4 ч)
Краткий очерк жизни и творчества. Рассказ «Дом на набережной». Проблематика рассказа.
Тема 35. Ф. Абрамов (4ч)
Биографическая справка автора. Тема родины в творчестве.
Тема 36. В. Астафьев (4 ч)
Жизнь и творчество. Социальные и экологические проблемы в творчестве. Рассказ «Людочка» как рассказ-предостережение, «пробы» из мутного потока времени.
Тема 37. В. Распутин (4 ч)
Биография писателя. Народ и прошлое в творчестве.
Тема 38. Н. Рубцов. (4ч)
Жизнь и творчество поэта. Лирика. Современная фантастика.
Тема 39. Б.Екимов (2 ч)
Биографическая справка. Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм.
Тема 40. Е.Носов (2 ч)
Интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях Ю.Бондарева.
Тема 41. П.Проскурин (2 ч)
Жизнь и творчество. Психологизм в творчестве.
Тема 42. Л.Петрушевская (2ч)
Творческий и жизненный пути. Новейшая проза.
Тема 43. В.Ерофеев (2ч)
Биография. Поэма в прозе «Москва—Петушки» как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени.
Тема 44. Т.Толстая (4 ч)
«Болевые точки» современной жизни в прозе.
Тема 45. В.Пелевин (4ч)
Жизнь и творчество. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы ее «игровой» характер.
Список используемой литературы.
- Курдюмова Т.Ф. Хрестоматия по литературе, «Просвещение»,2007г.,460
- Лебедев Ю.В. Литература 10 класс (1 часть). «Просвещение», 1994г.,223
- Белова Н.В. Хрестоматия по русской литературе. «Просвещение», (1часть), 1987г.,333
- Белова Н.В. Хрестоматия по русской литературе. (2 часть), «Просвещение», 1987г.,366
- Смирнова Л.А. Русская литература 18-19 вв. (справочный материал), «Просвещение», 1995г.,464
- Смирнова Л.А. Русская литература 20 в. (справочный материал), «Просвещение», 1995г.,464
- Агеносов В.В. Русская литература 20 в. 11 класс (1 часть), «Дрофа», 2004г., 447
- Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в. «Просвещение», 1998г., 410
- Миронова Н.А. Литература в схемах и таблицах. «Тригон»,2005г.,127
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной
Настоящая рабочая программа по литературе для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...
Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина
Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...