Певец земли нижнеилимской
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Яковлева Маргарита Сергеевна

В курсе "Литература Восточной Сибири" урок вошел в раздел "Стихи для детей".Он знакомит детей с творчеством приилимского поэта,писателя,художника Георгия Иннокентьевича Замаратского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pevec_zemli_nizhneilimskoy_2.docx37.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дальнинская  средняя общеобразовательная школа

Нижнеилимского района Иркутской области

                                    Конспект урока

Тема:                     Певец земли нижнеилимской –

                Георгий Иннокентьевич Замаратский

Предмет: Писатели Восточной Сибири

Класс:   5-6

Данные автора:

Ф. И. О                     Яковлева Маргарита Сергеевна

Должность               учитель русского языка и литературы

       

Тема:          «Певец земли нижнеилимской. Г.И.Замаратский»

                                                                  Илиму - маленькой Отчизне - я верен.

                                                                 Творчество мое о нем...

                                                                                                    Г.И.Замаратский

           Цель:

познакомить детей с творчеством нижнеилимского поэта Г.И. Замаратского - знатока и певца родного края

работать  над приемами поэтической речи ;              

 пробуждать в детях чувство любви к родному краю, к малой родине ,стремление охранять, беречь  родину, природу;

обогащать и развивать опыт творческой деятельности, эмоционально-чувственного отношения к действительности;

воспитывать у детей интерес к поэзии.

Оборудование: портрет поэта, выставка произведений, репродукции картин ху-

дожника, рисунки учащихся, проектор, презентация

Ход урока

Звучит песня  Матусовского "С чего начинается родина".

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Да, сегодня у нас пойдет серьезный разговор о малой родине и

концу урока мы постарается ответить на вопрос: "С чего начинается родина?"

(индивидуальные домашние задания - выучить стихотворения  Г.И.Замаратского)

  1. Чтение стихотворения «Малая родина, милая родина…»(читает ученик)

Малая родина, милая родина

Как же ты мне дорога!

Ты - это всё: и лесная смородина,

И за деревней у сосен поскотина,

И на покосах стога.

Родина милая, светлая ,чистая,

Как не гордиться тобой!

То золотая, то ветрено-мглистая,

То молодая, как песня ручьистая,

Родина русская ,пашня илимская

Стали моею судьбой.

  1. Беседа  по услышанному стихотворению

- Как вы понимаете слова «малая родина? Значит, есть и большая Родина?

( обсуждение этих понятий , что для детей является «малой родиной» ,их

отношение к своей малой родине. Обсуждение проводится на основе прочитанного стихотворения)        

  1. Знакомство с творчеством поэта.

-    Сегодня вы  услышите и сами прочитаете стихи нашего поэта-земляка , страстно любившего родной Нижнеилимский край .Его имя – Замаратский Георгий  Иннокентьевич.

(показать портрет)

       Вы познакомитесь с человеком, который сам любил родные поля, леса и перелески, чистые и светлые родники, заплутавшиеся в зарослях ивняка речушки, могучую и вольную реку Илим. Он  отдавал  родному краю свое сердце ,прославлял его в своих произведениях,  учил нас любить свой край, свой народ, свою родину. Стихи его – это  прежде всего стихи о малой родине, о земле, о деревне, о ее прошлом. Своей простотой они подкупают, потому что в них скрыто глубинное чувство поэзии. И оно нас уже  завораживает

         4.Чтение наизусть стихотворений И.Г.Замаратского учащимися ( дом.задание )

             Дыхание  весны (ученик стоит у окна)

Март еще по утрам свирепеет,

Но к обеду- уже благодать,

Что-то в воздухе дивное веет

,а что веет- никак не понять        

Может быть, это теплые ветры,

Поднимают душевный настрой,

Может ,наши сибирские кедры

Источают смолистый настой

Или это небесные струи

Омывают бока облаков

Что плывут по лазури, как струги

Из преданий далеких веков

Может, вешние слышатся где-то

Крики птиц, покидающих юг,

Или чудится близкое лето,

Земляникой сошедшее в луг.

Но оранжевый солнечный веер

Распластался на синем снегу…

Что-то дивное в воздухе веет,

А что веет, никак не пойму…

Присядь  на  пень (ученик вышел к доске и присел на стул)

Осин  трепещущие  души

Стремятся  в  синеву  небес.

Присядь  на  пень, замри , послушай

О  чем  осенний  шепчет  лес.

Услышь  замедленные  речи

Листвы , шуршащей  в  тишине ,

Она  тебе  о  том  и  шепчет,

Что  жалко  ей  прошедших  дней.

Лес  пожелтелый дремлет  кротко

В  томительном  полубреду

Он  подышал , пожил  в  охотку

Четыре  месяца  в  году.

А  это  мало , очень  мало!

Течет  тоска  из  желтых  глаз,

И  небо  вдруг  с  овчинку  стало

В  осенний  неизбежный  час

  1. Обсуждение стихотворений. Работа с литературными терминами (тексты стихов лежат на столах)

- Какие известные вам средства выразительности  используются в стихотворениях? Приведите примеры (эпитеты, олицетворения, сравнения,  зачитать примеры из текстов прочитанных стихов )

- Какое настроение у вас при  чтении стихов Георгия  Иннокентьевича ? Почему ?

5. – А какое у вас самое любимое время года, почему ? Давайте вместе с поэтом отправимся

в осенний лес, наберем в свои кузовки ягод (раздать  текст стихотворения, поделенный на четверостишия ,сообшить, кто за какой ягодой идет.2 мин.на осмысление своего текста )

           Чтение стихотворения учениками (по четверостишиям, показ слайдов с ягодами)      

     Дары  природы

1ученик.Мне  сердце  говорит: -Взгляни-ка

Вон , под  курчавою  сосной

Призывно  зреет  земляника,

Краснея вдоль тропы  лесной.

2ученик.А  вот  наискромнюга  кислица,

Что  созревает  раньше  всех,..

Морс  без  нее  почти  не  мыслится,

А  это ей несет  успех.

3ученик.Вот  за  окраиной  поскотины

В  таежке ,темной  и  густой,

Попрятались  кусты  смородины
Как  ароматен  их  настой .

4ученик.На  мхах  зеленых  кверху  тянется

Черника- ягода  тайги

Она  из  нас  любому  глянется,

Жаль , что  малы  горбовики

5ученик.А  вот  брусника – чудо  ягода,

Царица  солнечных  боров,

И  брать  ее – сплошная  выгода:

Поел – не  надо  докторов!

6ученик.Вот  клюква – ягода  болотная,

Но  до  весны  не  знайтесь  с  ней,

А  снег  сойдет – о ,мама  родная,

В  лесу  нет  ягоды  вкусней!

- Мы с вами как -будто побывали в тайге, и с полными кузовками отправляемся  дальше

6 .Знакомство с книгами Г.И.Замаратского

.- Георгий Иннокентьевич написал много стихов и, наверняка, вы  не раз еще повстречаетесь с ними.

Но он писал не только стихи .Посмотрите, сколько книг я принесла на урок (расставить их на подставке

классной доски ).Все они о нашем родном нижнеилимском крае .Автор  этих книг- Георгий Иннокентьевич.

В этих книгах он не просто описывает свой край, он воспевает, славит его, душой болеет за него.Своими книгами поэт говорит нам: мало любить свою малую родину, надо ее беречь.

7. Г.И.Замаратский-художник

     -Ребята, мы с вами недавно рассматривали очень  красивую картину , попробовали сами порисовать

таким же приемом (показать рисунки учеников, которые висят на доске). А кто догадается ,картину

какого художника мы видели с вами? Ведь она вам очень понравилась, вы спрашивали,к то ее нарисовал

-  Г.И.Замаратский  не только талантливый поэт ,писатель, он- профессиональный художник.

И вы убедитесь в этом,  посмотрев на его картины.

8 .Презентация.

-Сядьте поудобнее .Сейчас мы с вами погрузимся в мир творчества Георгия Иннокентьевича .Увидите его картины, послушаете его стихи. И я думаю, вы поймете главное – вы живете на прекрасной ,чудесной земле,

которую надо любить ,беречь прославлять ,как это делал всю свою жизнь Замаратский.

Слайд 1 . Поэт земли нижнеилимской, всю свою жизнь отдавший служению своей малой родины,

Г.И.Замаратский прожил долгую  нелегкую жизнь .Вся его жизнь- это служение родному краю ,прославление его, стремление улучшить жизнь проживающих здесь людей.

Слайд 2. «Заброшенный домик» - так называется эта картина .Какое время года изображено на кар-

тине? Какое стихотворение Г.И. про осень мы сегодня услышали? «…Течет тоска из желтых глаз…»

Как красиво сказано про осень и как красива осень на картине

Слайд 3 . Вы видите еще одну картину Г.И. Расскажите, что изображено на ней? Г.И. вырос в деревне,

умел делать любую крестьянскую работу, посвятил деревне много своих произведений

Слайд 4.  Чтение стихотворения  учеником

Мое Отечество
Мое отечество -- Илим,
Которому бежать бы вечно,
И хоть он был людьми любим,
Загублен был бесчеловечно.
Мое отечество -- Илим,
Ты был суров и благодатен,
Не твой ли предвечерний дым
Был илимчанам так приятен.
Пейзажи скромные твои
В любое время глаз ласкали...
Теперь на якорях буи
"Морские" означают дали.
Мое отечество -- Илим,
Река, ушедшая в глубины,
И мы растерянно глядим
На непривычные картины.
Не узнаем родной Илим --
Предмет для мрачных разговоров --
Он стал немыслимо иным
Среди затопленных просторов.
А был он светел, как весна,
По берегам -- поля, деревни...
Моя родная сторона
Звучать хотела все напевней.
Мое отечество -- Илим
Остался в памяти навечно
Спокойным, древним, молодым.
Погубленным бесчеловечно.

- Вы видите карту ,нарисованную Г.И. Здесь нижнеилимские деревни до затопления,в том числе и родная деревня Замаратского - Погодаева
Слайд 5-16 .Чтение стихотворений учителем

9.-Я вам прочитаю стихотворение, которое написала я о Георгие Иннокентьевиче ,когда готовилась к этому уроку. Конечно, это стихотворение написано не совсем по правилам написания стихов, но соприкосновение с творчеством такого талантливого человека невольно что-то затрагивает в душе и хочется хоть как-то переполняющие тебя чувства выразить.

Г.И.Замаратскому посвящается….

Он край свой илимский

Очень любил.

Немало стихов

Он ему посвятил.

Любил больше жизни

 Родные края.

Илиму служил,

Не жалея себя.

Картины писал-

Глаз нельзя оторвать.

По тропке к реке

Так и хочешь бежать.

Стихи прочитаешь-

И сердце замрет:

Такая в душе

 Благодать настает!

Он многое в жизни

Нелегкой успел.

Добро и любовь

Подарить нам сумел.

И край наш илимский

Будет помнить всегда

Поэта,художника,творца-

Замаратского!                                М.С.Яковлева

9.Подведение итогов урока.

-Какое настроение у вас после увиденного и услышанного?

-Хотелось бы вам продолжить знакомство с творчеством Г.И.?

- Я надеюсь, что вы не раз еще встретитесь со стихами, картинами, книгами Г.И. и

они помогут вам  понять ,как много значит в жизни любого человека слово «Родина»

Любите свою малую родину так же, как любил  Г.И.,заботьтесь о ней,берегите ее

Домашнее задание:  1) кроссворд «Г.И.Замаратский»

                                        2)чтение стихов из сборника (желательно с родителями)

                        Кроссворд «Г.И.Замаратский»

1.Какую реку,на которой прошло его детство,воспевает поэт в своих стихах?

2.Как называется деревня,в которой он родился и вырос?

3.Наша Родина -Россия .А наш нижнеилимский край, наш поселок Дальний- это ваша……………..родина

4.Как зовут поэта?

5.Кто он по профессии?

6.Г.И.Замаратский писал стихи,рассказы и ……………..?

и

л

и

м

п

о

г

о

д

а

е

в

а

м

а

л

а

я

г

е

о

р

г

и

й

х

у

д

о

ж

н

и

к

п

о

в

е

с

т

и

ц

                                         Использованная литература

Георгий Замаратский.Пою Илим.Отпечатано в Железногорской типографии

Литературное Приилимье.Возвращение в молодость.г.Железногорск-Илимский,1990 год

Георгий Замаратский.Биография Илима.г.Железногорск-Илимский,1996 год

Георгий Замаратский.Песни полей.Илимские были.Иркутск,2007

                                 Использованные    интернет - ресурсы

detstvo.irkutsk.ru

zheleznogorsk-ilimsky.ru

Замаратский Георгий Иннокентьевич   Мультимедийное информационное электронное издание.

                     

                                  Дополнительный материал к уроку


                               Георгий Иннокентьевич Замаратский

     Жизнь и творчество писателя и художника Георгия Иннокентьевича Замаратского тесно связаны с Илимской землей. Он родился в деревне Погодаевой в 1928 году. Его отец окончил три класса церковно-приходской школы и считался грамотным человеком. Был председателем колхоза, работал в госбанке и райфинотделе в Нижнеилимске. Мать, простая крестьянка, трудилась в колхозе.
    Георгий был пятым ребенком в семье. С детства он любил рисовать и рисовал на разных обрывках, так как бумага была большим дефицитом. Школьный педагог как-то предложил ученикам издавать рукописный журнал «Край родной». Георгий написал стихотворение и сделал к нему рисунок: сопки нарисовал углем, небо брусничным соком, смешанным с известью. Рисунок педагогу понравился, и это воодушевило юного художника.
    Детство будущего писателя пришлось на военные годы. «Не много было нам дано, подросткам той войны жестокой», – вспоминал позже Георгий Замаратский. Все летние месяцы илимские школьники работали с утра до заката: мужчины были на фронте, в колхозе оставались женщины да старики.

     Воспоминания детства легли в основу автобиографической повести писателя «Приглашение в память», изданной в год 60-летия Победы.
После школы была служба в погранвойсках на Дальнем Востоке. Отслужив в армии и закончив Иркутское
художественное училище, два курса Ленинградского государственного академического института живописи имени И. Е. Репина, Георгий Замаратский возвращается на родной Илим и начинает работать учителем в Нижнеилимской школе.
     В 1977 году в Железногорске он организовал свою первую персональную выставку, на которой были представлены пейзажи, отражающие природу родного края, и портреты знаменитых людей Приилимья: авиаконструктора Михаила Кузьмича Янгеля, детского поэта Юрия Егоровича Черных, учителя географии Павла Нестеровича Калошина, а также друзей и знакомых художника.
     В Железногорске Г.И. Замаратский
 возглавлял художественную школу, а выйдя на пенсию, перешел на работу в Дом пионеров, где преподавал в художественной студии.
   Значительная часть жизни писателя связана с самодеятельным театром Дома культуры: в качестве художника он работал над оформлением спектаклей, посещал репетиции актеров, принимал участие в постановке пьес в качестве режиссера. «"Доработался" до того, что театру дали звание "народный"», – шутил писатель.
    Еще одним талантом обладал Г.И. Замаратский: он
писал стихи и прозу. Сочинять стихи, как и рисовать, он начал рано, но каждый раз, когда пытался их опубликовать, ему отказывали: считали, что деревенский мальчик так писать не может. Но стихи Егор все равно продолжал писать. Поэтическое творчество стало неотъемлемой частью жизни Георгия Иннокентьевича. Его стихи печатают не только в районной газете, но и в журнале «Сибирь», областных изданиях. Издательство «Иркутский писатель» в 2001 году выпустило сборник стихов «Пою Илим». «Этот поэтический сборник я бы назвал Илимской пасторалью – столько в нем задушевного лиризма, боли, сыновней любви и нежности к земле своих отцов и дедов», – писал Олег Быков в статье о поэте «Родина – это навечно» (Вост.-Сиб. правда. 2009. 12 дек.).

     И все-таки он больше прозаик, самобытный писатель. Серьезно писать Георгий Иннокентьевич начал в зрелом возрасте. В 1979 году в журнале «Сибирь» появилась его первая повесть «Ёхин фарт», которая позднее была напечатана в коллективном сборнике «Грибное воскресенье» вместе с повестью «Пора туманов».
В 1998 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве выходит роман «Твой ход, Яверя!», а через год – роман «Пыхуны», за которые Георгия Замаратского приняли в
Союз писателей России.
   Повесть «Приглашение в память» вышла в свет, когда Георгий Иннокентьевич уже переехал в Иркутск. Одна за другой в иркутских издательствах выходят книги повестей и рассказов «Аленкина любовь», «Этот мечтатель и фантазер Егорка».
 Творчество Г.И. Замаратского включено в школьную программу по изучению культуры и литературы Приилимья.

                                          (  Замаратский Георгий Иннокентьевич   Мультимедийное                    информационное электронное издание.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа «Певец земли Илимской»

Исследовательскую работу выполнила учащаяся 5 класса Трухан Елена. В своей работе она доказала, что нашего земляка- художника, прозаика можно назвать "Певец земли Илимской"...

Презентация "Кольцов А.В. - певец земли Воронежской"

Презентация "Кольцов А.В. - певец земли Воронежской" - приложение к сценарию мероприятия, посвященному годовщине со дня рождения известного русского поэта нашего края....

Классный час "Певец земли Курской" (о курском соловье)

классный час о курском соловье "Певец земли Курской"  (содержит сведения о соловье, творческие работы учащихся по данной теме)...

Урок литературы в 11 классе "Певец земли донской"

Вводный урок по творчеству М.А.Шолохова...

Певец земли родной. Вечер, посвященный 95-летию со дня рождения бурятского поэта Д.З. Жалсараева

Сценарий общешкольного классного часа «Певец земли родной», посвященного 95-летию со дня рождения бурятского поэта Д.З. Жалсараева....

Презентация "Кольцов - певец земли русской" по литературе для 8 класса

Богатый материал презентации расширит кругозор обучающихся...

Презентация "Кольцов - певец земли русской" по литературе для 8 класса

Данный материал поможет обогатить знания о тволрчестве поэта....