Программа литературное чтение 1-4 кл. Бунеева
рабочая программа по литературе на тему
Данная программа разработана на основе программы «Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы ( Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lit.chtenie_buneev_1-4.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе программы «Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы ( Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) Согласно программе «Школа 2100» на учебный предмет «Литературное чтение» выделено 102 часа. Календарно-тематическое планирование рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя . Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению,сформирована душевная и духовная потребность в нем как средствепознания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста –правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений,нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.В курсе литературного чтения реализуются следующиесквозные линии развития учащихся средствами предмета .
Линии, общие с курсом русского языка:
· овладение функциональной грамотностью;
· овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
· овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
· определение и объяснение своего эмоционально оценочного отношения к прочитанному;
· приобщение к литературе как искусству слова;
· приобретение и первичная систематизация знаний о литературе,книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1 й класс – «Капельки солнца*»; 2 й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2 х ч.; 3 й класс – «В одном счастливом детстве», в 2 х ч.; 4 й класс – «В океане света», в 2 х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.
Нами взят за основу традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1 м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают,что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Во 2 м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется.Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм,ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
В 3 м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой,открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой» . Произведения, включенные в учебник для 3 го кл., позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь иклассика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; со временная детская литература.
В 4 м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в
1–4 м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1 м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2 м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3 м классе – пьесу, в 4 м классе – статью эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бернс). Иными словами, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше,является монографический принцип . За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто,
В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца,С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской,Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира,А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Черного,А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4 м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.
Такова внутренняя логика системы чтения.Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Ка к реализовать
принцип идейно художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В 1 м классе героем учебника стал заяц Пус, который превращается в мальчика Петю Зайцева и идет учиться в первый класс. Петя почти ничего не знает и не умеет, и первоклассники помогают ему учиться: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей»,дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включенные в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: герой и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.
Во 2 м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша исказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературногочтения во 2 м классе – это игра путешествие в сказки. В 3 м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны жизнью в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает учебник,размышляет, задает вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.При составлении учебника для 3 го класса авторы в большей мере,чем во всех остальных, учитывали принцип актуализации тематики чтения . Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарем. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, совершенно естественно.
В учебнике 4 го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора Николая Александровича Рождественского и близнецов четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы в далекое и не очень далекое прошлое, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения ,главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел,и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения . Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения,которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений)отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное
и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.
Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.
Содержание программы
• ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ
«Там, на неведомых дорожках...». Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки. Сказочные человечки. Сказочные повести Т. Янссон, Дж. Р. Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои. Сказочные богатыри. Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов. «Сказка мудростью богата...». Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки.Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева. «Сказка – ложь, да в ней намек...». Сказк и разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира,В. Левина о животных. Считалки. «Самое обыкновенное чудо». Сказки А. де Сент Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.
2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
В государственных образовательных стандартах 2004 г. указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования: 1) способ чтения – чтение целыми словами;2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; 3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости .
2 й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ
ПРОЧИТАННОГО
2 й класс
Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.
Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия,иллюстрации и ключевых слов.Развитие умения находить ключевые слова в тексте.Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказаннуюмысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением. Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту походу чтения.Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.
4. ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА,
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ
ПРОЧИТАННОГО
Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т. д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте,размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами. Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.Высказывание своего отношения к прочитанному.
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО
С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями: Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка,скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Литературная (авторская) сказка; повесть сказка.Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация,особенности употребления слов).Тема и основная мысль произведения.Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми тролли и др.).Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
6. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения миниатюры о сказочных героях. Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественныйтекст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.
ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ
к умениям учащихся по литературному чтению
(программный минимум)
Линии развития | средствами предмета | чтение» |
· осознанное, правильное,выразительное чтение целыми словами; · понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста; · умение делить текст начасти, озаглавливать части; · умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; · подробный и выборочный пересказ текста; · составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану | · размышления о характере и поступках героя; · высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор) | · умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка,песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; · умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; · умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои помощники,нейтральные персонажи); · соотнесение авторов, названий и героев прочитанныхпроизведений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа литературного чтения "СТРАНА ЧИТАЛИЯ"
Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Мы все хотим, чтобы наши дети выросли мудрыми, хорошими и счастливыми людьми. Воспитание это начинается в семье с совместного...
Рабочая программа литературное чтение 4 класс надомное обучение
Рабочая программа литературное чтение 4 класс надомное обучение...
Рабочая программа литературное чтение 1 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа литературное чтение 1 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа литературное чтение 1 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа литературное чтение 1 класс 2016-2017 уч.г....
рабочая программа. литературное чтение 3 кл
рабочая программа. литературное чтение 3 кл...
Рабочая программа Литературное чтение 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственн...
Рабочая программа "Литературное чтение " УМК "Ритм" , 4 класс
Цели рабочей программы:1) осознание богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;2) обогащение читательского опыта, становление читателя;3) овладение...