внеклассная работа по литературе в 8 классе
методическая разработка (литература, 8 класс) по теме
внеклассная работа по литературе в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vne_klassnye_8_klass.odt | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
« И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ ЗНАЮТ, И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ СКОРБЯТ...»
ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР , ПОСВЯЩЕННЫЙ ПОДВИГУ ЛЕНИНГРАДА В ДНИ БЛОКАДЫ
В 8 классе
Учитель:Авакова Нина Николаевна
Цели:рассказать о трудностях , пережитых жителями Ленинграда в дни блокады;воспитание чувства сострадания, нравственности и доброты.
Оборудование:аудиозаписи Седьмой симфонии Д.Шостаковича, песни «Дороги»(муз. А.Новикова , сл. О. Ошанина), музыка , под которую будут читаться стихи ,*любая, передающая настроение).
Эпиграф: Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Все как живые.
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Ю.Воронов.
Х о д м е р о п р и я т и я
Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д.Шостаковича.
Ведущий: Литература и искусство выступают хранителями памяти поколений. Нельзя не сказать о героической борьбе Ленинграда в годы войны. Трудности , перенесенные жителями города и фронта, стали со временем известны во всех подробностях , и весь мир ужаснулся небывалой трагедии и не скрывал удивления и восхищения героями, отстоявшими город в сложнейших условиях. Казалось, что на Ленинград , лишенный света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать ЭТО. Но ничто не смогло убить волю ленинградцев.
Чтец 1. ...Над Ленинградом-
Смертельная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю:нас , граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады ,-
Мы не покинем наших баррикад.
О.Берггольц..
Ведущий. Столько строк посвящено военному Ленинграду и подвигу его жителей. Кажется,что больше ничего уже не скажешь. Все уже сказали сами блокадники.
Чтец 2. Да , Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи;
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить .
Здесь трусов нет,
Здесь не должно быть робких.
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим... З. Шишова
Ведущий. Страшное слово «блокада». Нечеловеческие усилия требовались, чтобы просто выжить. А они не склонили головы, они боролись за жизнь всей страны, за победу.
Чтец 3. Какая длинная зима,
Как время медленно крадётся!...
В ночи ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснется.
И потру, когда ветер
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера,
Людская очередь за хлебом.
В нас голод убивает страх.
Но он же убивает силы.
На Пискаревских пустырях
Все шире братские могилы.
И зря порою говорят:
- Не все сняряды убивают...
Когда мишенью Ленинград,
Я знаю — мимо не бывает.
Ведь даже падая в Неву,
Снаряды — в нас.
Чтоб нас ломала.
Вчера там каменному льву
Осколком лапу оторвало.
Но лев молчит,молчат дома ,
А нам по-прежнему бороться ,
Чтоб жить и не сойти с ума...
Как время медленно крадется.
Ю.Воронов
Ведущий . Осенью 1941г. ленинградцы начали умирать от голода. В ноябре 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек , в декабре 53 тыс. За январь и февраль 1942 г. от голодного истощения умерло 200 тыс. ленинградцев. Вспоминает О.Ф. Берггольц, поэтесса , жительница блокадного города...
Чтец 1. « У нас на Кузнечном бадаевскую землю продают ...Когда бадаевские горели ,оказывается , масса сахару расплавленного в землю ушло. Первый метр -100 рублей стакан, второй -пятьдесят. Разводят водой . Процеживают и пьют. Вкусно!»
Чтец 2. ...И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети,плача,хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой .
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтоб все это превозмочь?
Умирали -и говорили:
-Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали. Нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?...
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь. Е.Рытвина
Ведущий. Связь с городом поддерживали только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой 1942-1943 гг. и была проложена легендарная Дорога жизни.
Звучит песня «Дорога»(муз. А. Новикова , сл. О.Ошанина).
Ведущий. Продовольствие поступало только по льду в малых количествах.
Чтец 3. ...Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим,
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
О.Берггольц
Чтец 1. Страшный путь!
На тринадцатой, последней версте
Ничего не сули хорошего?!
Под моими ногами устало хрустеть
Ледяное ломкое крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой, над тобой высоко.
И нет на тебе никаких одежд:
Гол как сокол.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал
Над тобой свистеть.
И устал
Грохотать
Свинец...
...Почему не проходит
Над Ладогой мост?!
Нам подошвы
Невмочь ото льда оторвать.
Сумасшедшие мысли
Буравят
Мозг:
Почему на льду не растет трава?!
Самый страшный путь
Из моих путей!
На двадцатой версте
Как я мог идти!
Шли на встречу из города
Сотни
Детей...
Замерзали в пути...
Одинокие дети
На взорванном льду-
Эту теплую смерть
Распознать не могли они сами
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слово «вперед».
Под каким бы нам
Ни бывать огнем-
Черный
Ладожский
Лед,
Ленинградские дети
Лежат
На нем.
А. Межиров
Ведущий. Запасы продовольствия быстро заканчивались . Ели все,что можно было найти,-варили опилки,разрезали и ели кожаные ботинки...
Чтец 2. «...Едим столярный клей. Ничего.Он этот студень не противен, если положить в него корицу и лавровый лист. Советский человек даже в страшных условиях блокады находит силы бороться со всеми невзгодами. Его бесстрашие ,отвага,способность к сопротивлению-поразительные...» (Из дневника А. Остроумовой-Лебедевой).
Ведущий. И всё же...
Чтец 3. В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
О.Берггольц
Ведущий. Город бомбили. Ленинград должен был быть стерт с лица земли. Город-музей. По планам Гитлера культура русских должна была быть уничтожена полностью.
Чтец 1. Снаряд упал на берегу Невы,
Швырнув осколки и волну взрывную
В чугунную резьбу,
На мостовую.
С подъезда ошарашенные львы
По улице метнулись врассыпную.
Другой снаряд ударил в особняк -
Атланты грохнулись у тротуара;
Над грудой пламя вздыбилось, как флаг,
Труба печная подняла кулак,
Грозя врага неотвратимой карой.
Еще один — в сугробы, на бульвар,
И снег, как магнит, вспыхнул за оградой.
Откуда — то свалился самовар.
Над тёмной башни занялся пожар.
Опять пожар!
И снова в вой снаряда.
Куда влетит очередной, крутясь?...
Враги из дальнобойных бьют орудий.
Смятенья в нашей городе не будет:
Шарахаются бронзовые люди,
Живой проходит, не оборотясь.
А.Яшин
Ведущий. По планам Гитлера не должно было быть Пушкина, Зимнего дворца, Невского проспекта, Эрмитажа ...Ничего.
Чтец 2. Да, есть слова, наполненные светом,
И с ними всюду сердце бьется в лад.
Не называя всех всех, скажите «Ленинград»-
И это будет подленным ответом.
С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много, много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки-
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская,Дубровка,
Приневские дымилися луга.
И Ленинград пожары эти видел,
А враг , поживой жадною гоним,
Все наседал,смертельно ненавидя
Все русское,все, связанное с ним...
Ведущий..Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества русских людей.
900 дней блокады. Много это или мало?Кто даст ответ?
Чтец 3. Ленинград, Ленинград, Ленинград!
Да прославиться хлеб его черствый,
И безмолвье ослепших громад,
И дыханье крутых баррикад,
И людей непрощающий взгляд.
И сердце возмужавших упорство.
М.Агилер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование личности учащихся во внеклассной работе по литературе
Совершенствование личности учащегося во внеклассной работе по литературе через литературные встречи (литературно-художественные путешествия по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя)...
внеклассная работа по литературе
Повышение интереса учеников к предметам, формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний....
внеклассная работа по литературе в 8 классе
внеклассная работа по литературе в 8 классе...
внеклассная работа по литературе в 6 классе
внеклассная работа по литературе в 6 классе "Русские посиделки"...
внеклассная работа по литературе в 6 классе
внеклассная работа по литературе в 6 классе...
Обобщение опыта работы: "ЗА РАМКАМИ УРОКА: ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"
Обощение опыта внеклассной работы по литературе на базе школьного музея Сергея Есенина гимназии №69 г. Липецка....
Внеклассная работа по литературе. 5 класс. Работа над проектом Что за прелесть эти сказки!
Изучением сказок как народных, так и литературных начинается знакомство пятиклассников с огромным миром литературы. К этому времени у ребят уже накоплен опыт прочтения разнообразных ...