Урок по УМК "Вокруг тебя мир" 6 кл.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Тема урока: " Гуманистические ценности в повести В. Закруткина "Матерь человеческая"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_umk_vokrug_tebya_mir.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Гуманистические ценности в повести В. Закруткина « Матерь человеческая»
Цель: подвести учащихся к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;
закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию;
воспитывать любовь к Родине, к матери, к земле.
Ход урока.
Организация учащихся на урок.
Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы проанализируем фрагмент из повести В. Закруткина «Матерь человеческая»
III Проверка домашнего задания.
–Дома вы написали сочинение – миниатюру о своей маме. Прочтите. (Чтение сочинений учащимися). Мама самая лучшая и близкая подруга. К ней мы идем со своими радостями и горестями. Добрый свет лучистых маминых глаз сопровождает нас всю жизнь.
Чтение стихотворения М. Исаковского «Русской женщине»
- А сколько слез было пролито матерями в годы ВОВ. Сколько перенести пришлось женщинам, потерявшим своих детей. Послушайте стихотворение М. Исаковского « Русской женщине».
3) Песня В. Высоцкого «Песня о Земле»
Кто сказал всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя.
Кто сказал, что земля умерла,
Нет! Она затаилась на время.
Материнство не взять у земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что землю сожгли,
Нет! Она почернела от горя.
Как разрезы траншеи легли,
И воронки как раны зияют,
Обнажённые нервы земли
Неземное страдание знают
Она вынесет всё, переждёт,
Не записывай землю в калеки.
Кто сказал, что земля не поёт,
Что она замолчала навеки?
Нет! Звенит она стоны глуша
Изо всех своих ран , из отдушин.
Ведь земля – это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
Кто поверил, что землю сожгли?
Нет! Она затаилась на время.
-Давно закончилась война…Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне
4) Выставка рисунков о войне. Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А. Твардовский
IV Изучение нового материала.
Повторное сообщение темы урока.
Вступительное слово.
-Месть и возмездие – что это?
Эти вопросы по-прежнему волнуют людей. Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Закруткин.
Беседа с учащимися.
-Какое испытание ждало Марию?
-Какой эпизод в данном фрагменте произведения произвел на вас наиболее сильное впечатление?
-Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе?(обратить внимание, что раненый безоружен)
-Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести?
-Как он этого добивается?
3) Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?
-Почему вдруг «мстительная решимость покинула Марию» и она «выронила вилы, ноги её подкосились»?
-Что остановило её?
-Что предпринимает Мария?
-Почему она так поступает?
V .Сделаем вывод: листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несет смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы.
6.Домашнее задание. Ребята, ответьте дома на вопросы:
-Приходилось ли вам испытывать чувство мести? Что вы ощущали в тот момент? Чем закончилась конфликтная ситуация? А как вы бы поступили теперь?
7. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь"
Цель урока. Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенацион...
УРОК по теме: "Тебе следует обратиться к врачу" 6 класс УМК В,,Кузовлев "English 6"
Данная презентация предназначена для проведения урока рефлексии по теме "You should go to the doctor" в 6 классе на базе УМК В.П.Кузовлева "ENGLISH 6"...
Конспект урока Когда у тебя есть свободное время 7 класс
Когда у тебя есть свободное время 7 класс...
Презентация к уроку "Кто для тебя образец для подражания?"
Цель использования презентации «Who is your role model?» - это повышение мотивации учеников к изучению английского языка и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, расширение кругозо...
Урока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»
СценарийУрока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»,посвященного освобождению города Горячий Ключ от фашистских захватчиков...
Урок-мастерская "Люблю тебя, мое Отечество!"
Урок литературы в 10 классе представляет собой творческую мастерскую по сочинению стихотворения в прозе патриотической направленности. Обучающиеся на примерах стихотворений в прозе И.С. Тургенева выяв...
Конспект урока "Какая экскурсия тебе понравилась больше всего?" 5 класс (ФГОС) Кузовлев В.П.
Класс: 5 (ФГОС) по уч. В.П. КузовлевЦикл 6: "Путешествие по Англии".Цель: создать условия для употребления простого прошедшего времени Paste Simle Tense.Приемы РКМЧП: "Корзина идей", "Лови ошибку", "Т...