Главные вкладки
Очерк «Уроки Тургенева» В. Солоухина
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Главный проблемный вопрос изложения материала - какими существенными сторонами своей личности И. С. Тургенев оказался близок современному читателю, какие нравственные уроки Тургенева действенны и сейчас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocherk_v.docx | 15.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Очерк В. Солоухина «Уроки Тургенева».
Урок - лекция с элементом беседы на основе литературно-критического материала по биографии и литературному творчеству И. С. Тургенева.
Главный проблемный вопрос изложения материала - какими существенными сторонами своей личности И. С. Тургенев оказался близок современному читателю, какие нравственные уроки Тургенева действенны и сейчас.
Основные направления работы с учащимися:
1. «... у самого сотни крепостных, а пишет против крепостного права…Так и было воспринято на всю жизнь: вне борьбы за справедливость, вне борьбы против насилия, русского писателя не бывает... Это был первый урок, преподанный Иваном Сергеевичем».
2. Тургенев - это целый XIX век русской литературы и общественной мысли, век бурления, становления, расцвета». Учитель, подтверждая эту мысль, приводит перечень лиц, с которыми Тургенев «находился в тесных или сложных отношениях», и «они все взаимодействовали духовно, умственно или просто по-житейски».
З. Тургенев служил не только литературе, но и при помощи литературы, другого оружия и средств в его руках не было».
Учитель говорит о « Записках охотника» как подтверждение «аннибаловой клятвы» борьбы с крепостным правом. Учащиеся раскрывают содержание рассказов «Бурмистр», «Бирюк», «Хорь и Калиныч», акцентируя своё внимание на мысли - какие таланты пропадали на Руси при крепостном праве.
4. Высказывание Тургенева, обращённое к молодым писателям: «Нужно постоянное общение со средой, которую берёшься воспроизводить; нужна правдивость, правдивость неумолимая в отношении к собственным ощущениям; нужна свобода, наша свобода воззрений и понятий, и, наконец, нужна образованность, нужно знание!.. Учение - не только свет, по народной пословице, оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание, и никогда свобода так не нужна, как в деле художества, поэзии!
Учитель показывает, что разносторонние знания были нужны Тургеневу «для внутренней раскованности», «как надёжный и прочный потенциал» личности. В подтверждении этому ученики раскрывают содержание романов «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне».
5. Такие художники, как Тургенев и Некрасов (в поэзии), имели право быть суровыми судьями своего времени, ибо ими двигала безграничная любовь к Отечеству и народу». Учащиеся отвечают на вопрос - в чем проявилось это право.
6. Не будь Тургенева, Гончарова, Толстого, « так бы и жили мы без положительных героев этих писателей, в компании Собакевича и Ноздрёва», - пишет Солоухин. Ученики приводят примеры из произведений Тургенева, подтверждающие мысли В. Солоухина.
7. Споря с термином «лишние люди», Солоухин показывает «не такими уж ненужными и праздными были все эти ученые и вроде бы бесплодные разговоры, музыка, библиотеки, сама атмосфера этих усадьб, ставших вместе с их обитателями объектом художественного исследования И. С. Тургенева. «Учитель раскрывает отношение самого Тургенева к «дворянским гнёздам» на основе его произведения романа. «Дворянское гнездо».
8. Учитель отмечает необыкновенную гражданскую «чуткость» Тургенева и то, что ею наделены у писателя в основном женщины. Учащиеся рассказывают о Лизе Калитиной («Дворянское гнездо»), о Наталье Ласунской («Рудин»), о Елене Стаховой («Накануне»).
9. Тургенев, по Солоухину, стоял за цельность русского народа. Бесспорно ли это положение? «Тургенева, - пишет Солоухин, - отличала определённая широта взглядов, вернее сказать, отсутствие узости». Нужно подумать - достоинство это или недостаток в условиях острой идеологической борьбы.
10. Учитель аргументирует любовь Тургенева к родине и словами Инсарова: «Вот когда кто-нибудь из нас умрёт за неё ..., и словами самого Тургенева: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись», «… каждый, пуская корни в родную землю». Как это можно доказать ещё?
11. Почему Солоухин заканчивает «Уроки Тургенева» его призывом беречь родной язык - «национальное достоинство»? Как понимать это высказывание Тургенева? Прочитываем стихотворение «Русский язык» Тургенева и отвечает на вопрос - почему, с точки зрения Тургенева, «во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах родины» русский язык был один поддержка и опора?
Отмечается роль языка в системе жизненных и культурных ценностях.
В заключение учитель отмечает, что такие нравственные качества личности И.С.Тургенева, как патриотизм, широкая образованность, трудолюбие, правдивость, порядочность, целеустремлённость, гуманность, высокая общая культура, нашедшие отражение в его деле служения Родине, является «уроками» жизни каждого современного человека.
Такая родина может быть проведена на введённом или заключительном занятии по творчеству И.С. Тургенева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Как писать портретный очерк" Урок в 8 классе
Как писать портретный очерк. Урок русского языка в 8 классе. ...
Урок литературы в 7 классе по очерку И. С. Тургенева "Бежин луг"
Сценарий урока литературы в 6 классе по очерку И. С Тургенева «Бежин луг»...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Любовь длиною в жизнь: Тургенев и Виардо" (Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева).
Данный урок адресован учителям русского языка и литературы....
Конспект урока по литературе (7класс) по очерку И.С.Тургенева "Хорь и Калиныч"
КонспектУрок по литературе в 7 классепо теме Сопоставление героев как прием характеристики. Портрет и речь. Роль пейзажа в произведении(по очерку И.С. Тургенева "Хорь и Калиныч").Рабочая программа по ...
«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»
Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучит...
Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец Конев». Портретный очерк нашего современника»
Технологическая карта урока родного (русского) языка в 9 классе Тема урока: «Виды очерков. Портретный очерк. Особенности портретного очерка. Работа с очерком Б. Полевого «Полководец ...
"Великий мастер слова"( очерк жизни и творчества И.С.Тургенева).
Иван Сергеевич Тургенев является великим мастером слова, в совершенстве владеющим богатствами русского языка. Он является создателем очаровательных картин русской природы и правдивой жизни русских люд...