Дидактический материал. Проверочная работа по роману Пушкина "Евгений Онегин"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Материал проверочной работы может быть использован при изучении романа как в 9, так и в 10 классах (по программе Коровина), предполагает разноуровневый подход знания текста, характеристики главных героев и идейно-композиционного анализа произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverochnaya_evg.onegin.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант I(м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
____________________________________
Ловить влюбленными глазами,..
б) "Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,..
Как А.С. Пушкин относится к Татьяне Лариной? Как он это выражает?
Вариант II(ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
____________________________________
Твоей защиты умоляю...
б) __________________________________
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Кто из главных героев подходит под описание?
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Смерть Ленского – закономерность жизни или фантазия автора?
Вариант III(м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
____________________________________
Ваш гордый взгляд изобразит!
б) Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
____________________________________
И наконец увидел свет.
Кто из главных героев подходит под описание?
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Какова роль лирических отступлений в романе?
Вариант IV (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
____________________________________
Хоть вам и рады простодушно.
б) Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Что вы знаете о семье Лариных?
Вариант V (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
____________________________________
Быть может, повод подаю!
б) Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию - закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Каково было воспитание Евгения Онегина?
Вариант VI (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
____________________________________
Меня презреньем наказать.
б) Его пример другим наука;
____________________________________
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Кто из главных героев подходит под описание?
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Как автор относится к Евгению Онегину?
Вариант VII (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
____________________________________
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
б) __________________________________
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
Кто из главных героев подходит под описание?
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Как и при каких обстоятельствах Евгений познакомился с Татьяной?
Вариант VIII (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
____________________________________
До гроба ты хранитель мой...
б) __________________________________
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Кто из главных героев подходит под описание?
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Почему счастье Татьяны и Евгения невозможно в финале рассказа?
Вариант IX (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
____________________________________
Тогда я сердце оторвал;
б) И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,..
Причина дуэли Ленского и Онегина?
Вариант X (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Но вы, к моей несчастной доле
____________________________________
Вы не оставите меня.
б) __________________________________
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Кто из главных героев подходит под описание?
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию - закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Каким видит автор Ленского?
Вариант XI (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Случайно вас когда-то встретя,
____________________________________
Я ей поверить не посмел:
б) Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Какими чувствами руководствуется Онегин, когда уезжает в деревню(после смерти дяди)?
Вариант XII (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Не ты ль, с отрадой и любовью,
____________________________________
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
б) Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Каким видит Ольгу автор?
Вариант XIII (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
____________________________________
Как я ошибся, как наказан.
б) __________________________________
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Кто из главных героев подходит под описание?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,..
Какие чувства испытывают сестры Ларины к Евгению Онегину?
Вариант XIV (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а)Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
____________________________________
То воля неба: я твоя;
б) Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
____________________________________
И наконец увидел свет.
Кто из главных героев подходит под описание?
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию - закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Что вы можете сказать о взаимоотношениях Ольги и Ленского?
Вариант XV (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
____________________________________
Все, все, что выразить бы мог,
б) "Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
____________________________________
И лучше выдумать не мог.
Кто из главных героев подходит под описание?
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Как и при каких обстоятельствах происходит встреча Татьяны и Евгения в финале рассказа?
Вариант I(ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
____________________________________
И в мыслях молвила: вот он!
б) "Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,..
Онегин и Ленский - антиподы?
Вариант II(м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
____________________________________
Смирять волнение в крови;
б) __________________________________
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Кто из главных героев подходит под описание?
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Татьяна и Ольга - антиподы?
Вариант III(ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
____________________________________
В душе твой голос раздавался
б) Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
____________________________________
И наконец увидел свет.
Кто из главных героев подходит под описание?
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Каково значение сна Татьяны в романе?
Вариант IV (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
____________________________________
Что с вами днем увижусь я...
б) Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Нравственные ценности Татьяны?
Вариант V (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
____________________________________
И день и ночь до новой встречи.
б) Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию - закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
В чем заключается ирония автора в создании главных героев?
Вариант VI (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Привычке милой не дал ходу;
____________________________________
Я потерять не захотел.
б) Его пример другим наука;
____________________________________
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Кто из главных героев подходит под описание?
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Татьяна Ларина – русская девушка или «французская» светская дама? Как автор показывает это?
Вариант VII (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
____________________________________
Не знала б горького мученья.
б) __________________________________
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
Кто из главных героев подходит под описание?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,..
Трагическая история жизни матери сестер Лариных?
Вариант VIII (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
____________________________________
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
б) __________________________________
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Кто из главных героев подходит под описание?
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Сходство и различие в письмах Татьяны и Евгения?
Вариант IX (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
____________________________________
б) И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Разная любовь в романе «Евгений Онегин».
Вариант X (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
____________________________________
Глядеть на вас веселым взглядом!..
б) __________________________________
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Кто из главных героев подходит под описание?
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию - закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Какова роль пейзажных зарисовок в романе?
Вариант XI (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
____________________________________
И молча гибнуть я должна.
б) Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Каково смысловое построение письма Татьяны к Онегину?
Вариант XII (м)
Вставьте недостающую строчку:
а) Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
____________________________________
И слышу гневный ваш укор.
б) Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
____________________________________
Кто из главных героев подходит под описание?
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
В чем новаторство Пушкина в создании романа?
Вариант XIII (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
____________________________________
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
б) __________________________________
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Кто из главных героев подходит под описание?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,..
Какая из Татьян (деревенская девушка или княгиня) ближе вам? Аргументируйте свой ответ.
Вариант XIV (м)
Вставьте недостающую строчку:
а)Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
____________________________________
И предаюсь моей судьбе.
б) Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
____________________________________
И наконец увидел свет.
Кто из главных героев подходит под описание?
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию - закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Почему Пушкин при издании романа целиком убирает название глав, оставляя нумерацию?
Вариант XV (ж)
Вставьте недостающую строчку:
а) Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
____________________________________
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
б) "Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
____________________________________
И лучше выдумать не мог.
Кто из главных героев подходит под описание?
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Почему Пушкин наделяет Ленского трагическим финалом?
Ответы (выборочно)
а) Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
а) Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
а) Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
а) Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
а) Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
а) Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
а) Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
а)Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
а) Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
а) Ты в сновиденьях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
а) Давно... нет, это был не сон!
Ты чуть вошел, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала
И в мыслях молвила: вот он!
а) Не правда ль? я тебя слыхала:
Ты говорил со мной в тиши,
Когда я бедным помогала
Или молитвой услаждала
Тоску волнуемой души?
а) И в это самое мгновенье
Не ты ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул,
Приникнул тихо к изголовью?
а) Не ты ль, с отрадой и любовью,
Слова надежды мне шепнул?
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
а) Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем иное...
а) Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
а) Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
а) Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
а) Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Письмо Онегина к Татьяне
а) Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
а) Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
а) Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
а) Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
а) Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
а) Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.
а) Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
а) Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
а) И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
а) Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...
а) Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной -
И слышу гневный ваш укор.
а) Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать - и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
а) Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
а) А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас веселым взглядом!..
а)Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
б) "Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
б) Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
б) Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!"
б) Когда же юности мятежной
Пришла Евгению пора,
Пора надежд и грусти нежной,
Monsieur прогнали со двора.
б) Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
б) Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
б) Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
б) Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
б) Ее сестра звалась Татьяна...
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию - закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,..
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Работа предназначена для проверки знания содержания произведения. Позволит определить, насколько внимательно учащиеся читали роман, знают героев и события. С работой справятся учащиеся, которые читали...
Проверочная работа по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"
Тест для учащихся 10 класса предназначен для проверки знания содержания романа Л. Н. Толстого "Война и мир". Работа выполняется по вариантам....
Проверочная работа по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"
Контроль знаний...
Проверочная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Анализ эпизода. Письменная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита...
Проверочная работа по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Проверочная работа по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Проверочная работа по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе
Данная работа позволяет проверить усвоение материала....
Дидактический материал проверочной работы по немецкому языку в 10 классе
Материал разработан для проведения проверочной работы в 10 классе....