"Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.
  • Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
    - эмоциональной чуткости к слову;
    - образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.
  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Урок литературы в 8-м классе по теме "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Мбоу Майорская средняя общеобразовательная школа

Учитель: Черникова Дина Николаевна

Цель урока: Познакомить со значением поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

Продолжить формирование умений школьников анализировать и интерпретировать художественный текст.

Способствовать развитию литературных способностей учащихся:
- эмоциональной чуткости к слову;
- образной конкретизации и образному обобщению словесных образов.

Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, чувства патриотизма.

Оборудование: мультимедиа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока.

                                                                                 Эпиграф к уроку:

                                                                               Кто сказал, что надо бросить
                                                                              Песню на войне?
                                                                              После боя сердце просит
                                                                              Музыки вдвойне.
                                                                                          В.И.Лебедев–Кумач

III. Вводное слово учеников.

Ученик 1. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась.

Ученик 2. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман». Перед вами одна из фотографий тех лет. Вглядитесь в эти лица, на них светлая грусть, предвкушение грядущей насыщенной, интересной и обязательно счастливой жизни.

Ученик 1. А позади: настоящая дружба, яркие победы, первая любовь.

Ученик 2. Последний аккорд детства и первая нота вступления во взрослую жизнь.

Ученик 1. Тогда ещё не знали вы,
Со школьных вечеров шагая,
  Что завтра будет первый день войны…

(слайд: голос Левитана о начале войны)

IV. Проверка домашнего задания.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

Прочитайте написанные вами четверостишья.

V. Вступительное слово учителя.

Мирная жизнь советского народа была прервана вероломным нападением фашистской Германии.

Война и песня… Что может быть общего между ними. Казалось бы тяготы военного времени не оставляют места для песен. И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою, она вдохновляла бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники, поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня — это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

VI. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне.

А) Гимн сражающегося народа.

Частичный анализ стихотворения В.Лебедева-Кумача «Священная война»

Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «Священная война»

Фронтальная беседа по содержанию стихотворения «Священная война»:
-Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
- В чём, по – вашему, патриотический пафос стихотворения?

Сообщение ученика о памятнике песне «Священная война»

Константин Симонов (1915 - 1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».

Б) Чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня»

        - О чём стихотворение?                    

В)

Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение Константина Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь»). Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку Константином Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке.

Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни «В землянке»

Анализ стихотворения А.Суркова «В землянке»
- В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне «В землянке»?

Сообщение ученика о памятнике песне «В землянке»

Г) Поэт – песенник М.Исаковский(Краснянская А.)

Сообщение ученика кратких сведений о творческой биографии М.Исаковского.

Сообщение ученика об истории создания песни «Катюша»

Знаменитая, родная, и близкая миллионам людей «Катюша»

Фронтальная беседа по материалам домашнего задания.
- Какова фронтовая судьба песни «Катюша»?

Сообщение ученика о памятнике песне «Катюша»

– Каким настроением проникнута песня?
(одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство)

Великое и трагическое в песне «Враги сожгли родную хату»

Работа над содержанием стихотворения.

- Почему стихотворение можно назвать повестью?

- В чём, по – вашему, связь между стихотворением К.Симонова «Жди меня» и «Враги сожгли родную хату»?

(солдат выполнил своё обещание, слово : «Жди меня, и я вернусь…»)

Д)

Индивидуальное сообщение ученика о творческой судьбе Б.Ш.Окуджавы.

Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Песенки о пехоте»

- Какой нарисовал войну в этом стихотворении Б.Окуджава?
- Почему стихотворение можно назвать трагедией?

Песня по заказу. Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания «Мы за ценой не постоим».

Прослушивание песни

- Какие картины могли бы нарисовать к прослушанному?

- Какие краски при этом использовали бы?

Е) Раздумья о предстоящем и свершившемся в стихотворении Л.Ошанина «Дороги»

Выступление заранее подготовленного ученика об истории создания песни.

– Почему песню называют исповедью?

- О чём она?

Ж) Песня сердца и души.

А.Фатьянов, В.Соловьёв – Седой

Выступление заранее подготовленного ученика о творческой судьбе песни.

– О каком периоде войны здесь идёт речь?

– Почему песню «Соловьи» называют народной?

VI. Прослушивание объявления Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

- Какие чувства, на ваш взгляд, в этот радостный момент испытывал каждый советский человек?

VII. Заключительное слово учителя.

Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей. Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство».

VIII. Итог урока

Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли»

И озвучиваются статистические данные:

1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.

27 миллионов жизней она унесла.

Если произвести математические расчёты, то можно представить эти страшные потери так: в среднем ежедневно погибало 19 тысяч человек, в час – 800 человек, в минуту – 13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

В презентации рассказывается о поэтах-фронтовиках и произведениях, которые они создавали на фронте....

Конспект урока литературы в 8 классе на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Здесь представлен подробный конспект урока на тему "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"....

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.Урок Мужества, 8 класс(УМК под ред. В.Я.Коровиной)...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Сценарий литературно-музыкальной композиции предназначен для обучающихся 8 класса.  Может помочь при подготовке не только к урокам литературы, но и к урокам истории. Возможно проведение интегриро...