Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне" Мбоу Майорская средняя общеобразовательная школа Учитель: Черникова Дина Николаевна
Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны. Задачи урока: Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст. Способствовать развитию литературных способностей учащихся: - эмоциональной чуткости к слову; - образной конкретизации и образному обобщению словесных образов. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма. Оборудование: мультимедиа. Ход урока. I. Организационный момент. II. Объявление темы и цели урока. Эпиграф к уроку: Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне. В.И.Лебедев–Кумач III. Вводное слово учеников. Ученик 1. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. Ученик 2. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни. Ученик 1. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь. Ученик 2. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь. Ученик 1. Тогда ещё не знали вы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны… (слайд: голос Левитана о начале войны) IV. Проверка домашнего задания. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? Прочитайте написанные вами четверостишья. V. Вступительное слово учителя. Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии. Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая. От песни сердцу было тесно: Она вела на смертный бой, Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой. VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне. А) Гимн сражающегося народа. Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война» Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «Священная война» Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»: -Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт? - В чём, по – вашему, патриотический пафос стихотворения? Сообщение ученика о памятнике песне «Священная война» Константин Симонов (1915 - 1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри». Б) Чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня» - О чём стихотворение? В) Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.
Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «В землянке» Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке» - В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»? Сообщение ученика о памятнике песне «В землянке» Г) Поэт – песенник М.Исаковский(Краснянская А.) Сообщение ученика кратких сведений о творческой биографии М.Исаковского. Сообщение ученика об истории создания песни «Катюша» Знаменитая, родная, и близкая миллионам людей «Катюша»
Фронтальная беседа по материалам домашнего задания. - Какова фронтовая судьба песни «Катюша»? Сообщение ученика о памятнике песне «Катюша» – Каким настроением проникнута песня? (одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство) Великое и трагическое в песне «Враги сожгли родную хату» Работа над содержанием стихотворения. - Почему стихотворение можно назвать повестью? - В чём, по – вашему, связь между стихотворением К.Симонова «Жди меня» и «Враги сожгли родную хату»? (солдат выполнил своё обещание, слово : «Жди меня, и я вернусь…») Д) Индивидуальное сообщение ученика о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Песенки о пехоте» - Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава? - Почему стихотворение можно назвать трагедией? Песня по заказу. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Мы за ценой не постоим». Прослушивание песни - Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному? - Какие краски при этом использовали бы? Е) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги» Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни. – Почему песню называют исповедью? - О чём она? Ж) Песня сердца и души. А.Фатьянов, В.Соловьёв – Седой Выступление заранее подготовленного ученика о творческой судьбе песни. – О каком периоде войны здесь идёт речь? – Почему песню «Соловьи» называют народной? VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. - Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек? VII. Заключительное слово учителя. Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». VIII. Итог урока Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли» И озвучиваются статистические данные: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. 27 миллионов жизней она унесла. Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.
|