Проверочная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Анализ эпизода. Письменная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverochnye_raboty_po_romanu_m.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Анализ эпизода. Эпизод «Сон Понтия Пилата». (гл.26)
Дворец Ирода Великого не принимал никакого участия в торжестве пасхальной ночи. В подсобных покоях дворца, обращенных на юг, где разместились офицеры римской когорты и легат легиона, светились огни, там чувствовалось какое-то движение и жизнь, передняя же часть, парадная, где был единственный и невольный жилец дворца − прокуратор, − вся она, со своими колоннадами и золотыми статуями, как будто ослепла под ярчайшей луной. Тут, внутри дворца, господствовали мрак и тишина. И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. Банга тотчас поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза.
Только тогда заснул и пес.
Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением − ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить.
Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.
Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
− Да, да, − стонал и всхлипывал во сне Пилат.
Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
− Мы теперь будем всегда вместе, − говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. − Раз один − то, значит, тут же и другой! Помянут меня, − сейчас же помянут и тебя! Меня − подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя − сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
− Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, − просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
Выполнить задания:
- Какую функцию выполняет данный эпизод?
- Какие слова подтверждают, что Понтий Пилат – сложная, противоречивая личность?
- Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор показывает состояние героя: «…сон наконец сжалился над игемоном».
- Какая проблема ставится в данном эпизоде? Прокомментируйте. (4-5 предложений)
Функции эпизода:
- идеологическая (связь с проблематикой произведения)
- отражение авторской позиции
- психологическая (состояние души, характер героя)
- композиционная (например, эпилог)
- эстетическая (описание).
Проблема – это сложная, зачастую конфликтная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Основной элемент проблемы – противоречие.
Комментарий – это вторичный текст, модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации.
Письменная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита
Задание А
1.В каком городе родился М. А. Булгаков?
1. в Москве 2. в Петербурге
3. в Киеве 4. в Рязани
2.Укажите профессию М. А. Булгакова.
1.учитель 2.священник
3.врач 4. ученый
3.Назовите периодическое издание, в котором сотрудничал М. А. Булгаков после переезда в Москву.
1. "Правда" 3. "Гудок"
2. "Известия" 4."Свисток"
4.Как называется цикл рассказов, в основу которых легли случаи из жизни М. А. Булгакова на Смоленщине в 1916-1917 гг.?
1."Записки на манжетах" 2."Собачье сердце"
3."Записки юного врача" 4."Белая гвардия"
5.Автором романа о Понтии Пилате в "Мастере и Маргарите" является:
1. Понтий Пилат 2.Воланд
3.Левий Матвей 4.Мастер
6.Укажите, какая сцена является кульминацией романа "Мастер и Маргарита".
1. Вальпургиева ночь 2.бал Сатаны
3. представление в Варьете
4.сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву
7.Кто из перечисленных персонажей не входил в свиту Воланда?
1. Фагот 2.Варенуха
3.Гелла 4. кот Бегемот
8.В романе "Мастер и Маргарита" Воланд выполняет функции:
1.возмездия за грехи
2.творца зла ради зла
3.искусителя
4.справедливости
9.Укажите, какой проблемы нет в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
1. проблема выбора и личной ответственности
2.проблема отцов и детей
3. проблема творчества
4.проблема милосердия
Задание В
- Назовите миры, представленные в романе.
- Кем был мастер по образованию? Почему главный герой появляется только в 13 главе?
- Почему главный герой романа мастера Понтий Пилат, а не Иешуа Га-Ноцри?
Задание С
Восстановите цитаты из текста романа:
А) «Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…ну, что ж… и _________ иногда стучится в их сердца… в общем, напоминают прежних… . _________ только испортил их…»
Б) «________ - самый тяжкий порок».
В) «Каждому будет дано по его _______».
Г) Никогда и ничего не просите…, в особенности у тех, _________».
Д) «Тот, кто любит, должен разделять участь того,__________».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема урока: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...
Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"
включает тестовые задания и задание с развернутым ответом...
Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Тест по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Данный материал поможет учителям литературы проверить и оценить знания учащихся по творчеству М. Булгакова...
Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...