Реализация рейтинговой технологии оценивания образовательных результатов
статья по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Практико-значимый проект
«Реализация рейтинговой технологии оценивания образовательных результатов»
Введение.
Цель исследования: определить систему дидактических условий разработки и внедрения рейтинговой системы, позволяющей не только эффективно контролировать и оценивать, но и повышать качество естественнонаучной подготовки учащихся.
Задачи исследования:
Уточнить содержание и сущность понятия «рейтинговая система контроля и оценки качества подготовки учащихся»;
Определить систему критериев и условий, обеспечивающих эффективность применения рейтинговой системы контроля и оценки в системе подготовки школьников;
Разработать методические рекомендации по внедрению рейтинговой системы контроля в классах школ.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
выявлены основные компоненты функциональной структуры рейтинговой системы контроля и оценки и установлена взаимосвязь между ними;
выделены и сформулированы критерии знаниевой (владение терминами и понятиями, знание законов, методов исследования) и личностной (уверенность в себе, самостоятельность, умение работать в группе) составляющих качества в рейтинговой системе обучения естественными дисциплинами
Актуальность темы исследования. Современный этап и перспективы общественного развития выдвигают новые требования, как к выпускнику школы, так и к специалисту среднего звена. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и программе развития среднего профессионального образования России на 2000-2005 год отмечается, что на первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволяют специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в условиях нового века. Среди них выделяют системное мышление, высокообразованность, экономическую, правовую, информационную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, творческую активность и ответственность за выполняемую работу, мобильность, конструктивность, способность к сотрудничеству.
В условиях личностно- ориентированного обучения важно отслеживать и развивать не только знания и умения учащихся, но и личностные характеристики, востребованные в большой группе разнопрофильных профессий и в реальных жизненных ситуациях. Для этих целей следует рассматривать ранговые шкалы оценивания. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. Приняв решение о рейтинговой системе оценок, мы неизбежно отказываемся от технологий, рассчитанных исключительно на количественные шкалы. Приоритет количественных шкал влечет необходимость многократных тестирований и других жестких контрольных процедур, что в свою очередь, ограничивает применение гуманных личностно- ориентированных технологий.[6]
Проблемы пятибалльной системы оценивания
В последнее время актуальность проблемы применения рейтингового контроля и оценки возросла. Об этом говорит потребность преподавателей в более объективной и информационной отметке. Ведь у пятибалльной системы есть существенные минусы:
Она не дает полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности – как основы самостоятельности учебной (которая признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования.
Является малоинформативной. По отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, невозможно определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка.
Часто имеет травмирующий характер, т.е. оказывается орудием манипуляции и психологического давления преподавателя.
В условиях тенденции гуманитаризации образовательной системы нельзя недооценивать естественнонаучное образование, так как оно наряду с гуманитарными, социально- экономическими и технологическими компонентами образования обеспечивает всестороннее развитие личности ученика за время его обучения и воспитания. Востребованность естественно- научных знаний связана с мировыми тенденциями развития общества: научно- техническим прогрессом, компьютеризацией, обострением экологических проблем, ухудшением здоровья населения. При изучении биологии, химии, физики закладываются фундаментальные знания о наиболее общих законах и ценностях окружающего мира (формирование научной картины мира, экологические законы, принципы сохранения здоровья, навыки здорового образа жизни). Такие знания и умения общего свойства востребованы в любых жизненных ситуациях в большой группе профессий. Поэтому возникла необходимость исследований, касающихся проблемы эффективности контроля и оценки качества естественнонаучной подготовки, учащихся в этих условиях.[6]
Рейтинговая система оценивания
Мировая практика контроля и оценки качества подготовки выпускников школ и колледжей основывается не столько на определении количества получаемых знаний, сколько на умениях применять эти знания в новых условиях и творчески оперировать знаниями в жизненных ситуациях. Приоритет отдается личностным качествам - стремлению к успеху, добросовестности, самостоятельности, способности принимать решения, коммуникативным навыками.
Какими бы разными ни казались рейтинговые системы, созданные разными авторами для средней школы, или вуза, можно сделать вывод, что все они подчиняются одним принципам:
блочно- модульное структурирование изучаемого материала;
системность;
гибкость и мобильность;
оценки – баллы имеют накопительную силу;
создаются условия сотрудничества учителя и ученика;
незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется;
ученик волен выбирать стратегию своей деятельности.
Рейтинговая система выступает в качестве альтернативной по отношению к далеко несовершенной традиционной технологии контроля учебной деятельности и оценки знаний учащихся.
Рейтинг чаще всего понимается как оценка, некоторая численная характеристика какого- либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или оценка, «учитывающая предысторию» Эта модель в большей степени, чем традиционная, адаптирована под те условия, которые, будучи обыденностью, на Западе, стали новыми для нашей педагогики. Это и акцент на воспитание в духе демократии, и раннее формирование чувства самостоятельно и ответственности, и приоритет активных форм обучения, и беспристрастная оценка личных качеств. Существенным положительным качеством этой системы можно считать большую степень объективности и открытости процесса оценивания для школьников и студентов, что снимает конфликтные и стрессовые ситуации по поводу оценки у обучаемых. В рейтинговой системе балл - оценка наконец-то приобретает функцию мотивации познавательной активности обучающихся, что утрачено в традиционной системе оценивания. Рейтинговая система одна обладает ни с чем не сравнимой гибкостью, можно например, иметь её отдельно по каждому предмету, а можно общую. В список оцениваемых достижений могут быть включены и не учебные достижения – важные на данный период для статуса предмета. Варьирование позиций в ранговом списке достижений дает в руки преподавателя инструмент, во многом схожий с механизмом экономического управления.
Но с другой стороны, рейтинговая система требует жесткого планирования изучаемого материала, разнообразные виды контроля, систематического учета в подсчетах баллов, организации контроля характеризующего и оценивающего деятельность преподавателя, обязательное рубежное итоговое тестирование. Она опирается на методику направляемого и контролируемого самообучения, создающего все условия для воспитания самодисциплины, добросовестности, ответственности студентов, их умение работать по плану, целеустремленно, с ранее ожидаемым результатом, где роль преподавателя состоит, главным образом, в умелой организации учебной деятельности обучаемых.
На основе метода мозгового штурма и метода экспертных оценок составлена обобщенная таблица критериев и видов работ в рейтинговой системе
Учитывая изменения, динамизм, неопределённость всех сторон нашей жизни, процесс профилизации в средней школе, новые требования к качеству профессиональной подготовки выпускников на всех уровнях образования, мы посчитали необходимым при отборе критериев распределить их по уровням усвоения (В. Беспалько, В. Конфедератов, В. Симонов). В каждом уровне усвоения выделили знаниевую и личностную составляющие.
Таблица 1 УРОВНИ УСВОЕНИЯ. ВИДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ с учётом знаниевой и личностной составляющей в рейтинговой системе
Уровень усвоения | Виды контроля | Критерии оценки | баллы |
Репродуктивный Коэффициент -1 | Сообщение Устный ответ | Точность воспроизведения. Владение терминами и понятиями. Уверенность в себе | 0-1-2 0-1-2 0-1-2 макс 6*1=6 |
Применение знаний по образцу Коэффициент- 2 | Лабораторная работа Решение задач Домашнее задание | Точность выполнения Умение пользоваться лабораторным оборудованием, приборами Самостоятельность Стремление к качественной работе | 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 макс 8*2=16 |
Применение знаний в новых условиях Коэффициент 3 | Практическая работа | Уровень использования мыслительных операций. Аккуратность оформления Самостоятельность и эффективность в решении проблем Способность к системному мышлению | 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 макс 8*3=24 |
Творческое применение знаний Коэффициент -4 | творческое задание научно-исследовательский проект олимпиада конкурс конференция | умение планировать использование дополнительной литературы оригинальность выполнения практическое применение уровень дивергентного мышления умение работать в группе Направленность на конкретные достижения и успех в работе Готовность к постоянному личностному росту и приобретению новых знаний | 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 0-1-2 макс 16*4=64 |
Промежуточный контроль | текущая проверочная работа рубежный тест | 10 90 |
Итоговый контроль | Итоговый тест | 100 |
Под знаниевой составляющей понимаются те знания, умения, навыки, которые заложены в образовательных стандартах. Под личностной составляющей понимаются личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах многообразных жизненных и учебных ситуаций, то есть качества личности, которые важны для осуществления деятельности в большой группе разнопрофильных профессий. Баллы за уровень проявления каждого критерия определены экспертами как: 0- не выражен, 1- слабо выражен или выражен недостаточно, 2- выражен в достаточной степени, причем учитывается равнозначность объективных (уровень предметных знаний и умений) и субъективных (уровень развития ключевых компетенций как свойств личности) критериев оценки качества. Для каждого уровня усвоения принят коэффициент сложности: 1 -репродуктивный уровень, 2 - применение знаний по образцу, 3 - применение знаний в новых условиях, 4 - творческое применение знаний. Таким образом, используя таблицу 1, каждый преподаватель может оценить достижения учащихся, учитывая уровень усвоения учебного материала, а так же уровни сформированности знаниевой и личностной составляющей образовательного процесса.
Практическое применение рейтинговой системы в школах
Рейтинговая система в гимназии «Корифей».
На практике рейтинговая система и рейтинг уже заняли свое место. Так, в своей работе, я хочу продемонстрировать школы, которые уже применяют рейтинг.
МОУ Гимназия №210 «Корифей» г. Екатеринбурга с 20004-2005 учебного года активно включилась в эксперимент по внедрению системы предпрофильного и профильного обучения в 9-11 классах на основе нового Федерального базисного плана. Также с 2004/2005 учебного года в школе идет эксперимент по внедрению рейтинговой системы оценивая достижений учащихся 8-10 классов.
За основу руководством гимназии были взяты компетенции, выделенные М. Спенсером и группой его коллег в ходе их многолетних психологических исследований. В результате проведенной работы ими был выделен перечень базовых компетенций, делающих деятельность человека успешной.
Компетенция – это базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и\или наилучшему (на основе критериев) исполнению в работе или в других ситуациях. Компетенция является глубокой и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение человека во множестве ситуаций и при решении рабочих задач.
Все основные компетенции взаимосвязаны между собой и оказывают взаимовлияние.
Метод компетенции становится базой для разработки оценочного инструментария. Этапы разработки инструментария планируются следующим образом:
Определение компетенций как базовых в данном образовательном учреждении, т. е. отражающий его специфику и преимущества.
Разработка комплексной системы для оценки результатов образования и компетенций, которые прогнозируют их достижение.
Составление опросников и анкет для педагогов и учащихся.
Проведение анкетирования и экспертизы в середине (промежуточный этап) и конце (финальный этап) цикла апробации.
Обработка, анализ и интерпретация результатов анкетирования.
Оптимизация модели.
Опираясь на данный подход, учителя разработали модель выпускника гимназии «Корифей», разделив все компетенции на три основные группы.
Познавательный аспект
Владение основными мыслительными операциями на метапредметном уровне
Освоение базовых типов речевых сообщений (письменных и устных)
Широкий кругозор, целостное представление об окружающем мире.
Разносторонние познавательные интересы.
Способность к самопознанию.
Умение передавать и использовать полученные знания.
2.Прогматический аспект
Навыки эффективного общения на трех языках.
Умение работать в разных формах и стилях обучения.
Готовность к тестовому контролю.
Умение работать с различными источниками информации.
Базовые технологические навыки (компьютер, слепая печать)
Опят создания, оформления и защиты исследовательских работ, в том числе коллективных.
Навыки командной работы.
навыки организации и продвижения проектов.
Умение строить визуальные модели.
Владение приёмами убеждения.
Применение основ менеджмента (в частности, умение планировать и осуществлять самоконтроль)
Творческое включение в разнообразные виды деятельности.
Социальный аспект.
Потребность в конструктивной самореализации.
Востребованность.
Мобильность, высокая адаптивность.
Толерантность и политкорректность..
Установка на активное усвоение социального опыта.
Лидерские установки, высокие амбиции.
Партнерская позиция пор отношению к взрослым и детям.
Опыт волонтерства, готовность к помощи и поддержке.
Предприимчивость, инициативность.
предпочтение здорового образа жизни.
Учитывая четко сформулированный запрос общества на «комплексную образованность», мы считаем переход к рейтинговой системе оценки в старшей школе нужным и своевременным.
Правила оценочной работы.
1.Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Ученик сам оценивает свою успешность, а после этого учитель оценивает выполнение задания. Таким образом, происходит согласование позиций внешнего и внутреннего контроля в устной или письменной форме.
Внешнее выражение уровня самоконтроля и самооценки может быть представлено в виде различной степени заштрихованных фигур, которые соответствуют словесным оценкам: «Я это умею и могу. Я понял материал урока и справился со в семи заданиями» - полностью закрашенная фигура; «Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь» - наполовину закрашенная фигура; «Я не понял материал, не смог справиться с заданиями, мне срочно требуется помощь!» - фигура не штрихуется.
2.Для оценивания (и самооценивания) выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий, и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки.
3. Оцениванию на уроках не подлежат такие качества ребенка, как темп работы, особенности внимания, памяти, восприятия и др. Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
4. Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) становится для многих детей мощным стимулом к дальнейшим успехам.
5. Оценка инициативы и творчества во всех сферах школьной жизни (и не только школьной) должна стать столь же весомой, как и оценка навыковой стороны обучения. Оценка творческих проявлений ребенка в обязательном порядке оформляется и представляется учителям, учащимся разных классов и родителям. Для этой цели используются сменные выставки, публикации, стенды для демонстрации достижений и др.
6. При оценке умений учащихся (особенно в письменных работах) используется метод «волшебных линеечек», когда уровень изображается в виде точки или звездочки на вертикальной линейке (низкий уровень - внизу линейки) + психолого-педагогические характеристики. Сначала ребенок ставит значок на условной шкале в соответствии с тем место, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой «значок» на той же «линеечке».
Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести их на язык традиционных отметок.
Для более четкой оценки уровня знаний обозначены три условных уровня – низкий, средний и высокий, который характеризуются следующими показателями.
- Низкий уровень (N) – Присутствовал на уроке, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя или товарищей, переписывал с доски и т.д. Отличает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. Запоминает большую часть текста, правил, определений, законов и т.п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Не стремится к самостоятельному оригинальному выполнению работ, не проявляет высокой умственной активности, склонен к репродуктивной деятельности. Стремится к выполнению заданий нестандартного характера, но выполнить их самостоятельно может редко, необходима помощь взрослого. Может находить новые способы или преобразовывать известные, предлагать свои идеи, при сильной заинтересованности осуществляет поиск нового решения. При возникновении трудностей у таких детей преобладают отрицательные эмоции. При выполнении письменных работ процент правильности - ниже 50.
- Средний уровень (S) – Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняя такие мыслительные операции, как анализ и синтез. Отвечая на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрирует осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляет способность к самостоятельным выводам и т.д. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет. Потребность в пополнении знаний, умений и навыков проявляется часто. Познавательный интерес широк, но неустойчив. Сильно развито стремление к самостоятельному, оригинальному выполнению работ творческого характера. Самоконтроль присутствует на всех этапах деятельности. При неудачах часто останавливаются на полпути, хотя вполне могут преодолеть возникшие трудности. При выполнении письменных работ процент правильности - от 50 до 87.
-Высокий уровень(V)-Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике свободно и не особенно задумываясь. Легко выполняет практические задания, воспроизводя условный навыки в сходной ситуации и свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности. Нестандартно применяют полученные знания на практике, формируя самостоятельные новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков. Всегда самостоятелен в выполнении работ творческого характера часто предлагает оригинальные решения. При выполнении письменных работ процент правильности- выше87.
Наряду с социальным проектированием ведущими форами образования в подростковой школе являются исследовательская деятельность, эксперимент и различные способы творческой самореализации.
Оценка учителя завершает процесс самооценки, но на первый план выходит оценка референтной группы (класса, команды и т.д.)
Пример. Для стимулирования самостоятельности о творчества детей» можно ввести особые «денежные единицы» - «логины», выдаваемые «банком» за особые достижения (креативное решение проблемы, победы в викторинах, решение логических задач). Выплачивая «логины», ученик может повысить на 1 балл текущую отметку по предмету (1000 «Логинов»=1 балл). Очень важно, что свои накопления можно передать другу и тем самым помочь ему улучшить картину в классном журнале. Для других целей (покупки сладостей в школьном буфете, смягчения дисциплинарных взысканий и т.д.) логины не используются.
Из чего складывается рейтинг?
Рейтинг включает в себя 2 основных компонента:
рейтинг академической успеваемости (изменяется по итогам полугодия с учетом отметок по учебным предметам, поведения и приложения);
«портфилио» (является накопительной системой учета самых различных достижений и включает 3 раздела:
олимпийский рейтинг
лидерский рейтинг
рейтинг званий и сертификатов.
Как составляется рейтинг академической успеваемости?
Рейтинг академической успеваемости отражает исключительно учебные достижения старшеклассника, т.е. уровень знаний по всем изучаемым предметам, а также Сформированность общеучебных и специфических предметных навыков. В рейтинговую таблицу заносятся традиционные пятибалльные отметки каждого ученика по каждому предмету. Нужно сказать, что отметки по профильным предметам учитываются с повышающим коэффициентом, что реально отражает особую значимость профильных предметов и требуемые для их изучения усилия.
В отдельную графу проставляется по 1 баллу за каждый зачтенный элективный курс, посещавшийся старшеклассником по выбору в течение данного учебного периода. Каждый ученик 9-11 классов должен освоить не менее 1-2 элективных курсов, среди которых могут бать как очные, так и дистанционные.
Немаловажная составляющая академического рейтинга – оценка поведения и прилежания, измеряемая также пятью баллами. Это спорный момент: насколько корректно мы можем оценить такие факторы, стоит ли их вообще оценивать? Но ведь поведение и прилежание - это показатели уровня социализации школьника, его способности отвечать за свои действия, прилагать усилия к достижению намеченной цели. Вот почему мы считаем необходимым включать оценку поведения и прилежания в комплексный рейтинг достижений старшеклассников. Однако, во избежание некорректной оценки, балльные отметки сначала выставляются в сводную таблицу всеми педагогами, работающими с данным ребенком. В рейтинговую же таблицу заносится округленное среднее арифметическое значение.
Рейтинг академической успеваемости |
Балльные отметки за учебный период по профильным предметам (выставляются на основе классного журнала) | Балльные отметки за учебный период по базовым предметам (выставляются на основе классного журнала) | Баллы за зачетные элективные курсы (выставляются на основе журнала учета элективных курсов) | Балльные отметки за поведение и прилежание (выставляются на основе сводной таблицы) |
Как составляется олимпийский рейтинг?
Олимпийский рейтинг отражает участие старшеклассников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов, рефератов, эссе.
За каждое достижение определенного уровня ученику начисляются балл (ы) в рейтинговой таблице. Если то или иное состязание было командным, то по баллу получает каждый член победившей команды. В дальнейшем набранные баллы суммируются, т.е. олимпийский рейтинг является накопительным.
Как составляется лидерский рейтинг?
Лидерский рейтинг отражает уровень социальной компетентности старшеклассников, их общественную активность. Это подразумевает активное и стабильное, а не эпизодичное, участие в деятельности органов школьного самоуправления различного уровня, в социально полезных акциях и проектах, в школьных праздничных спектаклях, прохождение разнообразных лидерских программ, организуемых гимназией или её партнерами.
Учащимся начисляются баллы за достижения на уровне школы, районо, города, области или страны по итогам каждого учебного периода. Данные подают педагоги, курирующие каждое направление социально полезной деятельности учащихся.
Система педагогической поддержки и мониторинга
Педагогическая поддержка внедрения рейтинговой системы оценивания стала необходимой частью системной поддержки становления и апробации модели старшей профильной школы. Нашей главной задачей на первом этапе было, прежде всего, обеспечение информационной, идеологической и психологической поддержки учащихся и педагогов.
Внедрение рейтинга достижений подразумевает построение индивидуальной образовательной программы, определение и освоение подходящей социальной роли, обеспечивающей продуктивную реализацию.
В системе педагогической поддержки предполагается создание образовательного пространства, имеющего сложную топологию самих образовательных маршрутов, источников получения информации, критериев оценивания, параметров саморазвития и самореализации. Основная задача – создать принципиально вариативную образовательную среду, в которой рейтинговая система является индикатором, позволяющим ученику, педагогу, родителю со своих позиций анализировать успешность продвижения, выявлять возможные ошибки, пробелы, а также регулировать формы и виды образовательной деятельности.
Направления педагогической поддержки рейтинга
Индивидуализация образовательного процесса: обеспечение за счет свободной маршрутизации внутри ОП, выбора видов, способов деятельности.
Расширение пространства социальной реализации: достигается за счет включения учащихся в различные сетевые проекты и программы, имеющие общественное значение, а также благодаря расширению коммуникативных возможностей.
Вхождение в практикоориентированное образование: осваивается пакет новых навыков и компетенций в образовательных ситуациях, моделирующих реальные профессиональные либо социальные контексты
Освоение коммуникативных технологий: тестирование новых коммуникативных позиций и стилей, смена статусных позиций, приобретение навыков командной работы.
Внедрение в образовательное пространство новых критериев эффективности и форм мониторинга образовательных результатов.
полученная за это задание удовлетворительная отметка ставится в журнал рядом с неудовлетворительной, тем самым аннулируя её. Исправление неудовлетворительной отметки возможно только в установленный срок.[2]
Рейтинговая система оценивания литературы
Пример системы рейтингового оценивания в шкале, куда включены основные виды деятельности учащихся:
1.Присутствие на уроке -1б
2.Работа на уроке (активность и ответы учащихся на каждом уроке оцениваются по 5-балльной системе. Если на тему отводится 4 урока, то данный вид работ оценивается в 20 баллов (4*5=20)
3. Художественный пересказ 0 -10б.
4. Письменный ответ на вопрос 0 -15б.
5.Чтение драматического произведения 0 -10б.
6.Цитатный план 0 -10б.
7.Изложение 0 -10б
8. Написание конспекта (лекции, статьи,тезисов) 0 -15б.
9. Сбор материала по теме 0 -15б.
10.Чтение наизусть 0 -10б.
11. Анализ лирического произведения 0 -20б.
12 . Анализ образа 0 -20б.
13.Анализ речи героя 0 -15б.
14. Работа с критической литературой 0 -15б.
15. Работа с мемуарной литературой. 0 -15б.
16. Участие в семинаре 0 -30б.
17. Сочинение 0 -30б.
18. реферат 0 -30б.
19. Монологический ответ 0 -30б.
20. Рецензия на прочитанное произведение 0 -40б.
21. Творческая работа. 0 -40б.
22. Исследовательская работа 0 -40б.
23.Работа в парах, группах 0 -40б.
25. Тестирование 0 -40б.
Рассмотрим это на примере темы «Творчество Есенина». Учителем заранее разрабатывается специальная шкала (тетрадь с ней лежит на столе у учителя), в любое удобное время ученик может с ней ознакомиться.
н/п | Присут. на уроке | Работа на уроке | Работа в парах | Работа в группе | Чтение наизусть | Анализ лирич. произв. | Монолог. ответ | Творческ. урок | Само- задание |
Тема Родины | Тема любви |
0-5 | 0-25 | 0-10 | 0-10 | 0-10 | 0-10 | 0-20 | 0-30 | 0-40 |
1.Присутсвие на уроке (планируется пять уроков, значит , за тему -5 баллов)
2.Работа на уроке (каждый урок – по пятибальнной системе, за пять уроков (5*5=25)-25 баллов)
Этот раздел активизирует деятельность учащихся на уроке, развивает их умение доказывать свою точку зрения.
3.Работа в парах Является результатом домашнего задания, где ребята продумывают анализ стихотворения, не изученного в классе, планируют работу по выбранному произведению с соседом по парте. На уроке, обмениваясь информацией, они вместе анализируют, находят верное решение, оценивают друг друга по следующим критериям:
- стихотворение прочитано выразительно (вдумчиво) -2 балла;
- раскрыта тема, идея, образ лирического героя -5 баллов;
- обращено внимание на художественные средства, их значение -3 балла.
Высший балл в этой работе – 10.
4.Работа в группе Планируется этот вид работы по поэме «Анна Снегина». Разрабатываются основные вопросы, над которыми работает группа.
5.Чтение наизусть Предлагается ребятам выучить наиболее понравившееся стихотворение.
6. Анализ лирического произведения
Схема анализа:
- Место и время, обстоятельства и события в жизни поэта, которые сопутствовали созданию произведения,-3 балла
-Тема и идея, композиция поэтической мысли -5 баллов
-Основной мотив (настроение, чувство, которое испытывал во время его написания) Какими средствами выразительности и изобразительности создается? -5 баллов
-Есть ли широкие поэтические общения? Какие? Какими художественными средствами выражены? -4 балла
-Что особенно привлекло ваше внимание, почему? -3 балла
Высший балл здесь 20.
7. Монологический ответ
Проверочной работой может быть и монологический ответ. Монологический ответ оценивается по следующим критериям:
- правильность усвоения фактов – 5 баллов;
-полнота и глубина – 5 баллов;
- самостоятельность в выборе фактов, материалов, в анализе -15 баллов;
- логика изложения, отсутствие речевых ошибок – 5 баллов.
Высший балл -30 баллов.
8. Творческий урок – тоже результат многодневной работы. ребята, заинтересовываются тем или иным вопросом, проявляют себя как сценаристы, режиссеры, актеры. Выбрав интересную тему, например «Есинин и власть» начинают собирать материал. Второй этап их совместного творчества это отбор материала, третий- написание сценария, четвертый –постановка, пятый- премьера.
Наконец, рейтинговая система оценка знаний обязательно предполагает такую графу, как самозадание. Если ученик чем-то заинтересовался всерьез, он вправе определить сам для себя задание.[4]
Оценки за рейтинговые работы выставляются в журнал, помогают сравнить итоги рейтинга:
а) с итогами контрольных срезов, проведенных в начале учебного года;
б) с итогами 1 и 2 четверти, переводных, выпускных экзаменов;
в) проследить динамику роста мастерства учителя.[3]
Шкалы перевода баллов в международные буквенные оценки
и их числовые национальные эквиваленты
Баллы (США) | Международные буквенные оценки | Национальные числовые эквиваленты буквенных оценок |
США | ECTS | США | Италия | Россия* |
ГОС-3 | ГОС-2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
96100 | А | A (отл.) | 4,0 | 10 | 5,0 | 5 |
9195 | А- | 3,7 | 10 | 4,7 |
8890 | В+ | В | 3,4 | 9 | 4,4 | 4 |
8487 | В | (оч. хор.) | 3,0 | 9 | 4,0 |
8183 | В- | С C (хорошо) | 2,7 | 8 | 3,7 |
7880 | С+ | (хор.) | 2,4 | 7 | 3,4 |
7477 | С | 2,0 | 7 | 3,0 |
7173 | С- | D (удовл.) | 1,7 | 6 | 2,7 |
6870 | D+ | 1,3 | 6 | 2,3 | 3 |
6467 | D | Е | 1,0 | 5 | 2,0 |
6163 | D- | (посред.) | 0,7 | 5 | 1,7 |
060 | F | F, FX | 0,0 | < 5 | 0,0 | 2, 1 |
В российской системе образования по любой, даже самой важной, дисциплине положительной является «тройка» любого достоинства, граничащая с «неудовлетворительной» оценкой. Этот недостаток необходимо и можно исправить, например, путем принятия, как это делается в других странах, положения об адаптации внутренних правил функционирования высшей школы в связи с присоединением России к общеевропейскому пространству в рамках Болонского процесса.
Каков совокупный эффект от применения рейтинговой системы оценивания?
Повышение учебной мотивации и ответственности.
Рост социальной активности.
Признание равноценность различных образовательных траекторий.
Ориентация на успех.
Более адекватная самооценка
Укрепление командного духа.
План:
1.Введение
1. Рейтинговая система оценивания в образовательной системе
2. Практическое применение рейтинговой системы в школах:
3. Рейтинговая система в гимназии «Корифей»
4. Из чего складывается рейтинг.
5. Система педагогической поддержки и мониторинга.
6. Рейтинговая система оценивания литературы.
7.Шкалы перевода баллов в международные буквенные оценки
и их числовые национальные эквиваленты.
8. Эффект от применения рейтинговой системы оценивания.
Литература:
1. Калужская М.В. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? –М.:Чистые пруды, 2006.
2. Прибыльская М. Оцениваю знания по-новому // Народное образование 1998.
3. Павлова И.Р. диссертация «Рейтинговая система контроля и оценки качества естественнонаучной подготовки учащихся профильных школ и студентов ССУЗ, 2007.
4. Поддубный А.В. Рейтинговая система оценивания успеваемости студентов, Дальневосточный государственный университет, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС
Компьютерная презентация, мастер-класс стажерской площадки для школы молодого специалиста "Ориентир"....
Основные направления системы оценивания образовательных результатов в период реализации ФГОС
Работа содержит презентацию по теме"Современные средства оценивания по русскому языку в процессе изучения темы"Правописание гласных в корне слова".Раздел "Орфография"5класс...
Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов
Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....
Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС
Контроль и оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОСОценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Уч...
Методическая разработка. Балльно-рейтинговая технология оценивания достижений обучающихся в образовательном процессе учреждений дополнительного образования
Адресность: педагоги дополнительного образования, учителя начальной школы и все желающие познакомиться с результатами практического применения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений уч...
Новые технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС.
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентн...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...