Проверочная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Анализ эпизода. Письменная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnye_raboty_po_romanu_m.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная  работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Анализ эпизода. Эпизод «Сон Понтия Пилата». (гл.26)

Дворец Ирода Великого не принимал никакого участия в торжестве пасхальной ночи. В подсобных покоях дворца, обращенных на юг, где разместились офицеры римской когорты и легат легиона, светились огни, там чувствовалось какое-то движение и жизнь, передняя же часть, парадная, где был единственный и невольный жилец дворца − прокуратор, − вся она, со своими колоннадами и золотыми статуями, как будто ослепла под ярчайшей луной. Тут, внутри дворца, господствовали мрак и тишина. И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.

Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. Банга тотчас поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза.

Только тогда заснул и пес.

Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением − ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить.

Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

− Да, да, − стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

− Мы теперь будем всегда вместе, − говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. − Раз один − то, значит, тут же и другой! Помянут меня, − сейчас же помянут и тебя! Меня − подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя − сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

− Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, − просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

Выполнить задания:

  1. Какую функцию выполняет данный эпизод?
  2. Какие слова подтверждают, что Понтий Пилат – сложная, противоречивая личность?
  3. Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор показывает состояние героя: «…сон наконец сжалился над игемоном».
  4. Какая проблема ставится в данном эпизоде? Прокомментируйте. (4-5 предложений)

Функции эпизода:

 - идеологическая (связь с проблематикой произведения)

- отражение авторской позиции

- психологическая (состояние души, характер героя)

 - композиционная (например, эпилог)

 - эстетическая (описание).

Проблема – это сложная, зачастую конфликтная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Основной элемент проблемы – противоречие.

Комментарий – это вторичный текст, модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации.

Письменная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита

Задание А

1.В каком городе родился М. А. Булгаков?

  1. в Москве                                             2.  в Петербурге

  3. в Киеве                                                4.  в Рязани

2.Укажите профессию М. А. Булгакова.

  1.учитель                                                 2.священник

  3.врач                                                       4. ученый

3.Назовите периодическое издание, в котором сотрудничал М. А. Булгаков после переезда в Москву.

 1. "Правда"                                         3. "Гудок"

 2. "Известия"                                     4."Свисток"

4.Как называется цикл рассказов, в основу которых легли случаи из жизни М. А. Булгакова на Смоленщине в 1916-1917 гг.?

  1."Записки на манжетах"                                         2."Собачье сердце"

  3."Записки юного врача"                                          4."Белая гвардия"

5.Автором романа о Понтии Пилате в "Мастере и Маргарите" является:

 1. Понтий Пилат                                            2.Воланд

  3.Левий Матвей                                           4.Мастер

6.Укажите, какая сцена является кульминацией романа "Мастер и Маргарита".

 1. Вальпургиева ночь                                                      2.бал Сатаны

 3. представление в Варьете

 4.сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву

7.Кто из перечисленных персонажей не входил в свиту Воланда?

 1. Фагот                                                     2.Варенуха

  3.Гелла                                                     4. кот Бегемот

8.В романе "Мастер и Маргарита" Воланд выполняет функции:

  1.возмездия за грехи

  2.творца зла ради зла

  3.искусителя

  4.справедливости

9.Укажите, какой проблемы нет в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

 1. проблема выбора и личной ответственности

  2.проблема отцов и детей

 3. проблема творчества

  4.проблема милосердия

Задание В

  1. Назовите миры, представленные в романе.

  1. Кем был мастер по образованию? Почему главный герой появляется только в 13 главе?

  1. Почему главный герой романа мастера Понтий Пилат, а не Иешуа Га-Ноцри?

Задание С

Восстановите цитаты из текста романа:

А) «Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…ну, что ж… и _________ иногда стучится в их сердца… в общем, напоминают прежних… .  _________ только испортил их…»

Б) «________ - самый тяжкий порок».

В) «Каждому будет дано по его _______».

Г) Никогда и ничего не просите…, в особенности у тех, _________».

Д) «Тот, кто любит, должен разделять участь того,__________».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом...

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Тест по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Данный материал поможет учителям литературы проверить и оценить знания учащихся по творчеству М. Булгакова...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...