Урок внеклассного чтения в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по рассказу М.А.Булгакова "Стальное горло" (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе.
Внеклассное чтение (по книге для чтения «Вокруг тебя – мир…»)
Тема: М.Булгаков «Стальное горло». Принцип гуманности.
Раздел: «Под знаком Красного Креста».
Гуманистический компонент: медицинский персонал, руководствуясь принципом гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь всем без исключения.
Правовой компонент: понятие «медицинский персонал».
Литературоведческий компонент: исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как прием психологизма, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста.
Развитие речи: сочинение-рассуждение, формулирование вывода по проблематике раздела.
Цели:
общая – обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; продолжить обсуждение проблемы трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;
частная – углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя.
Вопросы логического задания, на которые дети должны ответить в конце урока, написаны на доске:
Какими качествами должен обладать тот, от чьего профессионализма зависит жизнь пациентов?
Почему рассказ называется «Стальное горло»?
Ход урока:
План урока: | Деятельность учителя: | Деятельность учащихся: |
1. Слово учителя | Вокруг тебя – мир... - Что известно вам о писателе? - Какие произведения М.А.Булгакова вы знаете?
| Радости, тревог, переживаний, неожиданностей. «Мастер и Маргарита» «Собачье сердце» |
2. Композиционные особенности рассказа: | а) - В чем жанровые особенности произведения? .б)- От чьего лица ведется повествование? в) - Давайте понаблюдаем за композицией рассказа. - Назовите основные элементы композиции. - Какое место в ней занимает операция? (Экспозиция – знакомство с молодым врачом, завязка – привезли умирающую девочку, кульминация – подготовка и ход операции, развязка – ребенок спасен, эпилог – возвращение на квартиру доктора, то есть это кольцевая композиция, и главное место в ней занимает операция.) - Каково настроение героя в начале рассказа? - Почему? Подтвердите свои наблюдения словами из текста. - Выделите ключевое слово первого абзаца. Что значит «был один»? - Как в тексте передается настроение рассказчика, его неуверенность в своих силах, страх, предчувствие опасности? - Почему ночь 29 ноября в мельчайших подробностях запомнилась герою? - Итак, внутренний мир героя нарушен. - Почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал? - Давайте проведем исследовательскую работу: найдите в тексте рассказа яркие цитаты, раскрывающие душевное состояние персонажа в начале и в конце повествования. - Кто участники этой трагедии? | - Это рассказ - небольшое эпическое произведение, в основу которого положен важный эпизод, позволяющий ярко проявиться характеру героя. - Это рассказ-воспоминание, ведется от первого лица. - Его терзают сомнения, страз, неуверенность. - Настроение передается по-разному: Описания: «…ноябрьская тьма с вертящимся снегом, дом завалило, в трубах завыло…; Я крахтел, курил, пил черный холодный чай…; Я же был всего лишь двадцатичетырехлетним врачом, два месяца назад выпущенным заведовать Никольской больницей,…взглянул с тоской на синий цвет…; в тоскливом предчувствии опасности…, Холодный пот неоднократно стекал у меня вдоль позвоночного столба при мысли о грыже…; мой негодный университетский груз… Мне хотелось попросить прощения, покаяться в своем легкомыслии, в том, что я поступил на медицинский факультет» Противопоставления: университетский «багаж» вчерашнего студента – конкретная ситуация, требующая не только знаний. Почерпнутых из «божественных» книг, но опыта, интуиции, решимости; «…ухватился за книгу, перелистал ее, нашел рисунок, изображающий трахеотомию. На нем все было ясно и просто: горло раскрыто, нож вонзен в дыхательное горло. Я стал читать текст, но ничего не понимал, слова как-то прыгали в глазах… - На наших глазах разворачивается трагедия, может погибнуть ребенок - Девочка Лидка, ее мать, бабка и молодой доктор |
3. Аналитическая работа по тексту: | 1-й ряд – девочка Лидка 2-й ряд – ее мать 3-й ряд – бабка - Что мы увидели благодаря этому заданию? - Итак, почему же молодой неопытный врач решается на операцию, которую никогда раньше не делал? - Времени совсем мало, как доктор им распорядился? - - Что в подготовке и в ходе операции удивило вас больше всего? - А теперь обратим внимание на очень интересный прием, который использует автор. Внутренний монолог героя помогает понять, что на самом деле он испытывает. - Здесь в рассказе особенно отчетливо звучит «другой голос». -Что за другой голос? Кому он принадлежит? - Что происходит в тот момент, когда начинает звучать другой голос? - Почему, по-вашему, молодой доктор думает одно, а говорит совсем другое? Что мешает ему признаться в своей неопытности? - Что дает ему силы? - Итак, девочка спасена. Какие последствия имела эта операция для самого доктора? - Читаем последний абзац рассказа: «Крупный снег шел, все застилало, фонарь горел, и дом был одинок, спокоен и важен. И я, когда шел, хотел одного – спать». - Как эти строки перекликаются с началом рассказа? - Но что изменилось?
| «Только на конфетных коробках рисуют таких детей – волосы сами вьются в спелые кольца почти спелой ржи. Глаза синие, громаднейшие, щеки кукольные. Ангелов так рисовали. Но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это был страх, – ей нечем было дышать... Ямки втягивались в горле у девочки при каждом дыхании, жилы надувались, а лицо отливало из розоватого в легонький лиловый цвет». В конце рассказа: «Лидке распутали горло. Она дичилась и боялась, но все же мне удалось поднять подбородок и заглянуть. На розовой шее был вертикальный коричневый шрам и два тоненьких поперечных от швов. «Лицо матери было искажено, она беззвучно плакала...», «глаза у нее были как у дикого зверя...», «Мать вдруг автоматическим движением передала девочку бабке и стала передо мной на колени». В конце рассказа: «Женщина сияла глазами». «Бабка перекрестилась на дверную ручку, на меня, на потолок...», «бабка начала молиться на косяк...». В конце рассказа бабка отсутствует. - Всем очень тяжело, все страдали, а закончилось удачно, потому что доктор сделал операцию) Это единственный способ спасти девочку Побежал справиться в учебнике, как делаются подобные операции Разные ответы: фельдшер падает в обморок, но на него не обращают внимания; то, что доктор резал наугад, и др.) «Внутри себя я думал так: “Что я делаю? Ведь я же зарежу девочку”. А говорил иное: - Тот момент, когда начинает звучать «другой» голос, можно считать переломным. Прежний голос принадлежит человеку, не уверенному в своих силах, кто всячески стремился избежать опасности и риска, хотя и помнил о своем профессиональном назначении («…да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…») Новый «другой» голос свидетельствует о решимости оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Можно сказать. Что «прежний» голос принадлежит человеку, думающему о себе, о своем страхе. «Новый» голос принадлежит человеку, думающему о других
Сознание того, что больше никто не может помочь умирающему ребенку - Эта операция – самый важный момент в жизни молодого доктора. Он состоялся как врач. «А прием мой все возрастал. Вот настал день, когда я принял сто десять человек» - Пройдя через стрессовое состояние, герой обрел мир в своей душе, перестал сомневаться в верности выбранного пути. - Один – одинок… - «Спокоен и важен»… Описан лишь один случай из врачебной практики, завтра будет новый день, он принесет новые заботы. |
4. Делаем выводы: | Завершая нашу беседу по рассказу «Стальное горло», я задам вам самые сложные вопросы: - Микротемы? – Идея (главная мысль) рассказа? – Что для понимания идеи рассказа дают нам внутренние монологи врача? – Какие общечеловеческие проблемы поставлены в этом рассказе? | О трудном случае, об ответственности врача.) Жизнь и здоровье человека, слаженная работа коллег, темнота крестьянства и др. Победа над собой во имя другого человека. Помогают понять, что ему пришлось пережить.
|
5. Творческая работа учащихся: | Письменно ответьте на вопрос: «Что нового я узнал о профессии врача?» | Чтение рассуждений учащихся. |
Литература
1. Булгаков М. Рассказ «Стальное горло» в книге для ученика «Вокруг тебя – мир...». 7-й класс. М.: ООО «Гендальф», 2000. С. 52–58.
План проведения урока:
Организационный момент.
Вступительное слово.
Жанровые особенности произведения (выстраивается схема):
экспозиция завязка кульминация развязка заключение
операция
выбор
да нет
Почему сомнения терзают его?
( найдите строки)
Внутренний мир нарушен
(монолог – диалог со своим «я»)
- Почему же герой склоняется к «да»?
Аналитические наблюдения.
«Да» побеждает, но в какой-то момент выступает слово «зачем? не справлюсь…» (поведение фельдшера)
Эта операция – важный момент в жизни человека.
Вывод: пройдя через стрессовое состояние, наш герой обрел мир души своей…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/09/picture-7738.jpg)
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация о творчестве К.Паустовского...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...
Урок внеклассного чтения ( 9 класс) на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Урок Пушкина в татарской школе....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...